Конкурс чтецов по творчеству М. Ю. Лермонтова я проводила в коррекционной школе 8 вида для учащихся 6 класса с целью воспитания патриотических чувств, любви к творчеству великого русского поэта и прозаика М. Лермонтова, развития выразительной речи, памяти, внимания. Думаю, что данная авторская разработка мероприятия, посвященного 200 - летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, Вам понравится, уважаемые коллеги!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конкурс чтецов по творчеству М. Ю. Лермонтова »
Сценарий вечера поэзии М. Ю. Лермонтова (конкурс чтецов)
Вступление
Слайд № 1 - портрет Лермонтова.
- Президент РФ В. В. Путин объявил 2014 год – годом культуры в России. Культурным наследием России является творчество великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, которому 15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения.
- И сегодня, в память об этой дате, мы собрались, чтобы провести вечер поэзииМ. Ю. Лермонтова, послушать наших лучших чтецов его стихотворений. Собрались, чтобы не только почитать стихи М. Лермонтова, но и поразмышлять вместе с поэтом, насладиться музыкальностью созвучия его слов.
Представляю жюри, которое будет оценивать наших чтецов: ………………………………
Слайд № 2 – портрет поэта (на фоне мелодии Дворжака «Славянский танец»)
- Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова похожа на легенду. Всё необыкновенно в этой короткой, стремительной, вдохновенной и блистательной жизни. Неполных 27 лет, которые прожил поэт – это трагически мало даже для гения.
- Но идут годы, десятилетия, столетия, а мы, каждый раз читая или перечитывая великого поэта, ощущаем почти физически веяние этого неукротимого и мятежного духа, чувствуем, как обжигает нас палящий жар его сердца.
В каждом из нас есть чудо,
Храм, где живёт душа.
Храм этот - сердце наше -
Компас оно земной.
Слушайте сердце чаще -
Не подведет оно.
- За свою короткую жизнь М. Ю. Лермонтов написал 400 стихотворений, 25 поэм, 5 драм, 7 повестей. А сколько было задумок!...
- Давайте с вами познакомимся с биографией великого русского поэта. Узнаем, кем были его родители, как прошло его детство, какие произведения написал Лермонтов. Посмотрите внимательно об этом фильм.
Слайд № 3 – фильм.
- Родина, вольность, «чудный мир тревог и битв», громоносная буря, с которой рад обняться смелый человек, кипение крови и улыбка, алмазная твердость души и благодатная сила живых слов – во всем этом раскрывается перед нами волшебный мир поэзии Лермонтова.
Музыкально-литературная композиция
1) Первым прозвучит самое известное и, наверное, самое любимое школьниками стихотворение «Парус» (музыкальное вступление к романсу А. Варламова «Белеет парус»).
Стихотворение «Парус» - В. Брагина (6 «Б» класс)
Слайд № 4 – море и парусник.
2) Родина Лермонтова – Москва. Здесь он родился. Здесь провёл отрочество и юность. С глубоким и искренним чувством воспевает поэт свой любимый город.
Слайд № 5 – Старая Москва.
Стихотворение « Москва, Москва…» - читает учитель ...
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
3) Лермонтовская Москва хранила еще живую память о 1812 годе, когда была спасена Россия. Лермонтов – певец героической Москвы, ее простых и мужественных защитников, героев битвы на Бородинском поле.
Слайды № 6 - 7 - 8 – Бородинское поле.
Стихотворение «Бородино» - Д. Осиков (7 «А» класс)
4) Слайд № 9 – портрет Пушкина. (Трагическая музыка)
Никогда не забудет Россия мрачный январский день 1837 года. Страшная весть – на дуэли убит Пушкин. Пушкин убит…, но не умолк голос великой поэзии. Никто в эти страшные дни не сказал правды с такой прямотой и силой, как Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта»
Стихотворение «Смерть поэта» - П. Ли (7 «Б» класс)
5) Безоговорочное признание народом, буря в общественных кругах, поднятая стихотворением «Смерть поэта», ссылка М. Лермонтова на Кавказ. Поэту снова предстоит встретиться с краем, который с самого раннего времени занимал его творческое воображение.
Слайд № 10 - 11 – Кавказ.
Стихотворение «Кавказ» - читает мастер художественного слова……...
6) Но и здесь, в стране синих гор и белых облаков Лермонтов чувствует себя узником. В 24 года изгнание - это «судьба поэтов всех времён, но горше всех она казнит Россию»: Сибирь или Кавказ. Лермонтов – военный человек, значит, на войну.
Слайд № 12 – тучи.
Стихотворение «Тучи» - З. Маркова (8 класс)
7) Светская жизнь Петербурга: балы, вечера, театры... Лермонтов посещал их, были у него и друзья, и приятели. Но внутреннее недовольство собой, обществом, глубокие раздумья о смысле жизни. «Львиная натура! Страшный и могучий дух!» А потому ощущение полной несвободы, замкнутости клетки, темницы, тюрьмы. И вслед за Пушкиным он написал стихотворение «Узник».
Слайд № 13 – узник в темнице.
Стихотворение «Узник» - Н. Заковенко (6 «А» класс)
8) Затаенная боль поэта чувствуется и в прекрасном стихотворении «На севере диком стоит одиноко…» - Е. Лобода ( 5 класс)
Слайд № 14 – сосна.
9) Надежда и вера не покидают поэта в трудную минуту жизни. Он твердит наизусть «Молитву», которая так прекрасна, так созвучна всему доброму и светлому, что мы невольно начинаем повторять ее вместе с Лермонтовым.
10) Созвучно этому стихотворению и другое. Называется оно «Ветка Палестины». Однажды, ожидая своего друга литератора Муравьёва, поэт обратил внимание на пальмовую ветвь перед образами, привезённую Муравьёвым с Востока, из Иерусалима. И тут же, в его кабинете, начал писать это стихотворение.
Слайд № 16 –
Стихотворение « Ветка Палестины» - В. Коршунов (8 класс)
11) Картины родной природы! Они проникнуты у Лермонтова искренней любовью и нежностью.
Слайд № 17 – рожь.
Синхронное чтение мастером художественного слова …………….. стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» на фоне мелодии Дворжака.
12) Буквально за несколько дней до дуэли написано лермонтовское
« Выхожу один я на дорогу». Спокойно спит земля, торжественно небо, тихо беседуют звёзды, а поэту больно и трудно.
Слайд № 18.
Стихотворение « Выхожу один я на дорогу» - Г. Журавель (6 «Б» класс)
И пока жюри подводит итоги, мы послушаем, как звучит романс на стихи М. Ю. Лермонтова «Я вас любил и не любил»
Слайд № 19 – простор.
Слайд № 20 – памятник М. Ю. Лермонтову.
- Его стихи и по сей день зажигают душу стремлением к добру, красоте и к жизни. Хотя они и полны грусти, но именно за этой грустью жила его любовь к России...
Слово жюри. Награждение победителей. Вручение памятных сувениров участникам.
3. Заключение
На этом наш конкурс чтецов, посвященный 200 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова, завершён. Спасибо всем, кто принял в нём участие.
Слайд 21
И в заключение хочется выразить надежду в том, что поэзия Лермонтова всегда будет для Вас светлым парусом, всегда будет будить мысль, волновать сердце, зажигать воображение.