ХРОНИКА ЧУВСТВ В ПИСЬМАХ С ФРОНТА (статья из опыта работы)
ХРОНИКА ЧУВСТВ В ПИСЬМАХ С ФРОНТА (статья из опыта работы)
ХРОНИКА ЧУВСТВ В ПИСЬМАХ С ФРОНТА
(из опыта работы)
Н.В. Еголаева, педагог-психолог, преподаватель
ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи»
Одним из направлений воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на материале солдатских писем времен Великой Отечественной войны. Актуальность изучения фронтовых писем заключается в том, что они являются носителями особой информации, ценной для анализа психологии человека военного времени.
Цель работы – оценить роль фронтовых писем времен Великой Отечественной войны в формировании патриотического и гражданского сознания.
Задачи:
- исследовать фронтовые письма, раскрыть психологические особенности советских солдат, их ценности, особенности мироощущения;
- продемонстрировать на примере фрагмента солдатского письма патриотические задачи воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ХРОНИКА ЧУВСТВ В ПИСЬМАХ С ФРОНТА (статья из опыта работы) »
ХРОНИКА ЧУВСТВ В ПИСЬМАХ С ФРОНТА
(из опыта работы)
Н.В. Еголаева, педагог-психолог, преподаватель
ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи»
Одним из направлений воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на материале солдатских писем времен Великой Отечественной войны. Актуальность изучения фронтовых писем заключается в том, что они являются носителями особой информации, ценной для анализа психологии человека военного времени. Нам захотелось прикоснуться к истории, и стало интересно узнать, о чем же могут рассказать и чему научить письма с фронта? В рамках данного исследования предполагается на материале солдатских писем представить сложный душевный мир целого поколения граждан нашей страны, ставшего поколением победителей. Обосновать положение о том, что фронтовые письма могут служить источником воспитания патриотизма и гражданственности.
Цель работы – оценить роль фронтовых писем времен Великой Отечественной войны в формировании патриотического и гражданского сознания.
Задачи:
- исследовать фронтовые письма, раскрыть психологические особенности советских солдат, их ценности, особенности мироощущения;
- продемонстрировать на примере фрагмента солдатского письма патриотические задачи воспитания.
Письмо – личный документ, полученный «из первых рук». Письма военных лет играют огромную роль в изучении жизни советского солдата в условиях фронта, они позволяют составить представление о моральном и психологическом состоянии солдат, являются подлинными источниками массового героизма.
Содержание солдатских представлений о жизни и судьбе, отраженных в письмах с фронта, охватывают весь спектр переживаний фронтовиков. Невозможно обратить внимание на язык личных писем, он полон чувством любви, излучает искренние чувства, трогательно нежен.
В каждом письме солдата прослеживалась чувство ответственности за семью, близких, оставшихся в тылу, за свою Отчизну. Приведем несколько примеров из фронтовых писем, подтверждающих данное положение. Из письма А.В. Седельникова жене Нине: [1; 192] «…Наконец представилась возможность написать тебе письмо. Пишу тебе прямо под обстрелом зенитных пушек, под грохот рвущихся снарядов. Как видишь, я ещё жив и невредим, и буду жив. Я не должен умереть. Ведь у меня есть ты и милый сын».
Другое письмо было найдено в солдатском медальоне красноармейца С. Волкова [1, 61]: «Идя в атаку, я обязуюсь до последнего вздоха биться за честь и независимость своей матери Родины».
Органами военной цензуры подавляющая часть писем оценивалась как «нейтральная», значительная часть писем как «положительная», отражающая «здоровое политико-моральное состояние личного состава частей армии, высокий дух патриотизма, преданность Родине и готовность вести борьбу с фашизмом до полного разгрома немецкой армии», выражающая «уверенность военнослужащих в полной победе над врагом» [3; 94].
По-моему мнению, глубинные истоки конечного исхода противостояния двух сторон во Второй мировой войне заложены в ментальности советских солдат. Проанализировав десятки писем можно сделать вывод, что установка на победу отличительная особенность в психологии советских бойцов, подтверждением данного положения могут служить письма, которые содержат в себе призыв, завещание или клятву.
Рассмотрим письмо «Завещание сыну». Лейтенант Тарасенко Г.А. был тяжело ранен, но едва придя в сознание, написал свое последнее письмо сыну[2; 63]. «…Я умираю, глубоко уверенный, что ты сой любимый сыночек, будешь жить в свободной цветущей стране…», за этими строками стоит проявление невыносимой боли, стойкости в нечеловеческих условиях, сознание защитника своей семьи и Родины, для которого победа была целью любой ценой.
Не оставили равнодушными и следующие строки из письма «И ты мой любимый сыночек не покраснеешь за меня, за своего отца, а сможешь гордо сказать: «Мой отец погиб в борьбе за будущее счастье, верный присяге и Отечеству», где в каждом слове проявляется благородство, мужество советского солдата.
Самое сокровенное автор письма хотел донести до своего сына и до нас в следующих строках: «Свободная Родина построит памятник Победы. Смотри на него и вспоминай меня. Прочитай это письмо и то, что не поймешь, спроси у мамы - она тебе расскажет. Ты шагай вперед, борись за лучшую жизнь, а если твоему любимому Отечеству станет угрожать враг, будь достоин меня, своего отца…». Подтекст данного завещания в том, чтобы мы современное поколение никогда не забывали героического подвига советских солдат, во имя кого они ожесточенно защищали Родину, жили правильно и были достойными детьми своих дедов победителей.
Таким образом, фронтовые письма самые дорогие реликвии, глубоко эмоциональные свидетельства военных лет, наделенные огромной силой воздействия. Через письма фронтовиков, рассказы дедов и прадедов о жизни солдат в годы тяжелейшей войны молодые люди получают первые уроки мужества и патриотизма, учатся любить и беречь Родину.
Библиографический список
Великая Отечественная в письмах /Сост. В.Г. Гришин.- М.: Политиздат, 1980. -288 с.
Документы стойкости и героизма. –М.: Политиздат, 1986.-222 с.
Кринко Е.Ф., Тажидинова И.Г. Письма военного времени в Архивном фонде Российской Федерации // Отечественные архивы. - 2011. - № 2. - С. 87–96.