kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальный марафон “Биология - конгломерат фундаментальных, интегрированных, специальных и частных наук”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие проводится по примеру телевизионной игры. Разминка проводится со всеми участниками мероприятия. За каждый правильный ответ выдается отличительный знак или. По результатам разминки отбираются участники первого тура; ученик, получивший наибольшее количество отличительных знаков, имеет место первым выбрать дорожку. Дорожки в игровых турах содержат вопросы различной сложности. В жюри выбираются ученики – победители и призеры районных и городских олимпиад по биологии, экологии, химии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальный марафон “Биология - конгломерат фундаментальных, интегрированных, специальных и частных наук”»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАКЕЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

СФЕРЫ УСЛУГ»











Интеллектуальный марафон


“Биология - конгломерат фундаментальных, интегрированных, специальных и частных наук”








Подготовила:

Шамиголова В.Н., библиотекарь












г. Макеевка-2016

Цели:

обучающие: заинтересовать учащихся биологией, химией и экологией; углубить и расширить их знания по этим предметам.

воспитательные: воспитать самостоятельность мышления, понимание связи теории с практикой.

развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, навыков самонаблюдения, инициативы и коллективизма.

Оборудование: таблица , стеклянные банки, содержащие саранчу, кузнечика, бабочку, паука, растворы (NaCl-0,9%, р-р Рингера-Локка, р-р Трисоль, 5% р-р глюкозы), таблица , головоломка.



Ход мероприятия.

Мероприятие проводится по примеру телевизионной игры . Разминка проводится со всеми участниками мероприятия. За каждый правильный ответ выдается отличительный знак или . По результатам разминки отбираются участники первого тура; ученик, получивший наибольшее количество отличительных знаков, имеет место первым выбрать дорожку.

Дорожки в игровых турах содержат вопросы различной сложности. На первой дорожке – один трудный вопрос; вторая дорожка - дав вопроса средней сложности и право на одну ошибку; третья дорожка – три несложных вопроса и право на две ошибки. Если игрок не может ответить на вопрос, то он выбывает из игрового тура, а на вопрос отвечают зрители. За каждый правильный ответ выдается отличительный знак.

Во второй тур отбираются два человека по результатам первого тура и один наиболее активный зритель.

Для участия в третьем туре отбираются два человека из зала, набравшие наибольшее количество отличительных знаков, и лучший участок второго тура.

В жюри выбираются ученики – победители и призеры районных и городских олимпиад по биологии, экологии, химии.



Разминка


1. Летучие мыши и дельфины хорошо ориентируются в темноте. Какое физическое явление лежит в основе этой способности?

( Ориентация этих животных основана на эхолокации. Но издаваемые ими ультрозвуки не воспринимаются человеческим ухом.)


2. О каком веществе идет речь? В какую группу в таблице Д. И.Менделеева он входит?


« Даю я воду с кислородом

И называюсь …

( Водородом, 1- и 7-я группы.)


3. Часто можно видеть, как птица в холодное время становится более пушистой, нахохлившейся. Объясните значение этого явления.

(В пространстве между перьями находится воздух, который плохо проводит тепло. Чем рыхлее оперенье, тем больше воздуха, значит, и теплее. Распушая перья, птица уменьшает количество теряемого теплом тепла.)


4. Чем объяснить «любовь» свиней к грязным лужам?

(Вместе с засохшей грязью свиньи потом счищают с себя паразитов.)


5. О представителе какого класса животных здесь идет речь?

«Когда стая опустилась… деревья ломались под ее тяжестью, а от некогда цветущей земли осталась голая пустыня. В истории человечества известны случаи, когда после больших нашествий этих животных умирало от голода большинство людей». Участнику мероприятия демонстрируют стеклянные банки, содержащие саранчу, кузнечика, бабочку, паука с целью определения представителя, наносящего урон с/х культурам.

(Саранча- представитель класса насекомых.)


6. Почему говорят, что лягушки глотают пищу при помощи глаз?

(Действительно, опуская глазные яблоки с помощью специальных мышц, лягушки проталкивают пищу в глотку.)


7. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой бы участок вы бы порекомендовали ему: еловый лес, где много мха и лишайников, или березовый? Почему?

(В березовой роще - светло, просторно и светло. В еловом лесу - сумрачно, влажно и прохладно.)

8. О каком животном идет речь и к какому типу и классу оно относится?

«Рот на подошве, мозоль на спине,

Рожки и глазки на пятке,

Может ползти по отвесной стене

И свежевскопанной грядке.

Скользкое тело, серебряный след,

Сладкие овощи ест на обед.»

(Слизень. Тип Моллюски, класс Брюхоногие.)

9.У молодого петуха удалили бедренную кость, оставив надкостницу. Через некоторое время бедренная кость восстановилась. Как произошло это чудо?

(Кость - живой орган. За счет деления клеток надкостницы происходит срастание костей после переломов или восстановления большого участка кости.)



Тур первый «В лаборатории профессора Переливайкина»


Предлагаются вопросы, ориентированные на контроль общего уровня знаний по органической химии.


Первая дорожка


1. Какой раствор называется «физиологическим» и где он применяется? Участнику предоставляются растворы (NaCl-0,9%, р-р Рингера-Локк,а р-р Трисоль 5%, р-р глюкозы)из которых он должен выбрать физиологический.

(0,9%-ный водный раствор NaCl - его концентрация близка к концентрации плазмы крови, и потому его введение не вызывает разрушение клеток. Применяется в медицине для введения лекарств в кровеносное русло человека.)


Вторая дорожка

1.Угадай элемент:

«Двенадцать пар, не забывай,

У всех людей на свете.

В другом значенье - узкий край.

Так учат в школе дети.

Если «се» ко мне прибавить-

Вмиг в металл я превращусь,

И, к тому ж могу добавить,

В первой группе окажусь.

(Ребро- серебро.)

2. Рассказ- загадка «Дом дядюшки Вуда».

«Дом, в котором я живу, построен в XIXв. по проекту величайшего архитектора всех времен и народов М. Собственно, это не дом, а целый дворец, в котором проживают мои друзья и коллеги. Большой, семиэтажный, дворец. На первом этаже - большой холл и всего три жилых комнаты. Одну из них занимает мой сосед сэр Гел, а две другие - я. На втором и третьем этажах - по восемь квартир, поэтому мы называем их, вместе с первым этажом, «малыми». На верхних, больших этажах, комнат гораздо больше. А седьмой этаж еще не достроен.

Добавить хочу про своего соседа, сэра Гела. С виду - выраженный индивидуалист, ни с кем не заводит дружбу. Но в душе он очень добр. Родился он в 1968 году с первыми лучами солнца. В юности Гел увлекался воздухоплаваньем, строил аэростаты, воздушные корабли, его и сейчас можно встретить на просторах космоса».

О каком «доме» идет речь и кто автор проекта? Что вы знаете о семи этажах и жильцах этого «дома»? Кто такой сэр Гел?

(Таблица химических элементов Д. И. Менделеева. В ней 7 периодов: 3- малых, 3- больших, один - не завершенный. Сэр Гел - гелий.)


Третья дорожка


1. Какие ядра нельзя взять в руки?

( Ядра атомов химических элементов.)


2.Туристы в походе просыпали свой запас соли на песок. Местность безлюдная, взять соль негде, но и без нее плохо, а идти еще долго. Что делать?

(Размешать песок с солью в воде, отфильтровать раствор и выпарить воду.)


3. Отгадай элемент.

Есть в языке нашем чудное слово

И четверо школьников спорят о нем.

Младший сказал: «Это лес, только хвойный».

Второй возразил: «Элемент так зовем».

Третий воскликнул, без тени сомненья:

«Это, друзья, инструмент для сверленья».

Тут молвил четвертый:

«Секрета здесь нет,

Про эту фамилию знает весь свет».

Чудо при этом совсем не кончается:

Слово в другое легко превращается.

Если к слову «т» подставить,

Преградой всюду может встать.

(Бор- Нильс Бор- борт.)


Тур второй

«Азбука живой природы»

Вопросы и задания этого тура ориентированы на контроль владения основными понятиями ботаники, зоологии, анатомии и гигиены человека и умения пользоваться этими знаниями.


Первая дорожка

1. Лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах. Как вы думаете, с чем это связано?

( Лишайники очень чувствительны к составу воздуха, их не даром называют «индикаторами чистоты воздуха». Большой город, или мегаполис, похвастаться особой чистотой воздуха не может из-за большого количества выхлопных газов и других продуктов человеческой деятельности.)


Вторая дорожка


1. Был жаркий день. Я пошел с моей собакой гулять. Я устал от долгой прогулки, и, хотя мы шли очень медленно, Бакс шел, высунув язык. Как вы думаете, что с ним случилось? Участник должен обосновать свой ответ по таблице .

( У собаки нет потовых желез. Поэтом у в жаркий день для терморегуляции – повышения теплоотдачи - собака высовывает язык, с которого испаряется слюна.)


2. Во многих селах России и Украины был обычай - летом для предохранения молока от скисания помещать в крынку лягушку. Что вы думаете по этому поводу?

( Фермент, выделяемый железистыми клетками эпителия лягушки и входящий в состав кожной слизи, содержит вещества, вредные для микроорганизмов, в том числе вызывающих скисание молока.)


Третья дорожка


1. Отгадай, о каком животном идет речь?

«Живу я на суше, но связан с водой. Тело приплюснутое, неуклюжее. Охочусь ночью, меня не любят, так как боятся получить от меня бородавки, хотя и совершенно напрасно».

(Жаба. Класс Земноводные.)


2. В сказке «Конек-Горбунок» есть выражение «… чудо-юдо рыба- кит…». Правильно ли, на ваш взгляд, так назвали животное?

(Форма тела кита похожа на рыбью. Но кит и рыба являются представителями двух разных классов одного типа Хордовые животные. Они различаются и по строению, и по образу жизни. Кит- млекопитающее, существо более высокоорганизованное по сравнению с рыбами.)


3. Разгадай головоломку: «Какое слово нужно вписать в пустые клеточки, чтобы получить 5 новых слов?» Подсказка: это слово означает темное отражение от чего- либо.


ПЛЕ

ПЕРС

СБИ

КИС

ТРУ

(Тень.)


Тур третий. « В своем ЭЙКОСе»


Вопросы и задания, связанные с основными экологическими проблемами.


Первая дорожка


1. Двое учеников решили вырастить герань. Один купил глиняный цветочный горшок, положил в него мелкие камни, сверху насыпал слой почвы, а затем посадил герань. Второй взял пластмассовую бутылку с землей. Ухаживали мальчики за растениями одинаково. Но у первого герань скоро зацвела, а у второго - завяла. Почему?

(Керамический горшок пропускает воздух, который свободно проникает к корням, поэтому растение нормально развивается. А в узкой пластмассовой емкости корни «не дышат», поэтому растение погибает.)


Вторая дорожка


1. В одном из районов Америки для борьбы с вредными насекомыми много раз использовали ядохимикаты. Позже в местных реках исчезла форель, хотя яды, предназначенные для беспозвоночных животных, для рыбы безвредны. Как вы думаете, с чем связано исчезновение форели?

(Ядохимикаты уничтожали беспозвоночных, которыми питались рыбы, в том числе и лососи.)


2.Что вреднее для растений - избыток или недостаток удобрений?

(Избыток, так как поступая в ткани в большом количестве, даже самые необходимые химические вещества нарушают нормальную жизнедеятельность.)


Третья дорожка

1. Почему при прополке нельзя слишком резко выдергивать сорняки из земли?

( В этом случае стебли отрываются, корневища остаются в земле. На корневищах располагаются почки, из которых позже разовьются новые побеги.)


2. На плантацию моллюсков мидий напали морские звезды. Были наняты ныряльщики, которые уничтожали морских звезд, разрезая их на части. Через некоторое время плантация мидий была полностью уничтожена морскими звездами, которых появилось видимо - невидимо. Дайте объяснение этому явлению.

(У морской звезды сильно развита способность к регенерации: из оторванного луча может вырасти целая звезда, а на месте утраченного - вырастет новый.)


3. Вам сказали, что в одном из водоемов недалеко от вашего дома водятся раки. Где и как вы их будете ловить?

(Искать раков надо в том водоеме, где вода чистая. Ловить лучше на зоре, пока они еще не спрятались в норы или под камни.)



Подведение итогов и награждение победителей

Победитель получает памятный диплом и приглашение принять участие в следующем мероприятии в составе жюри.


Использованная литература

1.Методические рекомендации к организации и проведению педагогической практики студентов заочного отделения /Сост. Н. М. Лялюк, Л. В. Солоп. – Донецк: ДонНУ, 2005. – 70с

2. Верзилин Н. М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1976.

3. // Биология (прилож. к газете ) – 2004 г-23-31 дек (№48) – с 8-10.

4. Биология: Учебное пособие / Т. Л. Савустьяненко, С. П. Швиндлерман, В. Н. Мухин и др. – Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 2000. – 480с.

5. Биология: Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ , 2003. – 592с.









9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Шамиголова Валентина Николаевна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 283782


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства