Тема: Заседание клуба «Почемучка». Техника исследовательского поиска.
Цели:
- составить алгоритм работы над исследованием;
- рассмотреть разные формы представления информации;
- создать условия для развития творчества, самостоятельности; потребности в самореализации, самовыражении;
Ход конференции:
I. Вступительное слово учителя.
Закончились минуты перемены,
На смену им идёт другой урок.
Зовёт из года в год вас неизменно
В дорогу ученический звонок.
1 слайд. Заседание клуба Почемучка.
Вокруг нас множество самых обыкновенных вещей, к которым мы настолько привыкли, что не замечаем их, а порой ничего о них и не знаем! А нужно лишь задуматься и задать себе вопросы: «Почему?», «Как?», «Зачем?», «Когда?» и нам откроются удивительные истории. У каждой вещи, предмета, как и у человека, своя биография, своя история!
Из всех живущих на земле, человек – самый непредсказуемый и любопытный! Так уж он устроен, что постоянно находится в поиске – все ему интересно, увлекательно. А самые любопытные – это конечно, дети!
Сегодня, мы проводим заседание клуба «Почемучек», на котором узнаем, как находить ответы на вопросы, проведём опыты, представим результаты своих мини-исследований. Будем развивать свой кругозор, любознательность.
- Что же нужно делать, чтобы развивать свои мысли, пополнять знания?
2 слайд. Фотографии учеников в библиотеке.
Ребята нашего класса считают, что основным источником знаний всё - таки является книга, чтение. Читающий человек – эрудит, с ним интересно общаться, он хороший собеседник.
К нам уже спешат помощники - герои, которые любят задавать вопросы. Давайте встретим их!
II. Выступление артистов. На сцену выбегают герои.
Отчего. Здравствуйте, друзья!
Почему. Всем привет!
Отчего. Разрешите представиться: меня зовут Отчего.
Почему. Как вы думаете, а как зовут меня? Я вам подскажу: мое имя произносят все любознательные. (Дети называют имя).
Отчего. Мы – герои познавательного журнала «Отчего и почему».
Почему. Нас пригласил сегодня в гости наш друг Почемучка, но что-то его нет.
Отчего. - Оглядывается по сторонам.
Почему... Записка. (Читают вместе): «Дорогие друзья, приглашаю вас в страну вопросов и ответов. До скорой встречи, Почемучка». Он приглашает отправиться в путешествие, вы- с нами?
Отчего. Ее вы не найдете на глобусе и карте,
О ней не прочитаете в учебниках своих.
Попасть в страну лишь смогут те ребята,
Что прочитали сами немало детских книг.
Почему. Итак, наш путь пройдет через залив Сказок, реку приключений, площадь искусств, лес - мир чудес, гору знатоков.
III. Техника исследовательского поиска.
Многие ребята нашего класса знакомились с этапами исследования, сами составляли мини – исследования, могут задавать вопросы и находить ответы на них.
Отчего. Я открою вам секрет: ответы на вопросы и более подробную информацию вы можете найти на страницах художественных и научных изданий.
3 слайд. Познавательная литература
Почему. Итак, наши вопросы:
1. Что делать, если не знаешь ответ на вопрос?
2. С чего начинать исследование?
3. Где искать информацию?
4. Назовите этапы исследования.
4 слайд. Этапы исследования: тема, цель, задачи, гипотеза.
На сцену выходит Почемучка
Почемучка.
Я – Почемучка и тысячи книг
Читать, изучать с ранних лет я привык.
Пословицы знаю все – все наизусть.
Со мною не дружат ни скука, ни грусть.
А всё почему? Потому, что я книги люблю.
В них ответ на любой вопрос я найду.
Скорей подружитесь, ребята, со мной.
В страну Знаний и книг поведу за собой!
5 слайд
- Ребята, кого так называют Почемучка?
- А у нас в классе есть ребята, которые могут самостоятельно найти ответ на интересующий их вопрос?
6 слайд Картинка Почемучка и Шапокляк
Отчего.
Это чей там слышен голос
Кто сует повсюду нос
Да еще шагает с крысой.
Кто ответит на вопрос
Нет не клоун, не чудак,
А старуха… (хором). Шапокляк.
Шапокляк.
Никогда не любила читать. Пустая трата времени.
Почемучка. Тебе, наверное, просто не попадались хорошие книги. Приходи к нам на уроки, и узнаешь об интересных книгах и журналах, о детских писателях, а в библиотеке можно интересно провести время и найти себе друзей!
Шапокляк.
Хочу сказать, что я очень любознательная, люблю сунуть свой чудесный любопытный носик в чужие вопросы и дела.
Отчего. Тогда тебе будет интересно у нас. Мы вместе читаем, вместе отдыхаем, с книгой мир открываем.
Почемучка.
Здесь мои друзья Почемучки – хорошие, добрые ребята. Они участвуют в викторинах и конкурсах. Знаешь, как интересно вместе искать ответы на разные вопросы, состязаться в знаниях и смекалке?!
Шапокляк.
И что интересного и полезного я смогу у вас узнать?
Почемучка.
Ну, например, знаете ли Вы, мадам Шапокляк, как произошло Ваше имя?
Шапокляк. Как откуда?! Э.Успенский придумал.
Почемучка.
Имя тебе, конечно, дал писатель. А вот слово «шапокляк» означает разновидность цилиндра - головного убора. У него верхняя часть на пружинах: хлопнешь по ней, и шляпа сложится, станет, как блин. Слово «кляк» переводится с французского как «шлеп». Шапокляк надевают клоуны в цирке, и такую же шляпу носит и наша гостья.
Шапокляк.
Ну, надо же! Имя получила от названия шляпы. А на какие вопросы вы ещё ответы нашли?
- Об этом, уважаемая Шапокляк, чуть позже. А пока, скажите ребята, что должен уметь исследователь?
VI. Мини – исследования по теме «Снег и лёд».
Систематизация знаний о зимних явлениях в неживой природе.
7 слайд Картинка Зима, Снежинки, Лёд.
- Кто угадай-ка
Седая Хозяйка:
Тряхнёт перинки,
Над миром пушинки? (Зима)
- Сегодня мы будем говорить о зиме, о зимних явлениях в неживой природе.
2. Представление команд:
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)
За окошком снег идёт
Очень близок новый год
А речушка не течёт
Ведь сковал речушку … (Лёд)
3. Тест «Снег и лёд»
8 слайд Тест «Снег и лёд»
1) 2 состояниях
2) 3 состояниях
3) 4 состояниях.
1) Жидком состоянии
2) Газообразном состоянии
3) Твёрдом состоянии.
Снег
Дождь
Град
Сегодня команды «Снежинка» и «Льдинка» проведут мини – исследования по теме, понаблюдают, обсудят, запишут свои выводы в инструкционные карты, представят результаты.
9 слайд Работа в группах – опыты со льдом
4. Работа в группах:
Группа «Снежинка»
Потребуется:
Два стакана с водой
Соль
Кубики льда
Чайная ложечка
Инструкция
1. Заполните два стакана на 2/3 водой. Добавьте в один из них чайную ложку соли и тщательно размешайте.
2. Поместите в стаканы одинаковые кубики льда.
- Что происходит?
- Лёд в стакане с соленой водой тает намного быстрее, чем в несоленой воде.
- Почему это происходит?
Инструкционная карта
Соль и лёд | Что происходит? |
1.Стакан с водой без соли | |
2.Стакан с солёной водой | |
3. Почему зимой лёд на тротуарах и улицах посыпают солью? | |
4. Почему вода в океане не замерзает даже в сильные морозы? | |
Тема: Соль и лёд
Цель: выяснить, почему в солёной воде лёд тает быстрее, чем в пресной.
Гипотеза: лёд в воде будет таять одинаково.
Вывод: соль в воде затрудняет процесс замерзания. В зависимости от количества соли в морской воде, может потребоваться температура на 25 градусов холоднее, чем для заморозки пресной воды! Это одна из причин, почему соль используется, чтобы расплавить лед на тротуарах и улицах. Это также одна из причин, почему океан не замерзает полностью, когда погода становится холодной
Группа «Льдинка»
Потребуется:
3 стакана со льдом:
Обычная вода
В воде соль
В воде сахар
Инструкция: в стаканах была заморожена обычная, солёная и сладкая вода. Опытным путём определите, сохранил ли лёд первоначальный вкус воды.
- Если нет, определите причину.
Инструкционная карта:
Чистый лед | Какой лёд? |
Стакан с обычной водой | |
Стакан с солёной водой | |
Стакан со сладкой водой | |
Лёд в Северном ледовитом океане пресный, а вода в океане солёная. Почему? | |
Тема: Чистый лёд
Цель: выяснить, почему замерзая, вода освобождается от соли и сахара.
Гипотеза: лёд будет сладким и солёным.
Вывод: замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси, в том числе и частицы соли и сахара. (Можно лизнуть ледышку)
VII. Формы представления результатов.
- О других тайнах льда и снега мы узнаем на других уроках и не только на уроках.
- Как можно показать другим людям то, что ты узнал? (Нарисовать, сфотографировать, сделать презентацию)
- Слайд – шоу.
VIII. Подведение итогов
- Вопросы учащихся, высказывания родителей.
- Уважаемые родители! Расскажите, насколько вы были вовлечены в работу? Ваши впечатления.
Хочется пожелать ребятам – больше читать, развивать свой кругозор. В дальнейшем использовать умения, приобретённые в начальной школе. А родителям - выразить слова благодарности за понимание, помощь, поддержку.
Ученик 1. На свете есть много книг интересных,
Вопросов, загадок и сказок чудесных.
И пусть очень трудно во всем разобраться,-
Мы будем читать, в знаньях книг состязаться.
Ученик 2. Все тайны познаем - нам так это нужно,
И все интересные книги прочтем.
Друг другу поможем, что надо подскажем,
И даже на сцене спектакль вам покажем.
Вместе Вы к нам приходите, ребята, скорей,
А мы – Почемучки ждём новых друзей!
Дополнительная информация:
Использование льда человеком
Для получения льда необходимы вода и холод.
– Сейчас проведем следующие наблюдения. Положите пальчик на лед. Скажите, что вы чувствуете?
Вывод. Когда предмет касается льда, то на поверхности льда образуется тонкий слой воды, который позволяет предмету скользить
– Где это свойство льда используете вы, дети, да и взрослые тоже? (Катание с ледяных гор, катание на коньках)
– Достаньте, пожалуйста, лед из емкости. Обратите внимание на форму льда. Почему у нас получился лед разной формы? (Мы налили воду в емкости разной формы).