Цель: расширить и углубить знания детей о живой природе; воспитывать заботливое отношение к природе, её обитателям.
Оформление доски: «Эту истину знаю от роду
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит отчину свою».
\Ход занятия:
Учитель:
- О чём это стихотворение? Почему нужно любить природу?
- Когда – то давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было ферм, заводов , фабрик. Не было техники и современных жилищ.
Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далёкие предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от неё. Но постепенно многое изменилось, у людей появились дома, фермы, заводы; были созданы машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её. Более того, человек решил покорить природу. Вооружённый техникой, он вообразил себя всемогущим, решил, что ему всё на планете подвластно.
Но прошло время и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Оказалось, что люди по – прежнему множеством нитей связаны с окружающей средой. Погубив её, они погибнут сами.
Так кем же должен быть человек: сыном природы или её покорителем?
Игра «Разбей на группы»
На доске вперемешку записаны названия деревьев, цветов, трав, животных. Ребята должны распределить слова в 4 столбика (1-деревья, 2-цветы, 3-травы, 4-животные). Кто первым справиться, тот и побеждает.
Человек тесно связан с природой. Более того, в организме человека и растений происходят сходные процессы.
-Ребята. Приходилось ли вам когда – нибудь поранить палец?
Учитель показывает на своей руке вены и говорит о том, что кровь движется по венам, а в этом ей помогает сердце. Предлагает приложить руку к груди слева и в тишине послушать, как бьётся сердце.
У деревьев тоже есть что – то вроде крови. Это сок. Он движется по стволу дерева, как кровь у человека. Сок похож на кровь, правда, он не красный, но помогает дереву расти, быть здоровым.
-Приходилось ли вам наблюдать весенний сбор сока?
Что будет с человеком, если вся кровь вытечет?
Учитель подводит детей к тому, что нельзя отбирать у дерева весь сок: оно может погибнуть.
Игра «Коробка сюрпризов».
Учитель показывает картинки сосны, ели, берёзы, жёлудя, рябины, гриба. Задача ребят достать из коробки картинку и рассказать всё, что они знают об этом растении.
Учитель:
-Подумайте, о каких растениях и насекомых идёт речь в следующих загадках.
Загадки
1.В лесу на одной ножке выросла лепёшка. (Гриб)
2.Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
3.Не птица, а с крыльями. (Бабочка)
4.Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает. (Лес)
5.Зелена, а не лук, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)
6.Что не сеяно родиться? (Трава)
7.Не огонь, а жжётся. (Крапива)
8.Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей)
- Ребята, а знаете ли вы, что существует целая наука, изучающая муравьёв? Называется она «мирмекология». Среди муравьёв есть карлики и великаны. Великаны – муравьи имеют длину тела до 4 сантиметров, муравьи – лилипуты – 2-3 миллиметра. Муравьи живут семьёй. В семье есть родоначальница – царица. Она живёт в самом укромном и безопасном месте. Мелкие муравьи-няньки ухаживают за ней. Самое многочисленное население – это рабочие муравьи. Они строят муравейник, добывают пищу, вскармливают молодь.
В верхней части муравейника живут самые крупные и сильные муравьи – солдаты. Их обязанность – защищать муравейник. Бывают случаи нападения муравьёв одного вида на колонию муравьёв другого вида. Напав, они уводят в рабство часть населения. Оружие муравьёв – челюсти. Есть и ядовитые муравьи Они жалят свою добычу, впрыскивая яд. В состав яда входит муравьиная кислота. Она обжигает кожу противника и парализует его.
Игра «Природные сказки»
Учитель:
У Р. Киплинга есть сказки: «Откуда у верблюда горб?», «Почему у слона такой длинный нос?» В этих сказках писатель объясняет происхождение горба или хобота, конечно же по сказочному. Попробуйте сами сочинить сказки – объяснения про животных, растения. Сказки могут , например, называться так: «Откуда шляпка у гриба?», «Почему трава зеленая?».
Чтобы нам жилось хорошо, нужно не загрязнять природную среду, бережно относиться к природным богатствам.
Литература: Издательский -торговый дом «Корифей. «Классные часы» Волгоград 2005г
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час:Природа и человек". »
МКОУ Бутурлиновская ООШ №2
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА:
«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»
ВЫПОЛНИЛА: УСТИМЕНКО ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
Г.Бутурлиновка.
2014г.
Цель: расширить и углубить знания детей о живой природе; воспитывать заботливое отношение к природе, её обитателям.
Оформление доски: «Эту истину знаю от роду
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит отчину свою».
\
Ход занятия:
Учитель:
- О чём это стихотворение? Почему нужно любить природу?
- Когда – то давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было ферм, заводов , фабрик. Не было техники и современных жилищ.
Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далёкие предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от неё. Но постепенно многое изменилось, у людей появились дома, фермы, заводы; были созданы машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её. Более того, человек решил покорить природу. Вооружённый техникой, он вообразил себя всемогущим, решил, что ему всё на планете подвластно.
Но прошло время и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Оказалось, что люди по – прежнему множеством нитей связаны с окружающей средой. Погубив её, они погибнут сами.
Так кем же должен быть человек: сыном природы или её покорителем?
Игра «Разбей на группы»
На доске вперемешку записаны названия деревьев, цветов, трав, животных. Ребята должны распределить слова в 4 столбика (1-деревья, 2-цветы, 3-травы, 4-животные). Кто первым справиться, тот и побеждает.
Человек тесно связан с природой. Более того, в организме человека и растений происходят сходные процессы.
-Ребята. Приходилось ли вам когда – нибудь поранить палец?
Учитель показывает на своей руке вены и говорит о том, что кровь движется по венам, а в этом ей помогает сердце. Предлагает приложить руку к груди слева и в тишине послушать, как бьётся сердце.
У деревьев тоже есть что – то вроде крови. Это сок. Он движется по стволу дерева, как кровь у человека. Сок похож на кровь, правда, он не красный, но помогает дереву расти, быть здоровым.
-Приходилось ли вам наблюдать весенний сбор сока?
Что будет с человеком, если вся кровь вытечет?
Учитель подводит детей к тому, что нельзя отбирать у дерева весь сок: оно может погибнуть.
Игра «Коробка сюрпризов».
Учитель показывает картинки сосны, ели, берёзы, жёлудя, рябины, гриба. Задача ребят достать из коробки картинку и рассказать всё, что они знают об этом растении.
Учитель:
-Подумайте, о каких растениях и насекомых идёт речь в следующих загадках.
Загадки
1.В лесу на одной ножке выросла лепёшка. (Гриб)
2.Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
3.Не птица, а с крыльями. (Бабочка)
4.Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает. (Лес)
5.Зелена, а не лук, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)
6.Что не сеяно родиться? (Трава)
7.Не огонь, а жжётся. (Крапива)
8.Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей)
- Ребята, а знаете ли вы, что существует целая наука, изучающая муравьёв? Называется она «мирмекология». Среди муравьёв есть карлики и великаны. Великаны – муравьи имеют длину тела до 4 сантиметров, муравьи – лилипуты – 2-3 миллиметра. Муравьи живут семьёй. В семье есть родоначальница – царица. Она живёт в самом укромном и безопасном месте. Мелкие муравьи-няньки ухаживают за ней. Самое многочисленное население – это рабочие муравьи. Они строят муравейник, добывают пищу, вскармливают молодь.
В верхней части муравейника живут самые крупные и сильные муравьи – солдаты. Их обязанность – защищать муравейник. Бывают случаи нападения муравьёв одного вида на колонию муравьёв другого вида. Напав, они уводят в рабство часть населения. Оружие муравьёв – челюсти. Есть и ядовитые муравьи Они жалят свою добычу, впрыскивая яд. В состав яда входит муравьиная кислота. Она обжигает кожу противника и парализует его.
Игра «Природные сказки»
Учитель:
У Р. Киплинга есть сказки: «Откуда у верблюда горб?», «Почему у слона такой длинный нос?» В этих сказках писатель объясняет происхождение горба или хобота, конечно же по сказочному. Попробуйте сами сочинить сказки – объяснения про животных, растения. Сказки могут , например, называться так: «Откуда шляпка у гриба?», «Почему трава зеленая?».
Чтобы нам жилось хорошо, нужно не загрязнять природную среду, бережно относиться к природным богатствам.