kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» Эти слова великого русского поэта   Н. А. Некрасова, услышанные мной, сразу запали мне в душу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Крестищенская средняя общеобразовательная школа"

Советского района Курской области





Исследовательская работа

«Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…»

(об учителе физики -

ветеране Великой Отечественной войны Прасолове Митрофане Ивановиче)



Автор:

Шевелёв Андрей, ученик 7 класса

Руководитель:

Ивасенко Зинаида Александровна,

учитель физики






С. Крестише

2020 год



Содержание

Введение ………………………………………………………………………3


Глава 1. Основная часть……..........................................................................5

1.1. Довоенная жизнь…………………………………………………………….5

1.2. Фронтовые дороги……….….…….......................................................... 6

1.3. Послевоенное время……............................................................................... 8

1.4. Педагогическая деятельность ……………………………………………… 9

1.5. Воспоминания о Прасолове М.И. ............................................................... 11


Заключение........................................................................................................ 13

Список литературы............................................................................................ 14

Приложения .................................................................................................. …...15































Введение


«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» Эти слова великого русского поэта   Н. А. Некрасова, услышанные мной, сразу запали мне в душу. Каким нужно быть человеком, чтобы о тебе так сказали?! И этим человеком был учитель нашей школа Прасолов Митрофан Иванович – ветеран Великой Отечественной войны, проработавший в нашей школе учителем физики 30 лет. С его краткой биографией я познакомился при посещении школьного музея. Особенно меня взволновало письмо его жены Прасоловой Варвары Ивановны, присланное в школу. В этом письме она делилась воспоминаниями о своем муже Прасолове Митрофане Ивановиче, и как учителе, и как человеке. Мне захотелось узнать побольше об этом человеке. И я решил провести исследовательскую работу «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…»(об учителе физики -

ветеране Великой Отечественной войны Прасолове Митрофане Ивановиче)

Цель моей работы:

Сохранение памяти об участнике Великой Отечественной войны Прасолове Митрофане Ивановиче через исследование его жизненного пути.

Задачи:

  • раскрыть и изучить страницы жизни учителя - ветерана войны Прасолова Митрофана Ивановича;

  • пополнить школьный музей материалами об учителе - ветеране Прасолове Митрофане Ивановиче;

  • привлечь внимание моих сверстников к проблеме изучения страниц жизни учителей нашей школы - ветеранов войны.


Объектом исследования являются документы и семейные фотографии.

Гипотеза исследования: учителя-фронтовики были защитниками Родины, принимали участие в Великой Отечественной войне и внесли посильный клад в Великую Победу.

Методы исследования.

• Работа с материалами музея и семьи и архивными документами.

• Получение информации от родственников, бывших учеников, коллег по работе, знакомых.

• Анализ школьной документации.

• Работа с Интернет ресурсами.

Проектным продуктом будет – проект, презентация проекта.

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как полученные материалы пополнят экспозицию о ветеранах Великой Отечественной войны в школьном музее и могут быть использованы при проведении внеклассных мероприятий.

План моей работы состоял из нескольких этапов :

1. Поисковый (январь) - он состоял в определении темы и целей проекта, его исходного положения.

2. Аналитический (январь) - он состоял в определение источников, способов сбора и анализа необходимой информации и в определении способа представления результатов. Были сформированы задачи проекта и выработан план действий

3. Работа над проектом ( февраль - март) – Были выбраны оптимальные варианты хода проекта. Поэтапно выполнялись исследовательские задачи.

Выявлялись и обсуждались альтернативы, возникающие в ходе выполнения проекта

4. Анализ, коррекция, оценка результата (март) - Выполнялись иссле­дования и работа над проектом, ана­лизировалась информа­ция. Формулировались выводы, оформлялся проект, подготавливались доклад и презентация к защите работы.












































Глава 1. Основная часть


1.1. Довоенная жизнь


Прасолов Митрофан Иванович родился в 1915 году в селе Кунье Старооскольского района Курской области.

Село Кунье находится почти в центре географического треугольника, вершинами которого являются три областных города: Воронеж, Белгород и Курск. В настоящее время оно относится к Горшеченскому району Курской области.


Село Кунье нельзя отнести к «глухим» селам российской глубинки. Рядом с ним, в 20 км шумит большой промышленный город Старый Оскол. В селе есть храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в начале 19 века. В этом храме крестили Митрофана Ивановича. (Приложение 1)

В 20-х годах семья Митрофана Ивановича переехала в город Стаханов Донецкой области и до войны жила там. (Приложение 2)

Здесь он окончил среднюю школу и поступил учиться в Воронежский инженерно - строительный институт ( ВИСИ). (Приложение 3)






















1.2. Фронтовые дороги

Студенты института в те годы обучались на двух фа­культетах – конструкторском и строительном, со сроком обучения пять лет. Вуз готовил инженеров-строителей промышленного и гражданского строительства и инжене­ров по проектированию и производству строительных де­талей и конструкций. Митрофан Иванович учился на строительном фа­культете.

Здесь и застала его война.


Лозунг «Все – для фронта, все – для Победы!», выдви­нутый в первые дни войны, не был пустой фразой, он прони­зывал сознание каждого человека и был девизом каждого коллектива. Во время войны многие научные работники, преподаватели и студенты института ушли на фронт, в их числе был и Митрофан Иванович. 


Митрофан Иванович ушёл на фронт в 1942 году, и по май 1945 года был на войне. (Приложение 4)


Сначала он воевал в саперной роте ( по строительству мостов, переправ, дзотов). (Приложение 5)


Меня заинтересовал вопрос. Как организованы военно-строительные службы?

Нам, далеким от войны, сложно себе представить, какое количество объектов приходится строить воюющей армии. Солдат нужно размещать, для этого нужны лагеря (палатки и временные здания в относительно спокойной обстановки, блиндажи в боевых). В траншеях, вырываемых самими солдатами, больше нескольких дней размещаться нельзя (разовьется множество болезней), а более сложные долговременные сооружения могут построить только инженеры.

Кроме этого, войскам могут требоваться долговременные оборонительные сооружения: бункеры, ДОТы (долговременные [бетонные] огневые точки), ДЗОТы (дерево-земляные огневые точки), противотанковые ежи и т.д. 

Сапёры – это настоящие герои! Порой только благодаря их труду удаётся одержать победу в, казалось бы, безнадёжных сражениях.

Из воспоминаний Прасолова М.И.( по рассказам жены)

Прибывшая на место строительства моста сапёрная рота, в которой служил Митрофан Иванович приступала сначала к разминированию местности, а затем к заготовке лесоматериала. Но враг, услышав звуки работ, начинал миномётно-артиллерийский обстрел места строительства моста. Пренебрегая опасностью, сапёры обезвреживали мины одну за одной и пилили деревья, подтаскивая их к берегу. Из строя выбывали первые раненые и убитые. Вскоре на помощь прибыли другие сапёрные роты. Теперь в постройке уже участвовал весь сапёрный батальон. В темноте, на местности, усеянной противопехотными минами, под вражеским обстрелом сапёры совершали свой подвиг — работали, не покладая рук. Противник усилил огонь. Батальон нёс потери, но работать не прекратил.


Потом Митрофан Иванович воевал на Курской дуге

Курская битва – величайшее танковое сражение. (Приложение 6)

Ни до, ни после, мир не знал такого сражения.

Самоотверженность советского солдата, в очередной раз удивившего мир, не позволила немцам ни выиграть само сражение, ни стратегически улучшить свои позиции.

Из воспоминаний Прасолова М.И.( по рассказам жены)

Бой на Курской дуге вспоминать без содрогания невозможно – жуть! Небо затянуто дымом, горели дома, поля, танки, боевые позиции. Гром канонады с обеих сторон. И в таком шквальном огне, - вспоминал Митрофан Иванович, - судьба меня оберегала.


Летом 1944 года Митрофан Иванович принимал участие в Белорусской наступательной операция «Багратион». (Приложение 7)

Это одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества.

В ходе этого обширного наступления была освобождена территория Белоруссии, восточной Польши, часть Прибалтики. 























1.3. Послевоенное время


Демобилизовался Прасолов М.И. в мае 1945 года в звании сержанта. Вскоре вместе с семьёй переехал в город Старый Оскол. (Приложение 8)

Огромный ущерб причинила война краю и городу Старый Оскол. (Приложение 9)


В городе и районе было разрушены общественные здания, промышленные предприятий, жилые дома, учебных заведения, культурные и медицинские объекты. Митрофан Иванович работал строителем и ему приходилось

участвовать не только в восстановлении разрушенного войной хозяйства, но и осуществлять новое строительство, и осваивать новую технику.


В это время он знакомится со своей будущей женой Варварой Ивановной, она в это время училась в Старооскольском учительском институте. По её совету поступил в Старооскольский учительский институт на физико-математический факультет.

Учительский институт (Приложение 10)


В годы немецкой оккупации Белгородский государственный учительский институт прекратил свою деятельность. После освобождения Белгорода, который был почти полностью разрушен, было принято решение возобновить деятельность учительского института в Старом Осколе. Подготовку учительских кадров возобновили в 1944 году в здании школы №5 г. Старый Оскол.

22 июня 1944 г. был открыт учительский институт в г. Старом Осколе (в разрушенном Белгороде не было подходящего помещения) В 1946 г. состоялся первый выпуск учителей. В 1954 г. Старооскольский учительский институт был преобразован в педагогический, а в 1957 г. институт был переведен в г Белгород















1.4. Педагогическая деятельность

По окончании института в 1948 году вместе с женой приехал работать в Крестищенскую школу Советского р-на Курской области. В то время школа была семилетняя. Директором школы был Николай Петрович Попов.


Потом Митрофан Иванович вместе с женой закончил (заочно) физико-математический факультет Воронежского педагогического института.

(Приложение 11,12)

Отрывки из письма Прасоловой Варвары Ивановны к своим ученицам – учителям Крестищенской школы: Адоньевой Зинаиде Александровне, Ивасенко Зинаиде Александровне, Поволоцкой Елизавете Владимировне (март 2000г)

(Приложение 13)

Здравствуйте, дорогие мои девочки!

Письмо и поздравительную открытку получила, за что благодарю.

Вы пишите, что у вас уже внуки, а для меня вы так останетесь девочками, самыми близкими и дорогими.

Я горжусь тем, что Вы заменили нас с Митрофаном Ивановичем и работаете в той школе, где мы проработали 30 лет и оттуда ушли на пенсию. За это время прошли два поколения: родители, дети и даже некоторых первых учеников – внуки.

Это для нас было прекрасное и интересное время жизни – мы любили школу, учеников, свой предмет. Это была для нас не работа, а увлечение и мы полностью отдавались ей, не зная усталости. Мы много занимались с нашими учениками дополнительно, лишь бы они знали математику и физику лучше.

Много нам приходилось заниматься общественной и культурно-массовой работой на селе, работали с учениками в поле, помогая колхозу. И везде и всегда мы были с моим дорогим мужем вместе. Он во всём мне был хорошим помощником.

Пишу отдельно об общественной работе.

Мы, с Митрофаном Ивановичем, вели активную общественную работу на селе, были агитаторами, пропагандистами, депутатами, профсоюзными руководителями. Митрофан Иванович был долгое время секретарём школьной партийной организации. В клубе читали лекции, доклады. Участвовали в художественной самодеятельности. Митрофан Иванович был руководителем струнного оркестра, в который входили и учителя и ученики. Выступали с концертами у нас в селе, в районе и даже в Курске.


Осенью 1978 года они переехали в город Старый Оскол в родительский дом Митрофана Ивановича по адресу: улица Пролетарская дом 186.

(Приложение 14)

В 1981 году Прасолов Митрофан Иванович умер. Похоронен в г. Старый Оскол.

Варвара Ивановна умерла 21 августа 2014 года (последние полгода она жила в г.Воронеже, у сестры Нины, там и похоронена)






































1.5. Воспоминания о Прасолове М.И

Работая над проектом, мы с моим руководителем Ивасенко З.А. обратились через соц. сети к бывшим ученикам Прасолова М.И. Было очень много отзывов. Вот некоторые из них:

Людмила Воскобоева(Соплякова) – выпуск 1974г, учитель физики и математики, директор Мансуровской школы.

Учителями не становятся, учителями рождаются. Эти слова относятся к Прасолову Митрофану Ивановичу, учителю физики Крестищенской школы , у которого мне посчастливилось учиться с 1970 по 1974 годы. Это педагог, отдававший ученикам все свои знания и умения, вкладывавший в нас свою душу. Глубокие и прочные знания учеников - вот девиз работы Митрофана Ивановича! Я ( да и многие выпускники 70х годов) благодарны Митрофану Ивановичу и гордимся , что учились у такого Учителя, Учителя с большой буквы.

Учитель! Низко кланяюсь тебе! И благодарна за тебя своей судьбе!

Лупандина(Лопатина) Ольга Николаевна - выпуск 1974г – учитель химии и биологии, "Отличник народного просвещения."

Я всегда вспоминаю с теплотой уроки в школе. Для нас сельских детей, это было незабываемые уроки. На уроках химии и физики, мы соприкасались с непонятными для нас тогда законами природы. Мы ожидали с интересом уроки Митрофана Ивановича, на которых мы могли собрать схемы своими руками, включить электрический ток, прокатить шарик по доске, к расческе по волшебству, прикрепить порванные листочки от тетради. Современным школьникам это смешно. А для нас это были новые познания законов. Митрофан Иванович и Варвара Ивановна не только учили нас в школе, но и всегда проводил Митрофан Иванович репетиции игры на народных инструментах: балалайка, мандалина. Ни одного праздника в селе не проходило без выступления ансамбля народных инструментов, которым руководил он. Когда думаешь о своих наставниках, то обязательно с теплотой представляешь их в образе идеальных сельских учителей, которые осуществляли деятельность обучения, воспитания и образования нас сельских школьников. Они владели знаниями и дали многим нам зажечь от них свои светильники для будущей жизни. Мои одноклассники и другие выпускники Крестищенской школы стали прекрасными специалистами, состоявшимися людьми в жизни в том числе и потому что каждый из учителей нашей школы вложил в нас, воспитанников, не только знания, но и частичку своего сердца, души.


Полякова Надежда Валентиновна - выпуск 1974г

Митрофан Иванович меня учил. Я его очень хорошо помню. Уважаю. Всегда спокойный, практически его нельзя было ничем вывести из себя. Даже когда его галошки поскрипывали и мальчишки хи-хикали.

Помню худож. самодеятельность и их частушку "Математика наука в жизни применительна, хочешь точно посчитай хочешь приблизительно."У него не было любимчиков. Всегда строгий. Сельский интеллигент в хорошем смысле.

Отзывы также прислали:

Адоньева(Пожидаева) Зинаида Александровна - выпуск 1969, учитель физики и математики.

Ильина (Пожидаева) Людмила Александровна - выпуск 1975, учитель физики и математики.

Серёгина(Данилова)Татьяна Николаевна - выпуск 1973 г, учитель физики и математики.

Илларионова (Трухина)Лариса. – выпуск 1973 г (учитель, классный руководитель)

Людмила Пожидаева(Горбунова) -– выпуск 1973г ( учитель, классный руководитель).

Стаханова Галя - выпуск 1973г( учитель, классный руководитель).

Нина Ясенкова (Богун) - выпуск 1973г ( учитель, классный руководитель)

Коротеева Александра Николаевна – выпуск 1965г

И многие другие.

















Заключение.

Вот и закончился мой рассказ об учителе - ветеране Великой Отечественной войны Прасолове Митрофане Ивановиче. Он был очень добросовестным человеком, сердечным, чутким, его любили и уважали дети и все жители нашего села. Именно о таких людях можно сказать:

«Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…»

К сожалению, уже давно нет среди нас Митрофана Ивановича, но наш народ до сих пор помнит, чтит в памяти такого прекрасного человека, всеми любимого учителя!

В настоящее время работа над проектом продолжается. Я частично достиг поставленных целей и задач, ещё многое надо узнать.

В этой небольшой работе я отдаю дань памяти и признательности людям самой мирной и человечной из профессий — учителям, участникам Великой Отечественной войны.





























Список литературы:


1. Материалы архива школьного музея


2. Материал из семейных архивов Прасоловых.


3. Немцев Н.А. Земля Кшенская.- Курск, 2003. – С.264.


4. http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome


5. https://pamyat-naroda.ru


































Приложения

Приложение 1


Покровский храм в с.Кунье (снимок 2010г)


Приложение 2



Приложение 3


Студенты и преподаватели ВИСИ на

первомайской демонстрации. 1940-е гг.



Приложение 4


Прасолов М.И.(1942г)


Приложение 5


Переправа через Дон июнь 1942г

Приложение 6



Приложение 7



Приложение 8


Город Старый Оскол 50-е годы улица Пролетарская

Приложение 9

Послевоенный Старый Оскол

Приложение 10

Здание школы № 5 г. Старый Оскол, в котором с 1944 по 1957 годы располагался учительский институт


Приложение 11


Воронежский педагогический институт


Приложение 12

(1954 год, с женой)

(Митрофан Иванович с учащимися школы ,1962 год)



Приложение 13









Приложение 14


Город Старый Оскол 80-е годы улица Пролетарская

(09.05.1980 г)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ивасенко Зинаида Александровна

Дата: 24.12.2020

Номер свидетельства: 568369


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства