Просмотр содержимого документа
«Классный час "Терпение и труд-всё перетрут"»
Классный час«Терпение и труд всё перетрут»
Задачи:
на примерах героев литературных произведений, а также реальных героев показать, что всё в жизни достигается через труд;
сформировать понятия «прилежный», «старательный»как синонимы, дать положительную оценку данным качествам;
воспитывать трудолюбие и терпение, целеустремлённость.
Оборудование: пословицы о труде, портреты героев, тексты с произведениями.
Ход классного часа.
Знакомство с пословицами о труде
- Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставили труд
- Терпение и труд всё перетрут - такова тема нашего кл. часа (на доске)
- Какие пословицы о труде вы знаете? (дети называют)
- «Собери пословицу» (2 команды)
-Терпенье и труд все перетрут.
-По труду и награда.
-Дело мастера боится.
-Как ты к работе, так и работа к тебе.
-По работе и работника знают.
-Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
-К большому терпенью придет и уменье.
(По ходу значение некоторых пословиц объясняют.)
Чтение и анализ текстов из литературных произведений.
Л.Н.Толстой «Две лягушки»
Попали две лягушки в кувшин с молоком.
Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула.
А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось, что она сбила молоко в масло. Так и выбралась.
- Благодаря чему лягушке удалось выбраться? (терпению и труду)
Беседа по теме.
- К сожалению, сегодня с экранов то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «Как стать миллионером?», то есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с голубой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о своём желании. Увы, это ничего не имеет общего с настоящей жизнью.
-Только трудом и терпением человек может достичь желаемого результата. В этом вы сами, наверное, не раз убеждались. Расскажите.
( Рассказ детей, как им пришлось убедиться в этом.)
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Рассказ учителя об Алексее Маресьеве, выдержки из произведения. (Совет -прочитать эту повесть)
- Подобных примеров можно много привести:
Ю.А.Гагарин- первый космонавт Земли,
В.Н.Терешкова- первая женщина- космонавт, полетевшая в космос,
(изнурительные тренировки и учёба космонавтов).
- Трудолюбие- достоинство человека
- Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми.
А.В.Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым и великим полководцем. « Тяжело в учении - легко в бою!»-его знаменитые слова, ставшие поговоркой.
-300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова исполнилось в ноябре 20011 года. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен.
А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой (семгой).
ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ — УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой.
Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добавлялись другие мучения:
Запись из личного дневника Ломоносова:
"Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван в летдвадцать пришел латыни учиться!»
Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три класса.
- А надо ли учиться? Почему? ( Ответы детей)
- Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите?
Со временем труд должен стать привычкой, к которой быстро привыкаешь.
(Пример свой как учителя - проверка тетрадей, подготовка к урокам и т.д.
Дочь - студентка: привычка учиться, выполнять всё заданное до конца и качественно).
Работа с Толковым словарём С. И. Ожегова.
( 2 человека)
-Старательный - делающий что- либо хорошо и добросовестно;
- прилежный – отличающийся усердием в труде, учении.
- Каким вы представляете себе прилежного, старательного человека? Опишите его. (Ответы детей).
- Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся.
- Что это значит?
(Значит, выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил радость).
В. Осеева «Сыновья» ( чтение рассказа учителем)
- Почему старичок так ответил женщинам? ( Ответы детей)
- Старательный человек бережёт время своё и чужое. У него в жизни всё чётко распределено. Такие люди планируют свои дела на день, на неделю.
Когда человек придерживается в жизни определённого режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.
Ф и з м и н у т к а « Тик-так» (наклоны вправо и влево)
Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так,
А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки,
А карманные спешат: тик-так, тик-так,тик-так.
Стихотворение С.Баруздина «О человеке и его часах».
(читают наизусть 3 человека)
Ведут часы секундам счёт,
Ведут минутам счёт.
Часы того не подведут,
Кто время бережёт.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по 10 раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успеет встать и за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
«Хороший был денёк!»
-Часто слышишь от людей: « Я ничего не успеваю делать!»
Таких людей, как правило, удача не посещает.
-Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей)
-Пословица: «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт». Можно её посоветовать тем, кто ничего не успевает.
Притча о строителях.
При постройке Шартрского собора во Франции трём разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?»
Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!»
Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи».
А третий сказал: «Я строю Шартрский собор!»
-Кому из них работа приносила радость и почему?(3)
(Ответы детей)
О б о б щ е н и е.
-Чтобы любое начатое вами дело приносило радость, давайте вместе сформулируемПравила, которые будем соблюдать.
(на доске составляют)
Придерживаться распорядка дня.
Доводить начатое до конца.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Отдыхать с удовольствием.
Подведение итогов.
- Закончите предложение: « Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что……….».(Разные ответы детей)