Конференция на тему « ВИЧ – инфекция. Мифы и реальность»
Аудитория: учащиеся 10-11 классов
Цель: повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ и СПИДом.
Задачи:
• выяснить исходный уровень информированности подростков по проблеме;
• дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования;
• мотивировать к посещению данного цикла занятий и дальнейшему самостоятельному поиску и распространению информации о профилактике ВИЧ-инфекции.
Материалы: правила группы на листе А2 написанные маркерами,анкеты-36 штук, карточки для игры «Мифы и реальность»,карточки для игры «Риск заражения», карточки для игры «Консенсус и конфронтация», плакаты формата А2 –4штуки, клей –4 штуки ,презентация для игры «Консенсус и конфронтация», ролик « ВИЧ-инфекция. Мифы и реальность», ролик с песней Земфиры «СПИД», буклеты-36 штук
Ход конференции
1. ВСТУПЛЕНИЕ.3 мин.
Любая конференция начинается со знакомства. Это необходимо для того, чтобы создать доверительные отношения между участниками конференции, такую благоприятную атмосферу, которая позволит без стеснения и проблем обсуждать вопросы, связанные с профилактикой потребления психоактивных веществ и проблему ВИЧ/СПИД.
А для начала ведущий здоровается с группой.
Добрый день. Я рада видеть вас.Сегодня наша встреча посвящена обсуждению вопросов предрассудков и мифов, которые появились благодаря широкому распространению ВИЧ-инфекции. Главная цель нашей встречи — повышение уровня знаний по предупреждению ВИЧ, а также формирование безопасного и ответственного поведения, позволяющего избежать заражения ВИЧ-инфекцией.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ В ГРУППЕ»2 мин.
Мультипликатор записывает на доске либо листе ватмана предлогаемые участникам правила, конкретизирует смысл каждого принятого тезиса, спрашивает согласие группы на принятие того или иного правила, вносит собственные предложения.
ПРАВИЛА ГРУППЫ:
•Право говорящего.Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, погибших в зародыше. Чтобы этого не случилось на нашем тренинге, давайте договоримся, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца.
•Правило поднятой руки. Это правило преследует две цели. Первая: чтобы не перебивали говорящего; вторая: чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы.
•Не давать оценок. Это важное правило. Мы часто его нарушаем в жизни, считая себя в праве осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки. Здесь мы не оцениваем других людей, их мнение, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.
• Право ведущей. Я, как ведущая, могу прервать деятельность группы, если это мешает групповому процессу. Я также буду следить за соблюдением принятых группой правил.
ПРОВЕДЕНИЕ АНКЕТИРОВАНИЯ. 5 мин.
Данная анкета оценки уровня знаний участников по проблеме ВИЧ/СПИД предназначена для оценки уровня их информированности до и после участия в конференции.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ. ЭПИДЕМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ. 10 мин.
Ведущий приглашает для выступления инспектора ИДН. Инспектор начинает работу на занятии с актуализации проблемы. Для начала он обращается к аудитории с вопросами:
- Актуальна ли проблема ВИЧ/СПИД для Российской Федерации?
- На ваш взгляд, сколько ВИЧ-инфицированных проживает на нашей территории?
- Насколько эта проблема, по-вашему мнению, актуальна в мировых масштабах?
ФАКТОРЫ, ВЕДУЩИЕ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ. ИГРА «МИФЫ И ПРАВДА» 10 мин.
Мы всегда думаем: с кем угодно, только не со мной, только не с моими друзьями может произойти эта беда – заражение ВИЧ-инфекцией. Пусть об этом говорят, но меня это не касается. Мы знаем, что ВИЧ-инфекция – это смертельная болезнь. Мы знаем, как можно заразиться и как нельзя, но воспринимается это как очередное правило, которое надо знать. Не более того, ведь меня это не коснется. А чтобы от нее защититься, очень важно знать, что представляет собой данная болезнь, знать те причины и условия, которые ведут к распространению ВИЧ-инфекции. Давайте проанализируем эти причины и условия, т.е. факторы, посредством игры «Мифы и правда».
Для проведения игры «Мифы и правда» ведущему потребуются наборы карточек для мозаики.Набор карточек у каждой группы одинаков.Каждой подгруппе раздается набор карточек с факторами, приводящими и не приводящими к распространению ВИЧ-инфекции.
На карточках перечислены разные факторы, в том числе и те, которые не приводят к инфицированию и относятся к разряду «мифов». Перед ВАМИ ставится задача отобрать факторы, приводящие к распространению ВИЧ. На это задание отводится 5 минут. По окончании работы каждая группа представляет те факторы, которые оказались лишними, объясняя свой выбор.
По окончании работы каждая группа должна представить те факторы, которые оказались лишними, объясняя свой выбор. Затем ведущий представляет правильные ответы ( на готовом листе либо на слайдах).
Ключ к игре:
Неверными факторами выступают:
1. Отсутствие подготовленных кадров для проведения профилактической работы.
2. Влияние средств массовой информации.
3. Влияние информации, полученной в рамках профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД, ИППП (использование средств защиты – контрацепции и т.д.).
4. Отсутствие стерильного инструментария в медицинских учреждениях.
5. Обмен в пунктах одноразовых шприцев лицам, употребляющим наркотики инъекционно.
6. Экологический фактор влияние последствий катастрофы на ЧАЭС.
ПУТИ ПЕРЕДАЧИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ. ИГРА «РИСК ЗАРАЖЕНИЯ» 15 мин.
Для рассмотрения путей передачи ведущий использует игру «Риск заражения». Для проведения игры «Риск заражения» мультипликатору потребуются наборы карточек.
Описание игры. Ведущий раздает каждой группе листы формата А2, которые поделены на сектора: «Высокий риск», «Низкий риск», «Нет риска», «Не знаю». Затем раздает участникам игры конверты с карточками, где указаны типы социального поведения, предметы общего пользования, биологические жидкости организма. Участникам игры дается 10 минут подумать, относится ли то, что указано на карточках, к высокому, низкому риску заражения ВИЧ-инфекцией или не является рискованным.Ведущий предлагает участникам приклеить свои карточки на тот сектор, который наиболее, по их мнению, отражает степень риска инфицирования. В том случае, если участник не знает какого-либо понятия или не знает, куда отнести карточку, ему предлагается приклеить ее в сектор «Не знаю».
Сейчас каждый из вас получит карточки, на которых написаны либо типы социального поведения, либо предметы общего пользования, либо биологические жидкости организма. Подумайте, к какому риску относится то, что написано у вас на карточках и приклейте каждую карточку на тот сектор, который наиболее по вашему мнению, отражает степень риска инфицирования. (Работа групп 10 минут)
Вы справились с заданием, я пока забираю ваши плакаты, и теперь для вас краткая итоговая информация,которая поможет разъяснить действительную степень риска по всем карточкам.
ФИЛЬМ «ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ» 5 мин
Затем ведущий рассматривает плакаты вместе с группами и участники конференции анализируют результаты.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ИГРА «Консенсус и конфронтация».5 мин
Закрепить полученную информацию по проблеме ВИЧ/СПИД, сформировать мировоззренческую позицию в отношении предрассудков к людям, живущим с ВИЧ, отделить мифы от реальности в заключении поможет игра «Консенсус и конфронтация».
Для проведения игры потребуется набор карточек с утверждениями или слайды с утверждениями.
Так как сегодня наша встреча посвящена обсуждению вопросов предрассудков и мифов, которые появились благодаря широкому распространению ВИЧ-инфекции. Сейчас раздам вам карточки с двумя утверждениями , ваша задача выбрать, согласны ли Вы с предложенным утверждением либо нет. А пока наши группы обсуждают ситуации для гостей прозвучит песня Земфиры «СПИД».
Участники обсуждают ситуации, звучит песня Земфиры.
Ключ к игре.
Ситуация 1.Если мы принудительно протестируем всё население, а затем изолируем инфицированных, то это сможет остановить распространение ВИЧ-инфекции.
Ответ.Принуждение кого-либо к медицинскому тестированию - нарушение Прав человека. Массовое тестирование на ВИЧ звучит очень категорично. Во-первых, это очень дорого, во-вторых, невозможно выявить всех инфицированных. Логически невозможно протестировать всех в один день и дать результат анализа в тот же день.
Не все ВИЧ-инфицированные будут выявлены, даже если они были протестированы. Большинство тестовых систем определяет не наличие вируса, а наличие антител к вирусу, которые вырабатывает организм человека после инфицирования ВИЧ. Но эти антитела появляются в крови через 12 недель и более после инфицирования. Это «период окна», в течение которого результат остается отрицательным, даже если человек инфицирован. В лучшем случае результат теста на ВИЧ - это «фотография» статуса инфицирования на текущий момент. Нет гарантии, что он или она не заразится завтра, на следующей неделе или через месяц. Массовое тестирование всего населения очень дорогостоящее мероприятие. Во многих странах на тестирование населения уйдет столько же денег,
сколько правительство выделяет на нужды всего здравоохранения в год. Помимо этого, наступит всеобщая успокоенность, так как у населения появится чувство ложной безопасности из-за уверенности в том, что источник заражения отсутствует.
Ситуация 2. Все поступающие в больницы должны быть обследованы на ВИЧ-инфекцию.
Ответ.Человек, поступающий в больницу, может находиться в «периоде окна», когда еще не выработались антитела к ВИЧ и тест будет отрицательным. Это может «усыпить» бдительность медицинского персонала и повлечь за собой халатное отношение к обработке инструментария, что может привести к распространению ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях. ВИЧ-инфицированный человек не представляет опасности для других пациентов больницы, так как ВИЧ-инфекция не передается при бытовых контактах.
Ведущий открывает презентацию. На слайдах ситуации, каждая группа высказывает свое мнение и затем ведущий открывает правильные ответы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Ведущий выдает повторно анкеты. Участники их заполняют повторно. Находят свои ошибки. В это время ведущий раздает буклеты.