МБОУ Роговская средняя общеобразовательная школа Злынковского района
Классный час в 8-9 классах
на тему:
«Мы – русичи,
мы – россияне!»
Подготовила
классный руководитель 8 класса
МБОУ Роговской СОШ
Макаренко А. М.
Цель: способствование формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности.
Данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач коллектива:
Усиление патриотических качеств личности.
Расширение кругозора учащихся
Создание условий для анализа и синтеза ситуации с опорой на личный жизненный опыт.
Повышение интереса к истории Отечества
Развитие эмоциональной сферы.
Форма проведения классного часа – беседа.
Основной вид деятельности на мероприятии – общение через диалог с учащимися, монолог учителя.
Оформление: на доске фотографии просторов России, высказывания, русская береза, выставка книг.
Эпиграф:
“Нам Родину завещано любить.
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.
Цитаты:
“Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.
Бернард Шоу
“Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, – спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”.
Джон Кеннеди
“Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.
Владимир Путин
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: Добрый день. Сегодня у вас я проведу час общения. Давайте с вами познакомимся, для этого возьмем, друг друга за руки образуем, круг почувствуем тепло наших рук, тепло наших сердец.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить.
Но капельку счастья ты можешь, ты должен
Ты в силах друзьям подарить!
На сегодняшней встрече нам с вами предстоит обсудить один из важных, на мой взгляд, вопросов.
Упражнение “Салфетка”.
Инструкция: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему наши узоры получились такие разные?
Дети отвечают.
Учитель:
- Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.
- Как вы считаете, что может объединять нас с вами?
Дети называют.
Учитель:
- Да, все мы – жители замечательной, богатой страны, у которой удивительно красивое имя-Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека. Русь – “голубая” и “златая”, “деревянная” и “полевая”, “задремавшая” и “буйственная”. Это “край дождей и непогоды” и край “разливов грозных тихих внешних сил”.
За селом, на рассвете, где светло от берёз,
Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”
Где берёшь ты отвагу и свою красоту?
Соловьиные зори, синих рек чистоту?
За селом, на рассвете, где колышется рожь,
Я спросил у России: “Где ты счастье берёшь?”
“Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”
- И мне бы хотелось нашу сегодняшнюю беседу назвать “Мы – русичи, мы – россияне”
“Нам Родину завещано любить.
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.
Великий художник Васнецов писал: “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. На протяжении всех лет существования нашей страны зарубежные деятели различных областей называли в своих выступлениях и публикациях, Россию великой страной.
Как вы считаете, а что создаёт величие нашего государства?
Дети называют.
Учитель: Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире. Вот некоторые имена: Пётр I и А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев и Н. И. Пирогов, Гагарин и Калашников, Третьяк и Фетисов, Шукшин и Плисецкая, Сахаров и Солженицын. Так же многие поэты прославляли наше Отечество в своих произведениях, стихах , рассказах. Может кто-то из вас прочитает нам или назовет такие произведения.
Дети читают
Сторона моя сторонка
Неприметный, скромный вид,
Ширь без края, речка звонко
Песней весело шумит.
Эти милые просторы
Перламутровый рассвет
Рощи белые, которых
Мне роднее в мире нет.
Утра белые туманы
С чем их трепетность сравнить?
Васильковые поляны
Невозможно не любить.
Где бы ни был - близко, далеко ли
Но всегда мне видится Десна,
А за ней знакомая до боли
Брянская родная сторона.
Злынка малая родина не одного поколения наших земляков. Имена и дела многих из них известны далеко за ее пределами. Знаете ли вы их?
Степан Иванович Удов
Николай Леонтьевич Часнык Герои Советского Союза
Петр Андреевич Марков
Виктор Вацлавич Вольский
Андрей Григорьевич Григорьев – повторивший подвиг рядового Матросова
Степан Денисович Пучкин повторившие подвиг Гастело
Леонид Максимович Болычев
Богат злынковский край талантами. Здесь и знаменитые художники, актеры, писатели и поэты.
Николай Алексеевич Мельников- член союза писателей России
Игорь Михайлович Сушенок – художник
Можно много говорить о наших земляках прославляющих Россию в разные времена на поле боя, пером и кистью. Если захотите узнать больше о людях, что заинтересовали вас и о других вы можете найти в литературе представленной на выставке.
.
- Так уж повелось, что всех людей, проживающих на территории нашей страны, называют русскими, независимо от их национальной принадлежности.
- Что же отличает русского человека. Давайте попытаемся назвать несколько черт, присущих именно русскому человеку.
Дети называют, Работают с конвертами.
Выбрать положительные качества и поместить на доске. Повторяться не надо.
- Среди названных нами характеристик присутствуют и положительные черты и отрицательные. Несмотря на наличие отрицательных качеств, в годины тяжёлых испытаний для страны русский народ находил в себе силы, чтобы справиться с ними. Всегда русские люди были верны своей Родине.
- А какие испытания выпадали на долю нашей страны?
Дети называют.
- Какое испытание можно назвать самым трудным, даже самым трагическим?
- Это не только гражданская война 1918 года, но и другие военные конфликты, в которых по разные стороны линии фронта находятся жители одного государства. Как вы думаете, почему это стало возможным?
Дети называют(каждый боролся за свою идею)
- Не всякая идея способствует объединению всей нации, всего народа. Различие в убеждениях и отличие точек зрения на различные вопросы и ситуации зачастую становится причиной не просто разногласий между двумя людьми или небольшими группами, но и способно спровоцировать военные конфликты.
- При принятии решения по вопросам, затрагивающим интересы нации и народа, нужно идти ни к разделению взглядов, а к объединению, искать точки соприкосновения.
- Что же может способствовать объединению людей? На какие важные ценности мы должны опираться?
- Любовь к ближнему, любовь к семье, к своей истории, к своим корням. Любовь между детьми и родителями, между юношей и девушкой. Любовь к своей Родине!
Береза – рефлексия. Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете этот кабинет через несколько минут? Береза – символ России. На доске береза без листьев. На столе лежат листья двух цветов. Если вам понравился классный час, прикрепите зеленые листья к березке, если затрудняетесь ответить - желтые.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить.
Но капельку счастья ты можешь, ты должен
Ты в силах друзьям подарить!
Общение с вами было очень плодотворным и приятным.
Желаю Вам лёгкой дороги и исполнения желаний.