kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Блокада Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час «Блокада Ленинграда» направлен на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Позволяет  расширить  знания детей о войне;   заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывает уважение к защитникам Родины, к старшему поколению; способствует воспитанию патриотических чувств  и опыта нравственного поведения личности, пробуждает интерес к истории своей страны;  способствует развитию мышления и познавательной активности.

Просмотр содержимого документа
«Классный час Блокада Ленинграда»

Классный час «Блокада Ленинграда»

Цели:

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

  • Расширение знаний детей о войне; воспитание заинтересованности неизвестными историческими фактами; воспитание уважения к защитникам Родины; развитие патриотических чувства и опыта нравственного поведения личности, пробуждение интереса к истории своей страны.

  • воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайд-презентация, музыкальное сопровождение.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


2 слайд (играет музыка военных лет).

Каждый год, 27 января, мы жители всей России вспоминаем мужественных ленинградцев, которые 871 день находились в блокадном Ленинграде.

3 – 4 слайд (учащиеся читают стихи под музыку военных лет. )

Девчонка руки протянула И головой - на край стола... Сначала думали - уснула, А оказалось - умерла. Её из школы на носилках Домой ребята понесли. В ресницах у подруг слезинки То исчезали, то росли. Никто не обронил ни слова. Лишь хрипло, сквозь метельный сон, Учитель выдавил, что снова Занятья - после похорон.

5-6слайд (учащиеся читают стихи под музыку военных лет. )

Кто-то помнит об этом со школьной скамьи, Кто-то – с первых ступеней детсада... В необъятной стране нет, пожалуй, семьи, Где не знают, что значит – БЛОКАДА... Про разруху и голод, про жизнь без прикрас, Про спасение Летнего сада... Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ О суровой судьбе Ленинграда.

7 слайд

Давай сегодня вспомним события того времени и почтим память ленинградцев, которые погибли в блокадном Ленинграде.

8-9слайд

1.Все вы знаете, что в 1941 году началась великая отечественная война, страшное время для нашей страны и план немецкого командования в отношении Ленинграда, был таков. 2.С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда поручить группе немецких армий "Север", которые должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом.


Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Практически через месяц немцы планировали захватить город и стереть его с лица земли.

10 слайд

Немцы ведут успешные бои, и захватывают в плен всё на своём пути. 9 июля немцами был занят Псков. 10 июля немецкие танки прорвали фронт и пошли на Лугу. До Ленинграда оставалось ещё 180 километров. 21 августа немцы заняли станцию Чудово, перерезали Октябрьскую железную дорогу и через 8 дней овладели Тосно. 30 августа пал крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. И только 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши и началась 871-дневная блокада Ленинграда.

11 слайд

Что же такое блокада? Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 871 день. Вывод: Блокада-это окружение города в кольцо.

12-13слайд

  1. Жизнь ленинградцев с 8 сентября 1941 года изменилась так, что немецкое командование думало: « Ленинградцы скоро сдадутся, и город будет наш». Но что же происходило в блокадном Ленинграде?

  2. В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей).

14-15 слайд

  1. Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады и перед городом встала угроза голода. Руководство не позаботилось вывести из города женщин, детей, стариков. На 12 сентября 1941 год запасов продовольствия было не более чем на 30 суток.

  2. В течение сентября, октября и ноября на город было совершено около 100 налетов и сброшено 64930 зажигательных и 3055 фугасных бомб. Всего же за время блокады на Ленинград было сброшено 102520 зажигательных и 4653 фугасные бомбы.

16 слайд

Город не только бомбили, но и были большие проблемы с продовольствием. Наступил голод. Число жертв голода стремительно росло − каждый день умирали более 4000 человек Столько людей умирало в городе в мирное время в течение 40 дней. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч человек. Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины (на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин).

17 слайд

Как же распределяли оставшиеся продукты после бомбёжки в блокадном Ленинграде. К середине сентября запасов муки и зерна оставалось на 35 дней, крупы и макарон - на 30, мяса - на 33, жиров - на 45, сахара и кондитерских изделий - на 60 дней. В течении сентября - ноября нормы выдачи хлеба населению снижались в пять раз. Резко сократилась и суточная норма питания в войсках.

18 слайд

Ввиду блокады города с 20 ноября размер продовольственного пайка составлял: Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов Войскам первой линии — 500 граммов При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. Хлеб был единственным спасением для ленинградцев. Давайте посмотрим на порции хлеба, которые полагались взрослым и детям.

19 слайд

Вот что писала Анна Ахматова о блокадном хлебе. Он живой еще, он все слышит... Как из недр его вопли: "Хлеба!" - До седьмого доходят неба... Но безжалостна эта твердь. И глядит из всех окон – смерть Анна Ахматова

20слайд

В каждую ленинградскую семью постучалось горе. Люди теряли своих родных и близких. Послушайте рассказ маленькой девочки, которая вела дневник. Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка – ленинградка,
Потрясает твой дневник!
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.

21-22слайд

  1. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. Девять страничек алфавитной записной книжки, исписанные детским почерком. И когда читаешь это, цепенеешь:

  2. «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
    «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
    «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
    «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
    «Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
    «Умерли все». «Осталась одна Таня». 

23 слайд

Последствия голода оказались необратимыми. Таню нашли без сознания от истощения и вместе с другими детьми вывезли в Горьковскую область. Таня умерла 1 июля 1944 года в больнице

24 слайд

Давайте послушаем ещё рассказ маленькой девочки, который нам зачитает ученица 8класса.

Отрывок из «Блокадной книги» Адамовича и Гранина:

«Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят - хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось.

25слайд

Не каждый день, а каждую минуту умирали люди. Единственный путь, связавший город Ленинград с «большой землей» ЭТО БЫЛО ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО.

Вот оно Ладожское озеро, которое навсегда запомниться как дорога жизни.

Мы предлагаем вам посмотреть небольшой фильм про дорогу жизни.

Показ фильма .

26-27 слайд

  1. Не смотря на страшный голод, смерть и разруху, люди верили в победу. Два с половиной года. Люди жили практически без пищи, без воды, без света и без топлива. У многих детей в те дни не стало ни дома, ни семьи. Они не знали своей фамилии, не могли назвать адрес. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Дети шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга.

  2. 25 марта 1942 было принято решение об очистке города от завалов снега, льда, грязи, трупов, и уже к 15 апреля город был приведён в порядок силами измождённых ленинградцев и солдат местного гарнизона.

28 слайд

В следующую блокадную зиму 1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось: ходил общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы, кинотеатры,

действовали водопровод и канализация, работали городские бани и т.д.

29-30 слайд

  1. Культурная жизнь ленинградцев тоже не стояла на месте. Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. 2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде.

  2. Несмотря на все трудности, люди верили в победу и боролись за мир на земле. Какая музыка была,
    Какая музыка играла,
    Когда и души и тела
    Война проклятая забрала.

31 слайд

27 января 1944 г. Блокада была окончательно прорвана. В городе к этому времени оставалось 500 тысяч жителей – в 5 раз меньше чем в начале блокады. Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной осадой в истории человечества Жертвы Блокады Ленинграда От голода 640 тыс. человек От боевых действий 235 тыс. человек

32 -37слайд

Посмотрите. Это Пискарёвское кладбище. 470 тысяч ленинградцев погребено на Пискаревском кладбище. Люди всей России чтут память погибших Ленинградцев. 1.В Ленинграде (Санкт Петербурге) и других городах установлены памятники. Памятник в честь разрыва блокады Ленинграда!

Цветок жизни”. Этот цветок – памятник ребятам, погибшим в блокаду. С лепестка всем, кто приезжает сюда, улыбается лицо мальчугана, а рядом дорогие каждому человеку слова: “Пусть всегда будет солнце!” Памятник героическим защитникам блокадного Ленинграда. В Ярославле памятник жертвам блокадного Ленинграда. Памятник детям блокадного Ленинграда (Ярославль).

38слайд

Запомните ребята, что это город является городом-героем. Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады…

39-40слайд

Блокада Ленинграда - это неслыханное испытание человека на человечность, достоинство, любовь к близким, сострадание, сердечность. Эти испытания были ежедневными, страшными, потому что голод представить вообще невозможно, не пережив его…

Городу Ленинграду Голод и холод. Война и разруха. Сильный был город, Не падал он духом! Дыхание смерти было повсюду, Но выжили, выжили люди! Блокадный паёк, Стакан кипятка. Вот жизни глоток, Потом темнота. А город прорвался! А город воскрес!

41-42 слайд

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

43 слайд

Давайте почтим их память минутой молчания.

Просмотр содержимого презентации
«Классный час Блокада Ленинграда»

ОГКОУ Школа-интернат №3 Классный час « Блокада Ленинграда». Подготовила учитель : Соловьёва В.А.

ОГКОУ Школа-интернат №3

Классный час « Блокада Ленинграда».

Подготовила учитель : Соловьёва В.А.

взрывы

взрывы

С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда поручить группе немецких армий
  • С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда поручить группе немецких армий "Север" , которые должны уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом.
9 июля был захвачен Псков; 10 июля немецкие танки прорвали фронт и пошли на Лугу; 21 августа немцы заняли станцию Чудово, тем самым перерезав Октябрьскую железную дорогу,  через 8 дней овладели Тосно; 30 августа был захвачен крупный железнодорожный узел Мга; С 8 сентября 1941 , когда немцы захватили Шлиссельбург, началась блокада Ленинграда, которая длилась 871 день.

9 июля был захвачен Псков;

10 июля немецкие танки прорвали фронт и пошли на Лугу;

21 августа немцы заняли станцию Чудово, тем самым перерезав Октябрьскую железную дорогу,

через 8 дней овладели Тосно;

30 августа был захвачен крупный железнодорожный узел Мга;

С 8 сентября 1941 , когда немцы захватили Шлиссельбург, началась блокада Ленинграда, которая длилась 871 день.

Блокада  Ленинграда  — военная блокада немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург).  Длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 871 день.

Блокада Ленинграда  — военная блокада немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург).

Длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 871 день.

Жизнь в блокадном городе. В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей ).

Жизнь в блокадном городе. В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей ).

В течение сентября, октября и ноября на город было совершено около 100 налетов и сброшено 64930 зажигательных и 3055 фугасных бомб . Всего же за время блокады на Ленинград было сброшено 102520 зажигательных и 4653 фугасные бомбы .
  • В течение сентября, октября и ноября на город было совершено около 100 налетов и сброшено 64930 зажигательных и 3055 фугасных бомб . Всего же за время блокады на Ленинград было сброшено 102520 зажигательных и 4653 фугасные бомбы .
Голод

Голод

Распределение продовольствия (август – декабрь 1941 года) К середине сентября запасов муки и зерна оставалось на 35 дней, крупы и макарон - на 30, мяса - на 33, жиров - на 45, сахара и кондитерских изделий - на 60 дней. В течении сентября - ноября нормы выдачи хлеба населению снижались в пять раз. Резко сократилась и суточная норма питания в войсках.

Распределение продовольствия (август – декабрь 1941 года)

К середине сентября запасов муки и зерна оставалось на 35 дней, крупы и макарон - на 30, мяса - на 33, жиров - на 45, сахара и кондитерских изделий - на 60 дней. В течении сентября - ноября нормы выдачи хлеба населению снижались в пять раз. Резко сократилась и суточная норма питания в войсках.

Ввиду блокады города с 20 ноября размер : Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки; Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов; Войскам первой линии — 500 граммов. При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобный. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.

Ввиду блокады города с 20 ноября размер :

Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки;

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;

Войскам первой линии — 500 граммов.

При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобный. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.

Не шумите вокруг - он дышит,   Он живой еще, он все слышит...   Как из недр его вопли:

Не шумите вокруг - он дышит,

Он живой еще, он все слышит...

Как из недр его вопли: "Хлеба!" -

До седьмого доходят неба...

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон - смерть.

Анна Ахматова

Дневник Тани Савичевой.

Дневник Тани Савичевой.

« 28 декабря Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года » . « Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г. » .  « Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г. » .  « Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год » .  « Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год » .  « Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942 »  « Умерли все » . « Осталась одна Таня » .  

« 28 декабря Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года » .

« Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г. » . « Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г. » . « Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год » . « Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год » . « Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942 » « Умерли все » . « Осталась одна Таня » .  

П оследствия голода оказались необратимыми.

П оследствия голода оказались необратимыми.

  • Таню нашли без сознания от истощения и вместе с другими детьми вывезли в Горьковскую область.
  • Таня умерла 1 июля 1944 года в больнице .
взрывы

взрывы

Ладожское озеро, ставшее легендарной «Дорогой Жизни».

Ладожское озеро, ставшее легендарной «Дорогой Жизни».

25 марта 1942 было принято решение об очистке города от завалов снега, льда, грязи, трупов, и уже к 15 апреля город был приведён в порядок силами измождённых ленинградцев и солдат местного гарнизона.
  • 25 марта 1942 было принято решение об очистке города от завалов снега, льда, грязи, трупов, и уже к 15 апреля город был приведён в порядок силами измождённых ленинградцев и солдат местного гарнизона.
В следующую блокадную зиму 1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось:   ходил общественный транспорт, работали предприятия,  открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация, работали городские бани.

В следующую блокадную зиму

1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось:

ходил общественный транспорт,

работали предприятия,

открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация,

работали городские бани.

Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. 2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде.
  • Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. 2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде.
27 января 1944 г.  Блокада была окончательно прорвана. В городе к этому времени оставалось 500 тысяч жителей – в 5 раз меньше чем в начале блокады. Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной осадой в истории человечества. Жертвы Блокады Ленинграда  От голода 640 тыс.человек  От боевых действий 235 тыс. человек

27 января 1944 г. Блокада была окончательно прорвана. В городе к этому времени оставалось 500 тысяч жителей – в 5 раз меньше чем в начале блокады. Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной осадой в истории человечества.

Жертвы Блокады Ленинграда

От голода

640 тыс.человек

От боевых действий

235 тыс. человек

Памятники

Памятники

Город – герой. Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады…

Город – герой.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Классный час "Блокада Ленинграда"

Автор: Соловьёва Валентина Александровна

Дата: 13.05.2018

Номер свидетельства: 469334

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Классный час "Блокада Ленинграда" + презентация "
    ["seo_title"] => string(50) "klassnyi-chas-blokada-lieninghrada-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "172129"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423759719"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Классный час "Блокада Ленинграда. Жизнь свою за други твоя...""
    ["seo_title"] => string(54) "klassnyichasblokadalieninghradazhiznsvoiuzadrughitvoia"
    ["file_id"] => string(6) "336106"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1466845793"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Классный час "Блокада Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(34) "klassnyi-chas-blokada-lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "118731"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413222054"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Презентация "Блокада Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(38) "priezientatsiia-blokada-lieninghrada-1"
    ["file_id"] => string(6) "200899"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428934873"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА "Блокада Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(64) "mietodichieskaia_razrabotka_klassnogo_chasa_blokada_lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "430979"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1507203803"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства