Исследовательская работа "Слава Богу, что мы казаки"
Исследовательская работа "Слава Богу, что мы казаки"
Исследовательская работа "Слава Богу, что мы казаки" выполнена коллективом учащихся 2-го класса, родителями, под руководством классного руководителя. В работе раскрывается быт и жизнь донского казачества, его традиции и обычаи. Работа проводилась в течение всего учебного года. Было подготовлено выступление пред коллективом учащихся и учителей одного докладчика и группы поддержки. В работе выполнена большая практическая составляющая: подготовлены стенгазеты, выполнены поделки, рефераты, разработаны викторины, собран материал пословиц, поговорок, потешек поданной теме, разучены песни. Группой поддержки были исполнены казачьи песни и литературная композиция.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Слава Богу, что мы казаки" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МЕЧЕТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА
Исследовательская работа по теме: «Слава богу, что мы-казаки»
Выполнила: ученица 2 класса «Г» Подготовила: Склярова
Калашникова Дарья Алла Николаевна
Введение
Добрый день, я Калашникова Дарья. Ученица 2 «Г» класса.
Я представлю коллективный творческий долгосрочный проект «Слава Богу, что мы – казаки!».
Через года доносится до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле, к Донскому краю. Любовь к родине – важнейшее чувство для каждого человека.
Родина подобна дереву, на котором не сосчитать, листьев и что мы делаем доброго, прибавляет ему силы. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это, то чем мы жили вчера, год назад, 100,1000 лет назад.
Наша родина – донской край, Ростовская область, край казаков и казачек. А что мы знаем о крае казаков? (слайд №1)
В этом учебном году во внеклассной работе мы занимались изучением жизни казаков, так как наш класс – казачий.
ЦЕЛЬ НАШЕГО ПРОЕКТА: ОБОБЩИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗА ГОД ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ О КАЗАКАХ.
Но так как выступление ограниченно во времени , мы ставим следующие задачи:
-установить по каким законам жили казаки;
-описать бытовую жизнь казаков Дона;
-показать нашу практическую работу по этому направлению.
Глава I
1.1.
Итак , прежде всего мы узнали о символах казачества.
Флаг Всевеликого войска Донского представляет собой трёхполосное полотнище, символизирует дружбу трех народов: синяя полоса - казаки Дона
жёлтая полоса- калмыки
красная полоса - русские крестьяне. Но мы знаем, что на Дону всегда проживало много народов.
Познакомились также и с гербом - современным и древним.
Интересен древний герб казаков: на нем олень, пронзенный стрелою. Он символизирует стойкость казаков в бою- даже раненые они не сдаются.
А вот, что мы узнали о жизни казаков.
Где предпочитали селиться наши предки?
Как обустраивали свои поселения?
- Казаки любили селиться по берегам рек. Река служила дополнительной защитой.
-Свои городки казаки обносили частоколом со всех сторон, чтобы враги не смогли напасть.
-Вокруг стен можно было вырыть ров и устроить ловушки. Дома были маленькие, ведь на Дон бежали люди бедные.
Действительно, поначалу жилища были самыми простыми. Строили полуземлянку, крытую камышом или соломой.
Землянка-это дом, вырытый в земле.
Землянка была небольшой, пол ниже уровня земли. Но очень скоро выяснилось, что такое жильё строить на берегах рек очень неудобно, из-за наводнений. Весной наши реки всегда разливаются, и вода могла залить такое жилище. В таком доме невозможно было жить на берегу реки. Нужно было строить такие дома , которым не грозили бы разливы рек. С таким учётом и строили свои жилища казаки. - На Дону жили люди из разных уголков России, поэтому часто дома строили так, как строили их у себя на родине. Наряду с куренем существовал и более простой тип жилья - хата. Хата – дом одноэтажный, и строили его по другим правилам.
Казачий курень - так называется жилище казака - двухэтажный.
А сейчас давайте войдём в дом казака…
Внизу находились хозяйственные помещения , а на втором этаже -спальни и зал. Вокруг дома идёт крытый коридор.
Казачьи курени имели, как правило, от двух до пяти комнат, в зависимости от зажиточности хозяина. Первая от входа комната служила кухней и столовой. Здесь же располагалась печь. Большая русская печь, на ней отдыхали старики и ребятишки. Печь у хорошей хозяйки должна была сиять чистотой. Для этого хозяйка каждую неделю её белила. Вдоль стен стояли лавки или стулья. Здесь же располагалась посуда в специальном шкафчике со стеклянными дверцами - поставе. Медная посуда должна была блестеть. Для этого её сначала квасили кислыми помидорами ,а потом чистили песком на Дону.
Гости обычно поднимались в дом сразу на второй этаж в залу. «Зала»-самая большая и красивая комната. В красном углу обязательно висели иконы. Здесь же стояли комоды с бельём, горка с праздничной посудой.
Чем ещё могли украшать залу?
Казаки-люди военные, поэтому на стену вешали оружие: шашки, ружья, пистолеты.(слайд №__- оружие казаков).
А вот какие плётки и сабли сделали мы с папами.
Стены украшали картинами и фотографиями. На окна ставили комнатные цветы.
Курень делился на левую, женскую половину, и правую - мужскую. Левая сторона была теплее, ближе к печи.
Казаки старались сделать свои дома красивыми. Для этого использовали резные наличники и карнизы. Стены домов окрашивались в яркие цвета. Возле дома казачки обязательно сажали цветы.
В каждом курене жила многочисленная казачья семья.
-В старину говорили: «Каждое древо сильно своими корнями, отруби их , идрево погибнет».Представим себе : в нашем курене полно народу. Вдоль стены, на лавках , молодые казаки негромкую беседу ведут.
А напротив молодые казачки расположились со своим рукоделием: шитьём, вязанием да вышиванием.
Разговор у них сегодня про дела домашние, семейные.
В казачьей заповеди сказано: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будешь и будешь долголетен на Земли.»
Появление детей в семье - большая радость. В казачьей семье всегда по-особому радовались рождению мальчика: будущий воин родился! В дар приносили новорождённому «на зубок» стрелу, патрон с порохом, лук и ружьё, давали потрогать маленькой ручонкой. На седьмой день малыша крестили, давали имя.(чтение наизусть «Казачьей колыбельной песни» ) Первый год жизни завершался очень важным обрядом: первой стрижкой. По традиции обряд первой стрижки совершала крёстная малыша. Первые прядки срезанных волос будут храниться всю жизнь за именной иконкой. (слайд №__)
Сегодня у нас большой праздник в семье. Матвеюшке год исполнился, первая стрижка. А теперь, пора казака на коня сажать. Знатным казаком будет наш Матвей. Крепко за гриву уцепился, совсем не испугался коня. Не посрамил отца. Принимайте казака, да за ним доглядайте. Чтоб рос не квёлый, до работы скорый, чтоб Богу молился, да сабле учился. Чтоб малых не забижал, да родителей почитал.(на экране казачьи заповеди): (слайд №__К отцу, к матери обращаться только на «вы»!
Кто родителей почитает -тот век не погибает. Казак родится, чтобы на службе сгодится. Отец-атаман в семье.
Исполнится Матвею семь лет, приготовят дома праздничный обед. Важная дата! Постригут Матвея, отправят с мужчинами в баню, а уж после перейдёт он из детской на мужскую половину, в комнату старших братьев. Матвей понесёт одежду и постель в комнату старших братьев. Братья пересматривают одежду, выбрасывают «лишние» тёплые вещи.(слайд №_)
Строго воспитывали мальчиков в казачьих семьях. С трёх лет верховой езде учили. С пяти лет маленькие казачата уже вовсю помогали старшим: в поле пахать, в степи пасти коней, овец. С семи лет стрелять учились, с десяти -шашкой рубить.
Казак как ложкой,так и шашкой. Чему научишься в молодости,то знаешь и в старости. Казак не создан,чтобы отбиваться.
Девочку воспитывали совсем по-другому ,и её рождение праздновалось не так широко, в семейном кругу. До трёх месяцев девочку старались не показывать, даже крестить носили , прикрывая личико кружевами. Для того, чтобы в жизни у дочки всё ладилось, варили отцу специальную кашу - пересолённую, наперчённую, горчицей щедро политую. Съесть её нужно было даже не поморщившись, чтобы поменьше горького в жизни было у дочки.
С малых лет учили девочек быть трудолюбивыми, отзывчивыми, терпеливыми. Хорошими няньками были девочки для своих младших братьев и сестрёнок. Вот надо быстро разбудить детей утром - нянька приговаривала потешки. (чтение потешек наизусть)
Много забот было у девочек, но на веселье и отдых тоже время оставалось. . Вот каких кукол мы сшили вместе с мамами и бабушками. Примерно такими куклами и играли наши прабабушки.
Девочки и пели, и плясали с удовольствием. Специально их этому никто не учил. Они слышали , как пели старшие: бабушки, мамы, сёстры, начинали подпевать, так и учились.
Песня «Посею лебеду»
Повеселили нас девочки, порадовали песнями. Но главное для любой девочки - стать хорошей хозяйкой в доме. Казачка должна была научиться вкусно готовить. Казачья кухня была довольно разнообразной. Самым популярным горячим блюдом была уха. Но самая вкусная, конечно, та, что приготовлена на костре « с дымком». А какие пироги пекли казачки! Тут и большие кульбаки и маленькие пирожки. А начинки на любой вкус: с мясом, с рыбой, с кашей, с яблоками, творогом, изюмом- всё и не перечислишь.( угощение пирожками)
Из напитков предпочитали казаки взвар из сухофруктов, чай и кофе . Привычку пить кофе привезли казаки из Турции. В каждом доме были специальные ступы для измельчения кофейных зёрен. Пить кофе в одиночку было не принято. Приглашали на «кохвий» соседей или родственников, вели неспешные беседы, гутарили.
-На Дон бежали люди из разных областей России за вольной жизнью.-В казачьих станицах всегда было многолюдно. Народ прибывал из разных мест и носил привычную для себя одежду. Вот что по этому поводу говорил атаман донской зимовой станицы Савва Кочет: «…платья де они носят по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные любят платья и обувь по-черкасски и по-калмыцки, а иные обыкли ходить в русских стародревнего обычая в платье,и что де кому лутче похочется, тот тако и творит. И в том де между ними распри и никакого посмехания друг над другом нет.» (слайд №__)
Самой распространенной мужской одеждой были зипун, кафтан, черкеска, бурка или башлык.
-Казачий женский костюм поначалу сильно отличался от женских костюмов, которые носили в других областях России. Казаки часто привозили себе жён из военных походов. Это были татарки, турчанки, черкешенки. Все они одевались по-восточному, поэтому в костюм казачки входили шаровары, мужского покроя сорочка и кафтан.А головные уборы были самыми разнообразными: платки, тюрбаны, шапочки. Позднее казачки стали носить одежду, характерную для женщин России, но ещё долго в женском казачьем костюме переплетались черты русского и восточного костюмов. Все платья ярких цветов из сукна, бархата и шёлка, расшитые галунами и позументами. Вообще же казаки любили блеснуть необыкновенной пышностью в одежде.
А вот откуда взялись лампасы?
Существует предание, что лампасы появились в 16 веке. Московский царь за спасение Руси от татарского и нагайского нашествия жаловал казаков хлебом, ружейным припасом и сукном. Сукно было двух цветов: синего-много, а алого-мало, т.к. алая «аглицкая»краска была на Руси дефицитом, а индиго, дающая синий цвет- было в достатке. Синее сукно казаки разделили, и его хватило всем, но как делить красное сукно,(т.е. алое) не знали, т.к. его было ничтожное количество. Дьяк ,доставивший сукно, посоветовал выделить красного сукна на кафтан Атаману . Послушались. Выделили. Но как делить оставшееся? - «Оденьте в красное героев»,-посоветовал дьяк. « А у нас все герои,- сказали казаки. Дьяк не стал более советовать Тогда казаки разделили сукно по совести, по справедливости , т.е. поровну. Каждому досталось по две ладони с четвертью. Разобрали длинные ленты казаки, но совершенно не пригодные для пошива какой-либо одежды.
-«Сгубили сукно»,-посетовал дьяк. Казаки ответили что справедливость их раздела в потомках и окажется. Поделили, мол, честно, по совести, стало быть Бог нашей справедливости не даст уйти в забвение.
Не дал. На старинных рисунках видны казачьи шаровары, к которым произвольно на первых парах ,иногда впереди, иногда ассиметрично, пришиты ленты -знак демократии, круговой справедливости и собственного понимания, что хорошо, а что плохо. Постепенно эти ленты нашли своё место на шароварах вдоль боковых швов и превратились в лампасы. Они были неповторимы: алые лампасы и алые околышки у донцов.
( слайд №__) А вот так мы разгадывали слова и объясняли их смысл: (слайд №__) З_П_Н (зипун) К_Б_Л_К (кубелёк)К_ФТ_Н (кафтан)К_Ш_К (кушак)Т_Т_ _Р (татаур)Б_Л_Х_Н(балахон)
Б_РК_(бурка)
К_ЧК_(кичка)
Ч_Л_ _Х (челоух ) -лента,украшеннаябисером,вокруг лба и головы из
красного бархата с монетками и цепочками.
Чирики -(тапочки)
Шаровары-
Околыш-
Фартук-
Эти слова вошли в наш общеклассный казачий словарь. (показ словаря )
А вот семейный общеклассный альбом «Донская природа». (показ альбома)
Посуда на Дону.
Раньше посуду делали из дерева, потому что это был самый распространённый материал. Дерево можно было легко найти.
Можно сделать посуду из глины, а её на Дону было много.
А какую посуду можно было встретить в казачьем курене. Похожа ли она на современную?
Действительно, дерево - самый доступный материал для изготовления посуды, особенно для небогатых казачьих хозяйств. Деревянную посуду вырезали вручную, с помощью ножа. Она была удобной в обращении, лёгкой и прочной, могла служить не один год.
( слайд №__)
В бочках можно было держать воду или хранить какие-то продукты.
С вёдрами ходили за водой на реку.
Можно было тесто замесить. А из чашек можно было есть.
- Для изготовления посуды можно было использовать не только саму древесину, но и кору , бересту, прутья.
( слайд №__)
- Широко распространена на Дону была посуда из глины. Производством такой посуды занимались гончары. Сначала приготавливали замес: в яму ссыпали глину, песок, добавляли воды, месили. Полеченную массу вынимали, клали на лавки, выбирали руками камешки и раскладывали на кучки. Глине придавали форму на гончарном круге, который приводился в движение при помощи ног. После того как горшок или махотка принимали нужные формы, их срезали суровой ниткой и ставили для сушки на полки.
( слайд №__)
Каждый гончар летом делал в день до ста сорока горшков, а зимой-до половины. Сделав их до трёх тысяч штук, он складывал их в горн ,вырытый в земле, и выжигал. На выжиг этих горшков требовалось от пяти до восьми возов дров. Делали и поливную посуду (покрытую цветной глазурью),но только по заказу. В среднем каждый гончар делал в год до 15 тысяч горшков, которые на месте продавал по 15-20 рублей за тысячу.
- Со временем казаки начинают широко использовать металлическую посуду.
На классных часах мы узнали, что казаки были очень трудолюбивыми. Они занимались охотой и рыбной ловлей, выращивали разные зерновые культуры, овощи и фрукты, разводили лошадей и других домашних животных.
Разводили, например пуховых коз, вязали пуховые платки сказочной красы.
У казаков были станицы бондарей – делали бочки, колесников – делали кол1са для транспорта, чеботарей (сапожников), кузнецы были искусные, мастера оружейники – делали разное оружие. Гончары и корзинщики делали разную посуду из глины и плели её из лозы. Из лозы плели также и мебель. Но главное занятие – это коневодство.
За время работы над проектом мы создали две чудесные стенгазеты о Михаиле Александровиче Шолохове- нашем донском писателе.Его произведения мы ещё не читали но будем читать в следующих классах. Конечно стенгазеты нам помогла сделать мама Максима Пархомова, но и он трудился над её созданием.
Мы разбирали пословицы и поговорки о казаках, пытались понять почему люди так говорят. Их нам собрал
Мы заслушали сообщение о том, как казаки вели себя в быту. Об этом нам рассказывали
Был заслушаны доклады на темы: «Оружие казаков» и «Награды казаков» с пояснительными иллюстрациями.
Посмотрите, какие чудесные куклы были изготовлены нашими умелыми родителями с небольшим нашим участием.
А вот при изготовлении этих книжек- малышек: «Потешки» и «Казачьи колыбельные песни» много потрудились наши девочки Резван Настя и Каталевич Лиза- вовсю их разукрасили.
И наконец мы начали собирать альбом картин донских пейзажей и картин о казаках.