Тема урока: «БЫЛИНЫ И БОГАТЫРСКИЕ СКАЗКИ»
Составила: учитель начальных классов
Павлова Людмила Ивановна
МБОУ СОШ № 1 имени А.В. Суворова
г.Усть- Лабинск Краснодарского края
Цель: формирование представлений об эпохе былин и богатырских сказок.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о богатырской сказке и былине, формировать умение выразительного чтения,
2. Создать условия для развития компетентностей: культурологической - уважения культуры русской нации; информационной - умения получать информацию из разных источников (компьютер, книга, живое слово); коммуникативной - умения вступать в общение; содействовать формированию коммуникативных способов учебного сотрудничества в группе.
3. Создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за свой народ.
Оборудование: презентация, репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри», карточки-слова.
Ход урока
1. Организация класса.
Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок. Мы совершим путешествие во времени. Давайте пожелаем удачи друг другу. И в добрый путь. Слайд 1
2. Введение в эпоху.
Презентация картин Виктора Михайловича Васнецова, которая проходит под отрывок из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила» («Дела давно минувших дней») Слайд 2
Ребята, мы с вами попали в то время, которое было много – много лет назад.
А помогли нам совершить это путешествие художник Виктор Михайлович Васнецов и композитор Михаил Иванович Глинка. Вы услышали отрывок из оперы «Руслан и Людмила».
3. Работа с картиной В.М.Васнецова «Богатыри».
Кто догадался, какая тема урока? Слайд 2
Ребята, перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова. Ребята, а кто знает из вас, как называется эта картина? (Богатыри)
Над своим шедевром Виктор Михайлович трудился более 20 лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь.
Давайте с вами вспомним, а кто такие богатыри?
Назовите богатырей, изображенных на картине Васнецова. ( Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич)
Илья Муромец самый сильный и мудрый на черном коне вглядывается вдаль из под мускулистой руки. Его острое копье наготове.
Слева от Ильи Муромца на белом коне грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч Добрыня Никитич.
Справа от Ильи Муромца на красно золотистом коне сидит Алеша Попович держит в его руках меткий лук.
4. Повторение изученного.
Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан – моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильны, могучи,
Богатыри на славной Руси. Слайд 3
Путь каждого богатыря начинается с камня на перепутье, и богатырю нужно сделать правильный выбор. А нас тоже несколько дорог. (на доске рисунок с камнем и тремя дорогами )
– Сколько дорог, мы, видим? (Три)
– И отправимся, мы с вами по первой дороге в мир “Литературного чтения”. А и путь наш лежит через множество вопросов, на которые нужно отвечать вдумчиво и не бояться. Слайд 4
– Первый вопрос таков, что без ответа на него нельзя продолжать наш путь.
– Кто же такие, богатыри? (Ответы детей)
– Значение слова “богатырь” лучше всего даст словарь. Дети читают статью:
Богатырь – герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
– Подберите, слава, характеризующие богатыря по этим вопросам.
Кто? человек Какой? сильный и т. д. Слайд 5
Что делает? защищает Родину
– Какое лишнее слово:
Силач, лентяй, воин, защитник, глупец, витязь
– А кто знает значение слова – Витязь?
Могучие витязи – это богатыри, наделенные Богом необыкновенным умом, смекалкой. Слайд 6
– Вспомните, ребята имена богатырей русских (дети перечисляют)
– Внимательно прочтите мой перечень имен и согласны вы с ним?
Добрыня Никитич
Алеша Попович
Святогор
Садко
Черномор (злодей укравший у Руслана жену) Слайд 7
– Кто помнит, как называется произведение про богатыря Руслана? (Поэма “Руслан и Людмила”)
– Кто автор этой поэмы. (А.С. Пушкин)
5. Рассказ учителя.
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич – эти русские богатыри воспеты в сказках, песнях художниками и поэтами. Это герои былин, их ратные подвиги остаются в памяти надолго после их чтения. Слайд 8
Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.
Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось.
На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа.
Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголо-татары, половцы, печенеги.
А знаете ли вы, что народное предание отождествило знаменитого богатыря Илью Муромца, о котором пелись русские былины с Преподобным Илией Муромцем, Печерским, по прозвищу Чоботок, который был уроженцем города Мурома и подвизался в Киево-Печерской обители. Скончался около 1188 года. Некоторые из историков тоже считают, что преподобный Илия и былинный богатырь Илия Муромец – одно и то же лицо.
Словарь: преподобные – подвижники из монашеского чина, оставившие мир и его блага во имя близости к Богу, во имя чистоты и святости жизни. - Икона Илии Муромца Печерского Слайд 9
6. Физкультминутка.
– Быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается. Как смотрю я на вас и вижу, что поработали хорошо, и отдохнуть не мешало (под музыку дети выполняют упражнения)
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
7. История. Оружие и одежда богатыря.
– Отдохнули мы на славу. Пора отправляться дальше по дорожке.
– Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, в снаряжении богатырском, да вооруженные, чтобы защищать землю русскую.
– А, кто знает, как называются доспехи и оружие богатырские? (Шлем, кольчуга), (меч, копье, булава, лук со стрелами в колчане)
Есть поговорка хорошая: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.
– Вот мы и посмотрим, как все это выглядело. Слайд10
8. Беседа о богатырях в наши дни.
А для чего русский народ сочинял богатырские сказки и былины?
Ребята, давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время? Где их можно встретить?
Дайте ответ на мои загадки: (слайд 11, 12, 13, 14)
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарники)
Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ? (Пограничник.)
У Алёши старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Это будущий ... (спасатель)
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост … (Солдат.)
Ребята, можем ли мы назвать этих людей богатырями? Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.
Как и в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов своей Родины.
Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь. Слайд 15
- А вы можете стать богатырями?
– Богатыри все были разные, но качества человеческие у них похожи. Какие это качества?
10. Итог урока
- Давайте вспомним, с какими видами произведений мы сегодня встречались?
– О ком мы говорили?
– Как вы думаете – “Есть ли богатыри в наше время”?
– Кто они?
– Посмотрите на наш путевой камень. Наш путь в страну знаний.
И вы его правильно выбрали, он сможет вам помочь стать богатырями, может быть не в ратном, боевом деле, а в математике или в литературном чтении.
11. Рефлексия.
Понравилось ли вам занятие?
Посигнальте сигнальными карточками:
зеленая – понравилось, красная – не понравилось.
12. Домашнее задание.
Прочитать о том богатыре, кто вам больше всего понравился, и нарисовать его доспехи и оружие.