kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Позывной "Мордвин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Позывной "Мордвин" посвящён легендарному лётчику,Герою Советского Союза Михаилу Петровичу Девятаеву.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Позывной "Мордвин"»

Филиал «Вечкенинская СОШ» МБОУ «Парапинская СОШ»



Классный час

«Позывной «Мордвин»,











Подготовила: учитель мордовского (мокшанского) языка и литературы Семенова Роза Петровна.



Цели и задачи проведения:


-Показать беззаветный героизм и мужество советских людей, ярко проявленные в годы Великой Отечественной войны.

- Расширять представления учащихся о Героях Советского Союза из Мордовии.

- Развивать умение высказывать свою точку зрения, умение полно и

правильно отвечать на поставленные вопросы.

-Способствовать воспитанию патриотизма, интернационализма, развитию интереса к своим предкам, уважения ветеранов ВОВ, тружеников тыла, вынесших все тяготы войны, пропаганда мира на Земле.



Форма проведения: классный час с элементами дискуссии.

Оборудование: компьютер, презентация к классному часу.





Ход классного часа.



  1. Вступительное слово учителя.


Чем дальше уходит от нас День Победы в Великой Отечественной войне, тем ценнее становится каждая страница этой легендарной битвы. Потому что все меньше остается с нами тех, кто шел тогда в бой со святой верой в правое дело. Шел по приказу сердца - защитить родную землю и свой народ. Рассказы о судьбах и подвигах этих людей по-прежнему нас волнуют и вызывают восхищение.

Дорогие ребята! Тема сегодняшнего классного часа «Позывной «Мордвин», посвящённый легендарному лётчику, нашему земляку, Герою Советского Союза М.П. Девятаеву.

В названии классного часа есть слово «позывной».

-Как вы понимаете смысл этого слова? (Ответы учащихся)

-Зачем нужны позывные? (Ответы учащихся)

-Какие вы знаете позывные и где о них слышали?

-Почему позывной считался вторым именем? Как к нему нужно было относиться?

II. Биография М.П.Девятаева. (во время рассказа на экране высвечиваются фотография дома, где родился М.П. Девятаев, портрет матери - Акулины Дмитриевны Девятайкиной).

- Ребята, что вам известно о М.П. Девятаеве?


1.Рассказ подготовленного ученика.

Герой Советского Союза Девятаев Михаил Петрович - родился 8 июля 1917 г. в п. Торбеево, в простой крестьянской семье. По национальности мордвин. Он был 13 ребенком в семье. В 1933 году окончил 7 классов. В 1934 году в мордовский поселок Торбеево прилетел самолет — забрать больного. Михаилу было шестнадцать лет. Вид самолета на поле, короткий разговор с летчиком поселили в юной душе мечту. Школа окончена. Матери он сказал: "Еду в Казань. Вернусь летчиком". В 1938 году поступил учиться Казанский речной техникум, который окончил в 1938 году, затем работал помощником капитана баркаса на Волге. В 1939 – 1940 годах Девятаев участвовал в советско-финской войне, в 1940 году кончил Чкаловское высшее военное авиационное училище. Служил в Могилеве.


- Когда и где родился М.П. Девятаев?

-Когда Миша понял, что он хочет стать летчиком?

-Куда удалось поступить Михаилу в Казани?


2.Рассказ второго подготовленного ученика.

(Во время рассказа на экране высвечивается военная фотография М.П. Девятаева 1943г. Звучит песня «Священная война».

Война застала его под Минском. Уже 23 июня 1941 г. Михаил Девятаев участвовал в воздушных боях. К лету 1944-го года он сбил девять вражеских самолетов. Пять раз сбивали его. У него были прострелены рука и нога. Лежал в госпитале. Снова вернулся на самолет. Полтора года из-за ранений летал на "кукурузнике", но потом добился возвращения в истребительный полк. К 1944 году Михаил Девятаев совершил 180 боевых вылетов.

3.Рассказ третьего подготовленного ученика. (Плен.)

(на экране крупными буквами высвечивается "Лодзинский лагерь")

День 13 июля 19 44 года был переломным в его военной судьбе. Накануне наступления под Львовом он сопровождал бомбардировщики, сделал за день три боевых вылета. Уже на заходе солнца поднялся в четвертый раз навстречу летевшим "Юнкерсам". Он не заметил, как из-за облака вынырнул "Мессершмитт"... Машина словно споткнулась. В кабине - дым, перед глазами - языки пламени ... "Мордвин, прыгай !" "Мордвин - позывной Девятаева. "Миша, приказываю!"— это был голос его командира ... Бой шел за линией фронта. Прыгая из самолета, который вот-вот взорвется, Михаил ударился о хвостовой стабилизатор и приземленья на парашюте уже не помнил. Очнулся в землянке среди летчиков. Но речь — чужая... Это был плен. После допроса Михаила Девятаева перебросили в разведотдел абвера, оттуда — в Лодзинский лагерь военнопленных, откуда вместе с группой военнопленных-лётчиков он 13 августа 1944 года совершил первую попытку побега. Но беглецы были пойманы, объявлены смертниками и отправлены в лагерь смерти Заксенхаузен. Там Михаилу Девятаеву удалось сменить статус смертника на статус «штрафника», и он вскоре был отправлен на остров Узедом, где в ракетном центре Пенемюнде шли разработки нового оружия Третьего рейха — крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2».

Допрос следовал за допросом. Затем его на транспортном самолёте отправили в разведотдел абвера в Варшаву. Не добившись от Девятаева никаких ценных сведений, немцы отправили его Лодзинский лагерь для военнопленных. Позже переведён в лагерь Новый Кёнигсберг. Здесь, в лагере с группой товарищей Девятаев начал готовить побег. По ночам подручными средствами - ложками и мисками - они рыли подкоп, на листе железа оттаскивали землю и разбрасывали её под полом барака (барак стоял на сваях). Но когда до свободы уже оставалось несколько метров, подкоп обнаружила охрана. По доносу предателя организаторов побега схватили. После допросов и пыток их приговорили к смерти.


-Почему у Девятаева позывной был «Мордвин»? (Рассуждения учащихся)

-При каких условиях он попал в плен? (Ответы учащихся)

В каком году он совершил первую попытку побега? (Ответы учащихся)


4.Рассказ четвертого подготовленного ученика. (На экране высвечивается лагерь «Заксенхаузен»)


Девятаев с группой смертников был отправлен в Германию в лагерь смерти Заксенхаузен (под Берлином). Но ему повезло: в санитарном бараке парикмахер из числа заключённых поменял его бирку смертника на бирку штрафника (№ 104533), убитого охранниками учителя из Дарницы Степан Григорьевич Никитенко. В группе «топтунов» разнашивал обувь немецких фирм. Позже при помощи подпольщиков был переведён из штрафного барака в обычный барак. В конце октября 1944 года его в составе группы из 1500 заключённых отправили в лагерь на остров Узедом, где находился секретный полигон Пенемюнде, на котором испытывалось ракетное оружие. Так как полигон был секретным, для узников концлагеря был только один выход - через трубу крематория. В январе 1945 года, когда фронт подошёл к Висле, Девятаев вместе с заключёнными Иваном Кривоноговым, Владимиром Соколовым, Владимиром Немченко, Федором Адамовым, Иваном Олейником, Михаилом Емецом, Пётром Кутергиным, Николаем Урбановичем и Дмитрием Сердюковым начал готовить побег. Был разработан план угона самолёта с аэродрома, находившегося рядом с лагерем. Во время работ на аэродроме Девятаев украдкой изучал кабины немецких самолётов. С повреждённых самолётов, валявшихся вокруг аэродрома, снимались таблички от приборов. В лагере их переводили и изучали. Всем участникам побега Девятаев распределил обязанности: кто должен снять, чехол с трубки Пито, кто убирать колодки от колёс шасси, кто снимать струбцины с рулей высоты и поворота, кто подкатывать тележку с аккумуляторами.


- За попытку побега М.П. Девятаева перевели в Заксенхаузен.

Как ему удалось избежать крематория? (Ответы учащихся)


5.Рассказ подготовленного ученика. Побег с острова. Описание подвига.

(на экране высвечивается "Кляйнкенигсбергский лагерь")


Побег был назначен на 8 февраля 1945 года. По пути на работу на аэродром заключённые, выбрав момент, убили конвоира. Чтобы немцы ничего не заподозрили, один из них одел его одежду и стал изображать конвоира. Таким образом, удалось проникнуть на стоянку самолётов. Когда немецкие техники отправились на обед, группа Девятаева захватила бомбардировщик He-111H-22. Девятаев запустил двигатели и начал выруливать на старт. Чтобы немцы не увидели его полосатую арестантскую одежду, пришлось раздеться догола. Но взлететь незамеченными не удалось - кто-то обнаружил тело убитого охранника и поднял тревогу. В сторону «хейнкеля» со всех сторон бежали немецкие солдаты. Девятаев начал разбег, но самолёт долго не мог взлететь (позже обнаружилось, что не были убраны посадочные щитки). При помощи товарищей Девятаев, что есть силы, тянул штурвал на себя. Только в конце полосы «хейнкель» оторвался от земли и на малой высоте пошёл над морем.

Опомнившись, немцы послали в погоню истребитель, но обнаружить беглецов ему не удалось. Девятаев летел, ориентируясь по солнцу. В районе линии фронта самолёт обстреляли наши зенитки. Пришлось идти на вынужденную посадку. «Хейнкель» совершил посадку на брюхо южнее населённого пункта Голлин в расположении артиллерийской части 61-й армии.

Когда к «упавшему» самолёту подошли советские солдаты, вместо

ожидаемого немецкого экипажа, они обнаружили в самолете десять «живых трупов» в арестантской одежде, обутые в деревянные башмаки, забрызганные кровью и грязью. В штаб своей дивизии артиллеристы несли их на руках. И не зря! Узники передали руководству Советской армии стратегически важные сведения о секретных заводах на острове Узедом. Михаил скорректировал бомбардировку ракетного центра. Уездом был разгромлен.


Какой героический подвиг совершил М.П. Девятаев? (Ответы учащихся)

-В чём заключался подвиг М.Девятаева? (Рассуждения уч-ся)

-Что помогло М. Девятаеву выстоять в «аду» и победить? (Рассуждения учащихся)


III.Просмотр видеофильма о М.П. Девятаеве.


IV.Заключительное слово учителя.


Совершив беспримерный подвиг, аналогов которого не было во время Великой Отечественной войны, Девятаев навсегда вошел в историю страны. Судьба его была воплощением беззаветной преданности и любви к Родине, стойкости и готовности к самопожертвованию, беспримерной отваги и мужества, величайшим проявлением человеческого духа. В судьбе Девятаева, как в капле воды, отразилась судьба всей страны, ее трагическое и героическое прошлое.

Не сразу страна оценила по заслугам подвиг Девятаева.

Особисты не поверили, что заключённые концлагеря могли угнать самолёт. Беглецов подвергли жёсткой проверке, долгой и унизительной. Затем отправили в штрафные батальоны. В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас. Его не брали на работу. В 1946 году, имея в кармане диплом капитана, с трудом устроился грузчиком в Казанском речном порту. 12 лет ему не доверяли. Он писал письма на имя Сталина, Маленкова, Берии, но всё без толку. Положение изменилось, только в конце 50 годов...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1957 года Девятаеву Михаилу Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11167).

Вся жизнь Михаила Петровича после войны была продолжением его подвига. Он не страдал манией величия, жил скромно и достойно, отдавая все свои силы служению Родины, воспитанию молодого поколения.

Жизнь М. Девятаева является ярким примером служения Отечеству и мы всегда будем помнить о людях, для которых Родина стала путеводной звездой, во имя неё они, не щадя себя, совершали великие подвиги.


Пройдя сквозь ад, останься человеком

И не утрать душевной доброты.

Не прикрывайся временем да веком

И светлые не загуби мечты.

Но вытерпи потери и разлуки,

Утраченную веру обрети,

Преодолей боль тела, сердца муки.

Идти по жизни надо - не ползти!

Когда вдруг слезы душу омывают,

Ты слабости минутной не стыдись.

На свете судьбы разные бывают...

Твоя из трудных. Побеждай! Борись!

Неси ты гордо имя человека!

Не разучись надеяться, любить.

Живи мечтою будущего века

И верь – тогда ты сможешь победить!


Зинаида Юрчикова



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час "Позывной "Мордвин"

Автор: Семенова Роза Петровна

Дата: 17.11.2020

Номер свидетельства: 563638


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства