Использование элементов фольклора в описании казачьего быта
Использование элементов фольклора в описании казачьего быта
Работа посвящена описанию избы казака конца 19- начала 20 века. Рассчитана на учащихся первой ступени обучения. Для более яркого представления используются пословицы, поговорки, загадки. Во время зкскурсии дети наглядно знакомятся с предметами быта, на практике могут попробовать себя в роли хозяйки избы (подхватить ухватом чугунок, погладить белье рубелем, потолочь зерно в ступке, покачать зыбку, пропеть колыбельную и т.д. Между экскурсоводом и слушателем устанавливается живой контакт. Дети не пассивные слушатели, а активные участники воспитательного действия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование элементов фольклора в описании казачьего быта»
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №49
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Школьный краеведческий музей
Использование элементов фольклора в описании
казачьего быта
(театрализованная экскурсия)
Автор: Куленкова Ирина
ученица 7 класса
ст. Адриановка
ул. Школьная 13.
Руководитель: И.А.Кравченко,
учитель истории и обществознания
2012 г
Обращение к старому, возрождение старого, сохранение его –
это не отказ от нового, это новое понимание старого,
своих корней,
это ощущение
себя в истории»
(Академик Д. С. Лихачев)
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей работы «Использование элементов фольклора в описании казачьего быта». Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня является актуальной, и я считаю, что начинать решение этой проблемы надо с истоков, то есть с традиций, правил поведения, быта своего народа. Без знания прошлого не может быть настоящего, поэтому изучив прошлое своего народа, мы сможем понять его, научимся уважать его, сможем выделить и принять те ценности, которые являются непреходящими. А знания, полученные в процессе исследования, позволят формировать нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, опыт поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой.
Объект исследования - культура Восточного Забайкалья.
Предмет исследования – быт казаков Восточного Забайкалья.
Цель – посредством обращения к фольклору описать убранство избы казака.
Задачи:
- изучить основные виды хозяйственной деятельности казаков Восточного Забайкалья;
- проработать литературу по фольклору.
Помни, брат, что у казаков:
Дружба — обычай
Товарищество — традиция;
Гостеприимство — закон.
Поэтому я говорю Вам: «Добро пожаловать в мой дом».
Говорят: мой дом – моя крепость, имея в виду самое надёжное место. С домом связана вся жизнь человека и его семьи. Без дома трудно представить любого человека. Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки:
Дома и стены помогают.
Дома не в гостях: посидев, не уйдёшь.
Дома - как хочу, а в людях – как велят.
Дом вести – не лапоть плести.
Хозяйкою дом стоит.
Хозяин в дому – что медведь в бору, хозяюшка в дому – что оладышек в меду.
В далеком прошлом, прежде чем построить дом, долго выбирали место. Благоприятным было то – где жило уже несколько поколений. Часто, выбирая место для дома, обращались к гаданиям: на выбранное место клали дубовую кору, на четвёртый день, смотрели что под нею. Если находили паука и муравья, то считали это место «лихим», если находили червяков, то можно было и дом строить. Гадали и на трёх хлебах: если три хлеба, брошенные из-за пазухи, лягут на землю вверх коркой, то место хорошее. Дом начинали строить 14 марта (по новому стилю) в день Евдокии - Плющихи, Евдокии – Капельницы – день великих начинаний.
«Дом построить – не шапку на голову надеть».
«Дом невелик, да лежать не велит».
Жилище на Руси строили из дерева, ведь русская земля славилась своими лесами. Дерево стоило дёшево, легко поддавалось обработке, а значит, и строительство шло быстрее. У деревянного дома есть ещё ряд преимуществ: он легко строится, летом в нем прохладно, а зимой тепло. Дома строили из лиственницы, сосны и ели. Эти деревья смолистые, а смола, как известно, препятствует гниению. До недавнего времени практически каждый крестьянин владел искусством плотника и мог срубить избу. Когда речь идет о деревянном строительстве, глагол «срубить» не случайно заменяет привычный ныне – «построить».
«Я жил, живал, на босу ногу топор надевал, топором подпоясывался».
Топор был, чуть ли не единственным инструментом плотника. Дома строили без единого гвоздя, ведь они были и редки, а начиная ржаветь, разрушали древесину. Рубя дом, иногда под углы подкладывали большие камни или кряжистые пни; крыши делали высокими, чтобы ни снег, ни вода на ней не задерживались; высокий порог препятствовал проникновению холодного воздуха и служил оберегом, образуя непреодолимое препятствие для нечистой силы. В повседневной жизни не разрешалось садиться или вставать за порог, здороваться через него. Окна в избах делались тоже маленькими. Вместо стекла промасленная холстина или бычий пузырь, а в домах богатых людей – слюда.
Русская изба была устроена очень практично. Но люди старались ещё, и украсить своё жилище. Богаче всего наряжали фасад дома, выходящий на улицу. Это было его лицо. Некоторые детали фасада получили соответствующие названия: наличник, причелина (чело – старинное название лба). Ставни, столбы крылец покрывали резьбой и росписью. Нарядный дом гордостью хозяина и украшением деревни.
«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил»,-
гласит русская пословица. Печь – душа русского дома. В ней
готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, тушили мясо, рыбу и овощи, и всё получалось удивительно вкусно и питательно. Секрет заключается в том, что жар в печи распределяется равномерно, и температура долго не меняется. Кроме того, в печи сушили ягоды, грибы, рыбу. На самой печи спали мёрзнущие старики, а в пристроенных сбоку полатях – дети. В печи крестьяне, не имевшие бани, парились. Эта процедура на Руси считалась лечебной. Для этого после топки из печи удаляли угли. Внутри хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперёд и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если требовалось подать пару, прыскали водой на раскалённый свод. Парились, похлёстывая себя берёзовым веником. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях. Угол напротив устья печи был рабочим местом хозяйки дома и назывался «бабий кут»
(кут – древнее название угла) или «середа». В нём всё было приспособлено для ведения домашнего хозяйства и приготовления пищи. У печи стояли кочерга, ухват, помело или голик о нем эта загадка: «Бежит, торопится, под лавку хоронится», или вот еще одна загадка: «В поле родился, а дома хозяйничает», здесь же деревянная хлебная лопата, которая требовала почтительного отношения. ставили ее только ручкой вниз, рядом - ступа с пестом и ручная мельница. Кочергой выгребали золу из печи. Помело и лопата были нужны для выпечки хлеба.Ухватом, стряпуха ловко цепляла глиняные горшки и отправляла их в жар. Об ухвате эта загадка:
Рогат, а не бык,
Хватает, а не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идёт.
В ступе толкли зерно, отчищая от шелухи. С помощью мельницы переминали его в муку.
В бабьем углу стояла нехитрая посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Большей частью их мастерил сам хозяин дома, в основном, из дерева. Глиняными горшками в хозяйстве дорожили. Отгадайте эти загадки: «Черныш – загарыш! Куда поехал?», « Молчи, кручено-верчено, там же будешь!» Если горшок треснул, его оплетали берестяными лентами и использовали для хранения круп. Про такой горшок сложена загадка:
«Был ребенок, не знал пеленок, стал стар – пеленаться стал».
Позже на смену горшку пришли чугуны – луженые металлические сосуды, сковороды- латки
Как ни проста была крестьянская посуда, а всё же старался мастер сделать её нарядной, украсить живописью да резьбой. Немало имелось в крестьянском дворе плетёной утвари – корзины, лукошки, короба. Берестяные туеса использовали как емкости для воды. Крестьянин брал их с собой в поле. Вода не только не протекала, но сохранялась холодной и вкусной на протяжении всего дня.
А вот эта загадка о чем? «В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь, да вода». Конечно о самоваре! Самовар был самой необходимой в каждом русском доме вещью, каким бы обеспеченным ни был дом. Он был символом спокойной и неторопливой жизни. Невозможно представить русскую избу без самовара, он - непременная черта казачьего быта. Самовар умиротворял, успокаивал, собирал семью вокруг себя, лечил душевные раны.
«Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай – ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!»
Разожженный самовар начинал то тихонько дребезжать, то пыхтеть и сопеть, то заливаться звонкой песенкой или наоборот заунывной и, казалось что самовар – живое существо. Недаром его называли «Иваном Ивановичем», «дедушкой», а из русского фольклора до нас дошли пословицы и поговорки:
«Самовар кипит - уходить не велит», «Попей чайку – разгони тоску», «Там, где чай, там под елью рай».
А форма самоваров была самой разнообразной: круглая, как у чайника, четырех-, шести-, и даже восьмигранная в виде дорожных сундучков. А еще: «бочонки», «вазы», «яйца», «шары».У простых людей самовары были дешевые, скромные, массовые. Богатым по карману было купить самовар разукрашенный, с фигурными ручками и краном. Среди самоваров были и крошечные – на один стакан, и трактирные – на несколько ведер. И стоили они дорого.
Разжигали его при помощи лучины, еловых, сосновых шишек, а для подачи воздуха, на трубу надевали сапог и им нагнетали воздух. Необходимой вещью путешественников тоже был самовар.
Стол – предмет особого почитания. Делали его из дерева и никогда не выносили из избы, даже переставляли его очень редко. Когда продавали дом, стол продавали вместе с домом, считая его символом неподвижности, неотделимости от жилища. Поведение за столом должно было быть скромным, почтительным, поскольку символическое осмысление стола определялось уподоблением его церковному престолу
«Стол – это престол», «Стол – ладонь божья, протянутая человеку».
Стоял он в переднем углу и обязательно покрывался скатертью. Посторонние предметы на стол не ставили.
«Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска и стол – доска»
Постоянное нахождение хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома. Ни в коем случае не разрешалось стучать по столу, громко разговаривать и смеяться. У каждого из домочадцев было свое место за столом и зависело оно от семейного положения. Хозяин занимал самое почетное место – во главе стола.
На самом видном месте, на стене висела шашка.
Не меньшее значение придавалось колыбели. Полноценным считали тот дом, в котором скрипит очеп под потолком, где подрастают детишки. Обычно, в матицу вбивали железное кольцо, чтобы к нему прикрепить колыбель. Детскую постель в разных местах называли по - разному: колыбель, зыбка, качка, люлька, качалка. Изготавливали их тоже по-разному: плели из тонких ветвей лозы; изготавливали из узких дощечек; на деревянную раму натягивали холст или делали целиком из дерева, а стенки украшали резьбой или росписью. Няня, а это могла быть бабушка, сестра или просто соседская девочка, качая ребенка в люльке, тихо напевала, подбирая нежные, ласковые слова:
«Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать».
Малышей в колыбельных песнях величали (именно величали) не иначе, как дитятко, солнышко, хороший, желанный. пригожий, ненаглядный:
Спи – ка, Маша- солнышко,
Спи – ка, житно зернышко,
Спи, моя родная, рыбка золотая.
А когда уж совсем устанет няня, рассердится, она и попугать может:,
Баю – баюшки – баю,
Колотушек надаю,
Будет плохо Саша спать
Колотушек двадцать пять».
А вы заметили, что русские народные колыбельные волшебные? В любую колыбельную можно вставить имя того ребенка, которому она поется.
А качь, качь, качь,
Спи- ка, Оленька, не плачь.
Спи- ка, Оленька, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Спи-ка. Оля, не реви.
Я куплю тебе все три.
Необходимым предметом быта был сундук. В сундуках казаки хранили свою одежду. Их количеством в доме измерялся достаток семьи. Мастерились сундуки из дерева, а обивались для прочности железными полосами. Сундуки нередко снабжались хитроумными врезными замками, так как в них хранилось то, чем дорожил крестьянин. Если в казачьей семье росла девочка, то ей чуть ли не с малых лет в отдельный сундук начинали собирать приданое. Этот сундук она после свадьбы увозила с собой в дом мужа
Мы совершили небольшую экскурсию по избе казака. Все, что было в доме, было сделано руками хозяев с большой любовью, основательностью, смекалкой. Поэтому получая в наследство, к этим предметам относились бережно, пытаясь не только их сохранить, но и сохранить память о своих родителях, дедах и прадедах, которые когда - то пользовались ими. Давайте же и мы не будем «Иванами, не помнящими своего родства».