Коллективные игры во внеурочной деятельности как средство развития исследовательского поведения младших школьников
Коллективные игры во внеурочной деятельности как средство развития исследовательского поведения младших школьников
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коллективные игры во внеурочной деятельности как средство развития исследовательского поведения младших школьников»
Коллективные игры во внеурочной деятельности как средство развития исследовательского поведения младших школьников
Двойных О.В,
студентка 4а группы
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.
Согласно Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника.
Современные педагоги интенсивно разрабатывает новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения.
Познавательная деятельность школьников по научно-познавательному направлению во внеурочной деятельности может быть организована в различных формах: экскурсии, олимпиады, викторины, проекты, исследования. В связи с этим необходимо организовывать работу школьников с различной информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. [7, с. 16-17]
А.И. Савенков даёт определение исследовательскому поведению как «виду поведения, выстроенному на базе поисковой активности и направленной на изучение нестандартного объекта или разрешения нетипичной ситуации». [40, с. 11] Он считает, что исследования для маленького ребенка – это наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных ребёнку. На практике чаще всего они соединяются в исследовательскую деятельность. Данную проблему так же освещают Подьяков А.Н. и Обухов А.С.
Несмотря на актуальность можно выделить ряд противоречий:
между наличием научных и практических наработок, признанием необходимости формирования исследовательского поведения младших школьников, как способа познания, и недостаточным использованием в урочной деятельности дидактических средств по формированию его компонентов.
между необходимостью формирования исследовательского поведения младших школьников во внеурочной деятельности и возможностью применения с этой целью коллективных игр.
Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования – Как через организацию игровой деятельности во внеурочное время можно развивать исследовательское поведение младших школьников?
Таким образом, тема курсового проекта может быть сформулирована как «Коллективные игры во внеурочной деятельности как средство развития исследовательского поведения младших школьников».
Цель курсового проекта – обосновать технологию проектирования и подобрать коллективные игры, которые обеспечивают развитие исследовательского поведения младших школьников во внеурочное время.
Для того чтобы уточнить и конкретизировать понятия исследовательская деятельность было изучено такое понятие, как «исследование» и «деятельность».
Деятельность — процессы активных взаимодействий субъектов с миром, во время которого субъекты удовлетворяют какую-либо свою потребность. Деятельностью называется любая активность людей, которой они сами придают некоторые смыслы [4, с.356].
Исследования, в отличие от стихийной формы познания окружающего мира, основаны на нормах деятельности – научных методах. Их осуществление предполагают фиксацию и осознание целей исследований, средств исследований (методология, подход, метод, методика), ориентацию исследований на воспроизводимость результатов.
Целью исследовательской деятельности постоянно являются получение новых знаний о нашем мире - в этом ее принципиальные отличия от деятельностей учебных, просветительско-познавательных: исследования всегда предполагают обнаружение неких проблем, неких противоречий, белых пятен, которые нуждаются в изучениях и объяснениях, поэтому они начинаются с познавательных потребностей, мотивации поисков. Новые знания могут иметь как обобщающий, так и частный характер.
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Данные исследований (Л.П.Виноградова, А.В.Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И.Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования [6, с.328].
Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно.
Поэтому в рамках исследования были разработаны коллективные игры, направленные на исследовательскую деятельность младших школьников.
Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы.
Подобные представления об игре отражены в теориях игры как растрате избытка сил (Спенсер), как подготовке к выполнению продуктивной деятельности (Грос), как отдыхе от дел более серьезных (Штейнталь, Лацарус) и др. Вместе эти теории вполне удовлетворительно объясняют суть многих игр. Анализируя их, Г.В.Плеханов пришел к выводу, что с точки зрения отдельного лица игра старше утилитарной деятельности. Она - средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею. [9, с.112]
К.Д.Ушинский видел в игре ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность: «Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание...»
Исследовательская работа, выполненная вдвоем или втроем считается коллективной, но в нашем случае мы называем коллективными такой вариант организации детской исследовательской практики, когда в исследовании над одной проблемой трудится весь класс или большая группа детей.
Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:
1) формулирование темы
2) формулирование цели и задач исследования
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований;
7) публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.
С целью развития исследовательского поведения младших школьников во внеурочной деятельности можно использовать такие коллективные игры, которые представлены в Приложении
Список литературы:
Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 159 с.: ил. – (Библиотека школьного психолога).
Винокурова Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 368 с.: ил.
Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. - Калуга: Адель, 1997
Григорьев Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – 2-е изд. перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 352 с.
Приложение 1
Коллективная игра - исследование "Как зимуют воробьи?"
Цель:создание условия для развития навыка исследовательской деятельности.Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.
Задачи:
Образовательные:
1.Сформировать представление об исследовательской работе.
2. Познакомить учащихся с состоянием видового многообразия воробьев.
3.Рассказать о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.
Воспитательные: Помочь осознать главные этические законы жизни человека - любви, добра, справедливости к окружающему миру.
Развивающие: Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
Специфика:Специфической особенностью занятия исследовательской деятельностью является направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности. Следует учитывать отсутствие у учащихся навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятие составлено с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.
Определение индивидуальных заданий:
1.Подумай, что ты знаешь о жизни воробьев в зимнее время
2. Посмотри в книгах о жизни воробьев
3. Какие вопросы ты можешь задать самому себе
4. Понаблюдай за воробьями у кормушки
5. Посмотри в компьютере материал по этой теме
Этапы и ход работы
1 этап: Подготовительный
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах!
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
И если долго снег идёт
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут птицы отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей
- О ком речь идет в этом стихотворении? (о зимующих птицах)
- А каких зимующих птиц вы знаете? (синица, воробей, галка, снегирь…)
Сегодня мы поговорим с вами об одной из них, а о какой вы узнаете отгадав загадку:
Птичка-невеличка Ножки имеет, Ходить не умеет. Хочет сделать шажок - Получается прыжок. (Воробей)
Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, Нахохлившись.
Почему его так назвали? Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: «Вора бей!» - кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы.
Всего на Земле существует 30 различных видов.
В наших широтах воробей представлен двумя видами - воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский.
Домовой воробей - гнездится воробей отдельными парами, но иногда и колониями. Селится непосредственно у жилья человека или близ его поселений. Гнезда воробей помещает в самых разнообразных местах - в щелях различных строений, в норах глинистых и меловых оврагов
Полевой воробей - гнездится в естественной обстановке - по опушкам рощ, в редколесье, кустарниках, парках, больших садах, устраивая гнезда здесь преимущественно в дуплах и земляных пустотах.
Мы сегодня с вами проведем исследовательскую работу по теме «Как зимуют воробьи?».
Для этого разделимся на 4 группы.
Ваша задача из 2 вариантов ответов выбрать один, и доказать что вы на правильном пути. Готовы?
этап: Формирование проблемы, целей и задач проекта
- Постановка проблемы:
Наблюдая за осенними изменениями, мы увидели, что птицы собираются в стаи, готовятся к отлету на юг. Птицы, гостившие у нас всю весну и лето, сделали свое доброе дело: уничтожали вредных насекомых, гусениц, пели нам песни. Перед нами возникла проблема: а, что же делают птицы, которые остаются у нас зимовать, ведь насекомых нет?
2) Зимой воробьи часто встречаются у человеческого жилья. С раннего утра они тут как тут. Нас заинтересовали особенности жизни воробьев в зимнее время года и мы решили узнать об этом.
- Цель:
1) Изучить образ жизни и поведения воробьев зимой. Нужна ли помощь этим птицам?
Исследовать какие птицы живут в нашей местности и в чём их особенности. Нужна ли помощь птицам зимой?
- Задачи:
1.В различных источниках информации определить птиц, зимующих в нашем городе.
2. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц; сделать анализ и обобщить результат.
3.Расширить знания одноклассников по теме « Зимующие птицы ».
1.Выяснить, как зимуют воробьи в нашей местности.
2. Изучить, чем питаются птицы зимой.
3. Выяснить, как и чем мы можем помочь птицам.
- Гипотеза:
1) Зимующие птицы - это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.
2) Если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то:
- возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;
- станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и к друг к другу и тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.
3) Предположим, что без помощи людей птицам трудно выжить в суровые зимы.
Методы исследования: подумай, посмотри в книгах, задай вопрос самому себе, понаблюдай, посмотри в компьютере.
Давайте подумаем, что мы знаем о жизни воробьев в зимнее время?
На какие вопросы вы хотели бы найти ответ по этой теме?
3 этап: Самостоятельная работа в группах
-выберите тот материал из книг, который вам нужен для выступления, не нужную информацию зачеркните.(детям предлагается несколько вариантов текстов из энциклопедии и художественных книг)
Вывод: из книг мы узнали, что…
4 этап: Подготовка учащимися представления своих отчетов
Давайте понаблюдаем за воробьями у кормушки (смотрим в окно)
Понаблюдав за птицами мы убедились, что…
В сильные морозы птицы садились на ветки или под крыши домов, тесно прижавшись, друг к другу, спрятав голову под крыло. Садясь на ветки дерева или карнизы, птицы плотно приседали, так что лапки погружались в пух на брюшке, так они согревались. Днём птицы активны, особенно в хорошую солнечную погоду, но вечером их не видно. Они прятались на ночь: голуби на чердаки, воробьи и синицы под крыши домов. Было интересно наблюдать, как воробьи собирались и усаживались рядком под крышей дома, в одном месте их мы насчитали более тридцати.
Наблюдение:
Понаблюдав за птицами внимательнее, мы узнали, что воробьи все время держатся группами. Из учебника окружающего мира мы узнали, что такие группы называются стаями.
- Как вы думаете как мы можем помочь птицам зимой? (ответы детей)
Вывод: Каждый из нас может помочь птицам в самое тяжёлое для них время - в зимние холода! А для этого надо лишь смастерить кормушку и следить за тем, чтобы в ней каждый день был корм.
Правила содержания кормушек
1. Кормушки должны располагаться на открытых местах с хорошим обзором, но неподалеку от естественного убежища (дерева, кустарника) для частичной защиты от хищных птиц и кошек. 2. Кормушки всегда должны содержаться в чистоте. 3. Если вы начали кормить птиц, то обеспечивать свежий корм следует регулярно, особенно зимой. Понемногу регулярно лучше, чем помногу иногда.
5 этап: Защита полученных результатов ивыводов: (выберите нужное предложение)
1. Во время выполнения исследовательской работы мы узнали очень много интересного о зимующих птицах, узнали, что можно сделать кормушки и чем их кормить.
2. Птиц губит не голод, а холод. А самое главное, что все мы им можем помочь, развесив кормушки и насыпать в них корм. А птицы не останутся в долгу, летом они защищают растения от вредителей.
3. Птицы - важная часть живой природы. Воробьи зимой обитают около жилья человека. Это связано с поиском пищи и местами ночлега.
6 этап: Итог
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо!
Не богаты их корма
Гость зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна зима
Приучите птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!
7 этап: Рефлексия
- Наше исследование подошло к концу.
Продолжите мое предложение:
Сегодня на занятии мне было…
- Вы собрали богатый материал о жизни воробьев зимой.
Исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере внеурочных занятий. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка происходит путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс коллективной работы.
Таким образом данное занятие позволяет учащимся развить навык построения своей исследовательской работы, достигается эффект воспитания и социализации детей, формируется коммуникативная, гражданская компетентность. Они получают опыт переживания и позитивного отношения к ценностям общества. Исходя из этого, для того, чтобы выпускник начальной школы обладал необходимыми знаниями для успешной адаптации в обществе, необходимо использовать не только классические методы и формы работы во внеурочной деятельности, но и инновационные средства, которые включают в себя исследовательскую творческую деятельность.