- помочь обучающимся испытать разные способы самовыражения и открыть в себе творческие начала;
- способствовать укреплению уверенности в своих силах;
- воспитывать волю к победе.
Оформление:
- плакат: «Читаем басни у свечи»;
- книжная выставка «Поэт и мудрец слились в нем воедино»;
- портрет И.А. Крылова, свеча.
Ход конкурса:
Ведущий 1: В Петербурге в Летнем саду, недалеко от центральных аллей, стоит памятник. Около него всегда играют дети. Это памятник великому русскому поэту-баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.
Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Алексеевичем Агиным. Бронзовый И.А. Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у его ног теснятся бронзовые звери – это герои его басен.
О чем он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает свое нелегкое детство?
Ведущий 2: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера, который до капитанского чина дослужился из рядовых. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых жила тогда в Твери, довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам (русскому и французскому языкам, арифметике), и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с иностранцем итальянского происхождения – синьором Луиджи, игравшем на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте.
Ведущий 1: Когда Ивану было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше была небогата, теперь лишилась последних средств к существованию. Одиннадцатилетнему Ване пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд – канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что он делал? Переписывал бумаги (ведь ни компьютеров, ни даже пишущих машинок в то время еще не было), разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.
Ведущий 2: Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжил служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал и этим восполнял недостаток образования.
Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий.
Свою литературную деятельность И.А. Крылов начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились, о них много говорили.
Ведущий 1: Иван Андреевич прожил долгую жизнь, он умер на 76 году и написал более 200 басен.
С 1812 года Крылов работал библиотекарем в Петербургской Публичной библиотеке. Эта служба была ему по душе, ведь его окружали книг и – спутники всей его жизни.
Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. В баснях есть уроки всем: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки, лисицы и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.
А теперь давайте вспомним некоторые басни И.А. Крылова и, может быть, в героях басен вы узнаете своих однокурсников и друзей. И засмеетесь… а может, обнаружите там себя и загрустите, и задумаетесь.
Оценочный лист конкурса выразительного чтения
№ п/п
Фамилия, имя
№ группы
Название басни
Исполнительское мастерство (1-5 баллов)
Артистичность
(1-5 баллов)
Общее
Количество баллов
1
Михайлова
Александра
14
Стрекоза и муравей
5
4
9
2
Беляева Юлия
14
Мартышка и очки
4
3
7
3
Быкова Ульяна
14
Ворона и лисица
4
4
8
4
Ямалов Андрей
14
Слон и Моська
2
2
4
5
Рощин Сергей
14
Лебедь, рак и щука
3
2
5
6
Ослоповских Виктория
5
Квартет
5
5
10
7
Свечникова Ксения
5
Зеркало и очки
4
3
7
8
Скареднов Виталий
5
Лисица и виноград
2
2
4
9
Дроздов Андрей
5
Мышь и крыса
4
4
8
10
Лебедева Анастасия
5
Волк и лисица
4
3
7
1 е место – Ослоповских Виктория;
2-е место – Михайлова Александра;
3-е место – Быкова Ульяна и Дроздов Андрей.
Обучающиеся, занявшие места, награждаются грамотами победителей, остальные грамотами за участие в конкурсе.