Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему:»Казакам – Вечная слава»»
Классный час на тему:»Казакам – Вечная слава»
Посвящается дню казачьей славы.
Классный руководитель 8А класса – Мосина Н.Ю. 2019-20 уч.год
Цель: На примере исторического материала познакомить учащихся с героическими страницами боевой славы донских казаков.
Задачи классного часа:
Образовательная:
на основании исторического материала подвести учащихся к выводу об особенностях качествах как воинов донских казаков;
приобщать детей к донской истории;
Воспитательная:
прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине;
воспитывать гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой Родины;
Развивающая:
развивать историческую память на примерах военной истории казачества
Оборудование:
Класс оформлен предметами утвари (как казачий курень); каравай на рушнике; плетень; корзина с яблоками; подсолнухи; презентация, шашка, казачья плетка.
Звучит в записи колокольный звон.
1-й вед. День казачьей славы. Особо чтили его казаки, вспоминавшие в этот день предков, павших в битвах за Отечество. В церкви проходили специальные богослужения, молились за души погибших во время сражений с врагами России.
2-й вед. Сама же традиция уходит далеко в века и, говорят, возникла после знаменитого «Азовского сражения» в октябре 1641 года, когда отступили турецкие войска от Азова, так и не сумев побороть донских казаков. В октябре же - это уже из эпохи других сражений, в 1760 году - вступили казаки в Берлин. А октябрь 1854-го прославился геройским подвигом казаков в Севастопольскую кампанию… А потом еще была русско-турецкая война, русско-японская, 1-я мировая… Да и во время Великой Отечественной войны казаки не посрамили чести своих дедов-прадедов. Дай Бог внукам никогда не сражаться! Но память - хранить. Пусть над Доном, Кубанью и Хопром звучит песнь о том, что любо жить, да и с атаманом не приходится тужить!
Отрывок из фильма «Едут, едут по Берлину наши казаки…»
1-й вед. Возрождение казачества - это возрождение общинных социально-экономических связей, культуры, традиций, обычаев. Казаки отстаивают свое право на лучшую жизнь, но в неразрывном единстве со всей Россией. Строить свое благополучие не за счет русского народа, не пренебрегая интересами других народов и национальностей России, а только вместе и сообща. Я лишь знаю, что казачеству не придет никогда в голову бредить о самостийности, побуждаемой искусственным шовинизмом и подстрекаемый ложной ненавистью.
2-й вед. Русский остается русским, казак - казаком, где бы он ни был и чем бы ни занимался, сознает свою ответственность перед своим народом и преданно служит идеалам своего отечества. Душа казачья всегда была, есть и остается русскою и православною. Это та несокрушимая основа, которую никогда и ничем невозможно искоренить. Эти два начала - национально-русское и религиозно-православное - глубоко заложены в душе у каждого казака. Именно эти корни и истоки всегда крепко связывали казачество с Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, которого оно является порождением, детищем, плотью от плоти.
Отрывок из фильма «Едут, едут по Берлину наши казаки…»
1-й вед. Казачество всегда, при любых обстоятельствах и условиях, ревностно относилось к своим родовым корням и традициям, уходящим вглубь исторических времен. Казаки не только гордились своими предками, но и своих детей, внуков воспитывали на примерах своих славных и знаменитых предков-родичей, земляков. Наши деды и прадеды достойно исполнили свой патриотический долг - создали Россию, защитили и укрепили ее, приумножили ее славу. Они свой долг выполнили, своей чести не уронили, достоинств не растеряли.
3- вед.:
С 16 века казаки считались привилегированным военно-служилым сословием. Историки полагают, что вольное казачество появилось в конце 15 века. Казаками называли себя вольные, то есть никому не принадлежащие, люди, которые селились в основном на берегах больших рек: Волги, Дона, Терека, Урала, по границе степей, на землях, которые были «ничьи», и еще недавно были владениями Золотой Орды.
2- вед:
Днепровские казаки в 16 веке основали знаменитую Запорожскую Сечь, куда бежали крестьяне, спасаясь от гнета помещиков и польских панов, а в начале 17 века военные общины, населявшие берега Дона, объединились в войско Донское. В 1614 году царь Михаил Федорович повелел именовать южнорусское казачество Великим войском Донским. Все жизненные вопросы решались на сходах (кругах). В мирное время казаки занимались земледелием и скотоводством, владели землей и были довольно зажиточными людьми. В военную пору казаки организовывали воинские соединения и участвовали в войнах. Казаки приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Красной Армии, кроме того были сформированы кавалерийские казачьи части. Десятки тысяч казаков были награждены орденами и медалями, многие стали Героями Советского Союза. Никому не приносили своей присяги казаки, кроме царя и Отечества. Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены песни и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы.
1- Вед:
Казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Перед первыми военными сборами молодому казаку атаман дарил шапку, священник - Евангелие, а старики выправляли сапоги. Каждый мальчик в казачьей станице чувствовал себя мужчиной уже в 7 лет, он знал, что ответственен за свою семью, за мать, за земельный надел и свою родную станицу.
Поселенов: Рассказывает о шашке и показывает приемы владения ею.
Шашка или сабля - символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему казаку.
Лисичкин: рассказывает о нагайке и показывает приемы владения ею
Нагайка - такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на свадьбе отцом невесты, а затем как знак власти мужа в семье висела в хате у двери в спальню.
Отрывок из фильма «Едут, едут по Берлину наши казаки…»
1-ВЕД: Мы сегодня с вами сегодня узнали много нового о военной истории, традициях казачества. Надо знать не только настоящее, но и прошлое, чтобы глубоко и преданно любить свою Родину, свой город и свою семью.
3 –ВЕД:
И хочется закончить наш разговор словами М.А. Шолохова:«Низко кланяюсь и по - сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»