kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Холокост: память поколений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия повествует о трагедии Холокоста, истоках этого явления, о жестоком истреблении еврейского народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Холокост: память поколений"»

Слайд 1.

"Холокост: память поколений"

(внеклассное мероприятие, посвящённое

Международному дню памяти жертв Холокоста)



Память о Холокосте необходима,

чтобы наши дети никогда не были жертвами,

палачами или равнодушными

наблюдателями.

(Иегуда Бауэр)

 

Слайд 2.

Звучит музыка И.С.Баха «Месса»

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Весь цивилизованный мир ежегодно отмечает День памяти евреев – жертв нацизма и героев Сопротивления. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле.

Слайд 3.

Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами; никогда не стали палачами; никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии.

Проблемы межнациональных отношений стоят сегодня остро во многих государствах мира. Наша страна не исключение. В последние годы в различных регионах России появилось немало беженцев и вынужденных переселенцев. Их отношения с местным населением носят подчас напряжённый характер. Проявление нетерпимости и насилия по признаку национальной принадлежности особенно свойственно молодежи. Существуют экстремистские группировки, часть из которых имеет националистическую окраску.

Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейского населения была стёрта с земли. И сегодня мы почтим память жертв холокоста.

Возможно, вы нас спросите: почему именно сейчас, когда прошло более семи десятилетий, когда мир и так напряжён, наэлектризован и агрессивен и столько новых проблем, мы снова говорим о холокосте?

Почему говорим сейчас, когда взрываются дома-небоскрёбы, и тысячи людей гибнут только по воле безумца, или безумцев, разрешивших себе вершить судьбу этих ни в чем не повинных людей?! Почему снова – о холокосте? Очень хочется, чтобы вы поняли: холокост – это общечеловеческая трагедия. Холокост – это апофеоз зла. И нам сегодня крайне важно понять его источники.

Слайд 4.

Сегодня у нас серьёзный разговор на очень важную тему: наше мероприятие посвящено трагедии Холокоста, сегодня мы вспомним истоки холокоста, узнаем, что такое «геноцид», как выживали люди в нечеловеческих условиях.


Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь.

Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка!

Совсем недавно он смеялся звонко –

Теперь же в небесах лишь след его парит.

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слёз, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?


Слайд 5.

Холокост (от Holocaust, что по-гречески обозначает «сожжён целиком») – означает гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе систематического преследования и уничтожения нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных территориях в 1939 – 1945 годах. 

Холокост – это величайшее в истории преступление против человечности.

(А. Айги. Музыка к х/ф «Страна глухих» (Одиночество))

ДУШИ ХОЛОКОСТА
Бродят тучи над планетой,
Словно пленники в неволе.
В душном воздухе, прогретом,
Слышатся мне звуки боли.

Это души Холокоста,
Чьи разбросанные кости,
Что остались без погоста,
Стонут, просятся к нам в гости.


Просят, чтобы их согрели,
И обмыли, и одели,
И земле родной предали,
И молитву прошептали.

А в просторах неба где-то
Тихо бродят тени гетто,
Словно звёздочки на небе,
Только нету с ними ребе.
Тихо, буднично и просто,
Бродят души Холокоста...

Я могла бы выбрать другую тему для разговора, однако глубоко убеждена, что, если человечество не будет помнить о Холокосте, оно рискует его повторить.

Понять причины фактов массового уничтожения людей, осмыслить мировую историю XX века, остановить фашизм, который возрождается, невозможно без знания истории холокоста.

Трагедия Холокоста – это не только часть истории евреев, это часть всемирной истории. Разговор о катастрофе, которая постигла еврейский народ в годы Второй мировой войны, — это разговор и о проблемах современной цивилизации.

Я хочу рассказать о жизни людей еврейской национальности в те страшные годы. Программа уничтожения евреев реализовывалась поэтапно.

Вспомним, как это было.

Слайд 6.

Приход А. Гитлера к власти в Германии.

В ноябре 1918 года закончилась Первая мировая война. Германия утратила 12 процентов своей территории, большую часть промышленности и надеялась возвратить это в новой войне. Расформирование воинских частей привело к массовой безработице.

В 1932 году к власти пришла Национал-социалистическая рабочая партия Германии (нацисты), а в 1933 году её лидер Адольф Гитлер был назначен канцлером Германии. Воспользовавшись, как предлогом, общим недовольством и экономическими трудностями, он всячески пропагандировал расистскую теорию, открыто выступал против евреев, обвиняя их за поражение Германии в Первой мировой войне, в стремлении разрушить демократические режимы в Европе.

В книге «MeinKampf» (Моя борьба), опубликованной в 1923 году, Гитлер утверждал, что евреи не способны создать своё государство. Они якобы поставили перед собой цель поработить наиболее активные народы. Гитлер провозгласил беспощадную борьбу против еврейства, выступил за чистоту немецкой (арийской) расы и считал себя призванным спасти мир от «еврейского засилья». В скором времени он переходит от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, экономической и политической жизни Германии, а чуть позже – к физическому уничтожению.

1 апрелем 1933 года датируется первый бойкот евреев – собственников магазинов, юристов, врачей. Выдвигалось требование исключить еврейских учеников из школ, университетов. 15 сентября 1935 года были приняты Нюрнбергские законы «О защите немецкой крови и немецкой чести». 14 ноября нацисты приняли Положение о национальном гражданстве: в юридическом документе впервые было сформулировано, кто является евреем. Условием для зачисления на любую государственную службу стало арийское происхождение.

7 ноября 1938 года еврейский юноша по имени Гершель Гриншпан застрелил фон Грета, второго секретаря немецкого посольства в Париже. Родители Гриншпана были в группе евреев – польских граждан, которых за две недели до этого выгнали из Германии.

Слайд 7.

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии прокатилась волна погромов. Были сожжены дотла 267 синагог и около тысячи магазинов и домов евреев. Было арестовано до 30 тысяч евреев. Битое стекло, которое усеяло тротуары по всей стране, дало название погрому – «ночь битого хрусталя», или «хрустальная ночь».

События этой ужасной ночи описал в своём стихотворении Валерий Агаронов:

Звучит еврейская музыка

Дождик льёт, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон,

Где разбитые витрины,

Груда трупов, детский плач,

Вой толпы...Оскал звериный

Демонстрирует палач!

Этот грех впечатан в Лету!

Звон разбитого стекла

Нам напомнит, век за веком,

Ночь в осколках хрусталя!


Это произошло на глазах у всего мира, который ничего не сделал, чтобы помочь евреям. Через год, 1 сентября 1939 годы немецкие войска вступили в Польшу. Началась Вторая мировая война. Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное. Человек, на котором лежит тяжесть ответственности за геноцид Еврейского народа – Адольф Гитлер. 

Слайд 8.

А знаете ли вы, что такое гетто?

Это районы крупных городов, где проживают этнические меньшинства, добровольно либо принудительно. Выход из гетто без разрешения поначалу наказывался тюремным заключением, позже – смертной казнью. 

Продовольственная норма для евреев гетто равнялась 184 калориям.  Официально установленные продовольственные нормы для гетто были рассчитаны на гибель жителей от голода.

В конце 1940 года нацисты организовали в Варшаве самое большое гетто Европы для 500 тысяч евреев, трети населения города. Но площадь этого гетто составляла всего 4,5 процента городской территории. Здесь царили голод, нищета, болезни, эпидемии. И главное стремление нацистов – быстрее, быстрее! Не дать опомниться миру! Однако даже такие темпы уничтожения евреев их не устраивали. Слишком медленно, необходимы новейшие технологии для уничтожения миллионов людей, чтобы скрывать следы преступлений. 20 января 1942 года в предместье Берлина, Ванзее, был вынесен смертный приговор всему еврейскому населению Европы.

Из протокола совещания в Ванзее: «Начальник полиции безопасности обергруппенфюрер СС Гейдрих сообщил в начале совещания, что рейх маршал назначил его на должность уполномоченного по подготовке окончательного решения еврейского вопроса в Европе». В процессе обсуждения еврейского вопроса во внимание принимался тот факт, что в Европе проживало около 11 миллионов евреев. «Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи — это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами». После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.


Слайд 9.

Звучит еврейская музыка: отрывок стихотворения

Два треугольника – звезда.

Щит праотца. Отца Давида

Избрание – а не обида,

Священный дар, а не беда.

Здесь было горе – горе без счёта.

Жёлтые звёзды – звёзды почёта.

Звёзды униженных, звёзды отверженных,

Вшитые в небо еврейской одежды.

Жёлтые звёзды, звёзды

Давида, горькие слёзы еврейской обиды.


Мы переходим к последнему, самому жестокому периоду преследования так называемых неполноценных рас. В Германии это называлось «окончательным решение еврейского вопроса».

Эсэсовцы регулярно проводили акции, во время которых в первую очередь уничтожали всех нетрудоспособных – детей, старых, больных, беременных женщин. Узники саботировали немецкие распоряжения, уничтожали ценности, которые подлежали сдаче; квалифицированные рабочие временами скрывали свою специальность, не желая быть полезными оккупантам; известны случаи порчи станков, оборудования, сырья, продукции. Наиболее решительные готовились к вооружённой борьбе…


Слайд 10.

Звучит музыка С. Рахманинова concerto 2

(стихотворение Наума Коржавина “Дети в Освенциме”)


Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучили детей.

И это каждый раз опять, –

Кляня, ругаясь без причины…

И детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что – обидные слова.

Побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты.

А дни всё шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы,

Но их всё били. Так же. Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин “идеи” были,

Мужчины мучили детей.


Слайд 11.

Для полного уничтожения евреев в Польше создали лагеря смерти. Главным из них стал лагерь уничтожения Аушвиц – Биркенау, построенный возле города Освенцим. Здесь впервые в истории человечества стали использовать газовые камеры для массового уничтожения людей и печи для сжигания трупов – крематории.

Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ.

Этого нельзя забыть…

Слайд 12.

Звучит еврейская музыка – Просто помни о боге

(стихотворение Э.Межелайтиса “Пепел”)

Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка

Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?

Это, может быть, резвые ноги ребёнка,

Что за белою бабочкой гнался межой;

Или ручки, – дитя ими тянется к маме,

Обнимая за шею, ласкается к ней…

Или был этот щебень большими руками,

Что с любовью к груди прижимали детей.

Этот пепел, который разносится с ветром,

Был глазами, смеялся и плакал порой,

Был губами, улыбкою, музыкой, светом,

Поцелуями был этот пепел седой.

Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,

Был мозгами, сплетеньем извилин живых, –

Слово “Жить” до конца, словно буква за буквой,

Точно белым по-чёрному вписано в них.

Эти волосы – локоны, косы и пряди,

Что навалены мёртвой, косматой горой,

Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил.

И сухими губами касался порой.

Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,

Золотые надежды, сияние глаз…

Крематориев страшных горящие печи.

Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас.


Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был как раз лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.

Немцы начали создавать концентрационные лагеря. Самые большие: Освенцим, Треблинка, Хелмно, Белжец, Собибор, Майдáнек. От жертв до последнего момента скрывали, что их ожидает смерть. Это позволяло в большинстве случаев предотвращать акты сопротивления.

В живых временно оставляли лишь тех, кто помогал убирать из газовых камер и сжигать трупы, а также сортировать вещи убитых. Тех, кто заболевал или просто ослабевал от голода, немедленно отправляли в газовые камеры.

За годы войны в них погибло полтора миллиона человек, в том числе свыше 1 миллиона 100 тысяч евреев из 27 стран.

Слайд 13.

Мы всё о цифрах, фактах, территориях. Необходимо сказать и о конкретных людях, потому что за цифрами скрываются имена реальных людей, у каждого была своя, долгая и не очень, жизнь, мысли, чувства, желания.

До нас дошёл дневник одной еврейской девочки, Анны Франк, она долгое время пряталась со своей семьёй в одном из домов Амстердама. Дневник Анны оформлен в виде писем воображаемой подруге Кити.


Народ мой пролил море слёз,

Где б ни был он рассеян…

Война всегда есть Холокост –

Не только для евреев…

В полях, и в ямах, и в лесах,

И в лагерях, и в гетто,

В нацистских газовых печах

Терзали нас… Не спета

Была ни песнь из древних книг,

Ни слово сказано, ни стих…

Но в шуме ветра и знамён,

Где путь прошел армейский,

В могилах братских погребён

И мой народ еврейский…

И я мечтаю об одном:

Чтоб люди веры разной

Покончили с войны проказой.

Земля у всех – наш общий дом!

Века об этом говорим,

А всюду кровь, и смерть, и дым...


Юная жизнерадостная голландская 13-летняя девочка Анна Франк вела дневник с 12 июня 1942 года по 1 августа 1944 года, в котором описывала все события, происходившие в её жизни.

Этот дневник – один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма – сделал её имя знаменитым на весь мир.

В июле 1942 года немцы начали депортацию голландских евреев, и семье Франк пришлось прятаться в помещении предприятия на улице Принсенхрахт вместе с ещё четырьмя голландскими евреями. В этом убежище они, соблюдая строгую конспирацию, скрывались до 1944 года. Как и другие здания Амстердама, стоящие вдоль каналов, дом номер 263 на набережной Принсенграхт состоит из парадной и задней части. Офис и помещение хранилища занимают переднюю часть строения, заднюю часть, вход в которую был замаскирован под шкаф с документами, оборудовали под убежище. Свой дневник Анна назвала HetAchterhuis (В заднем доме).

Девушка вместе с родителями и их товарищами скрывалась в доме, каждый день боялась быть обнаруженной и расстрелянной фашистами.

Она описывала бытовые подробности сосуществования людей, запертых в тесном пространстве и поневоле ставших соседями по тесной коммуналке, сетовала на однообразие рациона и на то, как надоел клубничный джем (фирма их подкармливала — время было голодное, и еда была существенной проблемой), писала талантливо и живо, недаром она хотела стать журналисткой. Почти каждая девочка-подросток могла бы узнать в этом образе себя — и свой молодёжный бунт против матери, и свои мечты о прекрасном будущем, которого в случае Анны так и не наступило.

Утром 4 августа 1944 года перед домом на Принсенграхт 263 остановился автомобиль. Оттуда вышел немецкий офицер Карл Йозеф Зилбербауер, одетый в военную форму, и трое вооружённых голландских сотрудников Зелёной полиции в штатском. Без сомнения, кто-то выдал укрывавшихся в доме людей. Все они были арестованы. Полицейские захватили также все найденные ими деньги и ценности.

Всех людей 11 сентября 1944 года без суда доставили в лагерь для заключённых. Обитателей Убежища поместили после ареста в амстердамскую тюрьму, а четыре дня спустя доставили в пересадочный лагерь для евреев. 13 сентября 1944 года последним транспортом на восток их депортировали в польский концлагерь Освенцим.

Погибли все — мать, сестра, друзья, выжил только отец, Отто Франк. Он и опубликовал дневник дочери после войны.

Слайд 14.

«Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своём авторе всему миру. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.

По-русски «Дневник Анны Франк» в переводе Райт-Ковалевой и с предисловием Ильи Эренбурга впервые был опубликован в 1960 году. В русской версии — «Убежище». Сам факт этой публикации был важным симптомом хрущёвской оттепели.

Слайд 15.

Илья Эренбург назвал книгу ещё одним свидетельством Катастрофы европейского еврейства: «За шесть миллионов говорит один голос — не мудреца, не поэта — обыкновенной девочки…Дневник девочки превратился и в человеческий документ большой значимости, и в обвинительный акт».

Почти сразу после появления в СССР книги, ставшей очень популярной, «Дневник Анны Франк» стали переводить на языки других искусств: так, в Москве и Риге, Тбилиси и Ленинграде появились театральные постановки, литературной основой которых стал «Дневник», а в 1969 году Григорий Фрид написал монооперу «Дневник Анны Франк», исполнявшуюся в СССР, США и Израиле.

Слайд 16.

Дом-убежище семьи Франк в Амстердаме в 1960 году был превращен в музей — Дом Анны Франк. В нём размещены выставки, проводятся экскурсии.

Слайд 17.

Отто Франк в пустой комнате музея на следующий день после открытия…

В 1992 году был выпущен фотоальбом «Мир Анны Франк» с малоизвестными фотографиями семьи Франк, их друзей, а также снимками Нидерландов во время оккупации нацистами.

Слайд 18.

А сейчас давайте зачитаем короткие записи из дневника Анны.

Ученик: 

О наказании сопротивляющихся

Вы знаете, что такое "заложник"? Это последнее наказание для саботажников. Самое ужасное, что только может прийти в голову. Известных горожан, невинных людей, арестовывают и обещают казнить. Если гестапо не находит саботажников, просто берут пять заложников и ставят к стенке. А в газете будет написано, что они погибли в результате "роковой случайности". (1942г)

Ученик: 

О страданиях

Когда я одна, мне хочется выплакаться. Я соскальзываю на пол и начинаю горячо молиться, потом подтягивая колени к груди, кладу голову на руки и плачу, скорчившись на голом полу. Громкие рыдания возвращают меня на землю. (1944г)

Ученик:

О евреях

Кто отличил евреев от всех остальных народов? Кто позволил, чтобы они столько терпели? Бог, который сделал нас теми, кто мы есть, и Бог же поднимет нас опять. Если мы вынесли все эти страдания и всё ещё существуем, когда всё закончится, евреи, вместо того чтобы погибнуть, станут примером. Кто знает, может быть, именно то, что наша религия стала источником для всего мира и всех народов, из которого они научились добру, и есть причина, по которой мы страдаем. Мы никогда не сможем стать просто голландцами, просто англичанами или представителями какого-либо другого народа, мы всегда останемся евреями. (1944г)

Ученик:

О виновных

Я не верю, что только важные люди, политики и промышленники, виновны в войне. О, нет, маленький человек…В природе человека желать уничтожать, убивать, нести смерть. И пока всё человечество, без исключения, не подвергнется огромным изменениям, войны будут продолжаться. (1944г)

Ученик: 

О старой родине, Германии

Замечательные образчики человечества, эти немцы. И подумать только, что я, в сущности, одна из них! Нет, это не так. Гитлер отбросил мой народ. (1944 г)

Ученик: 

Об отчаянии

Я достигла точки, когда для меня не имеет значения — жить или умереть. Мир будет вертеться и без меня, а я ничего не могу сделать, чтобы изменить ход событий. Просто даю вещам идти своим ходом, сосредоточиваюсь на учёбе и надеюсь, что в конце концов всё уладится само собой. (1944г)

Читая дневник Анны Франк, поражаешься не только мужеству всех обитателей убежища и тому человеческому достоинству, которое они все умудрялись сохранять в этих тяжёлых условиях. Зная, что автор дневника и её близкие погибли мучительной смертью, не удается отделаться от мысли, что эта жизнь, которой не дали состояться, всё равно побеждает смерть неизвестным науке способом.


Слайд 19.

Геноцид на территории СССР

Год 1941, июнь. Гитлер напал на Советский Союз. На тот момент в СССР проживало около 5 миллионов евреев. Большинство на западе СССР, Прибалтике, Белоруссии, Украине. Проведение массовой ликвидации евреев было возложено на оперативные части.

Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом. В столице Калмыкии Элисте в 1942 году было уничтожено около 900 евреев - беженцев. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми.

В каждом городе была своя трагедия Холокоста.

Символом уничтожения советских евреев стал Бабий Яр, что на окраине Киева. Трагедия началась на 10 день после захвата города и после взрыва заминированных советскими войсками домов в центре Киева. Были разрушены штаб немецкой армии, комендатура, отель для немецких офицеров.

Руководство айнзацгруппы «С» использовало эти события как предлог для расправы над евреями. В городе появилось около 2000 объявлений о «переселении». Утром 29 сентября 1941 года через весь город шли десятки тысяч людей с чемоданами и узлами. Везли больных и пожилых родственников. Несли на руках грудных детей.

Из воспоминаний артистки Киевского театра юного зрителя Дины Проничевой: «Русские мужья провожали своих еврейских жен. Русские женщины провожали своих еврейских мужей. Когда мы приблизились к Бабьему Яру, услышали стрельбу и нечеловеческие крики. Я начала понимать, что здесь происходит, но маме ничего не говорила. Когда мы вошли в ворота, нам приказали показать документы, ценные вещи и раздеться. Один немец подошел к маме и сорвал с ее пальца золотое обручальное кольцо. Я видела, как каждый раз раздевалась группа мужчин и женщин, стариков и детей. Всех подводили к открытой яме, и автоматчики расстреливали их».

Слайд 20.

Звучит еврейская мелодия (скрипка)

отрывок из стихотворения “Варварство”

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных… Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землей,

Друг друга с бешенством гоня.

Нет, этого я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес.

Над бабьим Яром шелест диких трав.

Деревья смотрят грозно, по-судейски.

Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв,

Я чувствую, как медленно седею.

И сам я, как сплошной беззвучный вопль,

Над тысячами тысяч погребенных,

Я – каждый здесь расстрелянный старик.

Я – каждый здесь расстрелянный ребенок.

Ничто во мне про это не забудет!

Только в один этот день в Бабье Яру, как сообщалось в отчёте зондеркоманды 4 – а, были расстреляны 33 771 человек. Расстрелы продолжались несколько дней. По оценкам исследователей, всего в Бабьем Яру погибло около 150 тысяч евреев, включая жителей других городов и беженцев.

Слайд 21. Видеоклип на песню А. Розенбаума “Бабий Яр”

Слайд 22. Давайте почтим память жертв холокоста минутой молчания

Слайд 23.

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

Звучит “Реквием” Моцарта. Звучит “Равенсбрюкская молитва”

«Да воцарится мир в душах людей злой воли,

И да положит это конец мщению

И разговорам о казнях и насилии.

Жестокость несовместима ни с какими нормами и принципами,

Она вне пределов человеческого понимания,

Из-за неё так много мучеников в этом мире».



Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Наш долг и обязанность – помнить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости.

Мы – это и вы, любой и каждый из нас.

Слайд 24.

Традиционно жертвами Холокоста считаются 6 миллионов евреев Европы. Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала. Тем не менее полного поимённого списка жертв не существует…   

Хотя уже прошло две трети века,

я не нашёл ответа на вопрос:

Что за душа была у человека,

который мир обрёк на холокост?!..

Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовых камерах.

Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Это – память, противящаяся забвению.  

Это – убеждение:

НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО»,

ГЕНОЦИД ВСЕГДАПРОТИВ ВСЕХ.

Вот что означает ХОЛОКОСТ.

Рефлексия:

На ваших столах лежат зелёные и красные карточки. Оцените наше мероприятие. Если вам оно показалось полезным и важным, напишите своё мнение на зелёной карточке. Если вам оно не понравилось, напишите своё мнение на красной карточке.

Слайд 25.

Для того чтобы ясному солнцу над детством сиять,

Постарайтесь, друзья, добрым делом свой день начинать.

Чтоб на деле детей от беды защитить,

Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить.

Дети ищут тепло и любовь на далёком пути.

Их сегодня спасай – можешь завтра уже не спасти.

Чтоб на деле детей от беды защитить,

Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить!

Слайд 26. Благодарю за внимание)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Холокост: память поколений"

Автор: Наталья Геннадиевна Запросова

Дата: 26.01.2024

Номер свидетельства: 644769

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Классный час на тему: "Холокост - память поколений""
    ["seo_title"] => string(48) "klassnyi_chas_na_temu_kholokost_pamiat_pokolenii"
    ["file_id"] => string(6) "571390"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1611606457"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) ""Холокост: память поколений""
    ["seo_title"] => string(28) "kholokost_pamiat_pokolenii_1"
    ["file_id"] => string(6) "644842"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1706456396"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "«Жертва всесожжения».  27 января - День памяти жертв холокоста. "
    ["seo_title"] => string(69) "zhiertva-vsiesozhzhieniia-27-ianvaria-dien-pamiati-zhiertv-kholokosta"
    ["file_id"] => string(6) "130257"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415868059"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Тематический классный час   “Дети Холокоста ” "
    ["seo_title"] => string(46) "tiematichieskii-klassnyi-chas-dieti-kholokosta"
    ["file_id"] => string(6) "165196"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422783829"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "СИСТЕМА ВНЕДРЕНИЯ ГТО В ГБОУ СОШ №6 "
    ["seo_title"] => string(39) "sistiema-vniedrieniia-gto-v-gbou-sosh-6"
    ["file_id"] => string(6) "199449"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428580763"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства