Автор: Алексеева Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МКОУ
«СОШ №1» г. Мирного Республики Саха (Якутия)
Электронный адрес: Alexevatatyana@mail.ru
Почтовый адрес: 678174 Республика Саха (Якутия) г. Мирный, ул. 50 лет Октября, 7, кв.57
Название статьи: История природного парка «Живые алмазы Якутии
История природного парка «Живые алмазы Якутии
Природный парк «Живые алмазы Якутии» основан в 2009 г. в целях сохранения природных экосистем на территории крупного промышленного города Мирный. Расположен на 11 км автодороги Мирный - Чернышевск.
Площадь парка составляет 32105,22 га. Создание подобного парка было бы невозможным без поддержки АК «АЛРОСА», которая выделила на развитие инфраструктуры парка 2 млн. долларов. Новый природный парк «Живые алмазы Якутии» создан по поручению президента республики В.А. Штырова и по инициативе АК АЛРОСА. Промышленный гигант озаботился сохранением фауны в регионе, где природа испытывает сильное антропогенное влияние промышленности.
Само название парка «Живые алмазы Якутии» говорит о том, что живой мир ценится не меньше материальных богатств, сохранение видов животных, их приумножение не менее важны для нас. Живой мир Якутии также составляет ее богатство.
Деятельность музейной комнаты
Деятельность музейной комнаты МКОУ СОШ №1 является ведущей формой работы по гражданскому, патриотическому и общекультурному воспитанию. В ней учащиеся школы занимаются собиранием, хранением и демонстрацией источников, предметов представляющих познавательный научный интерес. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности учеников. Процесс сбора, исследования, обработки материалов для музейной комнаты служит целям формирования научного мировоззрения, основ исследовательской деятельности, развивает системность мышления. Оформление материалов в экспозиции отвечает целям эстетического воспитания, формирования художественного вкуса, оформительских умений. Пропаганда материалов музейной комнаты способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения структурировать знания и его изложения.
Принципы деятельности музейной комнаты
Экологическая направленность деятельности учащихся, связь с жизнью.
Синхронная взаимодеятельность семьи, школы и общественности.
Демократичное сотрудничество учительского и ученического коллективов в форме исследовательской деятельности.
Формы организации деятельности музейной комнаты
Работа в музейной комнате «Живы алмазы Якутии»:
- изучение истории природного парка;
- сбор документального и фотоматериала, предметов;
- сбор фотоматериала о важнейших и интересных событиях жизни природного парка.
Путешествия и походы, спортивные соревнования, тематические коллективно-творческие дела.
Экологические десанты.
Формы занятий, используемые на занятиях в музейной комнате:
Лекционно – семинарские занятия
Лабораторные занятия
Практические занятия (защита проекта)
Методы, используемые на занятиях:
Исследовательские и проектные методы.
Игровые.
Занятия большей частью практического характера помогающие учащимся, вести исследовательскую и проектную деятельность по выбранной краеведческой теме.
Проект «Экологическая тропа»
Проблематика проекта
Экологическое воспитание детей является одним из приоритетов государственной политики Республики Саха (Якутия). Что значит экологическое воспитание? Мы много говорим, спорим об экологии, смотрим и слушаем передачи по телевизору, а конкретных дел мало. Никак не можем понять, что экология начинается с души и надо сначала работать над внутренним миром детей, привести порядок внутри, очистить души детей от загрязнения. Человеческая душа, как природа, постоянно загрязняется. Но природу загрязняем мы, люди. В том, что происходит вокруг нас, виноваты только мы.
Основная идея проекта
У нас в Якутии отношение к природе особое, потому что мы живем лесом, рекой, озером, аласом. Наши предки издавна поклонялись природе и считали, что человек не может жить отдельно от природы. Поэтому поклонялись духу Солнца, Земли, Воды и Огня. Соблюдали все обычаи, традиции охоты, рыбалки и всегда благодарили природу. Передавали красоту природы в различных узорах, которыми расписывали посуду, одежду, ковры, украшения из серебра и золота.
Проект «Экологическая тропа» подразумевает собой экологическую экспедицию детей на природе с изучением флоры и фауны природного парка, с проведением экологических акций, с озеленением и благоустройством территории природного парка, с созданием интерактивной карты природного парка, с проведением исследовательской деятельности, с любовью чувствовать природу, жить в гармонии с ней.
Обоснование проекта
Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не охраняем. Бриллианты, алмазы, золото, деньги – охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Мы не учим наших детей самому главному, что Воздух – это отец, Вода – это мать, Земля – это дом, Роса – это национальное богатство. Большинство городских детей абстрагированы от природы, и потому у многих из них преобладает созерцательно – тревожное отношение к ней.
Необходимостью возникновения проекта является то, что дети Мирного слабо знают родной край, и именно этот проект сможет помочь детям воспринимать природу сердцем, сознавать свою ответственность перед ней, привить любовь к родной земле, к животному и растительному миру природного парка.
Программа создания и развития экспозиций музейной комнаты
на 2014— 2015 годы.
Цель: изучить и сохранить историю природного парка, обитателей природного парка, сотрудников, сформировать у учащихся осознанное отношение к истории.
Задачи:
- Развитие творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора исследования, обработки, оформления музея.
- Воспитание патриотических чувств учащихся.
Обоснование:
Экспозиция — одно из эффективных средств духовного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи.
Ожидаемые результаты:
- Сохранение в экспозициях документов, стендов, альбомов, экспонатов.
- Пополнение фонда новыми материалами.
- Организация научно — исследовательской работы учащихся на базе экспозиции. Издание исследовательских работ учащихся.
Разделы экспозиции:
«История природного парка» - директор природного парка, первые обитатели природного парка (фотографии); (животные, растения, макет природного парка, стенды, рисунки и т. д.)
Вольерный комплекс в природном парке «Живые алмазы Якутии»
На территории природного парка «Живые алмазы Якутии» открыт вольерный комплекс. В этом уголке животных в просторных вольерах содержатся: 8 овцебыков, 4 яка, 5 изюбров, 3 пятнистых оленя, 2 косули, 2 медведя, 4 лося, кролики и курицы.
На территории комплекса установлена беседка для посетителей. Сотрудниками проводится интерактивная экскурсионная программа по вольерному комплексу, в ходе которой экскурсантам рассказывают обо всех обитателях комплекса. Маленькие посетители могут в ходе экскурсии покормить обитателей комплекса.
Направления деятельности
Туристско-краеведческое.
Проделана работа по исследованию растений и животных природного парка. Изучили историю природного парка. Познакомились с сотрудниками природного парка. Оказана помощь хозяйственной деятельности природного парка.
Проведены походы по территории природного парка. Организована поездка в п. Таас-Урэх с целью знакомства с флорой и фауной местности.
Творческое.
На базе природного парка проведены:
Тематические праздники и концерты, художественно-оформительские работы в музейной комнате, поделки для выставок), конкурсы рисунков «Сохраним подснежники», «Природа и мы».
Мероприятия: 22 марта - День Земли» - викторина, конкурс рисунков.
1 апреля – «День птиц» - акция «Помогите птицам!», конкурс скворечников и кормушек.
Экологические акции «Природа и мы». Проведены акции «Подкорми птиц!» (2011, 2012, 2013, 2014гг.)
Экологическое.
Провели конкурсы рефератов о растениях и животных нашего края, ведения дневников, экологические рейды по контролю за чистотой водоёмов, трудовые десанты по уборке территорий природного парка.
Трудовое.
Прививать уважительное отношение к труду своему и к труду других людей. Воспитывать умение оценивать результаты труда.
Работа в музейной комнате (поддерживание порядка) общественно-полезный труд по самообслуживанию. Трудовые десанты в помощь сотрудникам природного парка.
Образовательное.
Принимали участие на конкурсах разного уровня, формирующие потребность в образовании, способствовать умственному развитию учащихся.
Олимпиады, викторины, посещение выставок.
Экскурсии:
В музейной комнате побывали учащиеся 2 «а», 3 «а» классов МКОУ «СОШ №1», посетители природного парка с семьями.
Количество уроков проведенных в музее: внеурочное занятие «Земля – наш общий дом» (провели Алексеева Т.В., учитель начальных классов, Иванова А.М., ведущий специалист МРКОП.
Связь музея с различными организациями, учреждениями, государственными музеями: историко-краеведческий музей города Мирного, музей Природы (с. Элгээйи Сунтарского района).
Пропаганда работы музея в СМИ, использование материалов музея в научно-популярных и иных изданиях: информация о работе музейной комнаты «Живые алмазы Якутии» размещена на сайтах Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) и МКОУ «СОШ №1» г. Мирного.
Приложения