«Использование игр в процессе образования дошкольников» «Эрзянские народные подвижные игры»
«Использование игр в процессе образования дошкольников» «Эрзянские народные подвижные игры»
«Использование игр в процессе образования дошкольников»
«Эрзянские народные подвижные игры»
Подготовила:
воспитатель
Соколова С.Н.
г. о. Саранск
Мы живем в прекрасной Республике Мордовии. Коренные жители моего края - мордва (эрзя и мокша, шокша).У мордвы, как и у других народов, есть свои национальные игры, которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение. Национальные мордовские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.
Содержание народных игр обогащает нравственные представления детей и способствует развитию толерантного отношения детей к представителям других культур.
В воспитании и развитии ребенка-дошкольника ведущая роль принадлежит игре. В игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Более того, игра является основой организации всех видов деятельности детей, посещающих детский сад. В ДОУ должна быть представлена вся палитра видов детской игры как при реализации основой части образовательной программы, так и регионального компонента.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и создания эмоциональной атмосферы.
Следует отметить, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, языком вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать «живые» наглядные предметы.
Предлагаю описания нескольких мордовских национальных игр. Возможно, Вы заинтересуетесь ими и предложите их для игр детям в детском саду. Данные игры рекомендованы для детей старшего и среднего дошкольного возраста программой «Мы в Мордовии живём»:
«В ключи»
(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)
Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:
Дядя (тётя, у тебя ключи?
Тот отвечает, указывая на соседа:
Вон у дяди (тёти) спроси.
Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:
Посередине поищи!
Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.
Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.
«В курочек»
(«Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)
Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, об-разуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.
Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином бу-дет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.
Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.
«Раю – раю»
Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю – раю. Пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.
В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
Использованная литература:
Мордовские народные игры/ В. С. Брыжинский. – Саранск: Мордов.кн. изд-во, 2009.- 272с.
Просмотр содержимого документа
««Использование игр в процессе образования дошкольников» «Эрзянские народные подвижные игры»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104»
«Использование игр в процессе образования дошкольников»
«Эрзянские народные подвижные игры»
Подготовила:
воспитатель
Соколова С.Н.
г. о. Саранск
Мы живем в прекрасной Республике Мордовии. Коренные жители моего края - мордва (эрзя и мокша, шокша).У мордвы, как и у других народов, есть свои национальные игры, которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение. Национальные мордовские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.
Содержание народных игр обогащает нравственные представления детей и способствует развитию толерантного отношения детей к представителям других культур.
В воспитании и развитии ребенка-дошкольника ведущая роль принадлежит игре. В игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Более того, игра является основой организации всех видов деятельности детей, посещающих детский сад. В ДОУ должна быть представлена вся палитра видов детской игры как при реализации основой части образовательной программы, так и регионального компонента.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и создания эмоциональной атмосферы.
Следует отметить, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, языком вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать «живые» наглядные предметы.
Предлагаю описания нескольких мордовских национальных игр. Возможно, Вы заинтересуетесь ими и предложите их для игр детям в детском саду. Данные игры рекомендованы для детей старшего и среднего дошкольного возраста программой «Мы в Мордовии живём»:
«В ключи»
(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)
Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:
Дядя (тётя, у тебя ключи?
Тот отвечает, указывая на соседа:
Вон у дяди (тёти) спроси.
Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:
Посередине поищи!
Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.
Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.
«В курочек»
(«Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)
Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, об-разуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.
Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином бу-дет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.
Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.
«Раю – раю»
Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю – раю. Пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.
В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
Использованная литература:
Мордовские народные игры/ В. С. Брыжинский. – Саранск: Мордов.кн. изд-во, 2009.- 272с.