kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час «Все для фронта, все для победы (Таблица Менделеева на защите Родины)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие ориентировано на воспитание патриотизма у обучающихся, на примере вклада ученых - химиков в победу над фашизмом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Все для фронта, все для победы (Таблица Менделеева на защите Родины)»»

Классный час «Все для фронта, все для победы

(Таблица Менделеева на защите Родины)»

План:

1. Использование химических элементов в военном деле.

2.  Вклад учёных-химиков в победу  в Великой Отечественной войне.

3. Викторина: «О каком простом веществе идет речь?»

4. Заключение.

5. Подведение итогов, награждение участников.


1. Использование химических элементов в военном деле.

Водород использовался для создания подъёмной силы дирижаблей.

Гелий используют для установки маяков, указывающих красно – оранжевым цветом путь морским и воздушным кораблям. 

Литий бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняли аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море.

 2Li + 2H2O = 2LiOH + H2         

 Добавка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличивала срок их службы в 2-3 раза, что очень нужно было для партизанских отрядов. Трассирующие пули с добавкой лития при полете оставляли сине-зеленый след.

Соединения лития используются на подводных лодках для очистки воздуха. 

Углерод

Все виды топлива, горючие и смазочные, взрывчатые вещества, лаки, краски, мыла, лекарственные препараты, строительные материалы, одежда, обувь, жилье, продукты питания, спирты, каучук, резина, парашютный шелк, пороховые мешочки для снарядов  были изготовлены из соединений углерода. 

Углерод – восстановитель при выплавке чугуна, стали, цветных металлов, адсорбент в противогазах. 

Азот входит в состав взрывчатых веществ. Нитраты свинца, бария, стронция использовались в пиротехнике (сигнальные огни, цветные ракеты, салют). Ни одно взрывчатое вещество нельзя приготовить без азотной кислоты HNO3 и её солей. 

Магний использовался для сигнальных и осветительных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб.

Алюминий называют «крылатым» металлом, так как его сплавы с бериллием, магнием, марганцем, кремнием, натрием  используются в самолетостроении. Тончайший алюминиевый порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей. Алюминий использовали для активной защиты самолетов. При налетах на Германию было сброшено примерно 20 тысяч тонн алюминиевой фольги. В годы войны инженером Головкиным был разработан непрерывный способ производства литой алюминиевой проволоки диаметром до 9 мм.

Сплав титана (до 88%) с другими металлами идет на изготовление танковой брони; другие сплавы используют для изготовления винтов вертолетов, самолетов. В 1943 году Гитлер издал приказ вступать в бой с советскими танками ИС-3 на расстоянии не более 1 км. Состав брони у этого танка был такой, что его не могли пробить фашистские снаряды.

Титан применяют также в радиотехнике.

   Железо

      Более 90%  всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне, приходятся на железо и его сплавы. Железо – главная часть чугуна и  стали. Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бомбах, минах, гранатах! Чтобы судить о масштабах расхода железа в минувшей войне, назовем одну цифру: миллион бомб сброшено фашисткой авиацией на Сталинград. Колоссальная масса железа истрачена во все войны на земном шаре. За вторую мировую войну – примерно 800 млн. тонн. Только за последние три года войны было произведено 660 тыс. орудий, 1 млн 350 тыс. ручных и станковых пулеметов, около 6 млн. автоматов. Сплавы железа в виде броневых плит и литья толщиной 10-100 мм использовались при изготовлении корпусов и башен танков, бронеавтомобилей, самоходных артиллерийских установок, бронепоездов. Толщина брони военных кораблей и установок береговой обороны доходит до 500 мм. Ответственные узлы боевых самолетов тоже защищает броня.

Медь

Сплавы меди (90%) и олова (10%) - пушечный металл. Сплав из меди (68%) и цинка (32%)- латунь использовалась для изготовления гильз артиллерийских снарядов и патронов. Большинство артиллерийских латунных гильз используется неоднократно. В годы войны в любом артиллерийском дивизионе был человек (обычно офицер), ответственный за своевременный сбор стреляных гильз и отправку их на перезарядку. Высокая стойкость против разъедающего действия соленой воды характерна для морских латуней. Это латуни с добавкой олова. Сплав  меди, цинка и олова - морские латуни.



Без германия  не было бы радиолокаторов. Советские ученые создали генераторы для питания раций партизанских отрядов, где на основе германия тепловая энергия превращалась  в электрическую.



Кремний - основа производства стекла, которое использовалось для различных

оптических приборов (бинокли, перископы, прожекторы, прицелы)

 Фосфор.  Во время Великой Отечественной Войны  белый фосфор использовался в качестве зажигательного элемента в фосфорных бомбах и отравляющих веществах. Фосфор входит в состав зажигательных смесей, дымовых шашек, спичек.   Зарин — отравляющее вещество, обладающее нервно – паралитическим действием.

Хлор

     На основе хлора изготовляли большинство боевых отравляющих веществ.

COCl2  - фосген – боевое отравляющее вещество, поражающее своим действием органы дыхания.

S[CH2CH2Cl]2 – иприт -  ядовитое капельно - жидкое вещество, вызывающее поражение глаз, кожи, дыхательных путей.                             

          

Уран

Величайшее достижение науки  - овладение человеком атомной энергией. Оно  породило величайшую трагедию человечества. Первая атомная (урановая) бомба была создана в США

и 6 августа 1945 года сброшена на г. Хиросиму. Безгранична перспектива использования урана в мирных целях : атомные электростанции, ледоколы, подводные лодки.

Плутоний

Первая плутониевая бомба была изготовлена в США. 9 августа 1945 года она была сброшена на город  Нагасаки. Её взрыв повлек десятки тысяч смертей и сотни тысяч тяжелых увечий. Последствия взрыва сказываются и сейчас на новых поколениях.

   

 2. Вклад учёных-химиков в победу  в Великой Отечественной войне.

Вместе со всеми трудящимися нашей страны советские ученые принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Нужно было создавать новые способы производства самых разных материалов, взрывчатых веществ, топливо для реактивных снарядов «Катюш», высокооктановые бензины, каучук, материалы для изготовления броневой стали, легкие сплавы для авиации, лекарственные препараты.

Решать все эти задачи было крайне трудно.

Во-первых, весьма значительными были потери источников сырья и мощностей по производству химической продукции на оккупированных фашистскими войсками территориях.

Так, в начале войны были потеряны 50%  мощностей по производству синтетического каучука, 88% - кальцинированной соды, 77% - серной кислоты, 66% синтетических красителей. Во-первых, оккупированными оказались Донбасс,  Криворожский железорудный бассейн с их шахтами и заводами, производящими металлургическую, коксохимическую и другую продукцию.
Во-вторых, в связи с приближением военных действий к Москве и Ленинграду все ведущие научные учреждения, в том числе и химические, были эвакуированы на восток страны, где для исследовательской работы не было оборудования и необходимых условий. 
Однако, несмотря на все эти трудности, химики - ученые и работники промышленности  справились со стоящими перед ними задачами и внесли свой достойный вклад в победу над гитлеровской Германией. Выпуск химической продукции к концу войны приблизился к довоенному уровню, а в 1945 г. он достиг 92% от уровня 1940 г.

Успехи в решении задач, вставших перед химиками во время Великой Отечественной войны, были во многом обусловлены также и тем высоким уровнем развития химических знаний в нашей стране, достижение которого связано с именами Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова, и который постоянно поддерживался их учениками и последователями – крупнейшими советскими химиками.

А. Е. Арбузов  (1877–1968)

Александр Ерминингельдович Арбузов. Выдающийся ученый, основоположник одного из новейших направлений науки – химии фосфорорганических соединений. Вся жизнь и деятельность его были неразрывно связаны с прославленной Казанской школой химиков. Исследования Арбузова в годы войны были всецело посвящены нуждам обороны и медицины. Так, в марте 1943 г. виднейший советский физик-оптик С.И. Вавилов писал Арбузову: «Глубокоуважаемый Александр Ерминингельдович! Обращаюсь к Вам с большой просьбой – изготовить в Вашей лаборатории 15 г 3,6-диаминофталимида. Оказалось, что этот препарат, полученный от Вас, обладает ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции, и сейчас нам необходим для изготовления нового оборонного оптического прибора…». Значительно позднее Арбузов узнал, что изготовленного им препарата было достаточно для снабжения оптики танковых частей нашей армии и имело значение для обнаружения врага на далеком расстоянии. В дальнейшем Арбузов выполнял и другие заказы оптического института на изготовление различных реактивов.

Н.Д. Зелинский (1861–1953)

Николай Дмитриевич Зелинский. С его именем  связана целая эпоха в истории отечественной химии. Обладая творческой силой мысли и будучи патриотом своей Родины, Зелинский вошел в ее историю как деятель науки, который в критические моменты исторических судеб своей страны без колебания становился на ее защиту. Так он создал противогаз в первую мировую войну, синтетический бензин в гражданскую, и авиационное топливо в Великую Отечественную войну. Зелинский в период 1941–1945 гг. – это не просто химик-исследователь, он был уже славой едва ли не самой большой в стране научной школы, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для синтетического каучука.

    Н.Н.Семенов (1896–1986)

Николай Николаевич Семенов. Вклад академика Семенова в обеспечение победы в войне всецело определялся разработанной им теорией цепных разветвленных реакций. Эта теория давала в руки химиков возможность ускорять реакции вплоть до образования взрывной лавины, замедлять их и даже останавливать на любой промежуточной стадии. Исследования процессов взрыва, горения, детонации, проводимые Семеновым с сотрудниками, уже в начале 1940-х гг. привели к выдающимся результатам. Новые достижения во время войны в том или ином виде использовались в производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнеметов. Были проведены исследования, посвященные вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах. Результаты этих исследований были использованы уже в первый период войны при создании кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками.

А.Е.Ферсман (1883–1945)

Александр Евгеньевич Ферсман. Из выступления академика Ферсмана на антифашистском митинге советских ученых в 1941 г., в Москве: «Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. Потребовался целый ряд новых металлов для авиации, для бронебойной стали, потребовались магний и стронций для осветительных ракет и факелов, потребовалось больше йода и еще длинный ряд самых разнообразных веществ. И на нас лежит ответственность за обеспечение стратегическим сырьем. Необходимо помочь своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды». Ферсман не раз говорил, что его жизнь – это история любви к камню. Он первооткрыватель и неутомимый исследователь апатитов на Кольском полуострове, радиевых руд в Фергане, серы в Каракумах, вольфрамовых месторождений в Забайкалье, один из создателей промышленности редких элементов.

С первых дней после начала войны Ферсман активно включился в перестройку науки и промышленности на военные рельсы. Выполнял специальные работы по военно-инженерной геологии, военной географии, маскировочным краскам, по вопросам стратегического сырья.





 С.И. Вольфкович (1896–1980)

Семен Исаакович Вольфкович. Крупнейший советский химик-технолог, был директором НИИ удобрений и инсектицидов, занимался соединениями фосфора. Сотрудники руководимого им института создавали фосфорно-серные сплавы для стеклянных бутылок, которые служили противотанковыми «бомбами», изготавливали химические грелки, которые использовались для обогрева бойцов дозоров. Санитарной службе требовались средства против обморожения, ожогов, лекарственные средства. Над этим работали сотрудники его института.

А.Н. Фрумкин (1895-1976)

В годы Второй мировой войны Фрумкин возглавлял крупный коллектив ученых и инженеров, непосредственно занимавшихся оборонной проблематикой. Его ключевая роль во всех этих разработках, по-видимому, предотвратила готовившуюся в начале 1950-х гг. расправу над ним как "космополитом номер один в электрохимии" (за якобы недооценку роли русских ученых в совместной с Сыркиным статье "Физическая химия" , также доказательством "вины" считалось и чрезмерное цитирование работ самого Фрумкина в западной научной литературе, перевод его cтатей на иностранные языки, всякие знаки признания его заслуг на Западе. Он был отстранен от поста директора Института Физической химии). О важности вклада Фрумкина в советскую науку и технику свидетельствуют официальные награды и отличия: в 1931 г. ему была присуждена Ленинская премия; с 1932 г. он - действительный член АН СССР; трижды (в 1941, 1949 и 1952) был лауреатом Сталинской премии, в 1961 г. ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники, в 1965 г. - Героя социалистического труда; также трижды награждался орденом Ленина и столько же раз - орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями. Ежегодно в Москве проводятся Фрумкинские чтения.

                                        

 3. Викторина.



4. Заключение.

          Советские химики внесли достойный вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне.

                                 Кто про химика сказал: “Мало воевал”,

Кто сказал: “Он мало крови проливал?”

Я в свидетели зову химиков–друзей, -

Тех, кто смело бил врага до последних дней,

Тех, кто с армией родной шел в одном строю,

Тех, кто грудью защитил Родину мою.

Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…

Сколько полегло на них молодых парней…

Не померкнет никогда память о войне,

Слава химикам живым, павшим - честь вдвойне.

                                                                       (Старший преподавтель ДХТИ,

бывший фронтовик З.И. Барсуков)

Прошли годы. Но современные учёные-химики продолжают традиции, заложенные своими учителями, по обеспечению обороноспособности страны. В настоящее время создаются новейшие образцы вооружений, способные в любое время встать на защиту Родины.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Классный час «Все для фронта, все для победы (Таблица Менделеева на защите Родины)»

Автор: Климова Татьяна Владимировна; Чернова Елена Васильевна

Дата: 06.05.2017

Номер свидетельства: 413537


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства