kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час " Наурыз"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Праздник «Наурыз».

Классный час совместно с родителями.

Форма проведения – национальная гостиная.

Цели:1) Познакомить учащихся и родителей с казахскими обычаями и обрядами, национальными                        блюдами, ритуалами встречи праздника «Наурыз»;

         2)Воспитывать культуру общения, толерантности, уважения к семейным традициями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час " Наурыз" »

Праздник «Наурыз».

Классный час совместно с родителями.

Форма проведения – национальная гостиная.

Цели:1) Познакомить учащихся и родителей с казахскими обычаями и обрядами, национальными блюдами, ритуалами встречи праздника «Наурыз»;

2)Воспитывать культуру общения, толерантности, уважения к семейным традициями.


Кл.руководитель: Уважаемые наши родители, дорогие наши гости, ребята! Сегодня мы находимся в национальной гостиной. В процессе нашего мероприятия мы познакомимся с казахскими обычаями, с ритуалами и обрядами праздника «Наурыз». Наше с вами занятие будет проходить за праздничным столом. Добро пожаловать!

По нашим семейным традициям, прежде чем сесть за стол необходимо тщательно вымыть руки. Почему? Мы с вами сейчас будем кушать казахское национальное блюдо «Бишбармак», дословный перевод которого обозначает «пять пальцев». Мы с вами будем кушать руками без ложек. Прошу всех омыть руки.


Ученик 1: У многих мусульманских народов существует строгий ритуал омывания рук. Заранее готовится теплая чистая вода, которая подается в специальном кумгане. Ритуал этот выполняется только мужчинами, к которому начинают приучать мальчиков с подросткового возраста. Кумган берется в правую руку, на левое плечо кладется полотенце. Гость держит руки над медным тазом. Медленно, прерывистой струйкой, не менее трех раз, строго с правой стороны льется вода. Гость должен омыть руки, сполоснуть рот, при необходимости ополоснуть лицо. Вытерев руки, он должен обязательно поблагодарить юношу. Струйка воды прерывистая означает – пожелание гостю долгой размеренной жизни, а спасибо гостя – спасает от тысячи бед. Многие юноши в будущем становились воинами, которые защищали свой род, семью, поэтому старшее поколение благословляло их на подвиги. Сразу двое гостей не должны одновременно омывать руки, а тем более одновременно вытирать руки с двух сторон полотенцем. Примета – раздор. Сначала за стол садились старики.


Ученик 2. Тюркоязычное население степей отмечает 1 (14) марта Наурыз. Само слово «наурыз» - «март» восходит к персидским нау «новый» и руз «день» и переводится «новый день, новый год». Для земледельца и скотовода март месяц есть начало года, когда плодится скот, когда отступают вместе с весенним теплом болезни и недомогания, когда начинается весна и возрождается природа.

Наурыз сопровождается множеством ритуальных моментов. Все поздравляют друг друга с наступающим новым годом. Уважаемым старикам во время застольных трапез почетно преподносились отваренные височные части воловьих голов, молодежь отведывала специально приготовленное пшеничное куже (жидкая каша, похлебка), включающие в себя семь разных компонентов. Пелись песни, велись веселые и шумные состязания в острословии, юморе. Наурыз – привнесенная с исламом традиция, естественный и логичный рубеж между зимой и летом, голодом и сытостью. Как отдельный ритуал этого праздника сохранился обычая съедать голову согыма. Та хозяйка считалась бережливой и гостеприимной, у которой до этого дня хватило мяса, а голова коровы, быка, забитого на согым, сохранилась в свежести и от засолки и хранения не потеряла вкусовых качеств. Из этой головы и готовили замечательный бишбармак, приглашали гостей.

До сих пор с 14 по 21 марта все ходят друг другу в гости, узнают, как прошла зима, желают друг другу здоровья. Молодые должны посещать старших. В старину между враждующими племенами в эти дни заключалось перемирие. Люди просили прощения друг у друга, мирились перед весенней и летней страдой.

Исполняется песня на казахском языке.

Ребята читают небольшие стишки-потешки на казахском языке.

Девочки исполняют танец.


Классный руководитель: Жизнь и быт казахского народа связан с 4 видами скота. Это: лошадь, верблюд, корова, овца. Они могут служить и едой, и транспортом для передвижения по просторным степям, и одеждой. Про них казахский народ слагал песни, рассказы, сказки, пословицы. Также у каждого вида этого скота имелись покровители. Например: покровитель лошади – «Комбар ата», овцы- «Шопан ата», верблюда – «Ойсыл кара», коровы – «Зенш баба». Они также были хозяйством каждого казаха. Лошадь-царь домашнего скота. Лошадь являлась почитаемым животным. Группу лошадей называли уйыр. Из лошадиного молока изготавливали лечебный напиток –кумыс. У казахов почитаемым после лошади – верблюд. Он служил для перекочевки. Бывают 2 вида верблюдов: двугорбый – бактериан, и одногорбый – дромедор. Следующим является корова. Существует много пород коров. Группы верблюдов и коров называют – табун. И ещё одним из видов домашнего скота является овца. Группу овец называют – отара. Все эти 4 вида скота имеют огромное значение для жизни населения Казахстана. Из них получают шкуру, продукты питания, молочные продукты: Катык, айран, сметану, шубат, кумыс и другие.

А теперь давайте посмотрим, внимательно ли вы меня слушали. Ответьте на мои вопросы:

1) Назовите 4 вида домашнего скота?

2) Чем они служат в жизни человека?

3) Как называют группу лошадей и овец?

4) Как называют группу коров и верблюдов?

5) Какие молочные продукты получают из них?

6) Назовите покровителей лошади и коровы?

7) Назовите покровителей овцы и верблюда?


Хорошо, а теперь отгадайте загадки.


  1. Заплелись густые травы

Закудрявились луга

Да и сам я весь кудрявый

Даже завитком рога.

(барашек)

2. Хоть зверь я горбатый,

Но нравлюсь ребятам.

(верблюд)


  1. Рыжий молокозавод

День жует и ночь жуёт

Ведь траву не так легко

Переделать а молоко.

(корова)

  1. Не мой бы труд,

Не мой бы бег

Ты плохо жил бы человек,

Но в век машины и мотора,

Боюсь в отставке буду скоро. (конь)


Много сказок и былин было сложено казахским народом. Посмотрим инсценировку сказки.

Лиса и муравей.

Лиса и муравей решили подружиться и вместе посеяли пшеницу. Хитрая лиса каждый день жаловалась, что у неё болит то живот, то голова, и уходила, чтобы полакомится кумысом.

Муравей один трудился с утра до вечера - то поливал поле, то полол. Наконец созрел урожай. Увидела лисица полный ток чистого зерна и решила обмануть муравья: весь урожай взять себе.

- Друг мой муравей, зачем нам делить всю эту пшеницу? Лучше давай побежим на перегонки. Кто из нас первым прибежит к току, тот пусть и берет весь урожай, - сказала лиса.Муравей подумал и согласился. Стали они рядом.

- Давай! – крикнула лиса. И побежали в сторону тока.

Задрала она хвост, уши прижала, бежит во всю мочь. Но и муравей не зевал – уцепился за её хвост.

Прибежала лиса к току и отряхнулась. Муравей отлетел в сторону, залез на кучу пшеницы и крикнул:

- Эй, лиса, почему ты так замешкалась?

Лиса растерялась:

- Когда ты прибежал сюда?

- Давным-давно! Я уже успел отдохнуть, а ты вот еле дышишь. Так лиса оказалась побежденной. Не сумела она придумать новую хитрость и побрела прочь.

Муравей перетащил в амбар весь урожай и жил спокойно, сыто. А ленивая лиса голодала всю зиму.

Красавица Бакбакай.

Жила когда-то красавица Бакбакай, дочь Лягушки. В неё влюбился Овод и прилетел свататься.

-Благодарю за честь, - сказала Лягушка.- Заполни скотом все мои долины и ущелья, заплатишь такой калым, я и отдам тебе свою дочь.

  • За красавицу Бакбакай я готов отдать не только скот, но и душу!

  • Прилетел Овод к овцам и объявил:

  • -Я женюсь на красавице Бакбакай. А вас всех отдаю за неё.

  • Хочешь – отдай одну. Хочешь – отдай всех. Мы на все согласны, - ответили овцы.

Прилетел Овод к козам.

_ Мы к Лягушке не пойдем. Не станем мучиться у неё, - заблеяли козы и, задрав хвосты, побежали на скалу.

Полетел Овод к верблюдам.

Верблюды посоветовались и тоже отказались идти к Лягушке.

Овод позвал Слепня и полетел к лошадям. Слепень начал кусать лошадей.

-Пойдете к Лягушке или не пойдете? – спрашивает Овод.

Не выдержали лошади и согласились. Полетел Овод к коровам и объявил им:

-Я женюсь на красавице Бакбакай и всех вас отдаю в калым. Отправляйтесь в долины и ущелья её матери Лягушки.

  • Мы к Лягушке не пойдем. Не хотим мучиться у этой злодейки, ответили коровы.

Рассердился Овод и начал так сильно кусать коров, что они побежали в разные стороны и случайно растоптали красавицу Бакбакай.

Очень горевала Лягушка. Она все кричала Оводу:

-Пр-р-ропади ты со своим калымом!

Другие лягушки громко утешали её, так до сих пор и утешают.

А Овод и поныне мстит коровам за смерть своей любимой – кусает их беспощадно.


Классный руководитель: С незапамятных времен на различных праздниках и торжествах проводятся народные игры. Большинство из них проводятся с участием лошадей. Но есть и игры в которые мы можем поиграть и в зале.

Айголек.

Чтобы сыграть в эту игру, нужно разделиться на две команды, взяться за руки и выстроиться друг против друга на расстоянии 20-30 шагов. Первая команда начинает игру:

Айголек, Айголек

Луна белая, как снег.

Выше гор, быстрее рек,

Начинаем свой забег.

Выше гор, быстрее рек,

Кто, тот нужный человек?

На что вторая команда отвечает:

Айголек, Айголек

Луна белая, как снег.

Выше гор, быстрее рек,

Тот …..(имя одного из ребят)

Нужный человек.

Игрок, которого назвали, разбежавшись, должен постараться на бегу разорвать сомкнутые в цепи руки второй команды. Если ему удается, он выбирает кого-нибудь из их команды и вместе с ним возвращается в свою команду. Ну, а если ему не удается – остается в этой команде. В какой из этих двух команд останется больше игроков, та команда и будет считаться победившей.


Котермак. (Подними-ка)

На середину выходят два игрока. Опираясь друг на друга спинами, они соединяют свои локти. Тот из них, который сразу после сигнала, сможет первым поднять второго игрока, будет считаться победителем.

Победитель остается в игре, но теперь он уже пробует свои силы с новыми игроками. Игра продолжается до окончательного выявления победителя.

Такия тастамак

(Тюбитейка-невидимка)

В игре принимают участие несколько детей. Вначале всем нужно сесть, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбитейку сзади кого-нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбитейку, заметил это- он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет показать свое искусство, например, спеть песню, рассказать стихотворение или станцевать.

Классный руководитель: На этом наш праздник подходит к концу. Думаю, ребята, что вы узнали много нового и интересного из обычаев казахского народа. И будете уважать семейные традиции и продолжать их.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Классный час " Наурыз"

Автор: Усманова Элина Шагитовна

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Классный час "Наурыз""
    ["seo_title"] => string(20) "klassnyi_chas_nauryz"
    ["file_id"] => string(6) "410797"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1492797125"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Классный час "Наурыз- праздник мира и добра""
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyi_chas_nauryz_prazdnik_mira_i_dobra_1"
    ["file_id"] => string(6) "463801"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1522165135"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Классный час "Наурыз - утро года""
    ["seo_title"] => string(31) "klassnyi_chas_nauryz_utro_ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "375846"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1483686795"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Классный час "Наурыз - праздник весны!""
    ["seo_title"] => string(36) "klassnyi_chas_nauryz_prazdnik_viesny"
    ["file_id"] => string(6) "401222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489773188"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Классный час " Празднование Масленицы у разных народов Российской Федерации""
    ["seo_title"] => string(77) "klassnyi_chas_prazdnovanie_maslenitsy_u_raznykh_narodov_rossiiskoi_federatsii"
    ["file_id"] => string(6) "617043"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668007398"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства