kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Слово о хлебе", Спицин Михаил

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

      Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.                                                                                                                                  

   О хлебе, об отношении к нему можно говорить, писать очень много. Чтобы мы не росли невеждами, чтобы для нас, как и для отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Следует всегда помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

     Люди в годы Великой Отечественной войны берегли каждую крошку хлеба, потому что она была не просто счастьем, она продолжала их жизни, была хранительницей судьбы целого народа, целой страны. Хлеб – мерило жизни

     Мой   папа – Анатолий Федорович, работает  главным агрономом в селе Александровка Лямбирского   района. Он утверждает, что   очень любит свою профессию и  что от его труда зависит получение хлеба.

    Я решил узнать, от кого же всё-таки  зависит получение хлеба и какая же истинная ценность его?

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Слово о хлебе", Спицин Михаил »

Муниципальное казённое учреждение

«Центр информационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений» Лямбирского муниципального района РМ


Районный конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся

«Юный исследователь»


«СЛОВО О ХЛЕБЕ»



Спицин Михаил Анатольевич,

ученик 4 класса.

МОУ «Александровская СОШ»



с. Александровка - 2015 г.




Содержание


  1. Введение …………………………………………………………………3-4

  2. Основная часть:

2.1. Вступление ………………………………………………………….5

2.2. Происхождение хлеба……………………………………… 5- 6

2.3. История названия хлеба……………………………………………7

2.4. Каким был хлеб на Руси?................................................................ 7

2.5. Мифологическое значение слова «хлеб»………………………… 8

2.6. Как хлеб приходит к нам на стол?.................................................. 9

2.7. Чем полезен хлеб?............................................................................ 10

2.8. Хлеб фронтовой, хлеб блокадный………………………………. 11 - 13

2.9. Проводим опрос среди учащихся класса…………………………14

3. Заключение…………………………………………………………………. 15

4. Список литературы и источники информации………………………….. 16

5. Приложение………………………………………………………………. 17 -

























Аннотация

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.

О хлебе, об отношении к нему можно говорить, писать очень много. Чтобы мы не росли невеждами, чтобы для нас, как и для отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Следует всегда помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Люди в годы Великой Отечественной войны берегли каждую крошку хлеба, потому что она была не просто счастьем, она продолжала их жизни, была хранительницей судьбы целого народа, целой страны. Хлеб – мерило жизни

Мой папа – Анатолий Федорович, работает главным агрономом в селе Александровка Лямбирского района. Он утверждает, что очень любит свою профессию и что от его труда зависит получение хлеба.

Я решил узнать, от кого же всё-таки зависит получение хлеба и какая же истинная ценность его?






  1. Введение

Выбор темы исследования.

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой. Ежедневно посещая школьную столовую, я наблюдаю одинаковую картину. Столы усыпаны крошками и недоеденными ватрушками. Огрызки булок были оставлены в стаканах, на тарелках с макаронами, на столе для грязной посуды лежала целая куча остатков хлеба. Дежурные по столовой собирают после обеда каждого класса несколько кусков хлеба, который идет в отходы .Остается он и после нашего класса. Я решил посчитать количество хлеба, который шёл на выброс. Ведь я знаю, что хлеб достаётся человеку дорогой ценой. Об этом нам говорили и дома, и в школе. Но я не задумывался, насколько это серьёзная и важная проблема. И вот я решил узнать о хлебе как можно больше, а потом рассказать о нём и другим ученикам моего класса.

Именно поэтому объектом моего исследования, я выбрал - хлеб.

Предмет исследования: отношение людей к хлебу.

Цель исследования:

  • провести исследование « Откуда хлеб на стол пришел»;

  • определить истинную ценность хлеба и формировать уважительное отношение к хлебу и людям, его производящим.

Задачи:

  • узнать историю возникновения хлеба, как важнейшего продукта питания;

  • уточнить представление о последовательности этапов получения хлеба;

  • узнать состав военного хлеба;

  • прочитать литературу с целью определения значимости хлеба для людей в годы Великой Отечественной войны

Методы исследования:

  • изучение и анализ статей и публикаций в периодической печати

  • собственные наблюдения

  • беседа со специалистами

Результат исследования:

  • узнать историю возникновения хлеба, как важнейшего продукта питания;

  • уточнить представление о последовательности этапов получения хлеба;

  • узнать состав военного хлеба

Гипотеза. Я предполагаю, что получение хлеба- это результат труда людей разных профессий. Если определить роль хлеба в жизни людей, то можно узнать, как «дорого» он стоит.

Актуальность исследования

70 лет как отгремели залпы Великой Отечественной войны. Мы, школьники, знаем о ней только из рассказов наших бабушек и дедушек, из книг и фильмов. Мы привыкли к мирной жизни, полной достатка и благополучия. В нашей школьной столовой всегда в достатке булочки, хлеб, пирожки. К сожалению, нередко можно увидеть недоеденный, а то и целый кусок хлеба или булочку, небрежно брошенные на пол учениками нашей школы. Большинство школьников не осознают истинную цену хлеба, не знают, какой ценой доставался кусок хлеба людям на фронте, в глубоком тылу, в блокадном Ленинграде.

Некоторые могут возразить: «Война давно закончилась, голода нет, зачем беречь хлеб, ведь его в достатке можно найти в каждом продуктовом магазине». Я могу с ними поспорить, т. к. изучая материал я узнал ( по данным ООН), что от голода каждый год умирают 9 млн. человек — больше, чем от болезней, войн или природных бедствий. Недоедание ежегодно уносит жизни около 5 миллионов детей в возрасте до пяти лет. Голодают 400 миллионов детей, а еще 200 миллионов не доедают. Самая тяжелая ситуация в странах Центральной Африки, а также в ряде азиатских государств, включая Камбоджу, Северную Корею ,Афганистан.








  1. Основная часть

    1. Вступление.

Ежедневно посещая школьную столовую, я наблюдаю одинаковую картину. Столы усыпаны крошками и недоеденными кусочками хлеба. Остатки хлеба были оставлены в стаканах, на тарелках с макаронами, на столе для грязной посуды лежала целая куча остатков хлеба. Дежурные по столовой собирают после обеда каждого класса несколько кусков хлеба, которые идут в отходы. Остается он и после нашего класса.

Я знаю, что хлеб достаётся человеку, дорогой ценой. Об этом нам говорили и дома, и в школе. Но я не задумывался, насколько это серьёзная и важная проблема. И вот я решил узнать о хлебе как можно больше, а потом рассказать о нём и другим ученикам моего класса.


    1. Происхождение хлеба.

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

Первый хлеб имел вид жидкой каши. Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб, сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей - в виде петуха, котенка, индюка и др. Выпекали сладкие хлебцы, в состав которых входили мед, жир, молоко, ценились они дороже, чем обычный хлеб. Во все времена хлеб высоко ценился и почитался человеком. Он был поставлен в один ряд с золотом и солнцем. В принятой в Древнем Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозначались одинаково - кружочком с точкой посредине. В честь хлеба слагались гимны.

Искусство приготовления разрыхленного хлеба из сброженного теста от древних египтян перешло в Грецию и Рим. Такой хлеб считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб - плотный и грубый. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх.

В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом. Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. К хлебу относились и с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами.

На Востоке к хлебу было тоже особое отношение. Например, в Индии преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. У многих народов хлеб считался целебным средством от многих заболеваний.

Так же, как к хлебу, народ с давних времен с уважением относился к труду тех, кто его пек. В древних государствах пекари были в большом почете и занимали самые высокие посты. Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.



    1. История названия хлеба.

Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб», или эстонское «лейб».


    1. Каким был хлеб на Руси?

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников, хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. В XI столетии на Руси выпекали кислый, т.е. сброженный, хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. В XVI в. пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников, составляя значительную часть городских ремесленников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги, пряники.

Качество хлебных изделий строго контролировалось. Назначались хлебные приставы, которые ходили по рынкам и торжкам, проверяли и взвешивали хлеб и хлебные изделия. Если они обнаруживали нарушения, виновных штрафовали. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, которые выпекали хлеб в большом количестве. Приготовление хлеба было тяжелым изнурительным ручным трудом и оставалось таким до середины XIX века. Лишь во второй половине XIX века появились в России механизированные тестомесильные машины, тестоделители, конвейеные печи. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.



    1. Мифологическое значение слова «хлеб»


Хлеб наиболее сакральный (божественный) вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с соль.

У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала на столе в красном углу. Хлеб на столе символизировал достаток дома, постоянную готовность к приёму гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. По общеславянскому выражению, хлеб –«дар Божий», а по русскому, «стол – ладонь Божья»

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность. Нельзя оставлять кусок хлеба на столе, иначе похудеешь – «он тебя есть будет».

Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба – женскими занятиями.

Хлеб широко использовали в качестве обрядового дара: брали его с собой, отправляясь свататься, с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания, везли хлеб вместе с приданым невесты, угощали им друг друга в различных обрядовых ситуациях.

Из глубины веков, из старинных легенд дошли до нас слова «КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ». Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


    1. Как хлеб приходит к нам на стол?


А как хлеб появился на нашем столе? Ведь это только в сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень длинный.

Мой папа работает агрономом и является непосредственным участником процесса производства хлеба. Я часто с ним ездил по полям и наблюдал за его работой. Весной специальным трактором пашут землю, вносят удобрения, чтобы был лучше урожай. Потом в нее бросают зерна – сеют хлеб. Из зерен вырастают колоски. В каждом колосе много новых зерен. Летом поля обрабатывают от сорняков. Осенью пшеница созревает и колоски убирают машинами – комбайнами.

Колоски скашивают и обмолачивают – вытряхивают из них зернышки. Машины доставляют зерно на механизированный ток для очистки и просушки. Зерно отвозят на элеватор. (Это большое зернохранилище). Здесь зерно перетирают – мелят и получают муку. Мука поступает на хлебокомбинаты и пекарни. Здесь из нее изготавливают хлебобулочные и кондитерские изделия.

Я убедился, что многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка:

  • слесарь, проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны;

  • агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и принимает решение – когда и где их посадить;

  • тракторист пашет землю, сеет зёрна;

  • комбайнеры косят урожай;

  • шоферы отвозят;

  • мельники молят;

  • пекари пекут;

  • продавцы продают.

Вот какой долгий и трудный путь проделывает хлебушек до нашего стола. В каждую булку хлеба вложен труд людей многих профессий. Каждый из нас должен об этом помнить!

У меня дома мама часто печёт пироги, пиццу, плюшки, хлеб, которые мы с удовольствием кушаем!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - 5

    1. Чем полезен хлеб?

Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. Хлеб содержит витамины В1, В2, В3, В6, В9 и витамин РР. Из минеральных веществ – фосфор, магний, железо, цинк и др. Чем больше в хлебе отрубей, тем больше в нем полезных веществ. И что еще важно, хлеб обладает одним редким свойством – он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям. Хлеб – практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным, даже если он не используется в пищу сразу. Если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления.
Сегодня хлебом мы почти наполовину удовлетворяем потребность нашего организма в углеводах, на треть – в белках, более чем на половину – в витаминах группы В, солях фосфора и железа. Хлеб на 30% покрывает нашу потребность в калориях.
100 лет назад человек в среднем потреблял 1 кг хлеба в сутки, сегодня мы потребляем только 200–400 г, и в будущем эта цифра будет снижаться, т. к. расширится ассортимент потребляемых продуктов.

Каким же хлебом питаться и какое количество его считается нормой? Нормы для взрослого человека, не занятого физическим трудом, – примерно 300–350 г хлеба в день, однако это количество может меняться в зависимости от возраста, вида деятельности человека, массы тела, индивидуальных особенностей организма, количества и состава других продуктов, входящих в рацион питания. Для людей, занимающихся спортом, физическим трудом и другими нагрузками, норма потребления хлеба выше.
Специалисты в области науки о питании рекомендуют составлять свой хлебный рацион с учетом необходимости потребления как ржаного, так и пшеничного хлеба. Что касается того, какой именно хлеб потреблять, то это главным образом дело вкуса, для здорового человека нет ограничения в выборе хлебных изделий. ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

2.8. Хлеб фронтовой, хлеб блокадный…

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем

Им были детства дни полны

Особо помним мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Изучая историю человечества, можно привести примеры, когда вопрос с хлебом был вопросом жизни и смерти.

Наше поколение живет в мирное время. Мы не знаем что такое война, что такое голод. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы Великой Отечественной войны. Я нашёл много интересной информации о хлебе военного времени, воспоминания людей, переживших блокаду в Ленинграде, и попытался ответить на вопрос: «Чем же был этот хлеб для людей, которые пытались не только выжить в тяжёлые, голодные военные годы, но и защищали свою Родину от гитлеровской Германии, работали по 14-16 часов в сутки, чтобы помочь фронту и приблизить долгожданную победу? Как они относились к хлебу?»

Блокадный хлеб.

Выяснил, что в блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов. Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни. В блокадные дни между хлебом и жизнью стоял знак равен­ства.

Ленинградка Медведева Александра Михайловна (в годы войны Аля Леонова) вспоминала:
«На второй день войны мне исполнилось одиннадцать лет, я закончила третий класс. Сестре моей было четыре года. Когда в 1941 году, в ноябре, снизили норму хлеба до 125 граммов детям и 250 граммов — рабочим, мама стала его выкупать сама. В ма­газин ходила вечером, после работы. В квартире у нас стояла старинная этажерочка со шкафчиком. Дверцы шкафчика — резные, с ключиком. В этом шкафчике и хранился под замочком наш хлеб...
Утром мама перед уходом на работу доставала хлеб, делила его на три части, потом каждую часть еще на три. Оставляла нам на завтрак и на обед, остальную часть — на ужин — закрывала в шкафчик, а ключик брала с собой. …С тех пор прошло много лет, но до сих пор помню жгучее чувство голода. Страх остаться голодной жил во мне долго. И я не понимаю, как порою у нас забывают о том, что такое голод, что такое кусочек хлеба. ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Фронтовой хлеб.

В 1941 г. неподалеку от верховья Волги находился исходный рубеж. Под крутым берегом реки дымили земляные кухни, располагалась санрота. Здесь же в первые месяцы войны создавались земляные (в основном они устанавливались в грунте) хлебопекарные печи. Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича.

Ветераны московских сражений рассказывали, как в овраге старшина раздавал солдатам горячий хлеб, который привез на лодке (вроде саней, только без полозьев), запряженной собаками. Неподалеку рвались мины. Солдаты, на «скорую руку» покушав хлеба и запив его чаем, приготовились к повторному наступлению.


Сталинградский» хлеб.

Ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному


Хлеб оккупированных районов


О том, как выживало и голодало местное население оккупированных территорий, невозможно слышать и читать без слез. Все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Матери страдали сами, но еще больше – видя мучения своих детей, голодных и больных родственников, раненых солдат. Чем они жили, что ели – за пределами понимания нынешних поколений.

Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни. В госпиталях на оккупированных немцами территориях раненым солдатам вместо хлеба давали по две ложки пшенной каши в день.


Хлеб концлагерей

Из воспоминаний бывшего участника антифашистского Сопротивления, инвалида I группы Д.И. Иванищева: « Уж мы-то, заключенные концлагерей, знаем цену хлеба и преклоняемся перед ним. Гитлеровцы выпекали для русских военнопленных хлеб по особому рецепту. Назывался он «остен-брот» и был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения в рейхе (Германия) 21 декабря 1941 г. «только для русских».

Вот его рецепт: отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%. Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба». ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Тыловой.

Московский технологический институт пищевой промышленности разработал рецепт «рабочего хлеба», который специальными приказами доводился до руководителей предприятий общепита.

В условиях недостаточной обеспеченности мукой при выпечке хлеба широко использовались картофель и другие добавки.

Выбрав один рецептов военного хлеба, мы с мамой испекли хлеб. В его состав входит:

  • Жмых сахарной свёклы:

  • Овсяные отруби;

  • Картофель;

  • Мука ржаная, вода, дрожжи.

Хлеб получился хороший, но на вкус он мне не понравился. ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

Вывод:

Чем же был хлеб для людей, переживших страшные голодные годы войны? Как они к нему относились?

Люди в годы Великой Отечественной войны берегли каждую крошку хлеба, потому что она была не просто счастьем, она продолжала их жизни, была хранительницей судьбы целого народа, целой страны. Хлеб – мерило жизни. В блокадном Ленинграде, умирая от голода, люди не посмели тронуть ни одного зёрнышка из многих тонн хранящегося селекционного зерна. Этот факт ещё раз показал силу русского характера. Никакие трудности не смогли сломить дух русских людей, лишить их человечности и милосердия.

И если сейчас наш народ обеспечен самым разнообразным хлебом, то в этом великая заслуга тех, кто сражался за хлеб и отдавал свою жизнь в борьбе с фашизмом, кто, теряя сознание от голода, выпекал буханки святого блокадного хлеба в осаждённом Ленинграде.

Покупая свежий хлеб и при этом, избавляясь от черствого, или выбрасывая недоеденные кусочки в школьной столовой, мы всегда должны помнить, что в блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов.

Мы, школьники, не имеем права терять историческую память о военных годах, о цене хлеба в то время. Мы должны помнить и заботиться о людях, переживших войну. Зная это, мы будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.


2.9. Проводим опрос среди учащихся класса. Перед тем как ознакомить одноклассников с итогами моего исследования, я решил провести опрос и узнать, что же ребята знают о хлебе. С помощью учителя мы подготовили анкету:

1. Как часто вы едите хлеб?

-Каждый день

-Редко

-Вообще не едите.

2. Какой хлеб вы больше любите?

-Пшеничный

-Ржаной

-Пшенично-ржаной

-Никакой не любите

-Всякий любите

3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно?

-Да

-Нет

4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?

-Всегда

-Часто

-Редко

-Никогда

5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?

- Выбрасывают

-Скармливают домашним животным

-Сушат сухари

-В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба

Результаты анкетирования показали, что в нашем классе все ребята любят хлеб, особенно белый. Все знают, что к хлебу нужно относиться бережно. Но, не смотря на это, многие не доедают взятый кусок хлеба. В семьях ребят часто остаются излишки хлеба, которые скармливают домашним животным. ПРИЛОЖЕНИЕ 10.






  1. Заключение

Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб - бесценное сокровище. Бережливость, уважение к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб - общее богатство, мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.

Проведенное исследование открыло для меня много нового.

Я узнал:

  • как долог и труден путь хлеба к нашему столу;

  • что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку;

  • благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны;

  • я понял, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб;

  • проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека;

  • я твердо усвоил правила, которые мы должны выполнять по отношению к хлебу:

  • Берегите хлеб, он дорого достается;

  • Не оставляйте недоеденных кусков;

  • Никогда не бросай хлеб;

  • Подними брошенный кусок, отдай птичкам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Таким образом, я сумел достичь цели моего исследования и смог узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая мной в начале исследования гипотеза подтвердилась.

Данная работа помогла мне понять всю ценность хлеба. Теперь я буду еще больше дорожить хлебом и буду рассказывать и учить этому своих друзей.











  1. Библиографический список.

  1. Пицков Ю.А «Как хлеб на стол приходит». М. Просвещение, 2003 г.

  2. Амусина Л.К. «Хлеб всему голова», Воспитание школьников, № 9, 2004 г.

  3. Адамович А., Гранин Д. «Блокадная книга», М., Советский писатель, 1982, 432 с.

  4. Алмазов Б.А. Наш хлеб [Текст]: Научно-художественная книга / Рис. и оформл. Д. Плаксина. – Л.: Дет. лит., 1985. – 207 с., ил.

  5. Давыдова М.А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников [Текст].-Москва: Вако, 2007.-64с.

  6. Подшибякина С.Ю..Хоровод круглый год [Текст].- Волгоград: Учитель, 2004.-48с.

  7. Смирнова Н.С., Тихонова М.В. Красна изба … [Текст].- Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2000.-48с.

  8. http://goodrecept.ru/?m=nots&id=DA5B433600 Хорошие рецепты- хлеб всему голова.

  9. http://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба

  10. http://www.antiqueonline.ru/hleb.html Мифологический словарь

  11. http://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html История возникновения хлеба и хлебопекарного производства

  12. http://vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php Хлеб фронтовой, хлеб блокадный...

  13. http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1 Хлеб. Энциклопедия символов

  14. http://astrofizica.narod.ru/posobie/Index27.htm Блокадный хлеб

  15. http://ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html Хлеб мира и войны

  16. http://www.gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5032/11628/715501/792032/792038 Самые знаменитые и интересные пословицы о хлебе.















Приложение 1.






Приложение 2.




Приложение 3 .

































Приложение 4.











Приложение 5.










Приложение 6.
































Приложение 7.







Приложение 8.




Приложение 9.






Приложение 10. (диаграмма)

19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Слово о хлебе", Спицин Михаил

Автор: Кузнецова Ирина Александровна

Дата: 22.05.2015

Номер свидетельства: 214363

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства