Цель: сформировать у детей представление о культурных и кулинарных традициях русского народа, о продукте питания – каше, как об обязательном компоненте в ежедневном меню завтрака.
Задачи:
- представление культуры питания как неотъемлемой части общей культуры человека;
- ознакомление и приобщение обучающихся к традициям, обычаям, обрядам, быту, кухни русского народа;
- развитие знания учащихся о здоровом, правильном питании, ознакомление с преимуществом каш;
- воспитание вкуса ребенка, культуры питания;
- совершенствование развития у детей диалогической речи, развитие мыслительной деятельности;
- воспитание бережного отношения к продуктам питания, чувство товарищества и взаимопомощи;
- формирование потребности вести здоровый образ жизни, способствующей сохранению физического и нравственного здоровья человека;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле, с обществом, самим собой.
Оборудование: интерактивная доска, продукты для приготовления каши, цветик-семицветик, бабушка Аграфена, дедушка-участник войны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Каша-матушка наша.»
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности
«Разговор о здоровье и правильном питании»
Каша –
матушка наша.
Цель: сформировать у детей представление о культурных и кулинарных традициях русского народа, о продукте питания – каше, как об обязательном компоненте в ежедневном меню завтрака.
Задачи:
- представление культуры питания как неотъемлемой части общей культуры человека;
- ознакомление и приобщение обучающихся к традициям, обычаям, обрядам, быту, кухни русского народа;
- развитие знания учащихся о здоровом, правильном питании, ознакомление с преимуществом каш;
- воспитание вкуса ребенка, культуры питания;
- совершенствование развития у детей диалогической речи, развитие мыслительной деятельности;
- воспитание бережного отношения к продуктам питания, чувство товарищества и взаимопомощи;
- формирование потребности вести здоровый образ жизни, способствующей сохранению физического и нравственного здоровья человека;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле, с обществом, самим собой.
Оборудование: интерактивная доска, продукты для приготовления каши, цветик-семицветик, бабушка Аграфена, дедушка-участник войны.
Ход занятия
Учитель:
Ребята, сегодня мы совершим путешествие и поговорим о каше.
Мы, россияне, не должны забывать о своих традициях. Мало кто помнит, что каша – исконно русская пища, даже всем хорошо известные картошку и капусту привезли из - за границы.
Каша является одним из основных блюд не только в России, но и в других странах, разница лишь в способах приготовления и названиях. Едят кашу все: от президента до пенсионера, что уж говорить о вас -детях, которым просто необходимы злаки для здорового развития и роста.
(на сцене дети, и в руках у них цветик – семицветик)
Ученик и ученица:
Ученик: Скучно сегодня мне. Поиграть, повеселиться хочется.
Ученица: Я сегодня тоже очень расстроена. Утром кашу есть отказалась, а мама на меня обиделась. Выхожу я на улицу, тут старушка подходит, и цветочек мне протягивает. Сказала она мне, что он волшебный.
Ученик: Я в сказочки не верю!
Ученица: Да я тоже уже большая, а, может, попробуем, оторвем лепесточек.
Ученик: Отрывай!
(дети отрывают первый лепесток)
Первый лепесток (появляется бабушка)
Бабушка Аграфена: Здравствуйте, мои драгоценные, вот вы ко мне в гости и пожаловали.
Ученица: Смотри, это та самая старушка.
Бабушка Аграфена: А вот послушайте, что я вам про кашу расскажу. Раньше это было самое любимое среди русских людей кушанье. Отсюда и пословица: «Каша – матушка наша». Оно готовится из сваренного или запаренного зерна, крупы или муки. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала свое почетное место. Каша также являлась обрядовым блюдом, которое подавали к столу, как на церковные, так и на народные праздники. Ребята, а кто скажет какой праздник православный мы недавно праздновали (Пасху). А что принято в этот день кушать (пасхальные куличи и яйца) Я ведь не случайно их принесла сегодня. Ведь куличи готовят из муки, а муку получают из пшеницы так же как и крупу для каши.
Раньше на Руси праздновали много праздников. Одним из таких праздников является праздник первой каши. Наши предки отмечали его 22 октября, в день Святого апостола Якова. С этого дня принимались перемалывать пшеницу на крупу, домолачивать гречку, обдирать просо, овес, ячмень. На крестьянском столе были самые разнообразные каши: пшеничные, гречневые, овсяные, перловые, манные.
Бабушка Аграфена: Я для вас, мои хорошие, задачку приготовила. Поставьте слова в правильном порядке и прочтите поговорку (задание на интерактивной доске).
( «Если», «не забудешь», «про», «кашу», «будешь», «здоровым», «сильным», « и») (Если про кашу не забудешь, здоровым и сильным будешь.) Дети выходят к доске и составляют поговорку.
Второй лепесток
Ученица:Посмотрим, куда нас второй лепесточек приведет.
Ученик:
Как известно, щи да каша -
Вот еда народная.
Нам ответил дед столетний,
Почему не постарел:
Дед: «Потому что я, ребятки,
В детстве только кашу ел!»
Нас в войну кормили кашей.
В основном, перловкою –
До Берлина докатили
С полной поварёшкою.
Русской каши, вкусной каши
Мы сегодня поедим,
Наберемся силы нашей
И до Марса долетим.
Дед: Кто из вас знает, кто такой Александр Васильевич Суворов? (великий полководец)
- После одного из тяжёлых сражений, у солдат войска Суворова не оставалось сил. И закончилось пропитание, оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречки, и старик - командующий - а Суворову тогда исполнилось 70 лет - всю ночь не сомкнул глаз, все думал о том, как накормить голодных и измученных солдат и принял решение: отобрать у солдат их собственные запасы, сложить все продукты в котлы и сварить кашу, добавив лука и масла. Каша получилась на удивление вкусной, и в народе её прозвали Суворовской. Хотите, я вам дам рецепт этой каши?(да)
Рецепт Суворовской каши:
лук репчатый - 6 шт.
морковь - 2 шт.
пшено - 4 ст. ложки
перловая крупа - 4 ст. ложки
горох - 4 ст. ложки
растительное масло - 2 ст. ложки
вода - 2 стакана
соль - по вкусу.
Третий лепесток
Ученик и ученица: Отрываю третий лепесточек.
О! Да мы кашу сейчас готовить будем!
Учитель: Ребята, прежде, чем приступить к приготовлению каши, давайте вспомним какой же долгий путь проходит каша к нашему столу. (ребята рассказывают)
-Какие крупы вы знаете?(учащиеся называют)
Сегодня мы готовить будем кашу, которую традиционно готовят в нашем селе.
-Кто знает, какую кашу готовят? («Дружба»).
-Почему её так называют? Какие крупы там дружат? (рис и пшено).Такую кашу дают вам на завтраке у нас в школе. Сейчас эту кашу мы с вами приготовим.
-На партах у вас лежат карточки с необходимыми продуктами. Вы будете работать в парах.(2 ученика на интерактивной доске).
Наша каша готова!
-Ребята,а чем можно кашу сдобрить?( сухофрукты,варенье.мёд,фрукты,изюм)
Делимся на группы и подходим к своим шеф-поварам. Будем сдабривать нашу кашу.(на столах стоит приготовленная каша и необходимые фрукты и сухофрукты для сдабривания).
Итог занятия: Мы много занятий провели по этой теме, скажите, зачем необходимо есть кашу?(ответы детей)