Просмотр содержимого документа
««Книжный калейдоскоп» (познавательно – развлекательный час)»
Тема: «Книжный калейдоскоп» (Слайд 1)
Цель: расширение кругозора учащихся через знакомство с различными жанрами литературы и известными произведениями.
Задачи: актуализировать и закрепить знания детей по литературе; развивать умение работать в команде и коммуникативные навыки; коррекция внимания, мышления, памяти; воспитывать любовь к книгам и литературному наследию.
Форма проведения: познавательно – развлекательный час
Система: коррекционно-развивающее обучение.
Оборудование: мультимидийное оборудование, карточки с заданиями, ручки.
Ход игры:
Организационный момент. Психологический настрой.
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы проверить вашу эрудицию и сообразительность, знание текстов книг русских и советских писателей.
Основная часть.
1.“Разминка (Слайд 2)
У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)
В названии какой птицы сорок гласных букв? (Сорока.)
Друг Винни-Пуха. (Пятачок.)
Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)
Лучшее лекарство для Карлсона. (Варенье.)
Что выманивала Лиса у Вороны в басне И. Крылова? (Сыр.)
В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя.)
2. “Допиши имя”
Задание:детям на листах нужно дописать недостающие части имён литературных героев.
Муха... (Цокотуха)
Крокодил… (Гена)
Сивка... (Бурка)
Братец… (Иванушка)
Змей... (Горыныч)
Курочка... (Ряба)
Черепаха... (Тортила)
Конёк... (Горбунок)
Почтальон… (Печкин)
Винни... (Пух)
Сестрица… (Аленушка)
Василиса… (Прекрасная)
3. “Отгадай по описанию” (Слайд 3-6)
Ведущий зачитывает командам задания по очереди. Если команда не может ответить на своё задание, то право ответа переходит к соперникам.
Вопрос: Кто это, откуда?
Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами. Он хоть роста небольшого, да сменит коня другого. “Как пущусь да побегу, так и беса настигну” - говорит о себе. (Конёк-Горбунок. П.П. Ершов “Конёк-Горбунок”)
Когда он появился на свет, то был огромный и некрасивый, не как его братья и сёстры. Его мама считала, что он хоть и некрасив, но у него доброе сердце, что когда он вырастет, то похорошеет или станет со временем поменьше. Его долго все обижали, он перенёс много горя и бед. И в конце концов он стал прекраснейшим между прекрасными, но нисколько не возгордился: доброе сердце не знает гордости. (Гадкий утёнок. Г.Х. Андерсен “Гадкий утёнок”)
Этот козёл особенный. Ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая, а на рожках по пяти веточек. В каком месте топнет правой передней ножкой – там и появится дорогой камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней. (Серебряное копытце. П.П. Бажов “Серебряное копытце”)
Это маленький, но храбрый зверёк. В ночь, когда луна была полной и светлой, мама первый раз в жизни послала его к быстрому ручью за раками. Ему надо было перейти через большое дерево, которое было перекинуто через пруд. Но ему кто-то мешал. Не помог ни большой камень, ни палка, ни страшные рожи, а помогла выполнить поручение...улыбка. (Крошка Енот. Л.Муур “Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду”.)
4.“Предметы-загадки” (Слайд 7-14)
Для конкурса нужны предметы или их изображения. Ведущий показывает командам предмет-загадку. Задание – назвать произведение (и его автора), где этот предмет встречается.
Азбука. (А.Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
Веретено. (Ш. Перро “Спящая красавица”.)
Короб. (Русская народная сказка “Машенька и медведь”.)
Красная шапочка. (Ш. Перро “Красная шапочка”.)
Горошина. (Г.Х. Андерсен “Принцесса на горошине”, “Пятеро из одного стручка”.)
Туфелька. (Ш.Перро “Золушка”.)
Горшочек. (Братья Гримм “Горшочек каши”)
Воздушный шарик. (А.Милн “Винни-Пух и все-все-все”.)
5. “Сказочный алфавит”
Каждая команда получает лист бумаги с написанным на нём алфавитом. Задание- вспомнить и написать персонажей произведений на каждую букву алфавита.
Примеры:
А – Алёнушка, Айболит, Алиса;
Б – Буратино, Базилио
В – Винни-Пух, Василиса Премудрая;
Г – Герда, крокодил Гена, Гулливер;
Д – Дюймовочка, дядя Фёдор;
Е – Емеля, Елена Прекрасная, Елисей;
Ж – Жучка;
З – Золушка;
И – Иванушка;
К – Колобок, Кай;
Л – лягушка-путешественница;
М – Мауги, Машенька;
Н – Незнайка;
О – Оловянный солдатик, Оле-Лукойе;
П – Пятачок;
Р – Рикки-Тики-Тави, Рике с хохолком;
С – Салтан, Суок, дядя Стёпа;
Т – Том Сойер, тараканище;
У – Урфин Джюс;
Ф – Финист, Федора;
Х – Хаврошечка, Хоттабыч;
Ц – Царевна-лягушка;
Ч – Чиполлино, Черномор;
Ш – Шапокляк;
Щ – щука;
Э – Элли, эльфы;
Я – баба Яга.
6. “Угадай сказку А.С. Пушкина”
следующий конкурс будет посвящён сказкам А.С. Пушкина, которые любят и знают дети. По детским словам вы должны будете определить героя или название сказки А.С. Пушкина. Это такой предмет, он не волшебный, но если б его не было, то не было бы и сказки.
Эта вещь длинная и крепкая.
Но она как бы вся рваная.
Ею можно кого-то поймать. (Сети в “Сказке о рыбаке и рыбке”)
Это одежда, но не совсем, просто одежда из неё состоит.
В неё одеты много героев из одной сказки.
Она блестит.
А в сказке сказано, что “как жар горит”.
Это есть и у рыбок. (Чешуя. “В чешуе, как жар горя, 33 богатыря”)
Это бедный человек и плохо одетый.
У него нет денег, но он работает, только не на работе.
Он добрый и сильный. Он никого не обижает, но может и обидеть.
Он больно щёлкнул одного дядьку по лбу. (Балда)
Она красивая, очень даже красивая.
Она волшебная.
Она царица, наверное.
Она может выполнить любые просьбы.
Если её поймать. (Золотая рыбка)
Он очень волшебный. Может, в него превратился волшебник.
Но вообще-то это не человек
В сказке он приносит пользу для страны.
В конце сказки он сильно наказывает царя.
Это птица такая. (Петушок. “Сказка о золотом петушке”)
7. “Закончи стихотворение”
Ведущий начинает читать стихотворение, а команда должна продолжить его (несколько строк), вспомнить автора и название.
Вместо шапки на ходу Он надел (сковороду)
Я ль на свете всех белее, Всех румяней и (белее)
У тебя на шее вакса, У тебя под носом (клякса)
И пришёл к Айболиту Барбос: Меня курица клюнула (в нос)
Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого (петушка)