Истоки "Старание и терпение" (внеклассное мероприятие)
Истоки "Старание и терпение" (внеклассное мероприятие)
Внеклассное занятие по курсу "Истоки" проводится в 3 классе. В занятии используются различные формы организации работы детей: в группе, в паре, индивидуальная работа учащихся. Также для определения темы занятия детям в начале занятия предлагается посмотреть видеофильм "Терпение и труд всё перетрут" (православные рассказы В.И.Даль)-интернетресурс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Истоки "Старание и терпение" (внеклассное мероприятие)»
Конспект открытого внеклассного занятия
по «Истокам»
Класс: 3 Учитель начальных классов Iкатегории: Тирпак Эльвира Витальевна
Тема: «Старание и терпение»
Цель: способствовать развитию духовно-нравственных качеств детей.
Задачи:
1. Сформировать понятия «старание», «терпение», дать положительную оценку данным качествам.
2. Продолжать развивать навыки работы в паре, в микрогруппах.
3. Содействовать обогащению словарного запаса детей.
3. Воспитывать у детей стремление к старанию и терпению.
Материал для занятия:
-Выставка книг русских народных сказок «Морозко», «Золушка», «Крошечка Хаврошечка», «По щучьему велению», «Снежная королева», «Доктор Айболит»
- Пословицы и поговорки о старании и терпении.
- Иллюстрации к сказкам, листы с заданиями для детей, цветные карандаши
Ход занятия
I.Организационный момент
1.Психологический настрой
Дети входят под музыку «Дорога добра»
учитель: Всем - здравствуйте!
Рады гостям, как добрым вестям!
Всех привечаем, душевно встречаем! (поклоны)
учитель - Ребята, посмотрите внимательно на изображения на доске (солнышко улыбчивое, солнышко с тучами и тучка.)
- Каков ваш настрой в начале занятия?
1) Если солнышко внутри вас, и вы с прекрасным настроением начинаете занятие - поднимите руки вверх и помашите ими.
2) Если вам тревожно - выбираете солнышко с тучей - поднимите руки в стороны
3) А если вам не хочется сегодня общаться - выбираете тучку и показываете это, закрыв ладошками лицо.
Я рада, что у большинства из вас солнечное настроение. Пусть это занятие принесет нам радость общения, наполнит сердца добрыми чувствами и желаниями. Садитесь!
II. Мотивационно-побудительный
-Ребята, послушайте рассказ и определите тему нашего сегодня занятия. Мультимедийная доска
Показ видеофильма «Терпение и труд всё перетрут» (Православные рассказы В.И.даль) - Кто определил тему нашего занятия? - А кто знает, как можно научиться быть терпеливым?
Мы ещё маленький народ, но в прекрасное будущее мы уже начали свой путь. И наша задача - уже сейчас подготовить себя к большой жизни так, чтоб было меньше ошибок, обид, разочарований. Сегодня на занятии поговорим об очень важной и нужной теме.
Давайте послушаем детей (читают подготовленные дети)
1ребёнок
Если пол я подметаю —
Пыль до неба поднимаю,
Если стирку затеваю —
Всю квартиру заливаю.
- Ребята! Как выполняет работу герой, о котором прочитал …?
- Как надо было выполнять работу? (старательно)
2 ребёнок
Две серьёзных очень рыбы
Молча плыли как-то раз.
Вот, скажите честно, вы бы
Промолчали целый час?
-Каким качеством обладает герой этого стихотворения? (терпением)
- Хлопните, если у вас были случаи, когда мама вам говорила: «Потерпи немножко.? »
- А теперь кивните хлопните в ладоши, если к вам обращались со словом «старайся». Спасибо за честность!
III. Актуализация знаний
-Ребята, вы, конечно, слышали эти слова ”cтарание” и “терпение”.
- Кто сможет дать точное определение этим словам?
- Где мы можем найти значение этих слов? (поискать в словаре, заглянуть в интернет, спросить у взрослых и т. д.
- Найдите в словаре значение этих слов. (Дети работают с выданными им словарями)
(Старание - это прилежание, усилие, усердие, напряжение, стремление, трудолюбие.)
- А кто может назвать качества, противоположные терпению и старанию? (торопливость, отсутствие настойчивости в достижении цели, непродуманность решений, нежелание предвидеть последствия своих поступков)
-Спасибо за работу! Молодцы!
IV. Целеполагание
-О чём будем вести сегодня разговор? (о старании и терпении)
- Как вы думаете, нужная тема?
- Кто может сформулировать цель нашего занятия?
Обобщение учителем: цель нашего занятия будет – как научиться терпению и старанию.
Музыкальная физминутка
V. Основной момент
Восприятие и освоение нового материала
- В каком деле могут пригодиться качества: терпение и старание? (на занятиях, в спорте, везде)
С давних времен люди высоко ценили старание и терпение. Понимали, что это великий труд души, благодаря этому человек достигает мастерства и умения в любом деле. Много писателей посвятили свои рассказы этим важным качествам.
-Послушайте рассказ Льва Николаевича Толстого (учитель читает, чтение сопровождается иллюстрациями к произведению)
Л.Н.Толстой «Две лягушки»
Попали две лягушки в кувшин с молоком. Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула. А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось, что она сбила молоко в масло. Так и выбралась.
- Подумайте, благодаря чему лягушке удалось выбраться из кувшина? (старанию)
- Что было бы, если бы лягушка не старалась? (утонула)
Послушайте ещё один рассказ.
Валентина Осеева «Сыновья»
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.
А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
- Скажите, чему нас учит этот рассказ? (терпению и старанию)
- Давайте обсудим ситуации из нашей жизни.
1) Девочка тренировалась вырезать ножницами кружочки. Каждый кружочек вырезала не спеша. По правилам. С заданием справилась лучше всех. Проявила она старание и терпение в работе? (да)
2) Учитель задал вопрос мальчику. Он задумался над этим, а другой мальчик знал ответ и быстренько его выкрикнул. Какого качества не хватило другому мальчику? (терпения)
- Как можно назвать человека, который умеет сдерживать свои эмоции, не мешает другим, хотя очень хочется (терпеливым)
- По отношению к кому? (к другим людям, чтобы не мешать)
- Да, ребята, терпение надо проявлять в работе-делать её до конца, как бы ни было трудно, и по отношению к другим - уметь выслушивать до конца своего собеседника.
- Кто будет старательно учиться - при выпуске из школы получит золотую медаль. Это очень почётно! (показ) Ведь учение – это большой труд. От человека требуется старание, усидчивость. Не всегда всё легко получается, даже у взрослых. Старание - это достоинство, важное качество человека.
-А теперь отдохнём, старательно сделаем физминутку
(Звучит музыкальная физминутка)
- Ребята! А знаете ли вы, что более 200 лет назад в России была учреждена медаль «За усердие» (В декабре 1801 года по указу Александра I была введена награда – медаль «За усердие». Награждались ею за особое старание, как писали «… в поощрение к трудолюбию».) Вид медали менялся несколько раз. (показать медали)
И в наши дни вручается медаль «За усердие» самым старательным людям. Так что это качество очень ценится государством.
- Ребята, все великие люди были необычайно старательными, терпеливыми и трудолюбивыми. Об этом нам расскажут некоторые наши дети.
1 ученик (Ф. И. ребёнка): Великий полководец А. В. Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой, старание и терпение помогли ему стать непобедимым командиром.
(показ картинки)
2 ученик (Ф. И. ребёнка): А Валентина Владимировна Терешкова путём старательных тренировок, терпения и прилежной учёбы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом. (показ картинки)
Каждый год мы отмечаем Великий праздник – День Победы в страшной войне. Примеров старания, терпения и мужества, которые проявляли люди в эти страшные для всего человечества годы, много. Об одном из героев расскажет
3 ученик (Ф. И. ребёнка):
Самолёт Алексея Петровича Маресьева (показ картины) был подбит, а сам лётчик тяжело ранен в ноги. Совершил вынужденную посадку на занятой немцами территории и 18 суток сначала на покалеченных ногах, а потом ползком пробирался к линии фронта. Еле живого Алексея обнаружили мальчишки из деревни Плав, Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Маресьева на подводе в свой дом. Больше недели колхозники ухаживали за лётчиком, в селе не было врача, а Маресьеву нужна была медицинская помощь. Было очень больно, но он терпел. Когда на окраине села приземлился самолёт, Маресьева отправили в Москву. Врачи вынуждены были ампутировать (отрезать) ему обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо. Летал с протезами, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.
-Народная мудрость даёт такой совет: «Научишься терпеть в малом, вытерпишь и в большом».
И действительно, пережить многие трудности можно благодаря своему удивительному терпению и старанию.
- Ребята! А как мы можем узнать, старательный человек или нет?
(по его поступкам и делам)
-А теперь предлагаю поработать в парах (работа в тетради «Истоки №1»
-Внимательно рассмотрите иллюстрации и отметьте жетончиком (поставьте его на иллюстрации в нижнем правом углу, на которых изображены занятия, требующие старания и терпения. Правило : 1. внимательно выслушать друг друга и прийти к единому решению. 2. Как закончите работу - сцепите ладошки вместе в кулачок и поднимите вверх.
Проверим вашу работу: один из вашей пары (договоритесь - кто) объясняет выбор так: мы думаем, что…. Если остальные согласны - хлопните!
А сейчас дружно и старательно отдохнём
Вверх ладошки - хлоп, хлоп!
По коленкам шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И руками домик сложим.
VI. Закрепление полученного материала
- Теперь, ребята, мы поработаем в группах (раздаются листочки по количеству групп)
Старанию и терпению нас учат наши русские народные сказки
-Во многих сказках герои старательны и терпеливы. Но не во всех. Вспомните такого героя и сказку, определите в группе и обоснуйте свой выбор примером из выбранной вами сказки (По щучьему велению)
-Какие вы молодцы!
Давайте теперь вспомним пословицы и поговорки о старании и терпении.
Предлагаю вам игру «Доскажи словечко».
• Без терпенья нет… (умения) .
• Терпение всё (преодолевает) .
• Терпение и труд всё… .(перетрут).
• Поспешишь – людей …. (насмешишь) .
• К большому терпенью придет и… .(уменье) .
• Старание и терпение рождают …. (умение)
- Вы со мной согласны?
А теперь самостоятельно старательно и терпеливо соедините точки на листочке в данной игре «Доскажи словечко»и закрепите своё знание пословиц.
(работают под приятную спокойную музыку)
VII. Рефлексивно-итоговый этап
-Дорогие, ребята, подходит к концу наше занятие, и пора подвести итог занятия.
- О каких важных качествах человека мы говорили сегодня (о старании, терпении)
- На занятии сегодня нужны были старание и терпение?
- Кто захотел быть старательным и терпеливым?
- Кто доволен своей работой на занятии?
- Оцените свою работу так же, как начинали занятие:
если всё поняли - вы солнышки, поднимем руки вверх и помашем ими.
если не всё поняли - руки в стороны разведём.
если не поняли тему – руками прикроем глазки.
- Говорят: Какова работа, такова и награда. Вы сегодня - МОЛОДЦЫ!
Дарю вам медальки на память! Пусть будет у вас напоминание: старание и терпение - путь к умению! (солнышко с лучами, на которых написана данная пословица)
Под музыку «Дорога добра» раздаются медальки.
Всем спасибо! Как солнышко радуется вашему старанию! И я рада нашему общению.
Хочется верить, что вы будете трудолюбивыми, старательными и терпеливыми.