kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час по духовно-нравственному воспитанию "Доброта творит чудеса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

 Задачи:

  • Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, познакомить с произведениями литературы.
  • Сформировать нравственные категории и оценочные суждения, привить культуру ведения дискуссии.
  • Воспитать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.

 Основные понятия:

добро и зло

доброта, злоба

добрый человек, злой человек

Высказывание Л.Н. Толстого
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час по духовно-нравственному воспитанию "Доброта творит чудеса"»

Классный час по духовно-нравственному воспитанию

"Доброта творит чудеса"

Классный руководитель 8 «А» класса Комарова Л.А.

Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

 Задачи:

  • Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, познакомить с произведениями литературы.

  • Сформировать нравственные категории и оценочные суждения, привить культуру ведения дискуссии.

  • Воспитать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.

 Основные понятия:

добро и зло

доброта, злоба

добрый человек, злой человек

Высказывание Л.Н. Толстого
Эпиграф к мероприятию:

Л.Н. Толстой 
“Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”. 

Ход мероприятия

Учитель:

Здравствуйте. Я рада видеть вас на нашем классном часе. Друзья мои, вы готовы к работе? Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас каждого в своей группе, расслабиться и взяться за руки. Спасибо. Теперь закройте глаза и послушайте музыку

(музыка:Шопен). Вы чувствуете, как эта музыка льётся прямо в наши сердца, наполняет их уверенностью и спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне хорошо в окружении моих одноклассников». Откройте теперь, пожалуйста, глаза и подарите друг другу улыбки.

Что вы почувствовали? А почему, как вы думаете?

Ответы детей.

 Учитель: Вы правы, музыка, ваши улыбки, прикосновения кдруг другу, ощущение дружеского плеча, – всё это повлияло на ваше настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте прочитаем слова

М.Пришвина: «Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека».

Я думаю, вы теперь можете сказать, о чём у нас сегодня пойдёт речь.

Ответы детей.

 Учитель: Я приглашаю вас к разговору о доброте. Тема нашего классного часа: "Доброта творит чудеса"

 Ребята сегодня мы с вами попытаемся выяснить значение слов "доброта, добро, милосердие"?

На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий "доброта, добро, милосердие".

У вас на столах лежат карточки с определениями и сейчас каждый из вас возьмёт по одной карточке и постарается сформулировать свое определение того или иного слова. Пожалуйста приступайте к работе .

Самостоятельная работа детей по карточкам

«Добро – это…»

«Доброта – это ...»

«Добрый человек – это ... »

«Милосердие – это…»

Давайте выслушаем ваши определения.

Ответы детей

Спасибо большое, а теперь посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре Ожегова я нашла следующие определения этим понятиям.

Добро-

Доброта-

Милосердие-

Добрый человек-

Скажите ваши определения похожи с этими определениями? Спасибо за работу.

Учитель: А сейчас мы поработаем группами. В группах необходимо обсудить прочитанный текст: (учитель раздает каждой группе листочки с напечатанным текстом)

Работа с текстом.

Это было в Копенгагене, перед Новым годом. В тот день одна девочка продавала спички. «Спички, купите, пожалуйста, спички». Хрустел снег под ногами, деревья покрылись инеем, прохожие торопились домой, к тёплым каминам, и никто не хотел останавливаться. А девочке так нужна была хотя бы одна монетка! Робкая девочка, словно тоненькая свеча, стояла на углу: «Купите, пожалуйста!» Все проходили мимо. И вдруг она услышала голос: «Вот, возьми». Драгоценная монетка опустилась в ладонь. Девочка подняла глаза и увидела, что вместо шарфа у человека, отдавшего монетку, старенькое полотенце. Опечаленная, девочка вернула монетку.

- Вы очень добры, но я не могу взять последнее

(По мотивам биографии Г.Х. Андерсена).

 Учитель:

Давайте поразмышляем.

 1. Какие чувства у вас вызывает эта история? Почему?

 2. Как вы думаете, почему девочка назвала этого человека добрым?

 3. Почему девочка отказалась взять монетку

 Учитель: Этот эпизод из жизни великого сказочника Г.Х. Андерсена стал основой сюжета его известной сказки «Девочка со спичками». Если вам захотелось узнать о том, что произошло в этой сказке Г.Х Андерсена дальше, найдите ее в любом сборнике сказок этого замечательного датского писателя.
Учитель: В истории человечества было много битв. Но самой большой из них является, по-видимому, битва между добром и злом. Эта битва происходит часто незаметно, так как в большинстве случае ведется внутри самого человека и мало похожа на те военные баталии, которые знакомы нам по фильмам или из книг.

Друзья мои, добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом.

Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом. Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.

Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям. Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности.

И слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

Ребята, а кто из вас может сказать, что он по настоящему добрый человек?

Ответы детей.

Учитель: Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

Давайте порассуждаем.  Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас вокруг никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему?

Ответы детей.

Учитель: Зло противоречит добру. Какого человека называют злым?

Ответы детей.

Учитель: К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам. Но это сильные мира сего.

А мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее?

Ответы детей.

 Учитель: Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: “Ни один злой человек не бывает счастлив”.

А трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года... Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Учитель: Послушайте одно "Сказание о милосердии".
Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: "О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?" Бог отвечал: "Железо крепче гор, так как оно разбивает их". А есть что-нибудь сильнее железа?" – "Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его". – "А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?" – "Есть, вода, так как она тушит огонь". – "О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?" – "Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться". – "О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?" – "Есть, добрый человек, подающий милостыню".

Учитель:

Мы с вами поговорили о многом и сейчас мне хотелось бы чтобы вы ответили мне на такой вопрос :

Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

У вас на столах лежат ромашки на лепестках которых напишите те качества, которыми должен обладать добрый человек.

Прикрепим наши ромашки на доску.

Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость, улыбка, дружелюбие, честность, милосердие.

Учитель:

Скажите для вас знакома следующая ситуация?

 Вас обидели, не поняли, вы получили «2» (тем более несправедливую), заболели, случилось несчастье, вас предал друг. И тогда у вас появляется злость, злорадство. Хочется отомстить, так же обидеть, замкнуться. Появляется чувство незащищённости — страх как чувство одиночества, отсутствия любви, ненужности. Вы становитесь слабыми, ранимыми, обстоятельства складываются против вас. Как принять правильное решение в такой обстановке?

Ответы детей:

Учитель:

Мне бы хотелось посоветовать вам упражнения

1.«Выпустите пар», «Рычите»

 Эти два упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. И вы не стесняйтесь тренировать свою выдержку.

 2. «Объясните»

Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?»

 1) Потому что он плохо относится ко мне?

2) Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других?

3) Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже?

4) А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка?

5) А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

 Учитель:

Хочу поделиться с вами притчей о доброте, которая обязательно научат вас чему-нибудь. Называется притча «Стакан молока»

Притча «О доброте»

Утро было очень холодное. Мальчик, который продавал газеты, очень замерз, и от голода у него уже не было сил. Ему нужно было продавать газеты, так как необходимо было зарабатывать на проезд на автобусе в школу, так как в его поселке не было старших классов.

Мальчик настолько был голодным, что набрался смелости и решил подойти к ближайшему дому и попросить еды. Когда ему отворили дверь, то ему стало неловко, и он попросил только попить.

Женщина, которая открыла ему дверь, поняла, взглянув на мальчика, что он голоден. Она вынесла ему молоко в большом стакане. Когда мальчик выпил все молоко, он спросил:

- Сколько мне нужно заплатить за молоко?

- Ничего, — женщина с улыбкой на лице ему ответила, — меня учили с детства не брать деньги за добрые дела.

- Я буду молиться за Вас, — тихо прошептал мальчик.

Он почувствовал себя полным сил, когда он отошел от дома, и вера его стала сильнее. Он понял, что Бог всегда помогает страждущим и приходит на помощь в самый тяжелый момент.

Прошло много лет и все вокруг изменилось. Та молодая женщина, уже стала старушкой и ее одолела тяжелая болезнь. Доктора, которые были в том поселке, не могли ей помочь. Ее перевели в городскую больницу. Все равно диагноз никто не мог поставить. Для этого вызвали доктора медицинских наук.

Как только доктор узнал откуда эта женщина, то он сразу же пошел осматривать эту женщину. Это был тот самый мальчик, который подрабатывал, продавая газеты.

Он узнал эту женщину и делал все возможное и невозможное, чтобы ей помочь.

Лечение заняло много времени и усилий от доктора, но, в конце концов, болезнь покинула старушку.

После лечения доктор сказал, чтобы счет за лечение сначала был предоставлен ему.

Когда он получил счет, то он написал что-то внизу счета и только тогда распорядился, чтобы счет передали женщине.

Женщина ждала, когда ей придет счет за ее лечение и понимала, что оно обойдется ей очень дорого и, возможно, ей придется продать все свое имущество.

Когда ей принесли счет, то она молилась Богу. Она начала пристально смотреть на счет с кругленькими цифрами и увидела внизу счета надпись: «Счет полностью оплачен за один стакан молока» и подпись доктора.

Женщина расплакалась и тут же вспомнила голодного мальчика и стакан молока, который она ему вынесла.

Мораль.

Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше.

Мир — это то, что у нас внутри, в сердце.

Учитель:

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.

ПОМНИТЕ:

Попробуй не наступить, а уступить. 
Не захватить, а отдать. 
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться. 
Не кричать, а выслушать. 
Не разорвать, а склеить.

Учитель:

В заключение я хотела бы с вами провести упражнение «Паутина пожеланий».

Учитель передает одному из ребят клубок ниток, оставляя конец у себя, высказывает какое-нибудь пожелание. Следующий ловит клубок, и, намотав кусочек нитки на палец, кидает его другому участнику с пожеланием и т.д. 
Учитель:

Посмотрите, у нас получилась волшебная паутина. Мы все, независимо от возраста, цвета глаз и волос, сплелись в одну прочную и светлую паутину. Все люди на планете Земля связаны множеством связей друг с другом, все земляне – нечто целое и единое. Пусть наша общая планета станет большой Планетой Дружбы , Мира и Добра.


Песня Шуры «Твори добро».


Учитель:На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Я очень надеюсь что после нашего классного часа многие пересмотрят свое отношение к окружающим и на нашей планете станет одним добрым человеком больше.

Спасибо всем за работу.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час по духовно-нравственному воспитанию "Доброта творит чудеса"

Автор: Комарова Лариса Александровна

Дата: 22.01.2020

Номер свидетельства: 536991


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства