Ж?ргізуші. ??рметті м??алімдер, о?ушылар ж?не ?она?тар сыныптар арасында ?тетін химия мен математика п?ндерінен сайысын ашы? деп жариялаймыз.
Тап?ыр, білгір дарынды жарыс бар б?гін арынды. Химия мен математиканы с?йсе? сен орта?а сал бары?ды. Кел, келі?дер, сайыскер, к?рермендер, жанк?йерлер. ?ділдікпен жарысайы?, б?л сайыстан ?алыспайы?. ?нерлі топтар б?гін ортамызда, командалар с?лем берер баршамыз?а. ?ол со?ып біз оларды ?арсы алайы?, айт?андарын тынышты?пен біз тындайы?!
Ведущий
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и закалку.
Все на химии стоит.
Ты куда идешь? В химчистку! Ну а ты? – на химзавод.
На химическом заводе суета!
Мы из нефти шелк получим. Вот так будет красота.
Газ воды зашел напиться, хим. реакция идет.
Все на химии стоит.
Тот, кто лучше ее знает, тот сегодня победит!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Химиялы?-математикалы? сайыс »
Химиялық-математикалық сайыс
Жүргізуші. Құрметті мұғалімдер, оқушылар және қонақтар сыныптар арасында өтетін химия мен математика пәндерінен сайысын ашық деп жариялаймыз.
Тапқыр, білгір дарынды жарыс бар бүгін арынды. Химия мен математиканы сүйсең сен ортаға сал барыңды. Кел, келіңдер, сайыскер, көрермендер, жанкүйерлер. Әділдікпен жарысайық, бұл сайыстан қалыспайық. Өнерлі топтар бүгін ортамызда, командалар сәлем берер баршамызға. Қол соғып біз оларды қарсы алайық, айтқандарын тыныштықпен біз тындайық!
Ведущий
Есть о математике молва, Что она в порядок ум приводит, Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе. Ты нам, математика, даешь Для победы трудностей закалку, Учится с тобою молодежь Развивать и волю и закалку.
Все на химии стоит. Ты куда идешь? В химчистку! Ну а ты? – на химзавод. На химическом заводе суета! Мы из нефти шелк получим. Вот так будет красота. Газ воды зашел напиться, хим. реакция идет. Все на химии стоит. Тот, кто лучше ее знает, тот сегодня победит!
Жүргізуші. Әділқазы алқасымен танысайық. Команданың сәлемдесуін тындайық (әр топ атын, таңбасын, ұранын қорғайды). Жоғары ұпай - 5 балл.
Ведущий . Разрешите представить вам членов жюри. Чтоб не нарушать порядок – приветствия ваши мы выслушать рады. На конкурс приветствия приглашается команды. Выход команд оценивается по 5-ти бальной системе, учитывается эмблема, девиз, приветствие.
Жүргізуші
1. Сергіту. Келесі кезекте викторина сұрактары, топтар толық және дұрыс жауап беруге және қарсыластың сұрақтарына жауап бере алады. Дұрыс жауап – 1 ұпай.
1. Химиялық бөлінбейтін ең ұсақ бөлшек? (атом)
2. Элементтердің басқа бір элементтер атомдарының белгілі санын қосып алу қасиеті (валенттік)
3. Атомдардың белгілі бір түрі? (химиялық элемент)
4.Физикалық денелерді құрайтын нәрсе?(зат)
1. Түзудің бөлігі (сәуле)
2. Уақыт өлшемін айтыңдар (минута)
3. 2 км-де неше метр бар? (2000 м)
4. Квадраттың неше өлшемі бар (бір)
Ведущий
1. Викторина-разминка. Каждой команде будут заданы вопросы, отвечать нужно точно и в полном объеме. За каждый правильныйответ – 1 балл. Если одна команда не знает ответа, другая - может заработать дополнительно очки.
1.Названия каких элементов схоже с названием планет?( Уран, плутоний, нептуний.)
2. Какой металл самый лёгкий и какой самый тяжёлый? ( Самый лёгкий - литий. Самый тяжёлый - осмий.)
3. Каким химическим элементом богата морская капуста, а недостаток его в организме человека приводит к заболеванию щитовидной железы? (Йод) .
4. Какие 2 химические вещества мы встречаем дома каждый день (Н2О; NaCl)
1.Объем одного килограмма воды. (Литр)
2.Часть прямой, соединяющая две точки. (Отрезок)
3. Как называется сотая часть числа? (Процент)
4.Чем отличаются противоположные числа? (Знаком)
Жүргізуші
2. Жұмбақтар сайысы. Тақтадағы химиялық элементтер мен математикалық формулаларды таңдап, берілген тапсырмаларын орындайсыңдар. Әр бір дұрыс жауап – 5 ұпай.
Асқар бір сан ойлады. Ол санға бесті қосты; қосындыны үшке бөлді, төртке көбейтті, алтыға шегерді содан жетіге бөлді, шыққан сан екі. Асқар қандай сан ойлады? ((2*7+6):4*3-5=10)
Фермада қояндар мен тауықтарды өсірді: барлығының басы 740, аяғы 1980. Фермада неше қоян және тауық? (Ответ: x+y=740, 2x+4y=1980; x=490 - фазанов, y=250 - кроликов)
1. Өзі химиялық элемент, егер «ан» қосымшасын жалғасаң қыстың қаһарлы күндерін есіңе түсіреді.
Ойлаңдаршы, бұл қай элемент? (Бор - боран)
Бірінші бөлігі көп емес,
екінші бөлігі «тілсіз жау» деген мағынада,
бірақ өзі химиялық элемент (Азот)
Ведущий
2. Конкурс загадок. На доске висят химические элементы и математические формулы, за каждыми из которых находятся задания. Каждый правильный ответ – 5 баллов.
Команды думают, а зрители должны разгадать пословицы-перевыртыши
Звери живут за неметалл. (Люди гибнут за металл.)
Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо.)
Не та грязь, что тусклая. (Не всё то золото, что блестит.)
Спасаясь от таксы Дуськи, 40 бабушек забрались на ветвистое дерево. У дерева – 18 веток, на каждой ветке сидит по 2 бабушки. Сколько бабушек качается на самой верхушке? (4)
40 бабушек ехали в одном лифте и застряли между этажами. Половина бабушек стала молча готовиться к самому худшему. 18 бабушек из другой половины спокойно стояли и надеялись на скорое спасение. Остальные бабушки оказались нервными, начали нажимать на все кнопки подряд и кричать «Помогите!» Сколько нервных бабушек застряло между этажами? (2)
Я – графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод).
Я - металл серебристый и легкий,
И зовусь самолетный металл,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий).
Жүргізуші
3.Шығармашылық сайыс. Әр топ белгілі уақытта таңдап алған химиялық элементке жарнама көрсетеді. Топтар жарнамаға дайындалғанша, көрермендерге арналған жұмбақтар бар. Химиялық тәжирібилер көрсетіледі.
Әр топ конвертте жазылған ситуациялық сұраққа сөзбен емес, қимылмен жауап беру керек. Ал көрермендер көрсетілген ситуацияны анықтау керек. Сайыс 5 ұпаймен бағаланады.
команда – Теңбүйірлі үшбұрышты көрсетіңдер.
команда – Үлкен теңсіздікке мысал келтіріңдер.
Ведущий
3. Творческий конкурс. Каждой команде нужно придумать рекламный ролик на любой химический элемент. Пока ребята готовятся, вашему вниманию, дорогие зрители предоставляется химические опыты.
Каждая команда получает задание показать зрителям некоторое математическое действие или термин. Конкурс оценивается по 5-балльной системе.
1 команда – Отрезок.
2 команда – Сложение.
Жүргізуші
4. Есептер сайысы. Әр топ мүшелері берілген үлестірме бойынша реакция теңдеулерін параққа жазады. Әр бір дұрыс жауап – 5 ұпай.Топтар дайындалғанша, көрермендерге арналған сұрақтар бар.
Төменде келтірілген айналуларды жүзеге асыруға болатын реакция теңдеулерін жаз.
С → СО → СО2 → СаСО3 → СаСІ2
Zn → ZnО → ZnSO4 → Zn(OH)2 → ZnS
Квадраттық теңдеуді шешіңдер:
х2 – 6х +8 = 0
4х2 – 16х +16 = 0
Ведущий
4. Конкурс задач. Каждой команде выдаются карточки. За правильно выполненное задание – 5 баллов.
Осуществите цепочку превращений и напишите уравнения химических реакций:
Р → Р205 → Н3Р04 → Са3 (Р04)2 → СаС12
Mg → MgO → MgCl2 → Mg(OH)2 → MgCO3
Решите квадратное уравнение:
- х2 + х +12 = 0
3х2 – 12х +1 = 0
Игра со зрителями – вопросы по математике
1. У одного деда было 10 овец. Все, кроме одной сдохли. Сколько осталось овец? (9)
2. Произведение каких чисел равно их сумме (1х2х3=6, 1+2+3=3)
3. Когда журавль стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько он весит, когда стоит на
2-х ногах? (3 кг)
4. Электровоз идет на запад со скоростью 80 км/ч. Ветер дует в восточном
направлении со скоростью 40 км/ч. В какую сторону идет дым?
(Электровоз не имеет трубы)
5. Какие 2 числа, если их перемножить, дают столько, сколько получается от их
сложения? (2 и 2)
6. На лесопильном заводе каждую минуту машина отпиливает от бревна кусок длиной
в 1 м. За сколько минут распилят бревно в 10 метров? (9 мин.)
7. Какие числа в сумме дают 55, при этом одно из них больше другого на 50?
(52,5 и 2,5)
8. Летели 3 страуса. Охотник убил одного. Сколько страусов плетело дальше?
(страусы не летают)
9. Тройка лошадей проехала в час 12 км, сколько пробежала за это время одна
лошадь? (12)
10. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии (100)
Жүргізуші
5. Топ басшылар сайысы. Бес сұрақматематикадан және 5 сұрақ химиядан. Әр бір дұрыс жауап – 1 ұпай.
1. Қосудың нәтижесі?
2. Ең кіші үш орынды сан? (100)
3. Бұрыш өлшейтін құрал? (транспортир)
4. Қайсы кіші 0,7 немесе 4/5? (0,7)
5. Бір тоннаның 10%? (100 кг)
1. Бөлудің нәтижесі?
2. Ең үлкен екі орынды сан? (99)
3. Жазық бұрыштың мөлшері? (180о)
4. Шеңбер диаметрі 8 м, радиусі қанша (4 м)
5. Қайсы үлкен 2 дм немесе 23 см (23 см)
1. Химиялық элементтердің периодтық жүйесінде неше период бар? (7)
2. Қышқылдар дегеніміз не? (құрамында металл атомдарымен орын алмастыруға бейім сутек атомдарынан және қышқыл қалдығынан тұратын күрделі заттар)
Тұз қышқылының формуласы (НCl)
Зат мөлшерінің өлшем бірлігі (моль)
Жылу бөліне жүретін реакция (экзотермиялық)
1. Элемент топтары қандай топшаларға бөлінеді? (негізгі, қосымша)
2. Негіздер дегеніміз не? (құрамына бір немесе бірнеше гидроксототармен байланысқан металл атомы кіретін күрделі заттар)
3. Молярлық массаның өлшем бірлігі (г/моль)
4. Күкірт қышқылының формуласы (H2SO4)
5. Негізбен қышқылдың арасында жүретін реакция (бейтараптану)
Ведущий
5. Конкурс капитанов. Пять вопросов по математике и пять вопросов по химии. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. На какое число нельзя делить? (0)
2. Величина прямого угла. (90о)
3. Что больше: 2м или 201 см? (201 см)
4. Результат умножения. (произведение)
5. Какую часть минуты составляют 15 сек. (1/4)
1. Сколько цифр вы знаете? (10)
2. Результат деления (частное)
3. Прибор для построения окружности (циркуль)
4. Что меньше: 2/5 или 0,5? (2/5)
5. Величина развернутого угла. (180о)
1. Что такое оксид? (бинарное соединение, состоящее из двух элементов, одним из которых является кислород)
2. Число Авогадро (6,02 ∙1023)
3. Формула азотной кислоты (НNO3)
4. Реакция, при которой из одного сложного вещества получается несколько простых веществ. (Разложения)
5. Растворимые в воде основания (щелочи)
1. Что такое соль? (сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков)