Просмотр содержимого документа
«Классный час «Земля за Байкалом» (1 класс)»
Классный час
1 класс
Автор Копылова Елена Ивановна
Учитель 1 категории МБОУ «СОШ № 1 11»
Тема. «Земля за Байкалом»
Цель:
Знакомство с бурятской национальной культурой;
Развитие познавательного интереса к фольклору бурятского народа;
Воспитание чувства ответственности за единство с природой.
Оборудование: физическая карта, открытки и слайды с изображением города Улан-Удэ, портрет народного писателя Бурятии Цыден-Жап-Жимбиева, элементы бурятских национальных костюмов для участников, бубен.
Ход классного часа
1. Рассказ о Бурятии.
Я знаю, вы любите путешествовать. И сегодня мы совершим поездку в Бурятию. Наш паровозик неугомонно мчится на восток, через байкальские туннели, горные отроги и хребты (проследить путь по карте).
И вот остановка в столице Бурятии – Улан-Удэ. Когда-то город назывался Верхнеудинском и начинался с деревянного Удинского отрога в 1688 году. Острог был вскоре обнесён деревянными стенами с бойницами. По приказу посла царя Петра 1 Фёдора Головина он охранялся 200 казаками. В 1970 году Верхнеудинск уже имел герб.
В 1934 году Верхнеудинск переименовали в Улан-Удэ, что означает красная река (Уда). Город стоит на берегу великой реки Селенги, что несёт свою воду в озеро Байкал.
Из маленького острога город превратился в крупный центр на востоке страны. Сегодня в городе проживает более 350 тысяч человек.
Познакомимся с достопримечательностями города (рассмотреть открытки или слайды с изображением города Удан-Удэ).
2. Знакомство с бурятским народным творчеством.
Стихи.
Добрые люди – детские писатели. У них особый взгляд, светлый лик, как правило, весёлый нрав. Живёт в городе Улан-Удэ народный писатель Бурятии, хорошо известный в нашей стране – Цыден-Жап-Жимбиев. Ему более 75-ти лет, но он очень деятелен. Он главный редактор детского журнала «Ласточка». Самая главная задача Ц. Жимбиева, «чтобы дети, внуки и правнуки знали свои корни, историю своего народа и брали с них пример».
Около 50 книг издано у Ц.А. Жимбиева, девять из них переведены на другие языки. Для детей Цыден-Жап Арсаланович написал хорошие добрые книжки. Широкая степь, кони-скакуны, живое озеро Байкал, синие кедры – вот темы его стихотворений. Послушайте два из них (дети в костюмах рассказывают стихотворения).
Скачки
Крики, смех – шумит народ:
Скакуны летят вперёд!
Вышли даже старики
Посмотреть из-под руки,
Как несутся лихо кони
По степи вперегонки!
Как на них сидит Бадма,
И Гарма, и Дашигма.
Им всего по восемь лет,
Но смелей их в мире нет!
Развевает ветер гривы,
Искры белые летят,
У наездников счастливых
Радостно глаза блестят.
Кто кого из них обгонит?
Скоро финиша флажки.
Всё быстрее мчатся кони,
Горячатся старики.
Трут они в азарте руки
И довольны как один –
Превращаются их внуки
На глазах у всех в мужчин!
Вот и финиш. И кричат
Все «ура» ребятам.
Отчего же у ребят
Уши от стыда горят?
Оттого, что ни Бадма,
Оттого что ни Гарма,
Оттого что победила
Всех девчонка Дашигма!
***
Как гласит преданье,
Триста лет назад
Встретились в Сибири
Русский и бурят.
Русский земледелец
Возле Ангары
Ковырял лопатой
Кочки да бугры.
Пас бурят отару
Где-то в стороне.
И к нему подъехал
Русский на коне.
«Сайнбайну-у!» - гортанно
Прокричал бурят.
Это означало:
«Здравствуй, русский брат!»
Русский улыбнулся
И сказал: «Привет!»
С незнакомым другом
Разделил обед.
С той поры частенько
Виделись они:
Ближе у обоих
Не было родни.
Сказки.
Много сказок у бурятского народа. В сказках волшебных – это и сама сибирская природа, озёра и реки, горы и леса, которые одушевлены народным воображением; это и могучие национальные богатыри, одарённые сверхъестественной силой и умом. В сказках о животных героями являются сибирские звери и птицы, рыбы и даже насекомые, наделённые человеческими качествами. Послушайте бурятскую народную сказку «Змея и муравей» (рассказывает подготовленный ученик).
Змея и муравей
В траве подле озера высиживала утка птенцов. Подползла змея, обвила гнездо и хотела укусить утку. Утка взмахнула крыльями, вылетела из гнезда и села на воду. Змея поплыла за ней. Утка опять взлетела, покружилась над озером, села на прибрежный камень и в страхе оглянулась. Увидел её муравей.
- Что с тобой? Ты такая перепуганная!
- От змеи не знаю куда спрятаться!
- Не печалься, я тебе помогу!
Удивилась утка:
- Не видела я никогда, чтобы мышь помогала лосю …
Муравья уже не было. Пришёл он в муравейник и рассказал муравьям о злой змее и перепуганной утке. Все муравьи поднялись и пошли войной на змею. Нашли её и начали щипать со всех сторон. Заметалась змея, извивается, как на огне шипит:
- Я ни одного муравья не обидела! Отстаньте от меня!
- А разве утка тебя когда-нибудь обижала? – засмеялись муравьи.
Змея замолчала. Муравьи ещё сильнее стали её кусать.
Вот почему змеи боятся муравьёв.
- Чему учит эта сказка?
В сказках о животных превозносятся лучшие человеческие качества – доброта, справедливость, честность, трудолюбие, смелость – и осуждаются жестокость, трусость, хвастливость. Эти сказки наглядно передают представления народа о человеческой морали: каким должен быть человек, чтобы иметь право называться человеком. В этом огромная воспитательная сила сказок.
Игры.
А ещё бурятские ребятишки очень любят играть и у них есть свои игры: «Олени и пастухи», «Охота на волка», «Ловкий оленевод», «Белый Шаман». В одну из них мы сейчас поиграем.
Белый Шаман. Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм.
Правила игры: если получивший бубен неправильно повторяет ритм, он выходит из игры. Если получивший бубен правильно повторяет ритм, он становится водящим.
Мифы.
Народ Бурятии слагал мифы и предания. Эти творения передавались из уст в уста, из поколения в поколение, они несли в себе огромную духовную силу. Из мифов бурят.
На небе живёт множество божеств. Среди них есть и добрые божества – это Солнце и Луна. Солнце имеет своё имя – Алтан Шара наран (Золотисто-жёлтое Солнце). У Луны тоже есть имя – Алмас Сагаан хара (Светлая Луна).
Эти божества хорошо относятся к людям. Они защищают людей, покровительствуют им.
Они одарены большим умом, огромной волей, могуществом, силой. Они управляют всей вселенной. С высоты небес божества смотрят на землю и следят, чтобы люди жили по законам правды, они выступают против лжи и обмана. Поэтому нужно им поклоняться, почитать их, подносить им жертвенные напитки или животных, чтобы задобрить богов, умилостивить, получить от них блага.
Солнце и Луна двигаются по небу только потому, что у них есть ноги. У Солнца восемь ног, у Луны – девять.
Все люди земли должны почитать Солнце и Луну, потому что они являются защитниками и покровителями людей. Почитают их и буряты. Особенно они поклоняются Солнцу, считая, что именно оно дарит людям свет и тепло, от него зависит жизнь на земле, удачная охота, обильные урожаи.
Солнцу и Луне буряты приносят в жертву звериные шкуры, различные молочные продукты.
В подтверждение своей правоты или правдивости своих слов буряты призывают в свидетели и Солнце, и Луну. Они часто говорят: «Пусть видят Солнце и Луна!» или «Да пусть слышат Солнце и Луна, я правду говорю!»
Шутки.
Бурятский народ, так же как и русский, любит шутки (рассказывание бурятских шуток детьми).
***
Сказал богач однажды:
- Есть работа!
Ты мой табун всё лето попаси,
И я тебе из нового приплода
Дам жеребёнка!
- Лучше не проси! –
И Будамшу поплёлся по дороге,
Ворча:
- На это дело не пойду –
Ведь мне сейчас куда дороже ноги,
Чем жеребёнок в будущем году.
***
- Эй, Будамшу, чем занят ты полдня?
- Не видишь, шью уздечку для коня.
- Да у тебя коня, как будто нет?!
- Уздечку столь красивую, сосед,
Увидят люди, скажут: «Вот те на!
Купил он дорогого скакуна!»
***
- Будамшу, коль ты мудрец,
Объясни нам, наконец:
Кто здесь умный, кто дурак?
- Чтобы не попасть впросак,
- Отвечает Будамшу,
- Умных встать я попрошу.
Песни.
Народные песни бурят отразили в себе душу кочевника-степняка. В них виден весь мир переживаний и чувств: любовь к родине, природе родного края, нежность к детям, сыновняя почтительность к родителям.
Аршаны
С вершины Алтан Мундарги
По склонам, покой стерегущим,
Текут, серебрясь, родники
На радость и благо живущим.
Они – украшенье тайги,
Они – дар природы желанный.
Текут, серебрясь, родники
С водою целебной – аршаны.
(Если есть возможность, прослушать бурятскую песню в записи).
3. Итог классного часа.
Сибирский фольклор своебразен и самобытен. Удивительна способность творческого воображения народа вкладывать живую человеческую душу в образы зверей, деревьев, вещей и предметов. Это говорит о близости людей к природе, об их неотделимости от неё и огромном к ней уважении.
Во все времена человеку очень важно быть добрым. Добрым к другому человеку, дереву, птице, животному. Отнеситесь к их нуждам с пониманием и уважением, и они ответят вам признательностью и любовью. И тогда Земля наша наполнится добром и все мы, живущие на ней бок о бок, будем счастливы.
- Ну вот и закончилось наше путешествие по бурятской земле