kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Хлеб-всему голова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказать об истории создания хлеба,познакомить с условиями его выращивания,выроботать бережное отношение к главному достоянию человечества.

Просмотр содержимого документа
«Хлеб-всему голова.»

Хлебу-почтение вечное.

ХОД ЗАНЯТИЯ


Выходят ведущие .

Ведущий 1: (под видео)

Люблю пору, когда дозревают за селом хлеба густые. Нежный ветерок ласкает и гонит золотые волны пшеницы, что может сравниться с прекрасной отдачей отяжелевшего поля, поля бескрайнего, а запахи с едва уловимым вкусом буханки хлеба, такой простой и такой желанный.

Ведущий 2:Среди хлебов, слушая вечно разговор колосьев с родной землёй. Всегда вспоминаю свою голосистую мать, которую всю жизнь трудилась на этой земле. Многих труженец села, вынивших на своих плечах все тяготы нелегкой крестьянской учести. А ещё в памяти оживает замечательное произведение в исполнении Людмилы Зыкиной песнь о хлебе.

(Звучит песня в записи в исполнении Л. Зыкиной «песнь о хлебе).

Выходят ведущие .

Ведущий 1:Хлеб-какое короткое слово. Мы встречаемся с ним каждый день, без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости – добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.

Ведущий 2:Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка, этот продукт питания – самое надежное средство защиты людей от голода.

Хлеб — всему голова.

Танец: вручение каравая

Ученик. Мы гостей всегда встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим,

Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук.

Ведущий 1:Кто-то может подумать: неужели нет более важных тем для ребят, которые совсем скоро покидают родную школу, чем разговоры о хлебе насущном?

Ведущий 2: Но ведь в традиции русских людей: отправляя своих детей в дальнюю дорогу, мать всегда клала в холщовый мешочек краюху хлеба, чтобы ее ребенку дальняя дорога была легкой, чтобы, вдохнув запах хлеба, испеченного родными руками, трудности, встретившиеся на пути, казались вполне преодолимым пустяком.

Ведущий 1. Уважаемые гости! Сегодня мы будем говорить о самом главном предмете на нашем столе- хлебе.

Выходят ребята в рубах на выпуск.

Ученик 1. (обращаясь к своему товарищу): Ты какой хлеб любишь?

Ученик 2. Я люблю всякий: черный с темной корочкой, когда он еще теплый, люблю есть его с холодным молоком.

Ученик 1. А я люблю ситный, не важно полежал он уже или нет. Люблю его кушать с чаем и вареньем. Мне на столе тогда ничего не надо. Лишь бы хлеб был.

Ученик 3.Иногда слышишь всякие советы о пользе хлеба, о вреде хлеба. А я так скажу: нет хлеба и нет жизни. Нет ничего вкуснее и лучше нашего хлебушка.

Ведущий 2.А вот какой хлеб любят в нашем посёлке давайте посмотрим.

Внимание на экран. (Фильм-опрос)

Ведущий 1 А сейчас я хочу предоставить слово нашему ученику с репортажем о посещении пекарни.

Ученик: (презентация в ходе экскурсии на завод)

Слайд 9

Мы с ребятами посетили пекарню колос, где пекут батон, хлеб, пирожки.

Слайд 10

Экскурсию провел тестовод Константин Викторович Морозов

Слайд 11

Это мучной склад здесь взвешивают муку, т.е. идет подготовка сырья к работе

Слайд 12

Это тестомес, эта емкость для замешивания тесто емкость подкатывают под тестомес и замешивают тесто

Слайд 13

Это машинка округлитель, которая придает форму тесту

Слайд 14

Дальше тесто раскладуют по формочкам.

Слайд 15

Это теплый шкаф для поднятия тесто в среднем температура 45 градусов

Слайд 16

Это печь для выпекания хлеба.

Слайд 17

Уже здесь готовая продукция.

Слайд 18

Потом нас угостили горячим вкусным хлебом.

Слайд19

Это была интересная экскурсия, где мы узнали много интересного.


Ведущий 1. Скажите, уважаемые гости и ребята, есть ли продукт, который по востребованности в реальной жизни людей может сравниться с хлебом?

Ведущий 2.Готовя нашу встречу, мы с ребятами нашли интересную легенду о том, кому хлеб обязан своим появлением на столе и мы хотим с ней вас познакомить.

Ученик . Однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь утверждал, что хлеб творит земля. Сеятель возражал:« Я думаю, хлеб творит солнце». Пекарь, раскрасневшийся от жара печи, ответил, не задумываясь: «Хлеб творит огонь».

Никак не могли они определить в своем споре, кто же из них прав. Решили обратиться к мудрецу.

Мудрец выслушал их, подумал и ответил: «В своем споре вы забыли о том, что без человека хлеба быть не может. Хлеб — дитя человеческое от первой и до последней минуты».

Ведущий 1:Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей. А вот каких мы сейчас узнаем у ребят.

ДЕТИ

1. Перед этой пашнею

Шапку скинь сынок

Видишь, пробивается хлебный колосок

Сколько в это зернышко вложено труда

Знают только солнышко, ветер, да вода.



2. Поле хлебное созрело

Жатва жаркая близка

И комбайн берется смело

Все собрать до колоска.


3. Время он беречь умеет

Хлеб пожнет и в тот же миг

Обмолотит и провеет

И погрузит в грузовик.


4. Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пришел

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато

Он уселся на машины

И спешит на элеватор.


5. В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно

Сможет он как будто дома

Сколько нужно отдохнуть

И опять собраться в путь.

6. Едет хлеб на мельницу

Мельницу-чудесницу

Здесь пышней, чем облака

Получается мука.


7. И наполнив этим грузом

Необычный круглый кузов

Богатырь-муковоз

На завод муку повез.


8. И как бы тот путь

Не был долог и труден

Хлеб будет делиться своей теплотой

Хочется хлебу, так же как людям

На доброту отвечать добротой.

9. Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Ведущий 2: Да, много труда нужно вложить, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, булочкой, пирогом, караваем.

Ведущий 1. Каких только сортов хлеба нет сегодня в хлебобулочной промышленности! Эту отрасль можно сравнить с модельным бизнесом. Каждый год на нашем столе появляются новые сорта хлеба,

Ведущий 2.Сейчас нам хотелось бы провести небольшой эксперимент. Я приглашаю к разговору нашу гостью технолога Юлию Александровну, я прошу вас помочь мне оценить ответы ребят.

Ведущий 1. Булочки, баранки, пирожки – мы все любим. А сейчас узнаем, какие вы благодарные.

Кто больше назовёт хвалебных слов булочке. Ну, например:

Вкусная, душистая, сладкая, ароматная, аппетитная, сахарная, румяная, сдобная, свежая.

Ведущий 1.Спасибо ребята. Слово нашей гостье, которая оценит ответы участников разговора. Назовите победителей этого конкурса.

Эксперт называет победителей данного конкурса. Каждый участник, получает в качестве приза сладкую булочку.

Ведущий 2. Сладкие награды нашли своих героев.Пришло время вам ответить на наши вопросы.

-Юлия Александровна, зная, что вы - специалист хлебного дела, хотелось бы узнать, почему вы выбрали именно эту профессию?

Рассказ гостя о выборе профессии технолога хлебного производства.

Ведущий 1:-Какими качествами должен обладать человек, решивший посвятить себя работе в области хлебного производства?

Ведущий 2:-А у вас какой любимый хлеб?

Ведущий 1:Ну, и напоследок, возможно вам известны какие-то исконно русские традиции, связанные с таким продуктом как хлеб?

Рассказ Юлии Александровны: Безусловно, на Руси существовали свои, исконно русские традиции отношения и почитания хлеба.

Юлия Александровна:Хлеб в крестьянской семье всегда резал хозяин дома, так как он был главой семьи и вся трудная работа, связанная с производством хлеба была на его плечах.

Ведущий 2. А я знаю, ни один рачительный хозяин не мог позволить себе выбросить хотя бы кусочек хлеба. Весь хлеб съедался. Если же какие-то кусочки оставались, их с успехом использовали для кваса.

Ведущий 1.С того времени сохранилось отношению к хлебу как к отцу-батюшке, а к земле как к кормилице-матушке.

Ведущий 1.

Спасибо . А у нас для вас сюрприз. Танец __________________________

Ведущий 1. А сейчас давайте вспомним сказки, в которых отображается тема хлеба. Послушайте отрывки из них…и вспомните название сказок.

Ведущий 2:•  По амбару я метен,
По сусекам я скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен. («Колобок», русская народная сказка)

Ведущий 1: •  Печка, матушка, спрячь меня!
Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.
Поскорее съела девочка ржаного пирожка, и залезла в печь.
Гуси пролетели мимо. («Гуси-лебеди», русская народная сказка)

Ведущий 2. • Положила царевича спать, а сама обернулась душой-девицей, Василисою Премудрою, вышла на крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки-няньки собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я у родного моего батюшки». («Царевна-лягушка», русская народная сказка)

Ведущий 1:Молодцы ,а мы продолжаем дальше. И сегодня мне хотелось бы вспомнить трудные минуты .1941 год. На нашу родину напали фашисты-враги. Они жгли хлебные поля. Все, кто мог держать оружие, встали на зыщиту РОДИНЫ.

Ведущий 2:Чтобы как-то выжить, люди варили суп из лебеды и крапивы, а за хлебушком выстраивались целые очереди. Хлеб всегда считался силой и богатством страны.

Ведущий 1:В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба. Посмотрите, какой это маленький кусочек!

Ученик проносит кусочек хлеба весом125 гр.

Ведущий 2. Впрочем, этот кусочек трудно назвать хлебом: его готовили из жмыхов, овсяной муки. Такой крохотный кусочек хлеба в голодную военную пору человек получал на целый день! И эти крохи помогали им выжить в то суровое время.

 Ведущий1: Многим известна история 11 летней ленинградки Тани  Савичевой, у которой умерла вся семья. Умирающую Таню вывезли вместе со всем детским домом в г. Шатки Горьковской области, но спасти Таню не удалось, истощенная голодом девочка умерла. В музее Пискаревского кладбища хранится дневник, где девочка записывала страшные события той блокады, выпавшие на долю ее семьи.

Ученик Я помню хлеб,

Военный,горький,

Он весь почти из лебеды.

В нём в каждой крошке

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде, замешен круто,

Нелёгкий хлеб нелёгкий дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны)

Особо помню я,что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Ведущий 2.Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали. Наши ребята провели подсчёт, если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 граммов хлеба, получится, что около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.

Ведущий 1 Однако подскажите, есть ли легенды, связанные с отношением человека к хлебу в стародавние времена? Или только в наше время люди позволяют себе бездумно и бездушно относиться к хлебу?

Ведущий 2. Безусловно, есть. И сегодня мы бы хотели представить ее вам как наказ – напоминание о том, что человек должен бережно относится к тому, что дает природа и понимать, что возможности земли не бесконечны.

СЦЕНКА

Автор: (в роли автора): Давным-давно это было. Был хлеб господином и властелином. Были у него и его постоянные спутники и помощники: Солнце, Ветер и Вода. Зорким дозором обходили они землю, следили за порядком на полях и пашнях. Однажды идут они по дороге и слышат, как рожь жалуется на свою долю.

Рожь: (девушка одета в национальный русский костюм, на голове венок из колосьев) Бедная я, бедная. Несчастная я, несчастная. С таким трудом собирали одни люди мои колоски, в плохую погоду собирали все до зернышка. Да не сумели другие люди все во время на зерно-ток доставить, часть зерен рассыпалась, часть в поле забыли.

Хлеб из муки испекли, вкусный, полезный, да и то доесть не смогли, в пыль придорожную плохие люди выбросили. Это ли дело?

Автор: Рассердился Ветер и говорит Солнцу:

Ветер: «Что же это люди с хлебом делают? Кто им такое право дал? Кто позволил драгоценности на землю бросать?»

А Солнце ему отвечает:

Солнце: «А ты, брат, не расстраивайся! Нашли-ка, ты на людей суховей, а я жару поддам»».

Автор:На том и порешили. И началась в той местности страшная жара: озера и реки обмелели, рожь побелела. Забеспокоились люди, запричитали: Люди: «Урожай гибнет! Что делать? Как рожь спасти?!»

Автор:А дождя все не было. Все запасы зерна давно перевели на муку, хлеб испекли и съели. Все запасы муки закончились. А дождя нет. Стали люди искать в запасах свои сухари, любой корочке были рады. Люди каялись, просили у солнца пощады. Только теперь они поняли, как бездумно и зло жили.

И вот однажды людские слезы так заблестели на солнце, что оно не выдержало и сказало дождю:

Солнце: «Пошли на землю столько влаги, чтобы каждое зернышко могло напиться вдоволь, чтобы колос наполнился зернами».

Автор:А Ветру Солнце наказало:

Солнце:«Неси тучи бережно, не разбрасывай град, не заливай дождями ржаное поле. Я же, сяду в свое тронное кресло и посмотрю как люди работать будут».

Автор:( Гром гремит)Пошел дождь: теплый, урожайный, такой, какого давно не было в этом крае. Люди смеялись и пели песни, умывались дождевой водой и радовались тому, что земля может вволю напиться.

Долго ждали люди урожая: голодали, питались грибами да ягодами и с надеждой смотрели на житное поле. А оно было колосистым, красивым, на ветру казалось, что это не хлебная нива, а золотое море.

Однажды пришли люди на поле и поклялись

Люди: Прости нас поле, и больше ни один колос не упадет в придорожную пыль, ни одно зернышко не потеряется по дороге на ток.…..

Автор:С тех пор они решили, что слова «жито» и «жизнь» - одного корня и быть им рядом вечно.

А солнце решило, что отныне оно сделает так, что любые лакомства на земле могут человеку надоесть, но только не хлеб. Наклонилось солнце к хлебной ниве и сказало:

Солнце:«Отныне и навеки быть тебе властелином над людьми. А кто позволит себе забыть, кто такой есть хлеб, пусть в его жизни будут такие минуты, когда он пожалеть должен, что глумился над Хлебом. Отныне, Хлеб – ты – имя существительное в языке людей»

Ведущий 2: Да, ребята, это красивая сказка о хлебе.

Ученик 1. Это не сказка. Это предупреждение людям о том, то хлеб требует уважение к себе, и никто не вправе разбрасывать то, что земля наша растит с таким трудом. Я хочу, чтобы каждый из вас дал обещание:

-Обращаться с хлебом бережно

-Никогда его не выбрасывать.

-Брать столько хлеба, сколько сможите съесть.

. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Ведущий 2: Хлеб пахнет землей, трудом, Родиной, теплом домашнего очага. Берегите его, не играйте хлебом, не балуйтесь с ним. Уважайте труд других людей. Помните как нелегко он достается людям многих профессий. Ведь не даром говориться: Что хлеб?

Ребята: (хором) - Всему голова.

Ведущий 1
Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он – смех детей,
Он – радость мирных дней.
Он наших городов и сёл мечта, 
Он - пенье птиц.
Он памятником стал
Всем тем, кто жизни   за него отдал.


Ведущий 2
Растите хлеб!
Мы за него страдали,
И долгими ночами на полях,
Как мать над сыном,
Мы над ним не спали.
Растите хлеб-
Историю страны.
Растите хлеб-
Грядущую опору.
Дороже он, чем всех сокровищ  горы.

Вместе:Он - наша жизнь,

А жизни нет цены.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Хлеб-всему голова.

Автор: Пономаренко Светлана Васильевна

Дата: 19.04.2018

Номер свидетельства: 466953

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства