Просмотр содержимого документа
«Классный час«Герои Великой Отечественной войны на примере нашей семьи» во 2 классе»
МОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза И.И. Тенищева
Открытый классный час
«Герои Великой Отечественной войны
на примере нашей семьи»
Подготовила и провела
классный руководитель1 В класса Капунцова Алла Александровна
Февраль, 2016 г.
Цели:
На примере судеб родных, показать подвиг народа в Первой мировой и Великой Отечественной войнах.
Собрать как можно больше материала об участниках войн моей семьи и рассказать ребятам нашей школы.
Воспитывать чувство патриотизма, уважение к героическому прошлому нашей страны, к соотечественникам – «солдатам Великой Отечественной».
Через этот материал нам бы хотелось привлечь внимание ребят к проблеме сохранения памяти о членах семьи, прошедших войны.
Задачи:
Изучить литературу о Первой мировой и Великой Отечественной войнах.
Провести интервьюирование членов семьи.
Выявить семейные архивы и реликвии.
Составить рекомендации для учащихся по сохранению памяти о прадедушках, участниках войн.
Подготовительная работа: сбор материала о двух войнах, приглашение потомков героев, поисковая работа с архивным материалом, презентация.
Ход классного часа
I.Введение. Рассказ учителя
1 августа 2014 года прошли мероприятия, посвящённые 100-летнему юбилею начала Первой мировой войны, которая в нашей стране была просто вычеркнута из истории, и является сейчас неизвестной и забытой, а ведь ранее её называли Большой, Великой и Второй Отечественной. Эта война круто изменила мир, а Россия была ввергнута в революции и гражданскую войну.
Великая Отечественная война 1941 года явилась самой тяжёлой и самой жестокой из войн когда-либо пережитой нашей Родиной. Победа в этой войне продемонстрировала силу и несокрушимость государства, его огромную оборонную мощь.
Наш классный час имеет практическую направленность в рамках празднования 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне и 100-летия Первой Мировой войны, и может быть использована при изучении истории, проведении классных часов и внеклассных мероприятий, а так же, может быть использована учителем в качестве дополнительного учебного материала. Интересна будет работа родителям и детям, которые заинтересованы в сохранении памяти о своих предках.
Основная часть.
1. Рассказ учащегося Иванюка Алексея «Историческая справка о Первой мировой войне»
Четыре года – с 1914 по 1918 вся Европа была охвачена войной. Впервые разразилась война, которая охватит все континенты. Капиталисты раздвигают поле битвы: вся наша планета будет обагрена человеческой кровью. В войне участвовало 38 государств.
К ней привели проблемы в общении между государствами: каждая страна, принимавшая участие в этой войне, хотела расширить свои территории, навязать своё мнение другим государствам, завоевать лидирующие позиции. Поводом для начала войны стало убийство наследника австрийского престола в июне 1914 года. Участники конфликта разделились на два лагеря: Англия, Франция, Россия, Италия, США и Германия, Австро-Венгрия, Турция.
Война закончилась полным поражением Германии. Ее союзники капитулировали еще раньше. 11 ноября 1918 г. во Франции в Компьенском лесу была подписана капитуляция Германии. Но окончание войны не означало умиротворение Европы. Немецкие империалисты сразу после поражения стали готовиться к реваншу, который означал новую, вторую мировую войну.
В 1915 году немцы впервые применили химическое оружие под городом Ипр (Бельгия). Был распылён хлор и горчичный газ. Хотя у солдат были противогазы, погибло более 90 тыс. чел.
Война – это очень страшно. Она уносит много жизней. Всего за годы войны погибло 10 млн. человек.
августа официально объявлен Днём памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне. В 2014 году отметили 100-летие с её начала.
2. Рассказ учащегося Казакова Владимира «Самые почётные награды Первой Мировой войны»
Георгиевский крест - зна́к отли́чия Вое́нного Ордена , награда для нижних чинов с 1807 по 1917 годы за боевые заслуги и за храбрость, проявленную против неприятеля. Знак отличия Военного ордена являлся высшей наградой для солдат и унтер-офицеров. Имел четыре степени и носился на груди на георгиевской ленте. С 24 июня 1917 года мог вручаться также офицерам за подвиги личной храбрости по удостоению общего собрания солдат части или матросов корабля.
Знак отличия «Георгиевский крест» был восстановлен в Российской Федерации в 1992 году. Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 2424—I «О государственных наградах Российской Федерации» знак отличия был восстановлен.
Рассказ учащейся Капустиной Анастасии «Историческая справка о Великой Отечественной войне»
Утром 22 июня 1941 года – это день, когда, немецкие фашисты напали на мирных жителей без предупреждения. Началась страшная война. Война с Германией вошла в историю как Великая Отечественная. На защиту Родины поднялся весь народ. Из всех войн, которые пережила Россия, эта была самой кровопролитной и самой жестокой. Гитлеровцы имели не только хорошо оснащенную армию, но и военный опыт. Они одержали накануне победу в Норвегии и Франции, Польше и Бельгии, Голландии и Дании. Гитлер и его армия хотели завоевать СССР также быстро. Но тут их расчеты не оправдались. Наши солдаты героически давали сопротивление. От Брестской крепости до Смоленска, от Киева до Тулы враг двигался с тяжелыми боями и всюду встречал сильное сопротивление. Сильный отпор получили противники под городом Ельней. В это время активный натиск немецких войск был немного приостановлен. Затем враг снова стал прорываться в центр страны, и был уже на подходе в Москву. С воздуха город подвергался разрушительным бомбовым ударам. Отдельные разъезды гитлеровских мотоциклистов даже проникли в город. Но все усилия захватить Москву закончились полным провалом. Наши войска остановили гитлеровцев. И немцам пришлось отступить. Это было первое крупное поражение врага. Однако за успехом битвы под Москвой последовали неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом.
Тяжелые дни переживал Ленинград (так в советское время назывался Санкт – Петербург). 900 дней и ночей город на Неве находился в осаде. Враг заблокировал все подступы к городу, что сделало невозможным подвоз продуктов питания. От сильного голода и холода, частых обстрелов и бомбежек, погибло почти 850 тысяч человек. Но врагу так и не удалось сломить до конца великий город. 27 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано. Перелом в ходе войны произошел под Сталинградом (сейчас это город - Волгоград). Здесь, между Волгой и Доном, 200 дней длилось великое сражение, в котором гитлеровцы потеряли убитыми, ранеными и пленными - почти полтора миллиона человек. Затем наши войска уничтожили вражеские войска в районе Курска, Орла, Белгорода и погнали захваченных немцев через освобожденные Украину и Белоруссию до столицы фашистской Германии Берлина. Вскоре был взят Берлин, и 9 мая 1945 года жестокая, кровопролитная война с германским фашизмом закончилась. С этого времени дата 9 мая считается великим праздником Победы. Советская армия освободила не только СССР. Она избавила от фашизма и другие страны. Победа нам досталась ужасной ценой — на этой войне мы потеряли 27 миллионов человек. Каждый год 9 мая в праздник - проходят встречи ветеранов войны. В память о Великой Победе люди возлагают венки и цветы к памятникам боевой славы и братским могилам. Во всех храмах России 9 мая проводятся поминальные службы. Нынешнее поколение в вечном неоплатном долгу перед теми, кто принес миру Победу и заплатил за неё жизнь.
Рассказ учащейся Ломакиной Татьяны « Награды Великой Отечественной войны»
Медаль «За отвагу» была учреждена Указом Президиума ВС СССР от 17.10.1938 об учреждении медали «За отвагу». В Положении о медали говорится: «Медаль „За отвагу“ учреждена для награждения за личное мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества и исполнении воинского долга. Медалью „За отвагу“ награждаются военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск и другие граждане СССР». «За отвагу» — высшая медаль в наградной системе СССР.
Орден «Победа» - высший военный орден. Вручался лицам высшего командного состава за успешное проведение боевых операций, в результате которых в корне менялась обстановка в пользу Советской армии.
Орден Красной Звезды– вручался военнослужащим Советской армии, Военно-Морского флота, пограничных и внутренних войск за большие заслуги в деле обороны страны.
Орден Отечественной войны –утвержден в мае 1942 года. Вручался лицам рядового и начальствующего состава Красной Армии, которые проявляли в боях храбрость, стойкость и мужество, а также своими действиями способствовали успеху боевых операций.
Орден Красного Знамени– утвержден в 1930 году для награждения за большие заслуги в деле обороны СССР как в военное, так и в мирное время.
Награждают за личное мужество и отвагу в боях, отличную организацию и умелое руководство боевыми действиями. Действует и в настоящее время.
Орден Александра Невского – утвержден в 1942 году для награждения командного состава Красной Армии. Сохранен до наших дней.
Орден Суворова– награда времен Великой Отечественной войны, утвержден в 1942 году. Награждались командиры Красной Армии за выдающиеся успехи в управлении войсками, отличную организацию боевых операций.
Интервьюирование членов семьи.
Выступление Манаковой Валентины Петровны
В нашей семье есть участники трёх войн. Я рассказала о своём прадедушке Игонине Иване Даниловиче и его сыне Игонине Иване Ивановиче. Но где они служили я не знала. И тогда мы обратились в архив Министерства обороны и с нетерпением ждали результата.
6. Рассказ учащейся Басовой Алёны «Мои предки в войнах»
Архивные источники
И вот наконец пришёл ответ: «По данным архива царской канцелярии Игонин Иван Данилович, участник 1-й мировой войны является полным Георгиевским кавалером. С 1914 года служил в 190-ом пехотном Очаковском полку. Подпрапорщик с 14 июня 1915 года». Иван Данилович участник Гражданской войны. Память о нём увековечена на Георгиевской аллее, заложенной в 2014 году к 100-летней годовщине начала Первой Мировой войны в городе Верхнеуральске. На данном мероприятии собрались его потомки, среди которых внуки: Александр Петрович Игонин (живущий в городе Чебаркуль), Людмила Петровна Лопухова (Чебаркуль),моя бабушка Валентина Петровна Манакова (село Александровское Ставропольского края), и верхнеуральцы Галина Ивановна Ширяева, Валентина Николаевна Горелова, Виктор Николаевич Мухин. Мемориальная доска И.Д.Игонина будет позже установлена на его могиле и торжественно открыта.
А по данным архива Министерства обороны его сын Игонин Иван Иванович,1924 года рождения, сержант, в РККА с 25.05.1942г. место призыва Верхнеуральский РВК.
Находясь в должности командира Отделения связи 6-го батальона 2-го дивизиона 47 пушечно артиллерийского полка 30-ой пушечной артиллерийской бригады Юго- Западного фронта 17 июля 1943г. в районе южнее Изюма, своим отделением под огнём противника прокладывал и исправлял линии связи, в ночь на 18 июля на высоте 166
при охране линии связи лично убил 2 немецких автоматчиков, пытавшихся перерезать линии связи, за что был награждён медалью за Отвагу, приказ №165/н от 03.08.1943г.
Вот так я узнала, что в нашей семье есть герои трёх войн. Я очень горжусь ими. В моей семье будет трепетно храниться память о наших предках и передаваться из поколения в поколение.
Сдобнов Николай Тимофеевич, 1902 года рождения. Воевал в артиллерийских войсках на боевой машине «Катюша». Дошёл до Берлина. Был награждён орденами и медалями.
Практическая работа. Рассказы учащихся о своих предках.
1. Практические рекомендации
История Первой мировой и Великой Отечественной войн – это, прежде всего, история человеческих судеб. Да, пришло время, когда следует особо пристально оглядеться вокруг. Отдавая дань памяти и высокого уважения общему героизму участников войн, многие школьники не знают о скромных, но не менее значимых подвигах конкретных людей, живших или живущих рядом. Увековечить их память, воспитывать на их славном примере – вот цель данной работы.
Поговорите с членами своей семьи.
Запишите их воспоминания.
Выявите семейные реликвии.
Используйте Интернет источники.
И тогда, не прервётся веков связующая нить. Чтобы новое поколение было способно жить и трудиться на благо Отечества, смогло избежать многих ошибок, нужно повышать интерес к истории страны, истории малой родины. Непреходящие ценности мужества, чести, достоинства, прав и обязанностей перед обществом, самоорганизации и соблюдения государственных интересов, присущие русскому солдату особенно необходимы сейчас подрастающему поколению российского общества.
IV.Заключение.
Я хотела бы закончить наш классный час словами: « Никто не забыт, ничто не забыто!» Кто забывает свое прошлое, у того нет будущего.
Проделанная работа позволила расширить знания о военном прошлом нашей страны.
Мы узнали интересные факты из жизни родственников, честно исполнявших свой воинский долг на войне. Познакомились с воинскими наградами времен Первой Мировой и Великой Отечественной войн.
Многие ребята изменили свое отношение к армии и поняли, что защищать и охранять родную землю не только ответственно, но и почетно. А пока нам нужно учиться, чтобы в дальнейшем хорошо служить Отечеству.
-Большое спасибо Макаковой В.П. за её интересный рассказ о своих предках.
V.Список используемой литературы
Архивные семейные документы.
Журнал «100 битв, которые изменили мир». Выпуск №78, 2012г.
еженедельное издание, Россия, ООО «Де Агостини».
Интерактивная энциклопедия «Всё обо всём» в вопросах и ответах.. Москва «Махаон» 2007.
Энциклопедия для детей. История войн. Т. 32. Ред.коллегия: М. Аксёнова, А. Желенин, С. Шокарев – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.