Специальность: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Это мероприятие проводится с целью повторения материала и оживления учебного процесса. Группа делится на команды (журналисты; эксперты-историки; эксперты-механики; эксперты-конструкторы). Каждая команда готовит материал в соответствии со своей ролью.
№ п/п | Набор модулей | Деятельность педагога | Деятельность студентов | Средства, используемые на мероприятии |
1 | Организационный момент | Проверяет студентов, настраивает на работу. | Слушают | |
2 | Основная часть | | | |
2.1 | Вступительное слово преподавателя (Преподаватель спецдисциплин) | Сегодня мы проведем пресс - конференцию по теме «Тепловые двигатели», на которой присутствуют корреспонденты (имена), а также гости. На вопросы, интересующие корреспондентов, ответят эксперты - историки, инженеры - конструкторы, инженеры – механики. Эпиграфом урока мы взяли стихотворение Валерия Брюсова: Вращайтесь, мощные колеса, Свистите, длинные ремни, Горите свыше, впрямь и косо, Над взмахами валов, огни! Пуды, бросая, как пригоршню, В своем разлете роковом Спешите, яростные поршни, Бороться с мертвым естеством! | Слушают | |
2.2 | Преподаватель физики | Мы знаем, что физика наука практическая, прикладная. Все физические явления, законы в конечном итоге находят применение в жизни человека. Жизнь людей невозможна без использования различных видов энергии. Источниками энергии являются различные виды топлива, энергия ветра, энергия солнца, энергия приливов и отливов. Поэтому существуют различные типы машин, которые реализуют в своей работе превращение одного вида энергии в другой. В 3 веке до нашей эры великий греческий математик и механик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара. | Слушают, смотрят видеоролик | Видеоролик «Простейший "одноразовый" тепловой двигатель (паровая машина)». |
2.3 | Преподаватель физики | Выполнение работы паром здесь разовый случай, как например выстрел из ружья. В машине же должна быть в работе цикличность, т.е повторяемость. Заменим пробирку металлическим цилиндром, пробку плотно пригнанным поршнем, который может двигаться вдоль цилиндра, и получаем простейший тепловой двигатель. Небольшая информация по истории создания паровых машин подготовлена экспертом – историком. | Слушают | |
2.4 | Доклад эксперта –историка (студент). "История создания тепловых двигателей". | Слушает выступления студента | Слушают | презентация "История создания тепловых двигателей" |
2.5 | | Слушает ответы студентов | После заслушивания доклада эксперта, журналисты (студенты) задают вопросы: 1. Что называют ТД? 2. Можно ли организм человека отнести к ТД? 3. Где использовали ТД? 4. Какие ТД были изобретены? 5. Кто является первооткрывателем ТД? Студенты отвечают на вопросы | |
2.6 | Преподаватель спецдисциплин | Из всех видов тепловых машин мы подробно рассмотрим ДВС. Выясним, почему они так называются, из чего состоят, изучим принцип их действия. А ещё попытаемся выяснить, что несут человечеству ДВС, добро или зло. ДВС это самый распространенный и широко используемый вид теплового двигателя. Топливо в нем сгорает прямо в цилиндре, внутри самого двигателя. Отсюда и название – двигатель внутреннего сгорания. Изобретателем универсального ДВС является немецкий инженер Даймлер. Топливом для таких двигателей служит – бензин, керосин, нефть, или горючий газ. Небольшую историческую справку о создании ДВС представит наш второй эксперт – историк. | Слушают | |
2.7 | Доклад эксперта - историка (студент) "История создания ДВС" | Слушает выступления студента | Слушают | презентация "История создания ДВС". |
2.8 | | Слушает ответы студентов | После заслушивания доклада эксперта, журналисты (студенты) задают вопросы: 1. Корреспондент журнала «Карданный вал». Вы сказали, что есть бензиновый двигатель, где смесь распыляется с помощью форсунок, что это за двигатель и в чём его преимущество? 2. Журнал «Пятое колесо». Почему называется четырехтактным двигателем внутреннего сгорания? Про внутреннее сгорание понятно. Внутри двигателя сгорает топливо. А почему 4 такта двигателя, что это такое? Студенты отвечают на вопросы. | |
2.9 | Преподаватель спецдисциплин | Для работы автотранспорта используются 4-х, 6-ти, 8-и цилиндровые ДВС. В них работа цилиндров согласуется так, чтобы в каждом из них поочередно проходил рабочий ход и коленчатый вал получал постоянно энергию от одного из поршней. Многоцилиндровые двигатели в лучшей степени обеспечивают равномерность вращения вала и имеют большую мощность. Мы рассмотрели работу двигателя, в котором топливо в жидком виде распыляется в цилиндр и воспламеняется от свечи. Такие двигатели называются карбюраторными. Есть еще один вид двигателей внутреннего сгорания это дизеля. | Слушают | |
2.10 | Выступление инженера – конструктора (студент): «ДВС - дизель» | Слушает выступления студента | Слушают | презентация «ДВС - дизель» |
| | Слушает ответы студентов | После заслушивания доклада инженера-конструктора, журналисты (студенты) задают вопросы: 1. Журнал «Карданный вал». Кто является создателем дизельного двигателя? 2.Журнал «Железяка». В чем отличие дизельного двигателя от карбюраторного? 3.Журнал «Пятое колесо». Преимущество и недостатки дизельного двигателя. Студенты отвечают на вопросы. | |
| Валеологическая минутка | Предлагает студентам немного отвлечься, проводится физкультминутка. Едем, едем на машине (имитация движения рулём) Нажимаем на педаль, (ногу согнуть в колене, вытянуть) Газ включаем, выключаем, (воображаемый рычаг повернуть рукой к себе, от себя) Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу) «Дворники» считают капли, (руки согнуты в локтях перед собой, ладони раскрыть, направив их от себя, одновременно влево, вправо) Вправо, влево. Чистота! (поводить над головой раскрытыми ладонями) | Студенты выполняют простые упражнения для снятия мышечного напряжения. | Слайд |
2.11 | Преподаватель спецдисциплин | ДВС нашли и находят всё более широкое применение. Трудно нашу жизнь представить без автотранспорта, авиации, железнодорожного транспорта, механизации производства, сельского хозяйства и т.д. Но применение всего вышеперечисленного загрязняет окружающую среду, уменьшает природные ресурсы. Что же несут человеку ДВС добро или зло? Попробуем разобраться. А помогут нам в этом специалисты – эксперты, принимающие участие на нашей пресс-конференции. | Слушают | |
2.12 | Выступления специалистов-экспертов (студенты) | Слушает выступления студентов | Эксперт – физик Двигатели внутреннего сгорания играют очень важную положительную роль в жизни и развитии человечества. Они широко используются на автомобильном транспорте: их устанавливают на автомашинах, мотоциклах, мопедах, грузовиках. Кроме того, ДВС используются на железнодорожном транспорте, в легкой авиации, в бензопилах, газонокосилках, на различном сельскохозяйственном оборудовании, тракторах, комбайнах. ДВС хороши своей сравнительно высокой мощностью при сравнительно небольших размерах. Таким образом, двигатели внутреннего сгорания, несомненно, несут добро. Эксперт – эколог Двигатели внутреннего сгорания несут зло человечеству, так как они загрязняют окружающую среду. Основные загрязнители – это машины, особенно грузовики. С выхлопными газами в атмосферу поступают углекислый газ, угарный газ, оксиды азота, оксиды серной кислоты, гексен, кадмий, свинец и другие вредные вещества. Некоторые из них вызывают парниковый эффект на земле, выражающийся в повышении температуры у поверхности земли. Если это явление не контролировать, то может произойти таяние ледников и повышение уровня Мирового океана, а как следствие затопление части земной поверхности. Кроме того, при сжигании топлива в ДВС расходуется необходимый для жизни атмосферный кислород. Так один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы более 4 тонн кислорода, а выбрасывает с выхлопом около 800 кг СО, 4 кг оксидов азота, 200 кг различных углеводородов. Автомобилей с каждым днем становится все больше, атмосфера наша не увеличивается. Значит, ее надо сохранить и защитить от загрязнения для наших потомков. Таким образом, от эксплуатации ДВС надо отказаться. Эксперт – врач Я как эксперт – врач тоже буду говорить об отрицательной роли двигателей внутреннего сгорания. Приведу несколько аргументов. Угарный газ, выбрасываемый в атмосферу, токсичен. Он образует с гемоглобином крови прочное соединение – карбоксигемоглобин, которое препятствует поступлению достаточного количества кислорода в мозг. Следствие этого – увеличение психических заболеваний. Выбрасываемые выхлопными газами оксиды серы и азота в соединении с водой образуют кислоты. У человека они вызывают поражение кожи, рахит, отек легких. Аналогичное влияние и на животных. Кадмий, содержащийся в выхлопе, отрицательно воздействует на косную и половую систему, надпочечники, зубы. Свинец, добавляемый в бензин, вызывает нарушение кровеносной системы, импотенцию. Вред от использования ДВС очень велик. Так не лучше ли от них отказаться? Эксперт – конструктор Основная проблема загрязнения от двигателей внутреннего сгорания лежит в использовании автотранспорта. Его выбросы составляют более 50% от общего загрязнения атмосферы. Но ведь нельзя так сразу отказаться от автомобилей. Это парализует жизнь человечества. Поэтому надо искать пути решения проблемы. Я могу предложить следующее: 1) Сократить количество вредных веществ, выбрасываемых автомобилем, за счет его правильной эксплуатации; 2) Использовать те транспортные средства, которые меньше потребляют горючего, а следовательно выбрасывают меньше выхлопов; 3) Осуществлять строгий контроль за автотранспортом, запретить эксплуатацию старых автомобилей; 4) Отказаться от добавления к бензину свинца; 5) Пропагандировать движение на велосипеде; 6) Совершить переход от ДВС к электродвигателям. В заключении скажу, что на данном этапе человечеству не обойтись без двигателей внутреннего сгорания, но использовать их надо с умом, заботой о себе и ближних. | |
2.13 | Преподаватель спецдисциплин | Трудно сейчас поставить точку в поставленном нами вопросе. Тем не менее всем понятно, что ДВС надо заменить более продуктивным и безопасным видом машин. Над этим работают инженеры – конструкторы всего мира. А наша с вами задача, содействовать сохранению природы доступными способами. | Слушают, обсуждают | |
2.14 | Преподаватель физики | Человечество пытается создать устройство, которое совершало бы полезную работу. Это -вечный двигатель. | Слушают | |
2.15 | Выступление инженера – конструктора (студент): «Вечные двигатели» | Слушает выступления студента | Слушают | презентация «Вечные двигатели» |
3 | Подведение итогов. | Теперь нам хотелось бы проверить, насколько хорошо и познавательно прошла наша пресс - конференция. Для этого я предлагаю вам разгадать кроссворд, и ключевым словом будет то, что вы, мы надеемся, приобрели на нашей конференции. 1.Вид топлива. 2.Какая деталь двигателя включает в себя следующие составляющие: юбка, днище, бобышка. 3.Как называется такт, в ходе которого поршень из нижней точки начинает постепенно подниматься и благодаря этому, топливовоздушная смесь сжимается. 4.Какая деталь поршневого двигателя внутреннего сгорания представляет собой рабочую камеру объемного вытеснения. 5.Вид ДВС. 6.Приспособление для воспламенения горючей смеси (бензина). | Слушают, разгадывают кроссворд, находят ключевое слово | Кроссворд |
4. | Рефлексия | Мы предлагаем вам оценить нашу конференцию в соответствии со следующими показателями: 1.Не ударил лицом в грязь. 2.Работал, не покладая рук. 3.Добился своего. 4.Убивал время зря. 5.Не лез за словом в карман. 6.Могу работать лучше. | Слушают, думают, высказывают своё мнение | Слайд |
| Преподаватель спецдисциплин | Пресс – конференции время истекло, Мы вам, ребята, благодарны За то, что встретили тепло И поработали ударно. На этом наша конференция окончена. Спасибо всем! | | |