kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час в 4 классе "Недаром помнит вся Россия про День Бородина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие в 3-5 классах "Недаром помнит вся Россия про День Бородина" можно проводить в рамках классного часа или кружка краеведение с использованием презентации, аудиозаписи, чтения стихотворений о Москве 1812 года, инсценировкой стихотворения "Бородино", представив, что молодой человек расспрашивает не только своего дядю, а его вместе с друзьями. Мероприятие заканчивается исторической викториной, вопросы к которой были вывешаны заранее в Уголке внеклассного чтения и частично сформированы из материалов мероприятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час в 4 классе "Недаром помнит вся Россия про День Бородина"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Евстратовская средняя общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района

Воронежской области



ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ в 4 классе

К 200-ЛЕТИЮ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ



























Подготовила и провела

учитель начальных классов ВКК

Смирнова

Наталья Николаевна











С.Евстратовка

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ К 200-ЛЕТИЮ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ «НЕДАРОМ ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ ПРО ДЕНЬ БОРОДИНА…»

ЦЕЛЬ:

  • Познакомить учащихся с важным моментом в истории нашей страны, с Бородинским сражением,

  • Формировать у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

  • развивать у школьников мировоззренческие убеждения на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок;

  • создать условия для осознания учащимися себя как представителей исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества;

  • сформировать у учащихся способности определять собственные позиции по отношению к явлениям и событиям современной российской жизни

 ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. м\медийная презентация к мероприятию,

  2. компьютер, м\медийный проектор,

  3. заранее подготовлены чтецы,

  4. книга М.Лермонтова «Бородино»,

  5. оформление классной доски: название мероприятия

  6. информационный лист с вопросами викторины.

  7. Сценка «Скажи-ка, дядя…»

  8. Выставка детских книг на тему классного часа

  9. Аудиозапись звуков канонады, свистящих пуль и ядер



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель

Наверное, очень редко можно встретить человека, который совсем не любил бы праздники. Ведь праздник - это радость, которую ждут и с удовольствием встречают практически все люди: в любое время года и в любую погоду, потому что праздник, как сказал кто-то мудрый – это состояние души.

Но не все праздники отмечаются с весельем, гуляньем, конфетами и блинами.

Возрождая одну из лучших российских военных традиций, в 1995 г. был принят закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в список которых вошли часть «векториальных дней» и наиболее выдающиеся события военной истории нашей страны. Их 16!

(Слайд 1)

27 января

День снятия блокады города Ленинграда (1944 г.)

2 февраля

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.)

23 февраля

День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) - День защитников Отечества

18 апреля

День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.)

9 мая

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 г.)

22 июня

День начала Великой Отечественной войны (1941 г.)

10 июля

День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.)

9 августа

День первой в Российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.)

23 августа

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 г.)

8 сентября

День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.)

11 сентября

День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.)

21 сентября

День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.)

7 ноября

День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.)

1 декабря

День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.)

5 декабря

День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 г.)

24 декабря

День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.)



Во всех - русская армия одержала победу над захватчиками.

(Слайд 2)

- Какое сражение произошло 8 сентября? Да, в 2012г исполняется 200 лет со дня великого Бородинского сражения, положившего начало победоносному маршу русских войск в Отечественной войне 1812года!

- Кто же в тот раз решил напасть на Россию?

(Слайд 3)

Чтец:

Шестнадцать лет Наполеон

Уж вёл губительные войны

И в непрерывной грозной бойне

Разбил почти что всех уж он:

Иль покорил или склонил

К союзу с ним. Лишь англичане,

Испанцы, шведы, россияне

Не преклонились перед ним.

 « Россию рок влечёт к разгрому.

Свершится пусть её судьба!..

Пойдём чрез Неман на просторы

Российские. Вперёд, друзья!

 Война такой же славной будет,

Какой и первая была.

Но мир, который мы заключим,

Натянет крепко удила.

 Полсотни лет в дела Европы

Россия зря совала нос.

И мы идём, поправить чтобы

Дела надолго и всерьёз».

Учитель

К 1812 году император французов Наполеон I покорил и подчинил своему влиянию почти все страны Европы. Его Великую армию в России называли армией «двунадесяти языков». Но для русского солдата все они были «французами». Вторжение войск Наполеона в пределы Российской империи началось в ночь на 12 (24) июня 1812 года. Наполеон рассчитывал закончить военную кампанию против России за 1-2 месяца

Война Отечественной стала:

Патриотизм достиг высот,

Каких страна ещё не знала,

И в ополчение идёт

И стар, и млад из всех сословий,

Чтоб доказать горячей кровью,

Как им Отчизна дорога,

И все хотят побить врага.

Деревни, сёла, города

Не пожалели средств и силы,

Отдали всё родной России,

Чтобы спасти её тогда.

(Слайд 4)

Главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов не случайно выбрал Бородинское поле для генерального сражения. Поле очень просторное, на нем могли развернуться большие массы войск. Свои силы Кутузов расположил так, чтобы перерезать неприятелю путь на Москву. Здесь очень быстро были возведены укрепления — флеши, которые защищали солдаты генерала П. И. Багратиона (Багратионовы флеши). Деревня Бородино находилась между правым флангом и центром.

(Слайд )

Общая численность неприятельской армии в этот момент составляла более 670 тыс. человек при 1372 орудиях. Общая численность российских вооруженных сил на Западной границе империи (разделенных на 3 армии) составляла около 317 тыс. человек при 1102 орудиях.

25 августа (6 сентября) обе армии деятельно завершали приготовления к решающей битве.

(Слайд )

В русском стане после полудня вдоль фронта войск крестным ходом с чудотворной иконой Смоленской Божией Матери, спасенной из горевшего Смоленска, прошествовало армейское духовенство в парадных облачениях. Перед святым образом служили молебны. Первым к образу покровительницы России, опустившись на колени, приложился М.И.Кутузов. За ним — офицеры Главного штаба, и затем «сама собою, по влечению сердца, 100-тысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить до сытости своею кровью»,

(Слайд)

Битва началась ранним утром 26 августа (7 сентября). Около 6 часов утра раздался первый выстрел французского орудия. Русская артиллерия открыла ответный огонь. «В рассветном воздухе шумела буря. Ядра… визжали пролетными вихрями над головами. Гранаты лопались. В пять минут сражение было уже в полном разгаре».

Один из участников сражения вспоминал: «Под Бородиным мы сошлись и стали колоться. Колемся час, колемся два… устали, руки опустились! И мы, и французы друг друга не трогаем, ходим как бараны! Которая-нибудь сторона отдохнет и ну опять колоться. Колемся, колемся, колемся! Часа, почитай, три на одном месте кололись!»  

 (Слайд)

Этому событию позже М.Лермонтов посвятил своё стихотворение «Бородино»:

Учащиеся-чтецы (инсценировка – молодой гусар и 2-3 старых мужчины):

"Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!"

-- Да, были люди в наше время,
-- Не то, что нынешнее племя:
Богатыри -- не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики: "Что ж мы?
на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки --
Французы тут как тут.

(Слайд)

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

(Слайд)

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими --хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

(Слайд)

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась -- как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

(Слайд)

Вот смерклось.
Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны --
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри -- не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Учитель

Сражение, продолжавшееся около 15 часов, стихло лишь в сумерки. Настроение русских войск, отошедших от занимаемых первоначально позиций не более, чем на 1 км, было таково, что все, от рядового до генерала считали битву выигранной.

Российские офицеры проявили здесь свои лучшие качества. «Они были примером всем прочим воинам в неустрашимости и храбрости, что самое, как и благоразумные их распоряжения, доставили в сем деле войску нашему поверхность над неприятелем.

В единоборстве с наполеоновскими войсками русские остались непобежденными — таков первый итог Бородинского сражения.

В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, ослабило ее наступательную активность. Бородинская битва предопределила поражение Наполеона в этой несправедливой, захватнической войне.

Наши солдаты победили, несмотря на то, что численностью уступали неприятелю, закаленному к тому же многолетними войнами на полях Европы. Армия, состоявшая, по преимуществу, из крепостных крестьян, победила людей, гордившихся своей свободой и цивилизованностью. Многие были уверены, что победа была дарована народу российскому свыше, благодаря его глубокой вере и верности православию. Русские солдаты на протяжении всей битвы совершали подвиги беспримерного мужества.

Сражение при селе Бородино было невиданным по численности, потерям и упорству обеих сторон в достижении победы. 

 (Слайд)

 Ученик-чтец:

Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

чтец:

***

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

***

Вот, окружён своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.


Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружён,

Глядел на грозный пламень он.

  (Слайд)

 Учитель

Прошло  немного времени, Наполеон вошел в сгоревшую Москву, а позже с остатками своей многоязычной армии в лютую русскую стужу покинул Россию. 18 (30) марта 1814 года около 9 часов утра колонны союзных армий с барабанным боем, музыкой и развернутыми знаменами начали входить в Париж через ворота Сент-Мартен.

России быть! нам быть дано,

Пока жив дух Бородино.

Бородино!.. Да кто в России

Не знает про Бородино?

Прошли века, но с прежней силой

Волнует нашу грудь оно.

Отвага, мужество, и слава,

И небывалый героизм,

И гордость за свою державу

Навечно в слове том слились.

Оно как символ русской славы

Вошло в историю навек,

И без него своей державы

Не мыслит русский человек

 Учитель

В память об этом историческом событии там же, на местах событий создан Музей-заповедник «Бородинское поле» —  мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений. На территории музея-заповедника в 110 км расположены более 200 памятников и памятных мест. В музее развернуты пять  постоянно действующих экспозиций.


(Слайд-музей)

ИСТОРИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

     1.Какую реку перешли войска Наполеона в ночь на 12(24) июня 1812 года?

2.Почему войну 1812 года называют Отечественной?

3.Где произошло решающее сражение этой войны?

4.На чьей стороне был численный перевес?

5.Кто руководил сражением при Бородино с русской стороны?

6.Кого из героев вы можете назвать?

7.Чем закончилась Бородинская битва?

8.Почему М.И.Кутузов принял решение оставить Москву неприятелю?

9.В каком году окончилась эта  Отечественная война?



Знакомство с выставкой детских книг



- Кому стало интересно событие 1812 года, можно самостоятельно узнать о нём, о полководцах, которые вели в бой солдат, из этих детских книг!









Приложение 1


Информационный лист к теме классного часа вывешивается в уголке внеклассного чтения за неделю.







Источники

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бородинское_сражение - сайт «Википедия»,

  2. http://rufact.org/wiki/Бородинское%20сражение – сайт «Факты о России», Бородинское сражение,

  3. http://www.abc-people.com/typework/history/doch1-8.htm - сайт «Энциклопедия замечательных людей и идей. Бородинское сражение.

  4. https://yandex.ru/images/search?text=бородино&stype=image&lr=10681&noreask=1&source=wiz – картинки по теме «Бородинское сражение»,

  5. http://www.borodino.ru – сайт музея-заповедника «Бородинское поле»,

  6. http://www.literstih.ru/lermontov-mixail-yurevich/13-borodino.html - аудио прослушивание стихотворения «Бородино»,

  7. http://muzofon.com/search/звуки%20канонада – звуки канонады, свистящих пуль и ядер.


9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час в 4 классе "Недаром помнит вся Россия про День Бородина"

Автор: Смирнова Наталья Николаевна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277439


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства