– утверждение здорового образа жизни, выработка теоретических знаний и убеждений о ЗОЖ;
Задачи:
1. Акцентировать внимание учащихся на том, что более половины случаев ВИЧ/СПИДа в мире приходится на подростков и молодежь.
2. Показать, что основными причинами ВИЧ- инфицирования подростков и молодежи является опасная поведенческая практика, включающая употребление наркотиков.
3. Обеспечить учащихся информацией в доступной форме, дать подробное представление о том, что такое ВИЧ/СПИД -посредством видеопрезентации, ответственное отношение к своему здоровью.
Ожидаемый результат:
1) учащиеся должны осознать необходимость борьбы со СПИДом;
2) учащиеся должны понять важность информированности о проблемах, связанных со СПИДом;
3) учащиеся должны проникнутся ответственностью за своё здоровье и здоровье окружающих людей, а также сочувствием к больным СПИДом.
Подготовительная работа к классному часу:
Подбор материала и создание видеопрезентации по проблеме СПИДа
Подбор музыки для музыкального сопровождения
Подбор тестов и вопросов для работы с учащимися.
Оформление: Плакаты с высказываниями (рисунки учащихся)
Наш девиз везде и всегда:
СПИДу – нет!
Здоровому Образу Жизни – да!
Здоровье народа – богатство всего,
богатство земли не заменит его. Ж. Жабаев.
«Ваше здоровье в ваших руках!» «Не умирайте от невежества!»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему : «СПИД – болезнь века» »
Эпиграф:
Здоровье народа превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь,
Никто не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз.
Ж.Жабаев
Тема классного часа: «СПИД – болезнь века» (для 8-11 классов)
Цель:
– утверждение здорового образа жизни, выработка теоретических знаний и убеждений о ЗОЖ;
Задачи:
1. Акцентировать внимание учащихся на том, что более половины случаев ВИЧ/СПИДа в мире приходится на подростков и молодежь.
2. Показать, что основными причинами ВИЧ- инфицирования подростков и молодежи является опасная поведенческая практика, включающая употребление наркотиков.
3. Обеспечить учащихся информацией в доступной форме, дать подробное представление о том, что такое ВИЧ/СПИД -посредством видеопрезентации, ответственное отношение к своему здоровью.
Ожидаемый результат:
1) учащиеся должны осознать необходимость борьбы со СПИДом;
2) учащиеся должны понять важность информированности о проблемах, связанных со СПИДом;
3) учащиеся должны проникнутся ответственностью за своё здоровье и здоровье окружающих людей, а также сочувствием к больным СПИДом.
Подготовительная работа к классному часу:
Подбор материала и создание видеопрезентации по проблеме СПИДа
Подбор музыки для музыкального сопровождения
Подбор тестов и вопросов для работы с учащимися.
Оформление: Плакаты с высказываниями (рисунки учащихся)
Наш девиз везде и всегда:
СПИДу – нет!
Здоровому Образу Жизни – да!
Здоровье народа – богатство всего,
богатство земли не заменит его. Ж. Жабаев.
«Ваше здоровье в ваших руках!» «Не умирайте от невежества!»
«СПИД – катастрофа глобального масштаба, мнение генерального директора Всемирной организации здравоохранения и областного центра по профилактике и борьбы со СПИДом.
Вступительное слово учителя о том, что СПИД – инфекция, распространяющаяся по миру со скоростью если не взрывной, то огненной волны.
История СПИДа. (слайд5,6)( информация учащихся)
Что такое СПИД и откуда взялся?Исследование ученых (слайд7,8,9)
Эпидемия началась в 1970 году в Центральной Африке, возможно в Заире или Конго.Далее,полагают , что вирус проник в США, в первую очередь в Нью-Йорк и Сан – Франциско…Инфекция захватила Австралию и страны Европы.
Исследователи установили, что вирус СПИДа был занесен в среду наркоманов в августе 1983 года. Наиболее благоприятны условия для размножения вируса СПИДа в Африке.(6,7,8 слайд)
Гипотеза, как вирус мог выбраться на простор из глухой африканской деревушки, где впервые попал к человеку от обезьяны.
Густонаселенные большие города представляют собой почти идеальную питательную среду для вируса СПИДаФранцузский профессор описывает путь СПИДа:
Поступь эпидемии неслышна, ее невидимы:
«Тот, кто заражен, тот со дня заражения и до самой смерти остается заразным. Он передает смертельно опасную инфекцию, не зная об этом и не желая этого. Это может продолжаться тысячу и даже две тысячи дней это примерно пять с половиной лет.
Исследователи пришли к выводу на основе обследования сан – франциисских гомосексуалистов, что 99% носителей вируса заболевают СПИДом, в настоящее время новые случаи регистрируются в среднем примерно каждые 14,5 минуты.
СПИД работает с большим размахом. Вирусу СПИДа остается лишь научиться летать, пока, смертоносный вирус передается через кровь и другие жидкости, содержащиеся в человеческом организме. В миллионах человеческих организмов он воспроизводится миллиардами и при этом непрестанно изменяет свои формы.
Оценка уровня информированности учащихся. Актуализация проблемы
Этот этап быть проведен в форме беседы, в процессе которой, при помощи последовательных вопросов, выясняю уровень информированности участников.
Чтобы пробудить у участников интерес к проблеме, сформировать у них мотивацию к изменению поведения, чтобы они осознали проблему как значимую:
Вопрос №1: Чем объяснить страх перед СПИДом?
Ответ учащихся: скрытностью, неизлечимостью, пугает неопределенность.
Вопрос№2. Главная причина страха перед СПИДОМ?
Ответ учащихся: поражает естественную систему защиты от болезней, т.е.
иммунную систему.
Вопрос№3. Как построить свою жизнь, чтобы кровь одного человека не попадала в организм другого человека?
(Никогда не употреблять наркотики; защитить себя при переливании крови; при медицинских манипуляциях)
Вопрос №4. Сколько в среднем живет человек, после того как стал наркоманом? (5 лет)
Вопрос№5 Наркотики, независимо от пути введения в организм, поражают… назовите что? (нервную, иммунную системы, сердце)
Вопрос№6 Правильно ли утверждение, что раз есть врачи-наркологи, значит, наркомания излечима?
(это не так, по статистике только 1% наркоманов, прошедших курс лечения, удается избавиться от этой зависимости)
Слова ВИЧ и СПИД, учащиеся должны пояснить, что означают эти аббревиатуры, дописать к буквам слова, входящие в эти понятия.
Они объясняет, что ВИЧ и СПИД разные понятия, т.к. ВИЧ означает вирус, возбудитель болезни, а СПИД - это название болезни.
Возбудителем болезни является ретро-вирус, который называется ВИЧ -вирус иммунодефицита человека. Вирус проникает в кровь, поражает лимфоциты. Иммунитет слабеет, потом исчезает совсем сама болезнь называется СПИД -синдром приобретенного иммунодефицита, а ВИЧ - вирус, ее вызывающий.(слайд10,11,12)
Составить синквейн на слово СПИД
Как можно заразиться ВИЧ? (учащиеся друг другу задают вопросы)
Для контроля усвоения материала проведено анкетирование:
Учитель. Сейчас с помощью теста каждый из вас сможет проверить, насколько глубоки познания о способах передачи ВИЧ/СПИД – инфекций
Тест «Что Вы знаете о СПИДе?»(слайд 13)ВИЧ/СПИД в цифрах(слайд14,15)
Сообщение учащихся: Наркотик–как дьявол, человек делается его рабом.
Наркомания страшна сама по себе. Наркотик – это капкан, неведомо кем поставленный на человеческом пути. Человек сует туда голову. Капкан захлопывается .(слайд 16,17,18,19,20,21)
Вопрос: Как вы понимаете термин «зависимость»? Какой смысл мы вкладываем в это слово?
Ответ учащихся: Состояние потребности в чем-то, способ забыться, уход от реальности, сильное стремление к чему-либо, невозможность жить без чего-либо.
Учитель: Зависимость может стать единственным смыслом жизни для человека, желающего спрятаться от реальности.
Вопрос: А зачем человеку нужно прятаться от реальности?У человека что-то не получается, с чем-то не справляется, ему скучно, хочется острых ощущений, в его жизни мало радости, он не умеет справляться с проблемами.
Вопрос: С какой целью люди принимают наркотики или алкоголь, что они в этом находят, о каких состояниях мечтают?
Иногда бывает так, что из-за трудных жизненных событий или из-за долгого плохого настроения у человека нет сил и желания заниматься чем-то интересным. Что делать в этом случае?
Посоветоваться с близкими людьми, поразмышлять о проблемах и постараться их решить, попросить помощи у друзей, обратиться к психологу.
Одна из ловушек СПИДа – этот инкубационный период.
Сначала, когда человек узнает, что заражен, он впадает в отчаяние. Все, погиб. Но СПИД не торопится прибрать свою жертву. Инкубационный период растягивается. Человек видит, что ничего особенного не происходит, и чувствует он себя вроде неплохо. СПИД то ли будет, то ли нет – 30% вероятности заболеть в течение5 лет. И страх проходит. Глядя на этого человек, и окружающие друзья, знакомые – расслабляются, отгоняют испуг. Впадают в благодушие.
И никто ничего не хочет изменить в своих привычках. Ну как же! С какой стати! И вирус вы можете подарить другим, сохраняя прежние привычки…
Но в сущности потому, что мы живем в обществе, где циркулирует болезнетворный вирус. С каждым днем опасность будет все возрастать.
И все – таки группы риска остаются. И остается личная ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих.
Вирусу СПИДа безразлично, где селиться,- в старом ли, в молодом ли организме. Со старым он справится, конечно скорее, но и молодой против него не устоит.
Обращение к молодым:
Быть осторожным с теми, кто уже пребывает в этой группе и не собирается покидать ее опасные пределы.
Освоив правила нормального человеческого поведения, вы обезопасите себя от многих других «вирусов» которые есть или которые могут появиться.
Учитель. Люди очень боятся этого заболевания и поэтому устраивают настоящую травлю больных людей.Так как же мы должны относиться к больным СПИДом?
Ученик. Необходимо в людях воспитывать терпимое и внимательное отношение друг к другу, проявлять милосердие и сострадание.
Учитель. Почему люди проявляют дискриминацию по отношению к ВИЧ – инфицированным?
Ученики:- боятся заразиться, не обладают достаточной информацией; потому что так к ним относятся все мои знакомые; потому что они заслужили такое отношение своим аморальным поведением или употреблением наркотиков.
Может ли человек не знать, что у него ВИЧ? Да, человек может не подозревать, что у него в крови есть ВИЧ. Такое случается достаточно часто: специалисты говорят, что значительная часть людей, живущих с ВИЧ, не знает об этом
Могут ли у ВИЧ-положительных родителей быть здоровые дети?
Да, у ВИЧ-положительных родителей могут быть здоровые дети.
Анти – СПИД (слайд22,23,24,25,26)
Необычные факты (слайд 27,28,29)
Демонстрация слайд – шоу.Презентация учащихся и защита.
«Никогда не говори «никогда», если речь идёт о СПИДе/ВИЧ»
Тренинговое упражнение «Ценности»
Цель тренинга:
Формировать ответственное отношение учащихся к собственному здоровью и здоровью своих близких.
Правила: Участникам раздаю по 6 листочков, и предлагается на каждом из них написать, то, что для них наиболее ценно в этой жизни ,самое ценное оказалось на самом последнем листочке.
Учитель. Представьте себе, что случилось что – то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Возьмите,
сомните и отложите бумажку и осознайте, как вы теперь будете без этого жить
Учитель. Вам можно выбрать одну из смятых бумажек. Возьмите, разверните бумажку и осознайте, то какую ценность она для вас представляет.
Учитель. Скажите, пожалуйста, трудно ли вам было делать такой выбор?
Учащиеся.- да, очень непросто- да, очень трудно, особенно когда оставались последние 2 – 3 бумажки, и приходилось выбирать из самых родных и близких тебе людей
- да, данное упражнение вызывает глубокие переживания, и действительно в этот момент осознаешь.
Учащиеся. - да, это упражнение заставляет, более ответственно и вдумчиво относится к выбору своих ценностей в жизни.
Вывод:Данное упражнение проводится с той целью, чтобы дать вам возможность почувствовать то, насколько тяжело потерять близкого человека.(Вопросы на слайде 31,32,33,34)
Заключительное слово учителя.
Живите так, чтобы нам ничего в жизни не пришлось терять. Ведь самое дорогое, что есть у человека – это жизнь.
Использованная литература:
1. Олег Мороз »Группа риска», Просвещение Москва,1990г
2. Азбука СПИДа издательство»Мир»,1991г
3. Республиканский научно- методический журнал «Библиотека в школе»
№1,2009, «Директор школы» О ВИЧ инфекции, №4 2007г
5.газета «Экологический вестник», статья «Твой взгляд на жизнь»5
6.Информационная статья »Болезнь века» в газете «Вечерний Степногорск»
№15,16.апрель 2012г
7. Республиканский педагогический журнал «Внеклассная работа в школе»
№4,2007,№9 2008 газета «Педагогический вестник» «Они выбирают жизнь!»
8. Руководство по профилактике ВИЧ/СПИДа, Алматы,2007.
9.газета «Биология»,№6,2006 Что необходимо знать о СПИДе, стр 12-13
10.газета «Казахстанская правда» ВИЧ/СПИД,2013г,
11.журнал «Биология в школе»№2,2002г, №4 2004 «Даже и не пробуй» Презентация темы «СПИД — чума ХХ века». — URL: http://festival.1september.ru/articles/310411
Презентация к классному часу «СПИД - узнай больше» — URL: http://www.uchportal.ru/load/90-1-0-6550