Всем ласково светит солнце, Всем светят лучи луны…
Мы друг перед другом с детства Во всем быть должны равны!
Если можете – добрым делом Помогайте народу Вы!
На поклон ни к кому не ходит, Чтобы не было злой молвы!
У хорошего человека на лице Лучится привет…
Научитесь с первого взгляда узнавать – Каков Ваш сосед…
II. Сообщение темы и цели
«Для Отчизны не жаль и жизни» – говорят в народе. Испокон веков люди уважали тех, кто отдавал свою жизнь Родине, не словами, но делом доказывал любовь к своему народу и родной земле.
Нравственно-патриотическое воспитание начинается довольно рано – уже в детском саду дети имеют отчетливые представления о своей Родине, ее истории, обычаях и традициях, культуре родного народа, учатся осознавать свой долг перед страной..
Сегодня мы окунёмся в прошлое нашей страны и познакомиться с беспримерным подвигом служения Родине, родному народу. Подвигом человека, названного Учителем учителей, подвигом Ыбрая Алтынсарина…
III Знакомство с биографией
Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.
В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.
Летом 1860 года И.Алтынсарину разрешают открыть начальную школу в городе Тургае, а затем преподавать в ней. Именно с этого времени Ы.Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой посвятит всю свою жизнь. И.Алтынсарин был знаком с трудами великих педагогов Я.А.Коменского и К.Д.Ушинского, испытал на себе огромное влияние идей А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова.
В 1879г.И. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. В первые же годы работы на этом поприще в каждом из четырех уездов Тургайской области им было открыто по одному центральному училищу. В училищах вместе учились дети казахов, русских и других национальностей.
Учебно-образовательную работу школы Алтынсарин не ограничивал урочными часами. Одновременно с открытием четырех школ Алтынсарин разрабатывает тип волостных и аульных школ. По инициативе И.Алтынсарина были открыты женские училища (с пансионатом) в городе Иргиз для казахских девушек. Их обучали рукоделию, русской грамоте и арифметике.
Много сил и энергии И.Алтынсарин тратил на создание ремесленных и сельскохозяйственных училищ.
Литературная деятельность И.Алтынсарина началась с написания им «Киргизской хрестоматии», которой он посвятил три года (1876 -1879) и «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку» , эти труды помогли казахским детям быстро освоить русский язык, уважать свой народ , научить их трудолюбию , воспитать в них высокие нравственные качества.
Ыбрай Алтынсарин мечтал о просвещении родного народа, он приложил немало усилий, чтобы открыть первые русско-казахские школы в Тургае, Иргизе, Костанае… Первый народный учитель степи, он был настоящим патриотом своей Отчизны. Боль своего народа он чувствовал всей душой и радовался, когда получалось быть ему полезным. Вся жизнь Ыбрая Алтынсарина являет собой научный и творческий подвиг во имя Родины.
Им были написаны первые учебники на казахском языке, создано более ста больших и малых литературных произведений. Среди них 35 стихотворений, 50 рассказов и неисчислимое множество других образцов казахской литературы.
Его перу принадлежат рассказы и новеллы «Кибитка и дом», «Кыпчак Сейит», «Отец и сын», «Чистый родник».
Перевел на казахский язык произведения М.Лермонтова, А.Пушкина, К.Ушинского, Л.Толстого, И.Крылова. И.Алтынсарин создал более 100 произведений. Почти 20 лет он занимал руководящие должности в системе народного просвещения, долгое время был инспектором по народному образованию. Именно на этом посту И.Алтынсарин проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем и крупным общественным деятелем. Ибрай Алтынсарин умер 17 июля 1889 года.
IV. Деление на группы по тематике произведений Ибрая Алтынсарина:воспитание,природа,учение.
Работа в группах
1 группа Инсценировка рассказа «Отец и сын»
2 группа Нарисовать рисунок по сюжету рассказа «Чистый родник»
3 группа Заполнить хронологическую таблицу по биографии великого поэта
Дитя, когда учиться станешь ты, То знание средь полной темноты
Светлее ламп осветит путь тебе, И станут явью все твои мечты.
Давайте же, дети, учиться начнем И знания светлые нити навек В свою благодарную память вплетем!
Богат скотом ты. Но как дым пройдут Твои богатства, если грянет джут. Ученому ж не страшен джут любой: его богатства с каждым днем растут.
Твою рубашку ткач учился ткать. Сорока пищу учится искать. И всем искусствам и наукам всем Возникнуть помогло ученье-мать.
Кто вовсе не хотел себя учить, Тот никогда не сможет умным быть, Как черного от белого вовек Баран иль бык не сможет отличить.
Давайте же, дети, учиться начнем И знания светлые нити навек В свою благодарную память вплетем!
Скакун, идущий шагом, свеж всегда, - Так знанье не стареет никогда. А неучу, попавшему в беду Помочь не сможет сам Кыдыр-ата.
Ученье, как старое вино: Тем больше крепость, чем старей оно. Ученый сталь заставит воском стать, Он видит там, где для других - темно. Давайте же, дети, учиться начнем И знания светлые нити навек В свою благодарную память вплетем!
Чтоб лучше неизвестное узнать, Все дети умные за книжками сидят, Лишь глупые мальчишки-шалуны Стараются ученья избегать. Растившие тебя из года в год Родители состарятся.
Придет Унылый день, тяжелый день, когда В загоне их переведется скот. Когда лишатся старики скота, Надежною опорой им тогда Останется учение твое, И в дом их тихий не войдет нужда. О том, чтоб сын смог человеком быть, Родители не устают молить. Но если от детей не ждать добра, Тогда зачем у бога их просить? Давайте же, дети, учиться начнем И знания светлые нити навек В свою благодарную память вплетем!
Өнер - білім бар жұрттар Тастан сарай салғызды; Айшылық алыс жерлерден, Көзіңді ашып - жұмғанша, Жылдам хабар алғызды. Аты жоқ құр арбаны Мың шақырым жерлерге, Күн жарымда барғызды. Адамды құстай ұшырды; Мал істейтін жұмысты От пен суға түсірді; Отынсыз тамақ пісірді, Сусыздан сусын ішірді. Теңізде жүзді балықтай, Дүниені кезді жалықпай, Білгендерге осылар Бәрі - дағы анықтай, Білмегенде танықтай; Біз де бекер жатпалық, Осыларға таныспай; Ат өнері білінбес Бәйгеге түсіп жарыспай; Желкілдеп шыққан көк шөптей Жаңа өспірім достарым, Қатарың кетті-ау алысқа-ай, Ұмтылыңыз, қалыспай. Біз надан боп өсірдік Иектегі сақалды. Өнер – жігіт көркі деп Ескермедік мақалды... Біз болмасақ сіз барсыз, Үміт еткен достарым, Сіздерге бердім батамды.
Стихотворение «Река»
Несется с грохотом река с высоких гор,
Ее движение схватить не может взор.
Пусть дуют ветры и тяжелый зной плывет,
Она ведет все тот же шумный разговор.
Гремит река, срывая камни на бегу.
Испив воды, люблю стоять на берегу.
Любая хворь покинет в этот миг тебя.
И я рекой налюбоваться не могу.
К реке спешат, устав от зноя, табуны.
Блаженство им дает прибой крутой волны.
По берегам под ветром клонятся леса
Зеленогривы, многодумны и темны.
Не замутить реки и тысяче коней,
Она летит, всех силой радуя своей.
В ее долинах, утопающих в траве,
Народу с давних пор живется веселей.
Хоть грязь, хоть золото бросай на дно реки.
Все так же волны будут чисты и легки.
Ведь даже к зверю, что войдет порой в поток,
Игриво рыбы льнут, качая плавники.
Связь с современностью «Стул автора» один из учащихся в роли великого поэта-мыслителя Ибрая Алтынсарина
1. Реализовались ли ваши идеи в современном мире?
2.Таким ли Вы представляли школу будущего?
3. Оправдались ли Ваши надежды?
4.Ваше пожелание молодому поколению?
Слово учителя:
Ыбырай Алтынсарин. Он был одержим страстью просветительства. Бог любит таких и покровительствует им, ведь они вносят разнообразие в этот мир, делают его ярким. Весь свой педагогический дар и талант он постарался направить на просвещение своего народа, чтобы приобщить его к общечеловеческим ценностям.
Он сумел соответствовать своему имени, напомню, что по-казахски оно означает - ел ағасы. Алтынсарин действительно стал духовной опорой своей страны. Он был великим оптимистом. Он знал, что делал, когда собирал бедняцкие гроши на покупку книг, когда, используя современную лексику, искал спонсоров для осуществления своих проектов. Он спешил и успел за свою короткую жизнь , очень многое, словно чувствовал, что ему отведено быть на этой земле недолго. Короткая, яркая, прекрасная жизнь!
VІІ.Итог Сегодняшний урок хочется закончить замечательными строками, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:
Знаний увидев свет, Дети, в школу идите! В памяти крепко, навек Прочитанное сохраните. Учение даст вам счастье, Оно озарит, как свет, Каждое ваше желание, Яркий оставит след.
Общеобразовательная школа №20
Классный час на тему:
«Ибрай Алтынсарин-наставник великой степи»
Классный руководитель 8 «Е» класса: Мурзагалиева Г.К.