Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в педагогическом классе "Ушинский-педагог,литератор,учёный"»
Конспект занятия в педклассе «Ушинский - педагог,литератор,учёный
Цель: Расширение и знаний учащихся о педагогической и литературной деятельности К.Д.Ушинского.
Задачи:
1. Познакомить с отдельными фактами биографии писателя, оказавшими влияние на его интерес к педагогической деятельности ;
2. Продолжать учить анализировать произведения, выделять характерные особенности произведений ;
4. Продолжать воспитывать творческую активность учащихся, желание ориентироваться в мире методических идей и иметь свою позицию в этом вопросе ;
Материал к уроку:
1. Презентация к уроку.
Учащиеся должны знать:условия жизни и творчества К. Д.Ушинского в годы; народность и гражданственность каждого периода педагога.
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно работать в микрогруппе;
выразительно читать отрывки произведений К.Д.Ушинского и определять тему, идею рассказов и сказок К.Д.Ушинского; составлять задания по читательской грамотности для учащихся начальных классов по данным текстам
2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника.
Соответствующий указ 27 июня подписал Президент России В.В. Путин. Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса представителей профессии.
«В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня
рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога», – сказал глава государства на встрече с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года России».
Биография Ушинского.
Биография и интересные факты о русском педагоге, писателе, основоположнике научной педагогики в России К. Д. Ушинском.
Константин Дмитриевич Ушинскийродился: 19 февраля (3 марта) 1824 г. в старинном русском городе Туле. Хотя в некоторых источниках годом рождения великого педагога считают 1823-й, а путаница якобы произошла из-за несвоевременно зарегистрированной метрики.
Отца Константина звали Дмитрий Ушинский, он офицер в отставке, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Принадлежал к классу мелкопоместных дворян. Мама – Любовь Ушинская (в девичестве Капнист). После того, как отец получил назначение на судейскую должность, семья переехала в Новгород-Северский, где и прошли детские и юношеские годы будущего педагога.
В 1854 году Ушинскому удалось устроиться учителем русской словесности и юридических предметов в Гатчинский сиротский приют. Это заведение славилось жестокими методами воспитания. За пять лет работы там Ушинскому удалось изменить местные порядки, а ещё искоренить доносительство и воровство среди воспитанников.
Однажды он обнаружил в лицее пыльный шкаф с никому не нужными книгами по педагогике — и нырнул в них с головой. «Боже мой! — от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с ними прежде, чем вступил на педагогическое поприще!» — вспоминал он потом. Это открытие вдохновило Ушинского, он стал публиковаться в «Журнале для воспитания», и на его свежие идеи обратил внимание не кто-нибудь, а сама императрица Мария Александровна. Он показался ей подходящей кандидатурой для реформ в Смольном институте благородных девиц, о которых она давно задумывалась. Институт тогда представлял собой просто пародию на образование — воспитывавшиеся там девицы толком ничего не знали, кроме, французского, и выпускались жеманными невеждами. Так в 1859 году 35-летний Ушинский стал инспектором классов Смольного института. Эта должность — что-то вроде завуча по учебной части, главного по содержанию и методикам обучения. Правда, незадолго до этого на прежнем месте у Константина Дмитриевича случился конфликт — и как раз по поводу методик преподавания, которые казались ему устаревшими. Ушинский везде был реформатором, но в Смольном впервые получил на это высочайший карт-бланш. Однако от проблем это его не спасло.
Ушинский изменил жизнь института кардинально — заменил механическую бездумную зубрёжку, которая там раньше была единственным методом, на настоящее преподавание и обучение, поменял учителей. При нём девочек начали обучать естественным наукам (раньше считалось, что им это ни к чему), а ещё он открыл дополнительный старший класс, в котором могли остаться выпускницы, желавшие получить профессию домашней учительницы.
Но главное, Ушинский поменял мировоззрение институток, включил у них живое мышление и постарался сделать более свободной царившую там атмосферу ханжеской морали и подавления индивидуальности.
Всё это Ушинский проделал меньше чем за три года, но ломкой традиций сразу нажил себе врагов в лице начальницы института и истеричных классных дам. Ему строили козни, на него писали жалобы, и работать в состоянии вечного конфликта стало невозможно — снова пришлось уйти.
После этого Ушинского от греха подальше командировали за границу — изучать и описывать опыт передовых европейских школ.
К педагогической практике он больше не вернулся, но написал первые массовые учебники и руководства для начального обучения «Родное слово» и «Детский Мир. Хрестоматия», а ещё двухтомный фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», занимался общественной деятельностью.
Ушинский был вспыльчивым, но пытался бороться с этим недостатком. Он, например, записывал себе в дневнике установку: «Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее», а следующей же записью признавался, что не сдержался, разгорячился на уроке. Сокрушался: «Бурчливость сделает из меня старую сварливую бабу». По воспоминаниям коллег, его раздражали затруднения, которые случались у учащихся на занятиях. А вот лекции он читал увлекательно.
По причине той же вспыльчивости своих детей он грамоте сам не учил. Теория и методология были ему ближе, чем практика. У Ушинского было шесть детей. Самым старшим ребенкомбыл Павел, который скончался в 1870 г. Далее по возрасту шли Вера, Надежда, Константин, Владимир и Ольга. Старшие дочери посвятили свою жизнь учительству. Вера, будучи замужем, на свои средства открыла мужское училище в Киеве, а Надежда - начальную школу в селе, в котором находился родной дом Ушинского, на средства, заработанные от продажи книг и работ своего отца
В Смольном институте Ушинский сначала получил у девиц репутацию «злеца», отругав их за то, что они облили его шляпу духами (такая была там глупая традиция отмечать тех, кто понравился). Но по мере реформ он стал их кумиром. К тому же, как потом вспоминала одна из учениц, девочки сразу почувствовали в его личности «что-то сильное, крупное и оригинальное».
Будущий автор «Родного слова» — руководства для учителей и родителей по преподаванию родного языка, которое до 1917 года переиздавалось 146 раз, — в гимназии имел по русской грамматике весьма скромную оценку «знания достаточные» (по-нашему — примерно тройка с плюсом). Правда, по истории словесности у него было «отлично». А вот с математикой совсем не сложилось, он смог одолеть её лишь на минимальную оценку «слабо».
Умер К. Д. Ушинский 2 января 1871 г. в возрасте 47 лет в Одессе.
Учитель
На занятиях в психолого-педагогическом классе вы рассматривали различные педагогические ситуации и предлагали варианты разрешения конфликта в классном коллективе.А теперь, юные педагоги, у вас педагогическая проба по проведению урока читательской грамотности в начальных классах : делимся на три группы и перед вами рассказы К.Д.Ушинского. Проверим как на практике вы сможете показать свои педагогические способности. Вы должны составить по этим текстам задания, которые помогут проверить читательскую грамотность обучающихся( с этими заданиями мы в скором времени проведём проверку читат. грамотности в нач. классах):
Учитель
Согласны ли вы с высказыванием русского педагога и писателя К.Д. Ушинского «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело»?
Сегодня мы будем с вами учиться понимать читаемое, а для этого нам необходимо будет провести большую и увлекательную работу.
Читательская грамотность -это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
(Работаем над текстами)
По тексту «Слепая лошадь»
Актуализация знаний.
- Из каких двух слов возникло слово БЛАГОДАРНОСТЬ? (Дарю благо)
- Что значит это слово? Какого человека можно назвать благодарным?
- Только ли к людям можно проявлять благодарность?
Задание 1 Впишите в таблицу ответы на предложенные вопросы
Вопросы
Ответы
Как звали богатого купца?
Как назывался торговый город?
Почему коня назвали Догони-Ветер?
Почему лошадь ослепла?
Что такое ВЕЧЕ?
Задание 2. Восстановите логическую цепочку развития сюжета, опираясь на ключевые слова:
Осознаниекупцом вины спасение Догони-Ветром хозяина столпотворение на площади Лошадь ослепла Уседом выгнал лошадь
Задание 3.
- Ребята, можно ли назвать Уседома благодарным? Почему?
- А как вы поступили бы на месте героя, когда ослепла лошадь?
- Какие прилагательные, характеризующие качества, вы могли бы подобрать для Уседома и Догони-Ветра? Для этого предлагаю составить 2 синквейна для лошади и Уседома, используя данные ниже слова и пословицы:
Какие действия лошади характеризуют её силу, быстроту и стремительность?
Какое обещание дал Уседом по возвращении домой?
Отчего стал болеть Догони-Ветер?
Сдержал ли свое обещание Уседом?
- Как обсуждались трудные вопросы в городе?
Что происходило с Догони-Ветром, когда он оказался на улице?
Почему слепая лошадь позвонила в колокол?
- Какое решение вынесло вече?
Деление текста на части. Работа в группах:
Перед вами карточки с пунктами плана к тексту. Вы должны составить план, определяя последовательность событий цифрами. Я буду наблюдать за тем, как вы: слушаете друга, помогаете друг другу, вместе решаете возникшую проблему.
2.Как Догони - Ветер спас хозяина от смерти.
7.Решение народного собрания.
4.Нарушенное обещание.
1.Знакомство с Уседомом и Догони-Ветром.
5.Догони-Ветер изгнан из дома.
3.После возвращения купца домой.
6.Слепая лошадь просит защиты.
Проверка работы в группах (Слайд 11)
Приём «Верные и неверные утверждения»
- Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли Вы, что…» Правила игры:
1.У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица с номерами вопросов.
2.Вопросы начинаются со слов «Верите ли вы, что ...». Если вы верите, согласны с утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
+
+
-
+
-
-
-
+
+
-
-
+
Верите ли Вы, что…
Богатый купец Уседом имел большую конюшню.
Кличку любимой лошади Уседом дал за её быстроту ног.
Любимого коня Уседома звали Быстрый Ветер
Купец Уседом ехал через лес один.
На купца в тёмном лесу напало 4 разбойника.
Хозяина от разбойников спас верный слуга.
Купец выполнял обещание, давая по 3 меры овса больной лошади, 2 года.
На городской площади для решения важных дел собирались по звону колокола.
Собрание народа для решения спорных вопросов называлось вече.
Звонить в вечевой колокол могли только богатые купцы.
Слепая лошадь начала звонить в колокол от трудной жизненной ситуации, от безысходности.
Народ решением собрания спас лошадь от гибели
Задание 3. Найдите в тексте незнакомые слова, которым соответствуют данные определения:
1. Славянский город - город, в котором жили славяне. Славяне - это наши предки.
2. Рогатина - длинная, толстая палка с раздвоением на конце.
3. Три меры - мера - это старинная русская единица емкости для сыпучих тел.
4. Хворать - болеть.
5. Хилеть - становиться больным, немощным, хилым.
6. Князь - правитель города.
7. Стреха - нижний, свисающий край крыши дома.
8.Вече - собрание народа на главной площади города, для того, чтобы решать вместе важные дела.
Ребята, какие проблемы поднимает К.Д. Ушинский в своем произведении? Чему научил нас этот рассказ? (уметь на добро отвечать добром, сдерживать своё слово, проявлять милосердие, ценить тех, кто готов принести себя в жертву ради спасения другого, проявление неблагодарности)
- Предлагаю взять одну из перечисленных вами проблем и составить схему, объясняющую решение проблемной ситуации. Для этого вам необходимо обратиться к тексту за фактами, объясняющие причины выбранной проблемы.
Причины: жестокость, скупость, жадность, желание наживы.
Факты: уменьшает порцию овса, не сдерживает обещание заботиться о лошади, выгоняет голодное и слепое животное на улицу в холодную зиму.
Вывод: нужно учиться быть благодарным и милосердным, быть ответственным за тех, кого приручили.
О чём заставила задуматься сказка?
-Можно ли сказать, что это сказка о долге и чести? О каком долге нужно помнить? (Мы должны заботиться о братьях наших меньших, о больных, о старых, о малышах..)
-Французский летчик, писатель, погибший во время второй мировой войны, Антуан де Сент Экзюпери, сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
-Прочитаем цитату великого русского писателя Льва Николаевича Толстого :
«Из всех пороков самый ужасный – это неблагодарность».
- Как вы думаете, подходит ли она к теме сегодняшнего урока?
-Что значит быть благодарным? (Эта сказка учит нас, что за добро, нужно платить добром, искренне говорить спасибо). Благодарный человек - это добрый человек.
4. Рефлексия
- Какие уроки доброты преподал нам сегодня выдающийся писатель Константин Ушинский?
- Актуальны ли проблемы, поднятые в рассказе?
Рассказы Ушинского «История одной яблоньки»
От случайно упавшего яблока остались лишь зёрнышки.
Из одного из них выросла яблоня.
За пять лет она превратилась в небольшое дерево.
Садовник аккуратно пересадил его.
Сперва яблонька загордилась, но садовник обрезал всё лишнее и привил её.
В результате, когда всё прижилось, на деревце вызревали вкусные яблоки.
Читайте по теме:
Главные герои (краткие характеристики)
Яблоня — сперва дикая, затем плодоносящая.
Садовник — опытный, умелый, аккуратный.
Главная мысль
Даже на диком деревце могут вырасти сладкие яблоки. Нужен лишь умелый уход за ним. Так и в человеке можно взрастить хорошие черты характера.
ПТИЦЫ (по К. Д. Ушинскому)
В одной хорошенькой российской деревеньке было столько садов, что вся она казалась одним большим садом. Деревья цвели и благоухали весною, а в густой зелени их ветвей порхало множество птичек, оглашавших окрестность звонкими песнями и веселым щебетаньем; осенью уже появлялось между листьями множество розовых яблок, желтых груш и сине-пурпуровых слив.
Но вот несколько злых мальчиков, собравшись толпою, разорили птичьи гнезда. Бедные птицы покинули сады и больше уже в них не возвращались. Прошла осень и зима, пришла новая весна; но в садах было тихо и печально. Вредные гусеницы, которых раньше птицы истребляли тысячами, разводились теперь беспрепятственно. Они поедали на деревьях не только цветы, но и листья. И вот обнаженные деревья посреди лета смотрели печально, будто зимою.
Пришла осень, но в садах не было ни розовых яблок, ни желтых груш, ни пурпуровых слив; на ветках не перепархивали веселые птички; деревня не оглашалась их звонкими песнями.
Выполни задания по рассказу К. Д. Ушинского «Птицы»
1.Где происходят действия рассказа?
а) в городке б) в деревеньке в) в посёлке
2.Какие деревья росли в садах?
а) яблони, груши, сливы
б) яблони, абрикосы, вишни
в) яблони, каштаны, вишни
3.Почему птицы покинули сады?
а) мальчики разорили их гнезда
б) им было нечего есть
в) их выгнали из сада
4. Какой вред нанесли гусеницы садам?
а) поедали цветы на деревьях
б) поедали листья на деревьях
в) поедали цветы и листья
5.Как выглядели в садах обнаженные деревья? Выпиши предложение из текста.
6.Выбери из пословиц ту, которая больше других раскрывает смысл данного текста.
а) Плохой поступок к хорошему не приведет.
б) Человека красит голова, а не шапка.
в) Хорошему человеку везде хорошо, а худому везде худо.
7. В какой книге ты посоветуешь другу искать это произведение?
а) Стихи б) Басни в) Рассказы г) Сказки
8. Восстанови последовательность событий в данном тексте. Запиши напротив каждого предложения соответствующую цифру.
а)Птицы покинули сады._________
б)Разорили птичьи гнезда_______
в) На ветках не перепархивали птички________
г) Деревья цвели и благоухали________
«Четыре желания» Автор рассказа: Константин Дмитриевич Ушинский
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: — Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была. — Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: — Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите написать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю. Я бы желал, чтобы лету конца не было. И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: — Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Задание 1.
Прочитанное произведение – это…
Стихотворение
Сказка
Рассказ
-Почему вы так решили?
- О чём говорится в этом рассказе?
О временах года
О желаниях мальчика
О природе
-Объясните свой ответ.
-Кто является главным героем прочитанного произведения?
Автор
Митя
Отец
Времена года
Задание 2. Объясните, как вы понимаете, смыл выражения «карманная записная книжка»?
небольшая тетрадь или блокнот, в который можно записать то, что ты считаешь нужным, чтобы не забыть
книжка, которую носят в кармане
-Объясните свой выбор.
- Что обозначают слова:
Вволю – сколь душе угодно.
Румяный – покрасневший от мороза.
-Найдите и прочитайте предложения, в которых эти слова встречаются.
Задание 3. Найдите в тексте все 4 желания, которые главный герой записал.
- Какое время года Мите понравилось больше всего?
Почему мальчик изменил своё мнение?
Задание 4. Придумайте вопросы по содержанию прочитанного текста, которые должны начинаться со слов:
Что…
Где…
Когда…
- Задайте свои вопросы ребятам.
Задание 5. Найдите и прочитайте, какие чувства, эмоции испытывал Митя, когда встречал каждое время года?
Какой человечек испытывает те же эмоции (чувства), что и главный герой рассказа.
- Какой хороший совет дал отец мальчику?
- Записать желание.
- Зачем?
- Отец знал, что каждое время года хорошо по-своему
- Какая была главная мысль текста?
Что каждое время года прекрасно по-своему.
- Что вы можете сказать о Мите? Какой он?
- Веселый, беззаботный, любит играть.
-А что делал в это время его отец? (Работал)
Задание 9. Чем К. Ушинский хотел поделиться с читателем? Определи главную мысль произведения.
( Главная мысль произведения К.Д. Ушинского «Четыре желания» заключается в том, что у каждого времени года есть свои положительные стороны и надо уметь их замечать и ценить. Рассказ учит позитивно относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года).