Классный час разработан мной по книге Александры Игнатьевны Халимульдиной(Прокопенко) и Акентай Кьюковича Халимульдина " Звёздный час Маншук". Издательства Москва "Молодая гвардия" в серии "Герои комсомола"1989 год.Посвящается герою Советского Союза Маншук Маметовой, воинам сражавшимся под Ржевом, Великими Луками, Невелем.К классному часу подобрала девиз, скоторого начинается классный час. Затем идёт рассказ о Маншук, настоящее имя Мансия. Город Алма-Ата. Аксакал Джамбул провожает воинов песней. Среди них мешковатая и смешная Маншук, чьи две чёрные косы вызывают восхищение.Вместе с героиней проходим путь в бессмертие, через города Ржев, Великие Луки.Дети читают последнее письмо Маншук маме, описание подвига Маншук. Заканчивается классный час стихотворением "Маншук-Бусинка".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Звёздный час Маншук" »
Классный час
« Звездный час Маншук»
Цели: вызвать чувство уважения и любви к славной дочери казахского народа, гордость за неё.
Задачи:
1. Изучить жизнь славной дочери казахского народа Маншук Маметовой.
2. Формировать реалистические представления о войне, расширять знания о географии войны; обогащать словарный запас, развивать связную речь.
3. Воспитывать умение излагать текст, активизировать внимание детей; воспитывать казахстанский патриотизм, чувство гордости за победу.
Оборудование: книга Александр и Акентай Халимыульдиных « Звёздный час Маншук», фотографии городов, портрет Маншук Маметовой.
Ведущий:
Девиз классного часа:
«Знай о крае своем родном.
Знай про степи, реки, хребты.
О давно ушедшем, былом.
Знай о том, что не видел ты».
Ход классного часа.
1 ученик: Была на земле прекрасная девушка, прожившая 20 лет. Она любила жизнь, казахские степи, город Алма-Ату, любила людей, свою Родину. Она погибла в боях с фашистами, защищая нашу Родину. Она осталась патриотом, человеком удивительной воли, целеустремленности и дерзновенной смелости. Она осталась примером.
2 ученик: Родилась Маншук в далеком степном ауле Мешкиткул, Урдинского района Уральской области. Здесь прошло детство Маншук, где она слышала легенды о славном батыре Исатае Тайманове и о его друге поэте Махамбете Утемисове.
3 ученик: Настоящее имя Мансия. Когда она была маленькая, очень юркая и подвижная девочка, родные ее называли Моншагым, по-русски «моя бусинка» Маншук не умела правильно выговаривать слово и говорила «Маншук». Так и стали ее звать Маншук. Позже она просила называть ее Маншук, говоря: «Я казашка, и мое имя Маншук»
4 ученик: Когда началась война, Маншук работала на одном из предприятий Алма-Аты, вечерней дежурной в секретариате, в управлении делами Совнаркома республики. Училась на первом курсе Алма-атинского медицинского института. Приходилось много печатать на машинке.
Ведущий:
Город Алма-Ата.
5 ученик: На фронт отбывала 100-я стрелковая бригада. Недавние хлеборобы, животноводы, хлопкоробы, свекловоды уходили громить врага. 30 августа 1942 года отправился на фронт последний эшелон.
День был жаркий, душный,на небе ни одного облачка. На площади шум, суета, громко говорит радио, играет оркестр. Кругом были только люди, голоса, песни, цветы, фрукты – все было сюда снесено и привезено, что имелось в домах, юртах.
6 ученик: В это время прямо к трибуне подъехал на лошади старик с белой бородой, в малахае. Это был Аксакал Джамбул. Он взял домбру и запел. Акын пел песню, посвященную воинам.
Вас, батыры, восславят за подвиг
Просторы, степи, озера, реки, леса и холмы,
Подвиг ваш – он бессмертен,
Он вечен, как горы!
Я сегодня, акын и старик седовласый,
Провожаю на подвиг своих сыновей.
7 ученик: У женского вагона стояла небольшая миловидная девушка – казашка. Она была в новенькой военной форме, причем явно не по росту. Из ворота большой гимнастерки выглядывала тоненькая шея. Юбка была длинной и широкой. Выглядела она мешковатой и смешной. Две черные толстые косы, спадающие по плечам, вызывали восхищение и удивление.
Песня «Вставай страна огромная».
Ведущий:
Так начался путь в бессмертие.
8 ученик: У Маншук были выразительные глаза и брови. То они спокойны, задумчивы, то вдруг засмеются глаза, взметнутся как крылья ласточки, черные брови.
9 ученик: А я люблю наши степи, дикие бескрайние. Особенно я люблю степь в утренние часы. Она, наша степь, горячая, жгучая днем, прохладная, бодрящая ночью. Люблю я степь. Все песни, стихи так или иначе связаны у казахов со степью, дорогой, конем. По степи казахский народ передвигается на коне. Именно ему, своему любимому коню, раскрывает всадник свои думы, мечты.
Ведущий:
Город Москва.
Состав остановился на станции города Бабушкин.
10 ученик: Маншук поменяла форму. Начала заниматься в учебной роте, работала в политотделе. Она рассталась со своими прекрасными волосами. Короткая мужская стрижка делала ее похожей на мальчишку. После принятия присяги Маншук еще усиленней осваивала военную науку. 100-я бригада, в которой была Маншук, прошла по улицам Москвы и центральному дому Красной Армии с песней.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
В адресе части стало важное слово – действующая армия.
Ведущий:
Город Ржев.
11 ученик: Круглые сутки Маншук находилась в политотделе. Печатать приходилось особенно много. Внешне она была спокойной, но в душе у нее шла война. Она рвалась на передовую. Слова девушки: «Пока в воду не попадешь, плавать не научишься» подействовали на комиссара. Ее стали отправлять со связным на передовую. Маншук твердо решила стать пулеметчицей.
Поступил приказ: «Рубежи поступления сдать, выйти из боя».
Предстоял большой и трудный пеший марш бросок к Великим Лукам.
Ведущий:
Город Великие Луки.
Этот город открывал доступ в самое сердце России.
12 ученик: 23 декабря 1942 года Маншук исполнилось двадцать лет. Комиссар Сактаган Башиев подарил ей книжку, свою любимую книгу Абая со словами «Пусть Великий Абай напоминает тебе о родном Казахстане и поможет быть мужественной. Это была книга в черном твердом переплете, на обложке белыми буквами было написано Абай. Лирика. На обороте « Славному воину Маншук Маметовой в день двадцатилетия. Пусть великий Абай напоминает тебе родной Казахстан и дает силы и мужество в боях» С.Башиев.
23 декабря 1942 год. Калананский фронт.
Это были стихи Абая на русском языке.
13 ученик: Так в свое 20-летие Маншук добилась своего. В самых жестоких боях за город Великие Луки она сражалась на поле боя санинструктором. Маленькая девушка бесстрашно передвигалась по полю боя, находила раненых, оказывала первую медицинскую помощь, помогала добраться в безопасное место.
Ведущий:
Накануне Нового года Великие Луки были в наших руках.
14 ученик: На Невельском шоссе за деревню Бурцево сражался второй стрелковый батальон. Именно в этом батальоне Маншук пришлось сдавать экзамен на мужество. Ей пришлось стрелять из пулемета. У нее была твердая рука и меткий глаз. Хотя сумела уже понять суровую и беспощадную логику боя, научиться смело, смотреть смерти в глаза. Все же было страшно и больно терять боевых друзей.
15 ученик: На собрании Маншук сказала такие слова: «Наша родина еще не освобождена. Ее топчут уже второй год фашисты. Я ненавижу фашистов! Я люблю жизнь, но чем сильнее я люблю жизнь, тем больше презираю смерть!»
Ведущий:
Завершилось Великолукская операция.
16 ученик: Маншук подала рапорт, с просьбой перевести ее в пулеметчики. Так солдат Маметова прибыла в пулеметный батальон для прохождения дальнейшей службы.
В блиндаже уже был слышен храп, а Маншук у своего столика с коптилкой изучала наставления по пулемету. Всегда стойкая, добрая, жизнерадостная, стала всеобщей любимицей.
Ведущий:
Город Невель.
17 ученик: У Маншук спросили, что ты будешь делать после войны.
После войны. Это такое далекое и прекрасное…
После войны я обязательно закончу мединститут и буду лечить людей. Главное, чтобы война скорее закончилась.
Ведущий:
Последнее письмо Маншук Маметовой своей матери Амине Сулейменовне.
Дорогая апкетай! Долгожданное письмо и посылку получила в тот день и час, когда мы тронулись на передовую. Я была очень рада, хотя мне и досталось всего одно яблоко. Наши бойцы и командиры, так же как и я ожидали подарок. Большое спасибо. Ведем переговоры с немцами на языке оружий. Если не ошибаюсь, то на днях пойдем вперед. Когда вернусь с победой, будет, о чем рассказать. Крепко жму вашу руку. Привет о моих товарищей – фронтовиков.
Жди весточку после боя.
Ведущий:
Шаг в бессмертие.
18 ученик: Она достигла вершины высоты, поставила на нее свой пулемет. Свинцовый ливень обрушился на гитлеровцев. У высоты появилась хозяйка.
19 ученик: И вдруг ночь застлала глаза. Все вокруг закружилось, понеслось куда-то. Неужели конец? Но ведь еще две ленты. Маншук очнулась. На глаза наплывает что-то липкое. Кровь. Ранена в голову. А на высоту ползут немецкие танки и пехота. Она тянется к пулемету, нащупывает гашетку и та, та, та. Передний танк остановился.
20 ученик: Выдернула из пулемета пустую ленту, поднялась с земли, шагнула навстречу стальному чудищу и упала. Подвиг девушки – казашки поднял бойцов в атаку, повел их на штурм.
21 ученик: В этот день в Алма-Ату на имя Амины Сулейменовны Маметовой полетело письмо. С глубоким чувством скорби извещаем вас о героической смерти вашей дочери, отважной пулеметчицы, старшего сержанта товарища Маншук Маметовой. Ее боевая жизнь может служить бессмертным примером любви и преданности нашей Родины.
22 ученик: Имя Маншук бессмертно. Она погибла 16 октября 1943 года. 1 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Маншук Жиенгалиевне Маметовой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.