Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательного классного часа на тему: "Жанровые сцены на русских прялках"»
ДЕПАРТАМЕНТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОБОЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ А.А.АЛЯБЬЕВА»
ГОРОДА ТОБОЛЬСКА
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИМЕНИ В.Г.ПЕРОВА
Познавательный классный час
Тема: «Жанровые сцены на русских прялках»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
ШМЫКОВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ДАТА, ВРЕМЯ, МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:
4(8)Д КЛАСС
ТОБОЛЬСК
2023
Цель: Сформировать представление о создании и использовании прялок в быту.Знакомство детей с русскими традициями
Задачи:
Воспитательная - воспитывать уважение к истории государства, уважение к прошлому и его традициям
Оборудование: презентация фотографий и иллюстраций произведений художников, изображающих бытовые сцены с прялками. Прялки из методического фонда.
План:
1. Организационная часть
2. Основная часть (беседа, просмотр презентации)
3. Подведение итога занятия.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Приветствие детей.
На мониторе представлены картины с богатырями.
2. Основная часть. Ход мероприятия.
Красочны и нарядны русские прялки! Современному человеку они кажутся необычными и даже загадочными. Прялка возникла в древности – у народов занимавшихся обработкой волокон (для создания тканей). Само слово «прясть» и значит скручивать нить из этого волокна – льна, пеньки, шерсти, хлопка. Будучи некогда утилитарным предметом, сегодня прялка предстает как подлинное произведение искусства. Это воистину так: сколько таланта вкладывали люди в ее оформление! R XIX веку в основных районах России сложились типы прялок, отличавшихся размером и формой, техникой резьбы и росписи, преобладанием каких-либо красок. Но конструктивный принцип был общим. Обычно прялку вырезали из куска дерева (с корневищем).Она состояла из вертикальной лопасти на ножке, под прямым углом соединенной с донцем, на которое садились во время работы.
Прялка была традиционным подарком невесте, жене, дочери. В русских семьях девочку с5-7 лет сажали за прядение, и всю жизнь свою, пока глаза хорошо видели и руки были крепки, женщина проводила за прялкой (кроме других многочисленных дел по дому). Труд пряхи требовал большого навыка, терпения, усидчивости. Недаром русская поговорка гласит: «Тонко прясть – долго ждать, хорошо и споро – так нескоро». Основная рукодельная работа велась с осени до весны – в свободное от земледельческого труда время. Прядение было и формой общения – до сих пор в деревнях вспоминают «супрядки», на которые собирались девушки. Приходили гости. И начинался домашний праздник: звучали былины и сказки, частушки и лирические песни.
Работа шла веселее , монотонные движения не так утомляли. И, понятно, любая женщина хотела, чтобы ее прялка была самой красивой Потому и мастера старались сделать каждую прялку «особо». В отделе народного искусства Государственного Русского музея хранится около 1000 прялок из разных районов России (Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Ярославской, Новгородской областей и др.).
Прялки оформлены резьбой или орнаментальной росписью, жанровыми сценами, изображающими какие-либо события народной жизни. Наиболее крупными центрами росписи прялок были Архангельская и Вологодская области, сама же роспись названа по имени больших северных рек - северодвинская, мезенская. На здешних прялках много резных деталей. Роспись сплошь покрывала лицевую сторону лопасти и ножку. Роспись наносили масляными красками по грунтованной белой поверхности, а сверху покрывали тонким слоем олифы. Она придавала золотистый оттенок расписанной лопасти, усиливая декоративность. Пермогорские прялки стройные с ромбовидными городками- навершниками и гирьками- сережками внизу. Лопасть и ножка покрыты крупным цветочным орнаментом. Роспись располагается ярусами – помещены несколько сценок.
Совсем другой характер носят прялки из Нижней Тоймы. Вверху и внизу массивная лопасть оформлена резными круглыми «городками» и «каплями», ножка несет четкую конструктивную функцию. Роспись располагается орнаментальными полосами сверху вниз: геометрический узор, далее растительный, в центре вазон с отходящими в стороны волнообразными побегами, потом животный с тремя птицами в арках. Наконец в нижней части лопасти сцена знакомства или сватовства.: впереди девушка за ней иолодой человек с конем под уздцы. Они идут с поднятой правой рукой знаком доброжелательства. В круге на ножке прялки – всадник, лев и птица. Все становится более понятным, когда с внутренней стороны мы увидим красного коня, запряженного в сани, и идущего юношу, а в санях – девушку в короне: в свадебном обряде. Невесту называли «царевной».
Лопасти Пучугских прялок почти квадратные. Роспись здесь не представляет цельную композицию, разделенную на «отсеки». Тончайший растительный орнамент сплошь покрывает поверхность, геометрические элементы включены лишь в обрамляющую лопасть рамку.
Восточнее Двины по Архангельской и Вологодской землям протекает река Мезень. Прялки из этих мест вырезаны из цельного куска дерева, с суживающейся кверху лопастью на тонкой ножке, Они сплошь покрыты рядами стилизованных фигурок птиц, коней, оленей, а также квадратами, ромбами, треугольниками, кругами – древнейшими земледельческими символами. Роспись кажется суровой. Она нанесена прямо на дерево двумя красками – красным суриком, сделанным из береговой глины, и черной – из сажи. Сначала пятнами и полосами наносится красный цвет, затем следовала обводка и доработка деталей черным – палочкой или птичьим пером. Сюжетные росписи на мезенских прялках располагаются всегда с тыльной стороны, ближе к мастерице.
А вот в некоторых районах Поволжья - это Ярославль и нижегородский Городец, где издавна была развита резьба по дереву, здесь прялки резали из ели или березы, украшая своеобразной резьбой и росписью а позже и различными жанровыми сценами. Ярославские прялки орегинальны: маленькая ромбовидная лопатка с ажурным навершием переходит в расширяющуюся книзу ножку, соединенную под тупым углом с небольшим донцем.. Эта форма получила название «терем»,так как очертания резной лопасти чаще всего башню со шпилем, а ниже располагаются сцены чаепития в доме, танцев и хороводов рядами. Фигуры изображены условно: торс в фас и голова в профиль. Одеты все по городскому: мужчины в длинных кафтанах, женщины в пышных платьях, причем техника ногтевидной и контурной резьбы позволяет придать впечатление некоторой объемности. Иногда показаны только мужские фигуры в чаепитии, танцах и беседах – возможно, сказались патриархальные черты некоторых праздников. В других прялках встречаются только женские фигуры, обычно же изображено семейное застолье и женский хоровод. Часто между фигурами изображены солнечные круги и звездчатые розетки – отголоски древних земледельческих символов, ставшими устойчивыми орнаментальными мотивами. Нижегородские прялки знамениты своими донцами – резными расписными, которые создавались в районе Городца от куда и их название – «городецкие». У донца лопатообразная форма и гнездо для вертикального гребня, на который одевалась кудель. После работы его вынимали, а само донце вешали на стену, как картину. Волжские районы были торговыми, крестьянская жизнь тут отступала на задний план, поэтому большинство композиций связано с городской жизнью. Мы видим дам и кавалеров в каретах, сцены домашнего музицирования, приход гостей на чаепитие, ярмарочные сценки. Резные донца старше, чем расписные. Это сказывается в условном изображении фигур, обыгрывании древнейшего мотива «древа жизни» и в фигурках зверей, образующих орнаментальную полосу. В расписных донцах можно уже говорить о народной живописи. Для художника главным становится красочное оформление, жизненные сцены. Композиция занимает всю ширину доски, располагаясь двумя ярусами. Укрупненные фигуры людей и зверушек, более подробно прописаны платья, костюмы, модные прически. В некоторых композициях появляется сельский пейзаж и надпись песни. Расписные Городецкие донца красочны и декоративны, такая вещь действительно украшала дом.
С 30-х годов XX века в России перестали резать расписывать прялки: фабричная пряжа и ткань сделали ненужным трудоемкое рукоделие.
– Предназначение прялок?
– Для кого были дорогим подарком прялки?
– Какие чаще сценки изображались на прялках7
- Какие прялки наиболее известные? (Пермогорские, пичужские, городецкие).
3. Подведение итогов, результатов.
Список использованной литературы:
Интернет ресурсы.
Народное творчество. Журнал «Юный художник» 1991 г.