kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Природа-отражение человеческой души"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:-продолжить формирование понятий у учащихся о влиянии человека на природу , на возникновение экологических проблем;

          -привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам ближайшего окружения;

          -воспитывать бережное отношение к природе, чуткость к восприятию окружающего мира

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Природа-отражение человеческой души"»



Классный час

«Природа – отражение человеческой души»

























Цель:

  • продолжить формирование понятий у учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на природу, на возникновение экологических проблем;

  • привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам ближайшего окружения;

  • воспитывать бережное отношение к природе, чуткость к восприятию красоты окружающего нас мира.


Межпредметные связи: философия, биология, экология, литература, химия, изобразительное искусство

Оборудование: ноутбук, слайд-шоу «Природа».

План классного часа

1.Вступительное слово ведущего.

2.Высказывания античных философов.

3.Музыка о природе.

4.Природа глазами художников.

5.Музыка о природе.

6.Афоризмы известных писателей и поэтов о природе.

7.Фильм о загрязнении среды.

8.Стихотворение об уничтоженном лесе.

9.Стихи Н.Заболоцкого.

10. Экологические знаки.

11. Экологические поговорки.

12. Заключение







Ход классного часа.



Ведущий:  Сегодня мы проводим классный час на тему:

«Природа – отражение человеческой души».

Некоторым учащимся мы хотели бы раздать экологические знаки, которые к концу вам необходимо расшифровать.

(Раздаются экологические знаки)
















1 ученик: Глаза распахните!

Смотрите:

Растущая дико

Цветет земляника.

Не рвите!

И любку не рвите –

Ночную фиалку.

Не делайте палку

На случай

Из маленькой ёлки колючей.

Цветка не сорвите,

А лучше скажите:

Купальница, ландыш,

Лесная гвоздика,

Цветите!

Не исчезайте,

Растущие дико!

Как много

В нашем мире красоты,

Которой часто мы не замечаем.

Все потому,

Что каждый день встречаем

Её давно знакомые черты.

Мы знаем,

Что красивы облака,

Река, цветы,

Лицо любимой мамы,

И Пушкина летящая строка, и то, что человек

Красив делами.

Но есть ещё другая красота,

Которая не кажется красивой.

К примеру

Красота крота.

Крота?

Да – Да!

Или пчелы трудолюбивой,

Или змеи, лягушки и жука.

Или другого странного «народа»

Не зря все бесконечные века

Его ваяла

Вечная природа.





Вглядись в лицо

Любого существа –

И ты увидишь,

Как она права!

(Л.Николаенко)


Ведущий: О природе размышляли во все времена – от античности до наших

дней.


2 ученик: Стихи персидского и таджикского поэта Омара Хайяма

(около 1048 – 1123 г.г.)

Круг небес ослепляет нас блеском своим.

Ни конца, ни начала его мы не зрим.

Этот круг недоступен для логики нашей,

Меркой разума нашего неизмерим.


3 ученик: Вильям Шекспир

Ведь природу улучшают

Тем, что самой природой дано.

Искусство также детище природы.

Когда мы к ветви дикой прививаем

Початок нежный, чтобы род улучшить,

Над естеством наш разум торжествует,

Но с помощью того же естества.



4 ученик: немецкий романтик и философ Фридрих Шеллинг (1775-1854) написал прекрасные строки о природе:

«Природа! Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она в вихрь своей пляски и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее.

Она творит вечно новые образы; что есть в ней, того еще не было; что было, все ново, - а все только старое. Мы живем посреди нее, но чужды ей. Она вечно говорит с нами, но тайн своих не открывает. Мы постоянно действуем на нее, но нет у нас над нею никакой власти.

Она все. Она сама и награждает, и наказывает, и мучит. Она сурова и кротка, любит и ужасает, немощна и вселюбяща. Все в ней непрестанно. Она не ведает прошедшего и будущего; настоящее ее – вечность. Она добра. Я славословлю ее вместе со всеми ее делами. Она всемудра и тиха. Не вырвешь у нее признания в любви, не выманишь у нее подарка, разве добровольно подарит она».



Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года»



5 ученик: Человек испокон веков наблюдал за природой и еще первобытные люди пытались изобразить животных и другие элементы природы в своих наскальных рисунках. На всем протяжении развития цивилизации полотна великих художников отражали отношение человека к природе: их восхищение, страх, уважение и любовь.

(Демонстрация картин о природе)




И. Шишкин. Утро в сосновом лес у









А. Куинджи. Берёзовая роща


И. Левитан. Золотая осень



Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года»




Ведущий: Нет ни одного литературного произведения, где не было бы описания природы, великие поэты и писатели говорят о природе следующее:


Афоризмы известных писателей и поэтов о природе.


Гёте

Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда

строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.

Герцен

В природе ничто не возникает мгновенно и ничто не появляется

в свете в совершенно готовом виде.

Толстой Лев Николаевич

Никакое самолюбивое волнение не может устоять против успокоительного,

чарующего влияния прекрасной и спокойной природы.

Тютчев Федор Иванович

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих – лишь грезою природы.

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Ведущий: Природу видели и оценивали по-разному: славили, покоряли, познавали, очеловечивали...

Уже в начале IX в. начало осознаваться новое, по сути эксплуататорское отношение к природе. С развитием хозяйственной деятельности, а именно промышленности , у человека появилось потребительское отношение к природе, стремление ее покорить.

«Человек – царь природы» - был лозунг того времени.




6 и 7 ученики. Спор человека и природы

Человек: «Я- человек! Я – царь природы!»

Природа: А я – сама Природа! Я – сама себе царица!

Человек: Ты мной покорена! Я властен над тобой.

А давай поспорим. Кто выиграет, тот и царь.

Природа: Тебе меня не переспорить! Ну, что ж, давай.

Человек: Я изобрел «железного коня», что почвы твои распахал.

Природа: Распаханные почвы пожирает жадный «Дракон» - эрозия.

Человек: Я научился повышать плодородие почвы удобрениями.

Природа: Самый плодородный слой с пашни уносят вода и ветер

Человек: Я научился бороться с сорняками, насекомыми-вредителями и

болезнями, используя химические препараты.

Природа: Которые вместе с удобрениями вымываются с полей и загрязняют

меня. В лесах и степях гибнут насекомые, птицы, звери, а в озерах

лягушки и рыбы, большинство которых могли послужить тебе

пищей.

Человек: Я создал культурные растения, которые давали высокий урожай.

Начал содержать скот на больших фермах.

Природа: Но зерно и мясо год от года дорожают, ведь теперь они получают-

ся не только за счет бесплатной солнечной энергии, но и за счет энергии

расходуемой нефти, угля, газа.

И при всем этом, накормить себя досыта тебе не удалось.

В бедных странах миллионы людей голодают. И с каждым годом

голодающих становится все больше и больше.

Человек: Я увеличил площадь пашни за счет уменьшения площади лесов,

осушения болот и орошения сухих земель.

Природа: Но все это оборачивается потеплением климата и засухами.

Таких примеров можно привести очень много.

Обладая высоким разумом и интеллектом, ты ведешь неразумную

деятельность. Ты нарушаешь гармонию во мне и можешь сдвинуть

все мои стихии: наводнения, землетрясения, вулканы, ураганы…

И вот тогда я не спасу тебя, дитя мое, и ты - погибнешь.

Человек: О, боже! Ведь ты действительно права!

Я не столько творил, сколько натворил.

А ты воистину - царица! Ты мать! Я лишь дитя твое!

Ведущий: И человек понял, что, покоряя природу, он ничего хорошего не добьется. И пошел он учиться в школу природы, и она дала ему главный урок на тему: «Делай как я».

8 ученик: Современная наука доставляет знания, правильность которых в целом не вызывает сомнений. Но возникающая на ее основе техника позволяет использовать научные знания для осуществления далеко идущих планов по покорению природы. Однако это никоим образом не помогает решению вопроса: какова же ценность достигаемого таким образом прогресса? Можно, скажем, покорить природу, но можно и стать жертвой этого порабощения.

9 ученик: Человек осознал свою мощь. Однако удивление перед собственной мощью, восхищение перед силой собственного разума изначально не натолкнули его на мысль: «Так ли и то ли я делаю в природе? Не угрожаю ли я своей кипучей деятельностью ей погибелью? Ведь с ее гибелью погибну и я». Человек еще долго продолжал наслаждаться своей мощью, нанося природе все новые и новые раны, уничтожая леса, загрязняя реки, озера, моря, океаны, создавая очаги экологических бедствий по всей планете...


Демонстрация фильма: «Загрязнение окружающей среды ».


10 ученик: Наш дом стоял у леса, прислонен

К тропинке, что вела к покоям птичьим.

Трель жаворонка там была лесничим,

И радуга вела на небосклон.

Лес полон был поющей синевы

От нежных арф его ветвей звучащих

Имел он форму к небу восходящих

Листвы зеленых ливней и травы.

Едва я выходила за порог,

Как попадала в мир уединенья.

Был лес – мое зеленое забвенье

От всех моих забот, от всех тревог.

Лишь жаворонок в небе голубом,

Струн радуги касаясь, пел беспечно.

И мнилось, что они пребудут вечно:

И песнь, и тишина. И лес, и дом…


(на экране – изображение уничтоженного леса)



Ведущий: Сегодня взгляды ученых на отношения человека и природы изменились. Человек осознал, что мир слишком сложен, чтобы можно было познать его до конца. Стала очевидной и невозможность прогнозирования последствий крупных вмешательств человека в жизнь биосферы. На сегодняшний день мы имеем уже слишком много печальных последствий таких вмешательств.

Как же все-таки примирить две эти могучие силы, как достичь гармонии в отношениях Природы и Человечества?


11 ученик: Н.Заболоцкий, мудрый человек и поэт с обостренным чувством

Природы, писал:

Я не ищу гармонии в природе.

Разумной соразмерности начал

Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе

Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!

В ожесточенном пении ветров

Не слышит сердце правильных созвучий,

Душа не чует стройных голосов.


12 ученик: Н.Заболоцкий, видимо, все же не мог себе представить остановившееся в своем интеллектуальном развитии человечество. Иначе никак не объяснить такие его строки:

Не бойтесь бурь! Пускай ударит в грудь

Природы очистительная сила!

Ей все равно с дороги не свернуть,

Которую сознанье начертило.

Учительница, девственница, мать,

Ты не богиня, да и мы не боги,

Но все-таки как сладко понимать

Твои бессвязные и смутные уроки.


13 ученик:  Возможно нет гармонии в самом Обществе, в отношениях людей друг к другу, в отношении человека к себе? Я очень много думала об этом и

наконец поняла, что прежде чем понять и познать природу, необходимо понять и познать самих себя. Загляните вглубь своей души, посмотрите, есть ли в ней место для любви к природе. Природу надо не покорять, а любить и сохранять ее красоту и величие. Возможно, именно любовь и гармония в обществе и в природе спасут человечество от самоуничтожения.

14 ученик: Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя!



(Е. Евтушенко)


Ведущий: вам были розданы экологические знаки ,которые необходимо расшифровать. (Все учащиеся, у которых были эти знаки, выходят и по очереди рассказывают)













Ведущий: Наш сегодняшний разговор хотелось бы завершить экологическими поговорками, которые называют «законами» Барри Коммонера:


Экологические поговорки:

«Все связано со всем».

Это значит, что нельзя разрушать биосферу, и человек, по словам академика Моисеева, должен коэволюцировать с биосферой, т.е. совместно развиваться.

«За все надо платить».

Это значит, что для улучшения экологической ситуации нужны большие деньги. Неслучайно, в «Концепции устойчивого развития» первым этапом улучшения экологической ситуации является стабилизация экономики.

«Все надо куда-то девать».

Это значит, что без отходов нам не обойтись. Но отходов должно быть мало, и они должны быть надежно захоронены на территории своей страны, а не вывозится в бедные страны.

«Природа знает лучше».

Этот закон направлен против идеологии сциентистов, которые считают, что человек «умнее природы». Природу нельзя покорять. С ней надо сотрудничать.


15 ученик: Стихотворение:

Без природы в мире людям

Даже день прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться как друзья:

И при всем честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе –

Но со знанием и умом!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час "Природа-отражение человеческой души"

Автор: Воронина Тамара Евгеньевна

Дата: 17.05.2017

Номер свидетельства: 416444


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства