Министерство образования и науки Республики Казахстан Техническое и профессиональное образование Колледж геодезии и картографии МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Эстетическое воспитание Тема классного часа: «МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИCКУССТВ им. СЕМЬИ НЕВЗОРОВЫХ» Преподаватель: Федорук Е.К. Семей 2008-2009 г |
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА
Форма проведения: Устный журнал.
Первая страница устного журнала.
Вторая страница устного журнала.
Третья страница устного журнала.
Четвертая страница устного журнала.
Пятая страница устного журнала.
Воспитательная цель:
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
Воспитания любви к родному городу, к природе, к человеку.
Воспитание уважения к своему прошлому, прошлому других народов.
Воспитание дружбы, коллективизма, уважения, взаимопомощи.
Развивающая цель:
Развитие эстетического вкуса.
Развитие представлений о направлениях в изобразительном искусстве.
Первая страница устного журнала.
Слайды 1 - 4
В Восточно-Казахстанский областной музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых в городе Семипалатинске был основан в 1985 году и является одним из крупнейших в Казахстане собраний художественных ценностей. Коллекция музея сравнительно невелика, но существенно то, что по своему составу и художественным достоинствам она представляет интерес, как для любителей искусства, так и для специалистов.
В экспозиции достаточно полно представлены пути развития русского искусства конца XVIII — начала, XX века; раздел изобразительного искусства Казахстана включает в себя наиболее яркие и самобытные имена отечественной, художественной культуры. Значительный интерес в условиях провинциального города вызывает и небольшой отдел западноевропейской живописи и графики конца XVI — начала XX века. Завершает экспозицию музея искусство стран СНГ двадцатого века — России, Средней Азии, Грузии, Армении, Беларуси и других.
Лицо музея определяет коллекция дореволюционного русского искусства. В экспозиции представлены почти все крупные мастера, определившие собой развитие русской художественной культуры. Это стало возможно, в первую очередь, благодаря беспрецедентному в истории музейного дела Казахстана событию, произошедшему в 1988 году — дару семьи Невзоровых. Юлий Владимирович Невзоров, его супруга, Антонина Михайловна и их дочь, Юлия Юльевна передали в дар Семипалатинскому музею более 500 произведений русского, советского и зарубежного искусства.
Коллекция семьи Невзоровых имеет давнюю, интересную историю и ведет свое начало с середины XIX века. Юлий Владимирович Невзоров, получив в наследство то, что было собрано его отцом и дедом, существенно обогатил и приумножил. Именно он придал собранию тот облик, который оно имеет теперь в экспозиции музея. Человек пассионарный, страстный, неутомимый собиратель, он еще и глубокий и тонкий знаток искусства. Многие годы он изучал и систематизировал свое собрание, передав все накопленные сведения музею, что стало огромной помощью в научно-исследовательской работе.
В 1991 году музею было присвоено имя семьи Невзоровых, а в 1995 году за большой вклад в развитие культуры Казахстана Ю. В. Невзоров был награжден Правительственной наградой — орденом Парасат.
Музей расположен в комплексе зданий, раннее из которых было построено семипалатинским купцом Первой гильдии Федором Степановым в 70-х годах XIX века. Завершено строительство было в 10-х годах XX века. Интерьеры старинного здания как нельзя лучше соответствуют ощущению музея, благодаря которому создается атмосфера островка тишины и покоя.
С самого начала музей занимался комплектованием фондов. В результате этой деятельности в собрание музея поступило значительное количество произведений русского, зарубежного и современного искусства из частных собраний Москвы, Санкт-Петербурга, Алматы.
Вторая страница устного журнала.
Слайд 5
Один из самых значительных периодов в истории русского искусства представлен именами прекрасных мастеров, обладавших ярким индивидуальным дарованием и вложивших в свои произведения не только часть своей души, но и те новые идеи и мысли, которыми жило общество.
Слайд 6
«Преподношение скипетра» - холст. масло до 1772.
Фрагмент исторического полотна, представляющего эпизод из русской истории. Литературной основой для его создания послужила «Летопись временных лет». Согласно легенде князь Рюрик перед смертью передает власть и своего малолетнего сына на воспитание племяннику Олегу, сумевшему сохранить и возвеличить государство русское. Момент передачи власти и был запечатлен на полотне, выполненном в традициях классицизма. Музей располагает фрагментом этого исторического полотна, на котором представлен молодой юноша, несущий на бархатной подушке скипетр- символ монархической власти.
Автором полотна является Иван Акимович Акимов русский исторический живописец, ученик Императорской Академии художеств, первый историограф русского искусства. В экспозиции музея представлен фрагмент этого полотна, который был разрезан на пять частей одним из последних владельцев.
Слайд 7
«Сон Иосифа» -холст. масло. первая половина 19 века.
Сюжет из Евангелия послужил поводом для создания картины. Произведение представляет образец академической живописи. Неизвестный нам художник демонстрирует прекрасный рисунок, который считался основой искусства, так как именно он выражал объективное познание предмета, совершенное знание пластики человеческого тела. Цвет играл второстепенную роль, и, тем не менее, сдержанная гамма, построенная на оливково- коричневых и охристых оттенках, гармоничная и цельная. Художник прекрасно владеет лессировочной техникой письма, поверх подмалевка нанося тончайшие слои прозрачных полупрозрачных красок. Поэтому зритель не увидит здесь рельефных и корпусных мазков, живопись сглажена и прозрачна.
На следующих полотнах представлены художники романтического направления в русской пейзажной живописи.
Слайд 8, 9, 10.
Слайд 11
В музейной коллекции находятся несколько произведений Василия Андреевича Тропинина. Среди них особый интерес представляет замечательное жанровое полотно «Старуха, стригущая ногти». холст. масло. 1840е гг.
Перед нами пожилая, сухонькая женщина. Голова по-домашнему повязана платком. Укрытая шалью, она погружена в свое незатейливое занятие. Здесь нет того романтического пафоса, который встречался ранее в творчестве художника. Задача его – как можно правдивее отобразить на полотне саму жизнь этой простой женщины с чистой душой и добрым сердцем.
Тропинин занимает среди художников особое место. Крепостной графа Маркова, он получил освобождение поздно, на склоне лет. Барину льстило иметь талантливого художника, и он не отпускал крепостного, используя его на самых разных поприщах: от росписи церкви до приготовления кондитерских изделий. В 47 лет, получив желанную свободу, художник вместе с семьей поселился в Москве. В 1823 году Тропинин получает почетное звание академика. Он становится самым популярным художником своего времени, исполнив около трех тысяч портретов жителей первопрестольной. Один из самых известных портрет Пушкина.
Слайд 12, 13
Алексей Гаврилович Венецианов стал основоположником бытового жанра в русской живописи. Впервые в истории русского искусства героями его картин становятся крепостные крестьяне. Сын московского купца, скромный землемер, он уже взрослым человеком стал обучаться живописи. Работы Венецианова отличаются простотой и правдивостью.
Слайд 14
«Дафнис и Хлоя» - холст, масло.1827-1833.
Принадлежит кисти выдающегося художника своего времени, при жизни достигший мировой известности и славы Карлу Павловичу Брюллову. Имя К. П. Брюллова вызывает и сегодня у зрителя особое восхищение и трепет. Музей обладает двумя работами мифологического жанра этого великолепного художника блестящего рисовальщика, создателя всемирно известного полотна «Последний день Помпеи».
Духовное единение персонажей достигается виртуозной компоновкой фигур. Плавные крутящиеся линии, перетекающие одна в другую, мягко очерчивают силуэты. Кульминационным центром, к которому стягиваются и смыкаются в единый ритмический узел линии, является ножка Хлои. К ней обращены и взгляды персонажей. Эффект рефлекса позволяет художнику высветить тени. Глаз видит, физически ощущает круглящуюся поверхность живого тела.
Слайд 16
«Дворец Доджа» - вид Венеции. – холст масло.
Третья страница устного журнала.
Слайд 17
Наиболее полно и разнообразно представлен в собрании музея раздел русского искусства второй половины XIX века. Основную часть раздела составили произведения художников, чье творчество связано с деятельностью «Товарищества художественных передвижных выставок», возникшего в конце 60 – годов. Инициаторами создания Товарищества стали художники Крамской, Мясоедов, Перов, Ге. С этого времени начинается новый этап в развитии русского изобразительного искусства – «Передвижничество», который являлся для того времени синонимом реалистического, прогрессивного искусства. Художники, разоблачая пороки русского общества, в тоже время раскрывали духовный мир простого русского человека, поэзию его быта, красоту родной природы.
Представленные в экспозиции музея работы живописцев и графиков относятся к различным периодам деятельности Товарищества. Мастера разнятся творческими почерками, степенью глубины постижения жизни, особенностью выбора сюжетов.
Слайд 18
Особое пристрастие художников к портретному жанру отражало общий, характерный для времени, пристальный интерес к человеку. Художники стремились к раскрытию сложного внутреннего мира и индивидуальных особенностей характера своих современников.
«Портрет И.А. Анненковой» - холст, масло, овал. 1880гг.
Написан Иваном Николаевичем Крамским, одним из крупнейших художников своего времени. Крамской вошел в историю русского искусства как автор портретов лучших представителей русской интеллигенции, выполненный им по заказу знаменитого собирателя картин Павла Третьякова.
Пожилая, сдержано серьезная женщина сидит, облокотившись на подлокотник кресла. Белые кружевные манжеты, присборенный воротник, жабо, приколотое брошью, и золотая цепь скромно украшают бретонский жакет ее визитного платья. Аккуратно прибранные волосы прикрывает кружевной чепец, завязанный сзади нарядным кружевом. Эта скромность в одежде была знаком независимости и делового образа жизни у интеллигентных и прогрессивно настроенных женщин. Пристально глубокий взгляд, ни чуть не сожалеющий о прошедшей молодости, устремлен вперед. Она уверена в себе и живет полноценной и содержательной жизнью.
Слайд 21
«Портрет Данильчина» - холст. масло. конец 1870гг
Принадлежит кисти Николая Николаевича Ге. крупнейшего представителя русской реалистической школы.
На полотне изображен пожилой мужчина с седыми, зачесанными назад волосами и длинными усами, характерными для украинских жителей. В суровом взгляде, обращенном в сторону, чувствуется своенравный крутой характер. В произведении присутствует обычная для художника пластика.
Слайд 31
«Портрет Христины Яковлевны Вельц» - холст. масло. 1903г
Написан Николаем Петровичем Богданов – Бельским.
Художник мастерски раскрывает внутренний мир и характер сидящей в кресле не молодой, светской дамы. Настороженный взгляд, осанка, сложенные на коленях руки, завершающие композицию портрета, демонстрируют властную и далеко не миролюбивую даму. Христины Яковлевна явно позирует художнику. Овальное лицо с высоким лбом и выступающим подбородком говорит о твердости ее характера.
«Портрет Франца Августиновича Вельца» - холст. масло. 1903г
Написан Николаем Петровичем Богданов – Бельским.
Простотой композиции, благородной сдержанностью колорита, осязаемостью деталей отмечен портрет этого самоуверенного представителя нарождающейся буржуазии. Перед зрителями предстает пожилой мужчина, свободно облокотившийся на подлокотник кресла. Сдвинутые брови и сосредоточенно устремленный взгляд подчеркивают работу мысли. Перед нами предстает человек решительный, независимый и собранный. Художник мастерски прописывает детали одежды: запонки, цепочку, пуговицы, кольцо. Основательность школы, острое портретное чутье воплощены в этих заказных, но очень добросовестно выполненных портретах.
Слайд 19
Во второй половине XIX века происходит расцвет национального русского пейзажа. Коллекция музея располагает прекрасными полотнами русских мастеров – Саврасова, Шишкина, Куинджи, Левитана, Васильева и др.
«Зима в деревне» - холст. масло 1880гг.
Написан - Алексеем Кондратьевичем Саврасовым.
Алексея Кондратьевича Саврасова главу московской школы пейзажной живописи, по праву можно назвать родоначальником реалистического пейзажа. Его творчество имело огромное значение для развития русской художественной культуры. Знаменитая картина «Грачи прилетели» стала этапным произведением в развитии русской пейзажной живописи.
В грустном спокойствии, освещенная лунным светом, затихла деревенька. Таких сел было немало в России. Потемневшие от времени избы, крестьянские дворы. Верно найденный, общий по светосиле, серебристо-серый колорит передает освещение гаснущего зимнего дня. Мягкие очертания форм, приглушенные переходы, придают полную лирическую задушевность. Все в картине изображено с любовью к крестьянину, с глубоким сочувствием к его нелегкой жизни, в ней остро чувствуется ощущение щемящей тоски, печали, раздумья.
Слайд 20
«Зима в лесу» - грунтованный холст, мокрый и сухой соус, белила. 1890гг.
Принадлежит кисти Ивана Ивановича Шишкина – один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафорист. Подлинный художник – демократ, он желал выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаянья, за осуществление которых боролись в то время представители все демократической культуры. На протяжении всей творческой жизни художника основной темой его работ оставалась жизнь русского леса, лугов и полей. Глубокое проникновение в душу пейзажа, любовь и преклонение перед натурой определяли творчество этого мастера.
Художник использует интересный композиционный прием, лишающий изображение статичности – поваленные временем старые деревья ведут в глубь картины к освещенной солнцем поляне. Он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне, срезая рамой верхушки елей. Контрасты черного и белого, плавные свободные штрихи в сочетании с растушевкой, характерные для смешанной техники соуса и белил, дают почувствовать мягкость снега, и воздушность, которая окутывает лес.
Слайд 24
«Вечер закат солнца над Днепром» - эскиз к картине «Вечер» 1878 гг.
Произведения Архипа Ивановича Куинджи раскрывающие поэзию и красоту русской и украинской природы, отличаются величавостью и декоративностью, своеобразием колорита, мастерской передачей эффектов солнечного и лунного света. По свидетельству современников, Куинджи обладал редким живописным даром, уникальным, очень тонким восприятием цвета. Родился Куинджи в семье бедного сапожника, грека. Рано осиротел. Учился у известного мариниста Айвазовского.
В вечернем пейзаже музейного собрания художник старается раскрыть свое представление об идеальном и бесконечном в природе, подчеркнуть скромность человеческого существования рядом с грандиозным миром. Перед зрителем открывается панорама необъятного небесно-водного пространства. Над Днепром простирается высокое небо, залитое золотистым светом уходящего солнца. Светящаяся плоскость воды переднего плана медленно переходит в темные кучевые облака на горизонте и как бы возвращается высветленной полосой неба. Вся композиция выдержана в теплых серовато-коричневых и золотистых цветах. Манера письма свободная, крупные массы цвета создают впечатление громадности, значительности, эпического величия природы.
Слайд 26
Исаак Ильич Левитан – один из самых известных пейзажистов дореволюционной России. Он как никто другой, через образы природы передать тончайшие оттенки человеческой души, настроения. Его картины воспринимаются всегда эмоционально и глубоко трогательно.
Слайд 25
«Альпийский пейзаж с пирамидальной сосной» -холст на картоне. масло.1897год.
Радостный, овеянный весенней свежестью альпийский пейзаж полон света, воздуха, живого трепета жизни. На пологом зеленом склоне раскинулась пушистая пирамидальная сосна. Все сверкает на солнце: мягкая зелень травы, охристые проталины, сочная густая зелень хвои. Зеленый цвет интенсивен, но не ярок и превосходно сочетается с сереневато-серым цветом скал, с белизной горных вершин и легких облаков, со звонкой синевой высокого неба. Этой интенсивности звучания цвета соответствует экспрессивная манера письма.
Слайд 27
«Пейзаж» холст. масло. 1882 г – Юлий Юльевич Клевер
На картине предстает небольшой ручей с прозрачной водой, кустики «кашки» по его берегам, сучковатые стволы деревьев и темная зелень хвои, а в глубине дымка, просвечивающая сквозь чащу деревьев. Клевер великолепно передает прохладу тенистого бора, покой и тишину этого глухого уголка. Уверенной рукой, смелым мазком «вылеплен» рельеф форм первого плана: размытый берег, вода ручья, омываемые, ею корни и камни, старый пень, кусты цветов и зелень травы. Подлинной остроты достигает у художника живопись стволов, ветвей, света, пробивающегося сквозь лесную тьму. Картина лесного уголка незатейлива и прекрасна как сама природа.
Слайд 29
«Солнечная долина» - холст. масло 1878 год. Лев Феликсович Лагорио.
Лев Феликсович Лагорио – живописец, акварелист, профессор пейзажной живописи, мастер импозантных полотен в духе академического романтизма. Будучи уроженцем и многолетним жителем Крыма, Лагорио превосходно знал особенности и красоты горной местности. Не случайно излюбленными мотивами художника были живописные каскады, морские пучины и величественные гряды гор.
Видовой пейзаж «Солнечная долина» исполнен художником в традиционной академической манере. Впечатление особой глубины пространства достигается чередованием планов с использованием знаменитой трехцветки и человеческих фигур, изображенных в перспективе. Сквозь густой утренний туман, окутывающий горные вершины, пробиваются теплые лучи южного солнца, освещая передний план. Художник пишет пронизанные солнцем кроны пирамидальных тополей, силуэтно дает фигуры горца и лошади, придающих пейзажу особый национальный колорит. Пейзаж пленяет своей красотой.
Слайд 30
«Старый баркас» - холст. масло. 1880г- Арсений Иванович Мещерский
В картине «Старый баркас» ощущается состояние удивительной тишины и покоя. Умело передано художником утреннее пробуждение природы. Легкий дымок тумана, стелится над убегающей в даль рекой, плывут неторопливо по небу невесомые облака. На переднем плане босоногий мальчишка, забравшийся в старый, отслуживший свой век баркас, то ли всматривается во что-то ведомое ему одному, то ли вслушивается в звуки и шорохи еще не совсем проснувшегося леса. Искореженные березы, обломки старой лодки напоминают зрителю о быстротечности всего земного. Работа пленяет тонкой, живописной разработкой световоздушной перспективы, серебристым колоритом. Простой по мотиву, правдивый по чувству, спокойный по колориту пейзаж написан с несомненным, живописным мастерством.
Слайд 32
«На пруду» - холст. масло. 1906г – Александр Александрович Киселев.
Удивительно интимным и уютным кажется окруженный деревьями и высокой травой заболоченный пруд с лодкой, стоящей у скромного деревянного причала. Вся природа затихла в ожидании надвигающейся грозы. Небо затягивают облака, но сквозь них еще пробивается солнечный свет. Недвижимо стоят деревья, бросая на воду густую тень. Едва уловимо трепещет листва, и на воде колеблются листья кувшинок. Пейзаж пленяет свежестью восприятия, эмоциональной передачей состояния природы и красотой живописи.
Слайд 33
Четвертая страница устного журнала.
Слайд 85
Художники города Семипалатинска
Семипалатинск – город с богатыми историко-культурными традициями. Именно они определили в значительной степени характер развития изобразительного искусства. Еще в дореволюционный период в Семипалатинске была открыта так называемая общедоступная картинная галерея, благодаря усилиям и активной творческой деятельности профессионального художника Виктора Николаевича Белослюдова. К сожалению, картины бесследно исчезли в годы Революции. Именно в Семипалатинске в 1928 году была сформирована первая в Казахстане передвижная художественная выставка. Собрание музея знакомит зрителя с творчеством нескольких поколений семипалатинских художников, которые на протяжении пятидесяти лет формировали художественную среду и обогащали культурные традиции нашего города.
Слайд 86
«Вид на улицу с мастерской» -
одна из редких работ дореволюционного периода, пейзаж 1918 года Колмакова, представляющая несомненный исторический интерес. Художник запечатлел семипалатинскую улицу с расположенной на ней церковью Святого Александра Невского, к сожалению не сохранившейся до наших дней.
Слайд 90
«Семипалатинск. Татарский край.» 1997 год. Михаил Михайлович Беляев.
Михаил Михайлович Беляев родился в Алашевском районе Башкирской республики. В 1941 году был эвакуирован вместе с семьей в Семипалатинск.
Есть в душе художника уголок, где на протяжении уже многих десятилетий он хранит привязанность к старинной архитектуре Семипалатинска. Вместе с автором мы открываем красоту старых одноэтажных деревянных домов, утопающих в зелени деревьев. А на фоне облачного неба вырисовывается одноминаретная мечеть. Обратившись к смешанной техники акварели, туши и пастели художник добивается особой мягкости тона.
Слайд 91
«Родник» - холст. масло. 1978год – Владимир Ильич Третьяков.
Полотно пронизано тихой музыкой осеннего леса, поэтичной и сокровенной. Чистая и прозрачная вода отражает стволы растущих вокруг деревьев. Взор устремляется в глубь перелеска, таинственную чащу, прорезанную дорожками света. Особую жизнь картине дает игра света и тени, волшебство бликов передает прозрачность родниковой воды.
Слайд 92
«Осенние хлопоты» картон. масло. 1985 – Петр Павлович Гавриленко.
Петр Павлович Гавриленко – самодеятельный художник, живописец. Родился в селе Гусиное Восточно-Казахстанской области.
Ясный солнечный день. Обрамленное деревьями пространство создает особого мирка, атмосферы уюта и тепла. Художник неспешно ведет рассказ о сельской жизни в большом городе. Мягкая золотистая цветовая гамма усиливает общее настроение полотна. Пейзаж одухотворен поэзией повседневного человеческого труда. Человеческое бытие и огромный мир вечно существующей природы предстают в единении и гармонии.
Слайд 94
«Вечер». Холст, масло, 1991 год.
Автор – Сухов Евгений Викторович.
Евгений Сухов – лирик по натуре, в основе его художественных образов – природа, которую он глубоко чувствует и понимает. «Вечер» - один из таких пейзажей, в котором тонко передана печальная и строгая поэзия осенних сумерек. Скромные созвучья коричневато-охристых, серовато-сизых неярких цветов создают тихое и задумчивое настроение. Образ природы, созданный художником, рождает философские раздумья о жизни, о быстротечности времени. Мажорную ноту в произведение вносят лишь отблески заката в вечернем небе да редкие лучи солнца, едва касающиеся деревьев. Вдоль линии горизонта полоской тянется лес. Ветер приводит в движение ветви кустарника и кроны тонких деревьев, движет массы перистых облаков в высоком небе. Их мерцание передано в тонкой обработке сложного серого цвета. Фактурными живыми мазками художник передает облачную рябь, стволы и ветви обнаженных деревьев. Работа привлекает внимание не бьющим через край восторгом перед жизнью, не декоративностью, а глубиной, сдержанностью, мудрой человеческой душевностью.
Слайд 96
«Натюрморт с корзиной». Холст, масло, 1991г.
Автор – Красикова Наталья Викторовна.
Жанр натюрморта довольно редок в творчестве семипалатинских художников. Тем интереснее представляется работа Натальи Красиковой, в которой художница с удовольствием приоткрывает мир обыденных, не замечаемых в повседневной жизни предметов и вещей. В «Натюрморте с корзиной» она внимательно вслушивается в «немой язык вещей» и воплощает его в зримых образах. Соломенная корзинка, эмалированный кофейник и кружка, круглый поднос расставлены на плоскости стола с любовью и вниманием. Каждый предмет занимает свое почетное место, представлен весомо, с достоинством. Предметы живут своей загадочной жизнью в пространстве картины. Натюрморт красок, плавный ритм линий придают предметам своеобразное звучание.
Слайд 97
«Пейзаж». Бумага, акварель. 1998 год.
Автор – Утепбаев Нурлан Нугманович.
Очарование родной землей, преклонение перед мудростью своих предков, интерес к народным традициям отличают творчество художника. «Пейзаж» Утепбаева пронизан духом, красотой, музыкой казахской степи. Работа решена в изысканной серебристо-коричневатой цветовой гамме. Художник работает «по сырому», цвета органично перетекают один в другой, рождая ощущение свежести степного воздуха, горького аромата полыни, нежного колыхания ковыля. Низкая линия горизонта создает иллюзию безмерного, воздушного пространства.
Слайд 98
«Осенняя роща». Холст, масло.2002г.
Автор – Макаров Гумар Ескендирович.
Уголок Зеленой рощи в районе Красного Кордона хорошо знаком семипалатинским художникам и многим горожанам. Это удивительное место красиво в любое время года и особенно осенью. Пейзаж «Осенняя роща» - рассказ живописца о красоте, часто окружающей человека в повседневности, часто не замечаемой им. Мотив довольно прост. Изображена лесная чаща. Стволы деревьев максимально приближены к зрителю, лишь пожелтевшая трава на переднем плане дает ощущение некоторого пространства. Художника вдохновляет праздничный убор осени, где среди золотой листвы кое-где темнеет зелень сосен. Прекрасна и торжественна природа в лучах еще яркого солнца. Солнечный свет, льющийся из глубины, пробивается сквозь листву, скользит по стволам. Светотеневые контрасты оживляют изображение. Множество цветовых оттенков осеннего леса приведено художником в стройную цветовую гармонию. В пейзаже передано состояние покоя и тишины.
Слайд 99
«Весна». Холст, масло. 1992г
Автор – Прототопов Вячеслав Васильевич.
Картина «Весна» - одна из ранних работ художника, в которой передана особая душевная трепетность, присущая весеннему пробуждению природы. На переднем плане первой зеленью тронут пологий холм, а в ложбине высокие стволы деревьев, ажурное кружево ветвей перелеска. Тонкие светлые стволы осин переплетаются с кустарником. Четким силуэтом вырисовываются на фоне облачного неба верхушки вечно зеленых сосен. Сквозь дымку деревьев светится изгиб седого Иртыша и столь знакомый семипалатинцам Красный яр, освещенный весенним солнцем. Тонкий, чуть приглушенный колорит построен на сочетании близких светлых охристо-оливковых тонов, среди которых мягким ненавязчивым акцентом звучат голубой, зеленый. В общем строе полотна цвет и свет неразделимы.
Пятая страница устного журнала.
Слайд 103
Раздел западноевропейской живописи представлен произведениями мастеров Голландии, Франции, Германии, Англии, Швейцарии, Польши и других европейских стран. Собрание комплектовалось в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Основу его составили произведения, приобретенные в частных собраниях Москвы, а также переданные музею Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и ВХПО им. Вучетича. Коллекция раздела невелика. Не претендуя на полноту раскрытия всех этапов развития искусства в западной Европе, она расширяет наши представления о живописи и приобщает к пониманию богатого и разнообразного мира идей, чувств, образов, воплощенных в искусстве разных стран.
Слайд 104
«Портрет Стефана Батория» дерево, масло. Написан неизвестным художником.
Из четырехсотлетнего далека смотрит на нас спокойным взглядом мужчина средних лет. Одет он по-польски – в коричнево- красный узорчатый жупан и зелено-голубой жилет с широким меховым воротником. Голова покрыта меховой шапкой с плюмажем из перьев птицы. На золотисто-коричнеовм фоне мелкая надпись по-латыни: Стефан Баторий, король польский. За непродолжительное десятилетнее правление (1576-1586) Баторием было сделано очень многое. Он – искусный полководец, участвует в Ливонской войне (1558-1583), выходит победителем из столкновения с царем московским Иваном Грозным, могущественным неприятелем, силы которого огромны. Баторий вводит преобразования и реформы внутри страны, открывает Академию в Вильно, поощряет развитие культуры. Царствование Батория имело для Польши благотворное значение, и он сам был таким королем, в котором нуждалось поольское государство. Образ Батория производит впечатление значительности и благородства. Достоинство короля не склоняет живописца к возвеличиванию и парадности, изображенный остается самим собою. Отсутствуют атрибуты королевской власти, нет ни рыцарского вооружения, ни эмблем, ни гербов. И хотя портрет не претендует на раскрытие духовного мира изображенного во всей его полноте, он проникнут определенным духом, в нем, как в зеркале, отражается далекое время, сама душа польского общества тех лет, ее своеобразная мифология
Слайд 106
«Морской пейзаж» дерево, масло.
Написан неизвестным художником.
Произведение музейного собрания представляет морской вид с парусниками, стоящими в прибрежных водах во время штиля. Картина невелика по размерам, но художником достигнуто ощущение большого простора. Небо занимает более половины поверхности холста, что усиливает его пространственное и световое значение. Беспредельность морской дали подчеркивается перспективным уменьшением силуэтов судов и изменением их цвета от темного, на переднем плане, до светло-серебристого у горизонта. Общий голубовато-серый тон передает дымку влажного морского воздуха, окутывающего предметы, скрадывает их очертания и смягчает контрасты форм и красочных масс, что придает единство всему пейзажу.
Слайд 108
«Аврора», холст, масло
Написан неизвестным художником.
Предназначением этого произведения было украшение дворцовых гостиных или залов знати. Художник дает свою интерпретацию классицистического идеала. На картине представлена пленительная римская богиня утренней зари Аврора, соответствующая греческой Эос. Изображена Аврора на фоне облачного неба, развеваются ее прозрачные одежды: белый, ниспадающий с плеч хитон и алая накидка. Длинные, вьющиеся волосы, собранные назад, украшены венком из розовых цветов. В поднятой правой руке богини чаша на цепочке, курятся ароматы, благоухает все вокруг. С восхождением Авроры пробуждается вес вокруг. Недаром ее сопровождает Меркурий, который своим жезлом, увитым змеями, усыпляет и пробуждает людей. Фигура Меркурия сильно срезана, это дает предположение, что картина является фрагментом большого полотна. Для живописи характерна гладкая красочная поверхность, виртуозное исполнение деталей. Работа пленяет нежным колоритом. Прекрасная Аврора, жемчужно-нежные краски – все ласкает глаз зрителя.
Слайд 109
«Женский портрет» холст, масло.
Написан неизвестным художником.
В «Женском портрете» музейного собрания художник не стремится создать некий стереотип, господствовавший в высших аристократических кругах. Он не льстит своей модели и не изображает ее сквозь призму роскоши и торжественности. В произведении ощущается непринужденная естественность. Портретируемая изображена на нейтральном фоне. Взгляд зрителя приковывает ее бледное лицо. С большой симпатией и проникновением художник передает атмосферу духовной жизни модели, ее привлекательность, мягкость. На лице девушки живет легкая печаль, задумчивость, что говорит о натуре тонкой, романтической. Портрет написан в приглушенных тонах с мягкой моделировкой форм, что подчеркивает обаяние воплощенного образа.
Слайд 110
«Альпийский пейзаж». Холст, масло. 1987г
Написан Александром Калам.
«Альпийский пейзаж» нашего собрания представляет романтический мотив естественной, не тронутой человеком природы. С площадки скалистого обрыва взора открывается панорама, выступающая в просторной широте и значительности. Горные массивы окаймляют тихое озеро, воды которого отражают голубое небо. Неприступные вершины гор-великанов, кажется, касаются облаков, медленно плывущих над ними. Благодаря хорошему знанию природы, прекрасным натурным этюдам, Александр Калам творит на своем холсте впечатляющий ландшафт, который сохраняет дыхание жизни.
Слайд 116
«Снятие с креста», 1633 г. офорт.
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Согласно Евангелию, когда Иисус Христос умер на кресте, его тайному ученику, Иосифу Аримафейскому, Понтием Пилатом было разрешено снять тело для погребения по иудейскому обычаю. Иосиф и тайный ученик Иисуса, по имени Никодим, приготовили все необходимое для погребения.
Таинственный свет, падающий потоком сверху, освещает происходящее. Вокруг креста близкие Иисусу люди. С болью вглядываются они в измученное страданиями тело Христа. Его вид вызывает щемящую тоску и человеческое сочувствие. Присутствующие осторожно и бережно опускают тело Иисуса. Рембрандт представил их людьми из своего окружения. Отдавая дань своим представлениям о Палестине, художник одел в восточные одежды стоящего спиной к зрителю высокого человека.
Произведение Рембрандта проникнуто глубоким, во всей полноте пережитым чувством. Трагедия гибели Христа становится чисто человеческой трагедией.
В гравюре художник передает тончайшие градации света, добивается богатства тональных переходов. Живой и разнообразный штрих позволил мастеру передать подвижность, изменчивость мира, духовную атмосферу происходящего.
20