kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Историко-бытовой танец"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Демонстрация знаний техники исполнения танцевальных движений и композиции показанных постановок, умение по возможности точно передать атмосферу той эпохи, в которой эти танцы существовали.

Просмотр содержимого документа
«"Историко-бытовой танец"»



Внеклассное мероприятие























Подготовила: А.Ю. Ковалёва



Внеклассное мероприятие

«Историко-бытовой танец»


Цель: Эстетика бытового и салонного танца


Задачи: формирование у учащихся навыков сценической культуры, умения передать танцевальный образ, стиль и манеру исполнения танцев 16 – 19 в.в.


План проведения мероприятия

1. Организационный момент.

Вступительное слово о целях и содержании мероприятия.

2. Представление учащихся. Поклон.

3. Выступление учащихся класса: экзерсис на середине зала:

- «Веселый бранль» 16 в;

- исполнение cкорого менуэта и галопа 17 в;

- разновидности контрдансов: лансье (Англия, 18 в.);

- исполнение полонеза;

- бальные танцы с шарадами: котильон 19 в.;

4. Поклон. Оценка учащихся.

Подведение итогов выступления.


Ход мероприятия:


  1. Организационный момент. Вступительное слово о мероприятии.

  2. Представление учащихся. Поклон.

Музыкальное сопровождение: Майкапар. Вальс.


3. Исполнение учащимися танцевальной композиции «Веселый бранль» (XVI в):

Бранль (фр. branle – качание, хоровод) — первоначально народный хороводный, позднее также бальный, придворный танец 15-17 веков. Характерными движениями является покачивание корпуса. Темп танца — умеренно быстрый, оживленный. Народный бранль — энергичен, порывист, чеканен, салонный — более плавен и спокоен, с большим количеством реверансов. Известны его многочисленные разновидности, отличающиеся друг от друга по размеру, темпу, хореографии (простой Бранль, двойной, Бранль прачек, башмака, с факелом и др.). Бранль явился первоисточником всех появившихся позднее салонных танцев и сыграл большую роль в развитии бальной хореографии.



Исполнение cкорого менуэта и галопа 18 в.:


С середины 17 по середину 18 в. менуэт был основным придворным танцем, образцом французского придворного балета. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становится величественным и торжественным. Его называли «королем танцев и танцем королей». Он пережил на несколько столетий одновременно с ним возникшие хореографические формы и сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца.

Очень важным при исполнении менуэта считалось соблюдение придворной иерархии. Исполнители располагались строго по рангам. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений. Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Менуэту обучались долго, очень трудно давалась манера исполнения. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Исполнители менуэта двигались по определенной схеме, придерживаясь строгого композиционного рисунка, который варьировался в плавных, закругленных линиях в виде буквы S, цифр 2 и 8, а также буквы Z. Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число пар стало возрастать.

В XVIII веке медленный менуэт сменил скорый, которому свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных движений; руки разрешалось поднимать высоко в различных позах. Танец становился еще более изысканным и манерным.

(Г. Ф. Гендель. Менуэт.Г. Ф. Гендель. Галоп)


Разновидности контрдансов: лансье (Англия, 18 в.):

Контрдансы с построением в каре известны еще в Англии XVII века. В течение времени танцы из двух, трех или четырех пар все больше выходили из моды. Это было свойственно старой придворной традиции, когда небольшое число людей танцевало для остальных, но в более поздние годы, когда все хотели танцевать, такие танцы все больше становились «не к месту».

К 1700 году английские контрдансы в подавляющем числе случаев танцевались для любого количества пар — развитие, «поддерживаемое» новыми архитектурными тенденциями к строительству больших ассамблей и танцевальных залов, более подходящих для того, чтобы вместить в себя танцующих.

Лансье, исполняемое на музыку Г. Перселла рассчитано на 12 пар и состоит из 5 фигур.

(Г. Перселл. Hole in the Wall)


Исполнение полонеза:

Полонез (франц. polonaise — «польский»)— танец-шествие польского происхождения, известный с 16 века. Развился на основе народного танца, который в Польше назывался «пеший» (chodzony). Танцевали его на свадьбах и других сельских праздниках. Изначально полонез танцевали только мужчины, но в процессе эволюции в нем начинают принимать участие и женщины.

В 17 веке стал танцем привилегированных классов, потерял простоту, свойственную народному танцу.

В 18 веке он распространился по всей Европе как придворный танец и с этого времени получил свое название.

Полонез становится одним из самых популярных танцев всей Европы, торжественным танцем-шествием, открывающим торжественные танцевальные вечера. Под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. В этом танце не было сложных хореографических украшений, замысловатых поз и, несмотря на причудливый и сложный рисунок, исполнение полонеза не представляло особого труда.

Основным движением танца был изящный и легкий шаг с плавным неглубоким приседанием на третьей четверти каждого такта. Танцующие также исполняли реверансы и поклоны. Полонезу были свойственны строгая, горделивая осанка, собранность и подчеркнутое внимание к своей даме. Танцующие пары составляли одну или две колонны, круги, линии, гирлянды, «змейки» и т. д. Кавалер первой пары, который был ведущим, изобретал различные фигуры, которые были очень многочисленны и разнообразны.

(М. Глинка. Иван Сусанин. Полонез.)


Бальные танцы с шарадами: котильон 19 в.:


История котильона как самостоятельного танца начинается с начала 19 века, когда все балы были покорены вальсом. Слово Cotillion с французского языка можно перевести как (юбка), и поэтому многие авторы конца 19 века утверждали, что танец этот был выдуман французами в честь прекрасной половины человечества. Однако слово котильон обозначало также круговое построение в контрдансах. По-видимому, именно контрдансы и стали родоначальниками этого нового танцевального жанра. По сути своей это танец-игра. К концу 19 в. более популярен был котильон с аксессуарами.

Котильон соединял в себе движения всех танцев. Наиболее популярны были вальс, галоп и полька (во второй половине 19 в.). Без них не обходился ни один котильон. В середине века в котильон часто вставлялись фигуры кадрили, исполняемые между фигурами по выбору, так что котильон иногда даже называли котильоном-кадрилью, но в начале 20 века она уже считалась старинным танцем и использовалась гораздо реже. Неоднозначно было и отношение к мазурке: одни авторы танцевальных руководств считают её основным танцем котильона и предписывают начинать и заканчивать его именно мазуркой, другие считают, что мазурка по своему характеру совсем не соответствует котильону и не может в нем использоваться.

Фигур в котильоне было великое множество. В целом количество фигур котильона, также как вальса или мазурки никогда не было строго ограничено: их было столько, сколько могла создать человеческая фантазия. Классифицировать фигуры столь же сложно, как и сосчитать. Можно предложить только два вида деления: котильон с аксессуарами и котильон без аксессуаров.

Есть фигуры (чаще всего число танцевальные), для исполнения которых не нужно никаких предметов. Для части фигур используются предметы, которые всегда есть под рукой - платки, веера, стулья, бокалы с шампанским. Часть фигур требует специальной танцевальной подготовки - наличия в зале для котильона венков, маленьких луков со стрелами, воздушных шариков, национальных костюмов, лент. Что-то из этого можно было найти во все времена в лавках (магазинах) лотках коробейников. Остальное изготовлялось фирмами, на этом специализировавшимися. Эти вещи и назывались аксессуарами. Особое распространение они получили в конце 19 - начале 20 веков. Считалось, что это разнообразит танец и делает котильон в одном доме непохожим на котильон в другом. На самом деле сильное увлечение аксессуарами во многом выхолостило дух игры, т.к. или свело большую часть фигур к банальному прямому однообразному выбору партнеров на фигуру, или предполагало сложные конструкции с различными символами, не всегда гармоничные и удачно подобранные. Возможно, именно поэтому котильон в начале 20 века постепенно отошел на задний план, а потом и вовсе исчез из бальных программ.

(Г. Свиридов. Музыкальная иллюстрация к повести Пушкина "Метель")


IV. Поклон. Подведение итогов и оценка учащихся.

Основными требованиями к мероприятию являются: демонстрация знаний техники исполнения танцевальных движений и композиции показанных постановок, умение по возможности точно передать атмосферу той эпохи, в которой эти танцы существовали.

Подготовленные классом композиции прозвучали ярко и образно. Обучающиеся справились с композиционными и техническими трудностями программы. Показали знание теоретических основ историко-бытового танца и этапов его развития на протяжении 16 – 19 в.в.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Историко-бытовой танец"

Автор: Ковалева Александра Юрьевна

Дата: 06.11.2018

Номер свидетельства: 483764

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства