классный час на тему: "900 героических дней и ночей"
Классный час на тему: "900 героических дней и ночей"
900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала им преодолевать немыслимые испытания, превозмогать голод и холод, бороться во имя счастливого будущего нашей Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«классный час на тему: "900 героических дней и ночей" »
Блокадный Ленинград
Учитель:- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о подвигах советских людей, совершённых во время Великой Отечественной войны.
"Слайд 1" Учитель:-10 июля 1941 года немецкие танковые дивизии прорвались в районе Пскова и устремились к Ленинграду.
Эту дату принято считать началом Ленинградской битвы.
"Слайд 2" Учитель: - Гитлер приказал Ленинград сравнять с землей, а его население полностью уничтожить. Выполняя эту волю фюрера, немецкие войска попытались овладеть Ленинградом с ходу, но успеха не имели.
"Слайд 3"
Учитель:-8 сентября 1941 года Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин, посылая Г. К. Жукова командовать войсками Ленинградского фронта, сказал: "Езжайте под Ленинград. Ленинград в крайне тяжелом положении. Немцы, взяв Ленинград и соединившись с финнами, могут ударить в обход с севера- востока на Москву, и тогда обстановка осложнится еще больше. Вашей задачей является не допустить врага в Ленинград, чего бы это вам ни стоило". С юга наступала мощная группировка из группы армий "Север", а на Карельском перешейке развернули наступление финские войска.
"Слайд 4"
Учитель: - Чтобы сдержать врага и отстоять город, развернулось строительство оборонительных сооружений в полосе протяженностью 900 километров. В считанные дни ленинградцы сформировали 10 дивизий народного ополчения. В тылу врага начали активные боевые действия 227 партизанских отрядов общим количеством более 9 тысяч человек. Все население Ленинграда поднялось на защиту города.
"Слайд 5"
Учитель: - С 8 сентября начались блокадные дни Ленинграда. Немцы разбомбили основные ленинградские продовольственные склады. В конце декабря кончились запасы топлива. Прекратили работу промышленные предприятия, остановился городской транспорт, перестали действовать сеть городского освещения, отопление и водопровод. Вначале января 1942 года начинается массовая смертность населения от голода. Всего за время блокады от голода погибло более 600 тысяч человек.
Единственно возможным направлением для связи с тылом страны оставалось Ладожское озеро. В сентябре и октябре снабжение обеспечивалось кораблями ладожской флотилии, а в ноябре, когда Ладога замерзла, была проложена дорога по льду озера. Она получила название: "дорога жизни".
"Слайд 6"
Учитель:-21 сентября 1941 года в ставке Гитлера был подготовлен доклад "О блокаде Ленинграда". В нем говорилось о необходимости в ходе блокады сравнять Ленинград с землей, оставить город на зиму без продовольствия, дождаться капитуляции. А тех, кто останется к весне в живых, выгнать из города, сам же город разрушить. Страшные дни блокады Ленинграда останутся одними из самых трагических страниц в летописи Великой Отечественной войны. - А вот как учились ребята, ваши сверстники, в то нелёгкое время.
Блокадная школа.
Учитель:-1 сентября 1941 года многие дети пришли к своим школам, чтобы начать новый учебный год. Однако многие школы были отданы под госпитали и эвакопункты.
К этому дню город уже ощутил свое прифронтовое положение. Старшеклассники ушли на фронт. Многие из старших ребят с учителями уехали рыть противотанковые рвы, другие стали почтальонами, доставляли на места оборонных работ почту и газеты, третьи работали в госпиталях.
Занятия начались после октябрьских праздников.
Из дневника пионеров 7 "А" класса 140-й школы.
1-й чтец
"Вечер 2 ноября 1941г. В школе было много работы: готовить классные помещения: Принесли столы, парты, доску, вешалку, разлили в чернильницы чернила, заготовили мел, вытерли пыль. Затем мы помогали преподавателям оборудовать кабинеты: физический, методический, химический и естествоведческий. Работы быломного, и все понимали, что нужно все приготовить так, чтобы завтра ничто не помешало начать нормальные занятия в школе. Завтра начнем заниматься вовремя. Без опозданий.
3 ноября 1941 года. Первый день занятий в школе. Какое счастье! Первый день прошел спокойно. Воздушной тревоги не было".
Учитель:- Еще осенью занимались дети всех классов, но зиму выдерживали только старшеклассники.
Школьники военных лет шли на урок не по мирным, тихим улицам -- враг обстреливал их. Голодал весь город, было очень холодно. И все-таки они учились! И помогали друг другу.
По звонку начинались занятия, на уроках учителя объясняли новый материал, спрашивали старый, ставили за ответы оценки.
2-й чтец
"К урокам готовлюсь по-новому:- писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К. В. Ползикова.Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома: значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя".
Учитель:- Они продолжали свои занятия в школе, боролись с зажигательными бомбами, оказывали помощь семьям военнослужащих. Хотя в декабре 1941 года было разрешено временно прекратить учебные занятия, педагоги и ученики 39 ленинградских школ решили продолжать учебу. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изнеможенные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике:
3-й чтец
"Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивыйи злой ветер гонит дым обратно с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах".
Учитель: - Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли "зимовщиками".
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
5-й чтец
В школе Девчонка руки протянула И головой - На край стола... Сначала думали - Уснула, А оказалось - Умерла. Ее из школы на носилках Домой Ребята понесли. В ресницах у подруг Слезинки То исчезали, то росли. Никто Не обронил ни слова. Лишь хрипло, Сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Занятья После похорон. Ю. Воронов
Учитель:- В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей.
В помощь нашим чекистам были созданы специальные комсомольско-пионерские группы разведчиков и связистов. Во время воздушных налетов они выслеживали вражеских агентов, которые с помощью ракет показывали немецким летчикам цели для бомбометания. Такого агента обнаружили на улице Дзержинского ученики 6-го класса Петя Семенов и Алеша Виноградов. Благодаря ребятам чекисты его задержали.
Часто уроки прерывались воздушными тревогами - и ученики шли в бомбоубежище. Бывали дни, когда приходилось сидеть в бомбоубежище долгие часы, так как одна воздушная тревога сменялась другой.
Зимой занятия были временно прерваны, был сильный холод. Этот перерыв не означал, что дети выпали из общественной системы. Они помогали фронту, госпиталям, военкоматам. Школьники Ленинграда - как они старались помочь и помогали обороне своего любимого города.
6-й чтец - А вот такое обещание дал Леня Степанов, ученик 4-го класса 312-й школы. Оно было напечатано в молодежной газете "Смена" № 259от 2 ноября 1941 года:
"В третьем классе я учился на "отлично" и "хорошо". Теперь же буду учиться еще лучше. Это мое боевое задание. Обещаю всем нашим славным бойцам учиться только на "отлично"!"
Учитель:- Приближался конец учебного года. Из 532 учащихся, окончивших десятые классы, 70% выпускников имели "золотые аттестаты".
28 июня 1942 года для окончивших школы в театре Сада отдыха и во дворце пионеров был устроен торжественный вечер. На концерте выступили лучшие артисты города.
Александр Фадеев сказал: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились несмотря ни на что, а вместе и рядом с ними навеки сохраниться в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя". - Со страниц своих дневников, как живые к живым, обращаются к нам наши сверстники: мальчишки и девчонки, лишенные радости детства войной. Мы не имеем права о них забывать, память о них - наша совесть наша боль. И тот, кто почувствует эту боль, как свою, никогда не допустит повторения того кошмара, имя которому - война.
"Слайд 7" Учитель:-900 дней и ночей длилась блокада города Ленинграда.
"Слайд 8" Учитель:-1125 дней продолжалась битва за Ленинград. - Валькирия Платонова, девочка, пережившая блокаду, написала стихотворение. Она посвятила его своим ровесникам, которые погибли во время этой страшной блокады.
7-й чтец
Ровеснице. Жестокий враг в кольцо зажал Живое сердце Ленинграда Мы не сдавались. Каждый знал, Что нет надежды на пощаду. Оскалил зубы голод злой, Мороз простёр над телом ризы. Плечом к плечу ты встала в строй Бойцов, погибших за Отчизну.
8-й чтец
:Как в храм, иду на Голодай. И рвов взошли тут обелиски. В объятье братском, как тогда, Лежите без имён, без списков! Моя ровесница, прости! Прости, что я в живых осталась. Мне внукам память донести О вашем подвиге досталось!
"Слайды 9-12"Учитель:-27 января 1944 года навсегда останется в памяти ленинградцев: они праздновали окончательное снятие вражеской блокады. Поэт Николай Тихонов, выдержавший всю блокаду в осажденном Ленинграде, писал о том незабываемом дне: "Люди плакали и смеялись от радости, люди смотрели сияющими глазами, как в блеске салюта возникал из тьмы город своей непобедимой громадой. И шпиль Петропавловского собора, и форты старой крепости, набережные, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, и корабли на Неве, Невский, все просторы освещались молниями торжествующей радости".
Блокадная эпопея Ленинграда стала символом мужества и непобедимости советского народа. В марте 1944 года президент США Ф. Рузвельт от имени народа своей страны прислал Ленинграду специальную грамоту, где было подчеркнуто, что это "в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи изолированными захватчиком от остальной части своего народа..., успешно защищали свой любимый город... "
Героическая оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войн - одна из самых выдающихся, самых потрясающих массовых подвигов народа и армии во всей истории войн на земле.