Просмотр содержимого документа
«Классный час.Учись быть солнечным другом »
9
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
"Учись быть солнечным другом".
Классный час.
Феофанова Татьяна Васильевна-учитель начальных классов
Г. Симферополь 2014-2015 уч. год
Тема: Учись быть солнечным другом.
Цель: дать ученикам представление о духовных составляющих: доброте, честности, вежливости, щедрости, деликатности; раскрыть содержание разных проявлений красоты человеческого поведения средствами чтения произведений, анализа ситуаций; систематизировать знания о поведении дома, в школе, среди одноклассников, правила культуры общения; воспитывать в детях доброту, вежливость, честность, взаимопомощь, сочувствие.
Оборудование: рисунок Солнышка; фотографии детей с написанными чертами характера, которые им присущи; тексты В.Сухомлинского для чтения «А сердце тебе ничего не сказало?», «История одного Щегла».
Эпиграф: «Ты еще маленький, но солнце в тебе может жить очень большое».
Ход урока
I. Организация класса
Учитель. Утро! Солнце в небе поднимается!
Ученики: Мы с гостями здороваемся!
Учитель: Доброго утра - я желаю тому, кто пришел работать в класс.
Ученики: Почему?
Учитель: Потому что я люблю людей и свой класс. Я приглашаю вас к разговору о жизни, о людях, которые нас окружают. Собеседником у нас будет солнышко, которое тоже умеет слушать.
II. Мотивация учебной деятельности.
Протяните свои ручки к солнышку. Представьте, как оно касается своими лучиками ваших ладошек. Что вы чувствуете? (Солнышко согревает нас теплом). Какое настроение у вас от этого тепла появилось? (Стало радостно, хорошо, весело). Что еще кроме тепла может дарить солнышко? (Может дарить любовь, доброту, щедрость, радость). С каким человеком можно сравнить солнышко? (С добрым человеком). Почему? (Потому что добрый человек похож на солнце, он умеет согреть и осветить своей любовью, спокойствием, лаской , искренностью и щедростью. Хороший человек-это солнышко, которое согревает все вокруг своими теплыми лучиками, своими горячим искренним сердцем.
III. Презентация проекта «КАКОЙ Я ЕСТЬ»
Каждый из вас должен был написать те черты характера, которые он уже имеет, а также выделить одну черту характера, которую он хотел бы воспитать в себе.
Давайте посмотрим, как мы объединились в одну дружную школьную семью, в которой каждый ребенок - личность, каждый со своим характером, эмоциями, привычками. Но мы учимся и будем учиться понимать желание другого, всегда со всеми быть честными, учтивыми, дарить радость общения.
«Мозговой штурм»
Давайте к каждой букве слова подберем черту характера, которая должна быть в человеке, который похож на солнышко.
С -сочувствие.
О - отзывчивость.
Л - любовь.
Н - нежность.
Ц - целеустремленность.
Е энергичность.
IV. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы с вами поучимся быть солнышками для окружающих, узнаем, в состоянии ли мы согреть кого-то, предостеречь от беды, помочь, успокоить. Читая произведения, анализируя ситуации, будем раскрывать содержание разных проявлений красоты поведения, изучать правила культуры общения.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете смысл этого высказывания?
V. Работа над темой урока.
1. Составление ассоциативного куста.
Представьте себе , что каждый из вас - это маленькая планета «Я». Эту планету окружают много созвездий - это созвездия Семья, Друзья, Одноклассники, Природа. Все это окружение ожидает от вас доброжелательного, порядочного отношения. Вы должны понимать, что без доброго отношения, вежливого общения, понимания окружающих нельзя спокойно жить. Грубость, зависть, хитрость, жадность наполняют нашу жизнь болью, стрессами, неурядицами.
СТРАНА «Я»
СОЗВЕЗДИЕ «ПРИРОДА» СОЗВЕЗДИЕ «ДРУЗЬЯ»
СОЗВЕЗДИЕ «СЕМЬЯ»
2. Технология «МИКРОФОН». Игра «Хороший ребенок».
Давайте вспомним, что нужно знать и делать, как относиться к родным, чтобы стать солнышком для своей семьи?
Очень хотелось бы, чтобы вы всегда были добрыми и внимательными к близким и никогда не огорчали их. Потому что дети – самое дорогое, что есть у родителей, а для детей родители - ценнее всего. Но, к сожалению, не всегда так в жизни бывает.
3. Работа над рассказом В.Сухомлинского «А сердце тебе ничего не сказало!»
- Послушайте рассказ В.Сухомлинского «А сердце тебе ничего не сказало!» и скажите, почему мама заплакала.
Андрей пришел из школы и увидел огорченную маму. Он положил портфель и сел к столу. Ожидает обеда.
- А папу отвезли в больницу, - сказала мама. – Заболел наш отец.
Она ожидала, что сын обеспокоится, взволнуется. Но сын был спокойным, непреклонным.
Мама удивленно посмотрела на Андрея.
- А нам завтра в лес идти, - сказал Андрей. – Завтра воскресенье… Учительница сказала, чтобы все пришли к школе в семь утра.
- И куда же ты завтра пойдешь?
- В лес… Ведь учительница сказала.
- А сердце тебе ничего не сказало? – спросила мама и заплакала.
4. Выборочное чтение.
Прочитайте предложение, в котором сказано о том, почему мама была огорченной. Как нужно прочитать это предложение? (Тревожно, тихо, взволнованно).
Прочитайте предложение, в котором говорится о том, какого отношения ожидала мама от сына.
Прочитайте предложение, в котором говорится о том, как Андрей себя вел.
Какие главные, важные слова сказала мама Андрею?
Как бы вы поступили на месте мальчика?
Какой совет вы дали бы Андрею?
Уважайте своих близких, родных, и от этого вам хорошо будет жить на земле.
5. Творческая работа « Выберите правильные правила общения».
Вы пришли в класс каждый со своим настроением, эмоциями, характерами. Чтобы нам хорошо жилось, работалось, в коллективе должны быть доброжелательные отношения, вежливое общение.
Хочешь для друзей солнечным другом стать –
правила эти ты обязан знать.
Прочитайте правила общения между друзьями и выберите правильные.
Вести себя так, как тебе хочется.
Вести себя со своим другом так, как ты хотел бы, чтобы он обращался с тобой.
Чаще улыбаться.
Быть сердитым и серьезным.
Рассказывать только о себе.
Слушать своего друга.
Обращаться к другу по имени.
Называть друг друга по фамилии.
Сознаваться в своих ошибках.
Скрывать свои ошибки и замечать чужие.
VI. Физкультминутка.
В этом классе все друзья-
Ты и мы, и вы и я!
Добрый день тому, кто слева!
Добрый день тому, кто справа!
Мы одна семья.
В этом классе все друзья-
Ты и мы, и вы и я!
Руку дай тому, кто слева!
Руку дай тому, кто справа!
Мы одна семья.
В этом классе все друзья-
Ты и мы, и вы и я!
Пожалей того, кто слева!
Пожалей того, кто справа!
Мы одна семья
В этом классе все друзья-
Ты и мы, и вы и я!
Улыбнись тому, кто слева!
Улыбнись тому, кто справа!
Мы одна семья.
VII. Обобщение и систематизация знаний.
1.Групповая работа. «Оцените ситуацию».
Мальчик встречает на улице заплаканную девочку - она заблудилась. Он думает, как ему поступить:
успокоить и угостить конфетой;
помочь ей вернуться домой, обратившись к милиционеру;
посмеяться над ее страданиями;
пройти мимо нее, ничего не сделав.
Какой поступок мальчика будет правильным? Почему?
Сосед по парте взял без разрешения ваши фломастеры. Он виноват. Что вы сделаете?
Пожалуетесь учителю;
Будете кричать на него;
Будете плакать;
Молча отнимите;
Начнете угрожать;
Вежливо попросите вернуть.
Как поступить правильно?
2. Чтение рассказа учителем.
В добром, вежливом отношении к себе нуждается природа. Послушайте историю, которая произошла со Щеглом.
Жил себе Щегол – смельчак и дебошир. Любил он летать по лесам, садам и полям, лакомиться семечками и червячками. Но наступил день, когда его поймал мальчик и посадил в клетку. Грустно ему стало без леса, его лесных друзей. Но постепенно Щегол привык жить в неволе. Мальчик заботливо относился к нему – кормил, поил, чистил клетку.
Автор – наступила зима. Голодные птички начали прилетать ближе к человеческому жилью. Однажды к отворенному окну, где жил Щегол, прилетели птицы.
Синица – здравствуй, Щегол! Почему ты такой грустный?
Щегол – как же мне не грустить, когда я в неволе, не могу летать по своим любимым местам!
Сорока – белобока – а почему тебе так грустно? Тебе есть, что кушать, а нам нужно добывать себе еду.
Щегол (тихо) – лучше бы я со своими друзьями летал стайкой, и вместе искали еду. Тем более, что дети сделали кормушки, волнуются за птиц.
Воробей – и тепло тебе в квартире. А на улице вьюга гудит, снега намело.
Щегол (совсем тихо)- а мне больше нравится, когда мы с лесными друзьями прятались под крышами, возле труб отопительных.
Автор – после этой встречи еще сильнее загрустил Щегол. Он ничего не ел, не выглядывал в окно, чтобы видеть других птиц, которые летали на свободе…
Как, по вашему мнению, может закончиться этот рассказ ?...
А теперь послушаем окончание этой истории:
Наблюдал мальчик за птичкой, и ему стало очень жаль ее. Понял мальчик, что Щеглу нужно жить на свободе. Отворил он клетку и выпустил птичку. Взлетел Щегол высоко в небо, вздохнул свежего воздуха, расправил крылья и быстро, быстро полетел к тем местам, за которыми скучал.
Мальчику стало так легко и радостно на душе.
Почему мальчику стало радостно на душе?
Что произошло бы с птичкой, если бы он ее не выпустил?
Что произойдет с цветком, когда его сорвешь?
Что произойдет с жучком, которого поймаешь?
***
Все люди на земле!
Скорее добро творите,
Чтоб не погибнуть нам в пучине зла,
Чтоб каждый мог средь красоты прожить
В царстве справедливости, добра.
VIII. Итог урока.
Рефлексия.
Возьмите каждый свое солнышко, улыбнитесь ему так, как оно улыбается вам. Пусть оно постоянно сияет в ваших сердцах, и этим самым учит вас быть доброжелательными, вежливыми, дарить тепло и ласку окружающим, и тогда станет больше солнца в мире, больше счастливых людей, более радостно станет жизнь.
Домашнее задание.
Нарисуйте солнечного человека. Попробуйте сочинить о нем рассказ.