kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальная игра «Русский гений», посвященная Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какая польза тем, что в 

старости глубокой

И в тьме бесславия кончают 

долгий век!

Добротами всходить на верьх

 хвалы высокой

И славно умереть родился 

человек. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра «Русский гений», посвященная Михаилу Васильевичу Ломоносову.»

 Интеллектуальная игра «Русский гений», посвященная Михаилу Васильевичу Ломоносову.

 

 

Какая польза тем, что в 

старости глубокой

И в тьме бесславия кончают 

долгий век!

Добротами всходить на верьх

 хвалы высокой

И славно умереть родился 

человек.

 

Эти строки Михаила Васильевича Ломоносова – эпиграф ко всей его жизни. Физик и химик, географ и астроном, историк и геолог, лингвист и поэт…  Где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек!

Он сформулировал принцип сохранения материи и разработал теорию теплоты. Он открыл наличие атмосферы на Венере. И он же основал первую в России научно-исследовательскую химическую лабораторию. Ломоносов – первый русский академик…

Русская историческая наука «зачиналась» его трудами. Он – первый в мире географ-полярник. Мозаичное производство в России возрождено Ломоносовым. Принципы российского стихосложения сформулированы им же. 

 

Его влекли и формулы и звуки,

 Земные недра и пути светил. 

Постигнул он поэзию науки, 

Науке дверь в поэзию открыл.

Металлы плавил он, иль трогал лиру, 

Иль к телескопу приникал в тиши, — 

Во всём являл на удивленье миру

 Величье русской жаждущей души.

Нигде, ни в чём не видевший предела, 

Упрямо слово претворявший в дело, 

Неукротимой страсти не тая. 

Он стал в веках звездою путеводной 

Для всех, кто шёл из глубины народной 

К твоим вершинам, родина моя!

 

Неужели один человек в течение пятидесятичетырёхлетней жизни смог столько успеть, начиная каждое дело почти с нуля, стать основоположником, родоначальником, первопроходцем!...

 Вспоминаются слова Пушкина о том, что Ломоносов сам был «первым нашим университетом».

 

Великого сына России породил северный край в Поморье испокон веку жил дух вольности и просвещения.

 

Бесстрашные поморы творили свой жизненный устав, приноравливая его к условиям скудной земли, льдистых морей длинной студёной зимы.

 

Пытливый ум маленького Михайло подмечал в окружении детали, пытался мысленно соединить их  в логически связанную систему и , если не6 получалось задавал вопросы: «У солнца свет самородный? А звёзды? Маменька сказывала: лампады ангельские… А молния? А край земли близко ли? А пошто немцы говорят несходно с нами?»

 

Велика Россия. А Ломоносов мог родиться только на Севере!

 

Здесь, крепкоруки и сильны,

И прадеды его и деды 

Стремили кочи встречь волны.

Им были штормы не страшны,

Они осиливали беды.

И вот, с характером таким, 

С  такой поморской прямотою,

Был путь в Москву проложен им,

Путь, предначертанный судьбою,

К свершеньям дерзостно – крутым!

 

В декабре 1730 года морозной ночью отважный молодой человек покинул отчий дом. Сейчас может показаться невероятным то, что деревенский юноша пешком ушёл в Москву, чтобы попасть в учебное заведение.

 

И вот Москва, Славяно-греко-латинская академия, способный паренёк делал поразительные успехи, и спустя пять лет его направляют в Петербургскую Академию Наук. Но не прошло и полгода как Ломоносов оказался в Европе. Иностранные профессора были весьма довольны успехами русского «студиозуса». 

 

В  июне 1741 года он, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Петербургской  Академии Наук, где и служит до конца своей жизни.

 

Науки юношей питают. 

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

 

Жизнь Михаила Васильевича Ломоносова - сплошная полоса познания и развития, открытий и практических опытов. Такую «всеядную» жажду испытали только избранные. Ах, если бы не отнимали время пустые споры с околонаучными личностями, тупые запреты сомневающихся, самодурство властных, корыстная зависть иноземцев!

 

Куда бежать от сплетен и доносов!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайло Ломоносов

Шумит в академическом саду.

Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки, 

Он  сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

 

Не склоняясь перед противниками, гордый человек держался с достоинством и судил людей не по личным качествам, а по заслугам перед Россией в деле просвещения мечтая об освоении неисчислимых богатств России, он обращался к молодому поколению с призывом овладевать знаниями, дабы принести пользу Отечеству.

 

О вы, которых ожидает 

Отечество  от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать.

 

За полгода до смерти Ломоносов писал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют.»

И мы, его потомки, по прошествии трёх веков, видим, что слава Ломоносова неотделима от славы нашего Отечества.

 

          Разминка.

1. Назовите родину М.В.Ломоносова.         (д.Мишанинская, д.Денисовка )

2. Укажите рост М.В. Ломоносова.   (2 метра 3 см. )

3. Назовите имя отца М.Ломоносова.   (Василий Дорофеевич)

4. Любимая церковная книга М.  Ломоносова?          (Псалтырь)

5. Кто считал, что молодой Михайло сидел попусту за книгами?          (Мачеха)

6. Сколько классов закончил Михайло за первый год обучения в Спасских школах?

( 3 класса)

7. Как назывался первый приготовительный класс в Спасских школах?  (Фара)

8. 1736-1741 г. Что это за период жизни М.Ломоносова? ( Пребывание в Германии)

9. Когда в России была открыта первая научно-химическая лаборатория?   (1748г.)

10.Какой жанр занимает основное место в поэтическом наследии М.В.Ломоносова?

 (Ода)

11. Назовите учёного, соратника Ломоносова, погибшего при опыте по        изучению атмосферного электричества. ( Рихман )

12.  Назовите первый научный труд по русскому языку, составленный  М.Ломоносовым.          («Русская грамматика»)

13.   Назовите автора скульптурного бюста М.В.Ломоносова.  ( Ф.И.Шубин.)

14.   Назовите минерал, названный в честь М.В.Ломоносова.  (Ломоносовит)

15.   Где похоронен М.В.Ломоносов? (Санкт-Петербург  Александро-Невская Лавра  Лазаревское кладбище)

 

« Что? Где? Когда?»

 

1.  «То были врата учёности моей»- говорил М.В.Ломоносов.

Назовите эти врата.

(« Грамматика  Смотрицкого», « Арифметика Магницкого»)

 

2. Что считал Ломоносов источником успехов в сфере научных исследований. 

(Союз теории и практики)

 

3. А. Пушкин называл Л. «Отцом русской поэзии» , а как называл Ломоносова  Белинский?

(«Петром Великим русской поэзии)

 

4. В 1742 году Ломоносова зачисляют в штат Петербургской Академии Наук адъюнктом. Адъюнктом  какой науки?

( Физики)

 

5. Эту книгу Ломоносова называли попросту – «Риторика». Назовите полное её название.

(«Руководство к красноречию»)

 

6. К какой науке относится следующее выражение Ломоносова- «Изучение её имеет двоякую цель, одна усовершенствование естественных наук, другая умножение жизненных благ»?

( к химии)

 

7. Это штука нехитрая, но чувствительная, пожалуй, не меньше розги. От розги больно, и только, это же бумажный свиток, который вешался на шею допускающему ошибки ученику, посрамлял гордыню, отчего казался весом не меньше пуда. 

Назовите эту штуку.

( калькулюс)

 

8. Физику Ломоносов называл упражнением , а вот что он считал своей утехой?

( стихотворство)

 

9. На юношеских пирушках с товарищами Ломоносов часто восседал на винной или пивной бочке, имея чин  ……..

Назовите этот чин.

(Бахус)

 

10. Где Ломоносов впервые произносит «Слово похвальное Петру Великому»?

( на открытии Московского Университета)

11. Именно благодаря поддержке этого покровителя Ломоносова 12 января 1755г. был подписан « Указ об учреждении в Москве Университета».

Назовите этого покровителя.

(И.Шувалов)

 

12.            БЛИЦ ВОПРОС.

 

1. Что изобрёл Ломоносов для наблюдения в сумерки и светлые ночи?

( ночезрительную трубу)

2. Назовите прибор для подводного наблюдения, изобретённый Ломоносовым?

(батоскоп)

3. Назовите прибор для определения твёрдости тел, изобретённый 

Ломоносовым.

( точило)

 

13.   Назовите первую мозаичную картину, созданную в мастерской Ломоносова.

( « Мадонна»)

 

14. Однажды на заседании в Академии Наук один из профессоров спросил у Михаила Васильевича, глядя на его порванный рукав камзола-«М.В. это ваша учёность выглядывает»?

Что ответил ему Ломоносов?

(«Нет, это заглядывает ваша глупость».)

 

15. Некрасов подчёркивал, что «Ломоносов по своей и _____________ воле стал разумен и велик». 

Вставьте пропущенное слово.

( Божией)

 

16. С возрастом Ломоносов стал рассеянным. Так, во время обеда, вместо пера, которое по школьной привычке клал за ухо, клал ложку, или утирался 

этим, когда принимался за щи.

Чем утирался М.В.?

( Париком, который снимал с себя) 

 

17.   Зять Шумахера Тауберт однажды  сказал –«Разве нам десять Ломоносовых надобно…»? 

Закончите фразу Тауберта.

(«…И один нам в тягость»)

 

18.  Ломоносов точно указал беломорам место гибели своего отца. 

Назовите это место и как Л.его узнал?

(остров Безымянный, увидел во сне)

 

19.  К кому обращены эти слова Ломоносова – «Я не тужу о смерти, пожил, потерпел, и знаю что обо мне дети Отечества пожалеют»!?

( К Екатерине 2)

 

20.   Назовите книгу Радищева, в которой последняя глава посвящена М.В.Ломоносову?

( «Путешествие из Петербурга в Москву»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные вопросы. 

 

1.  Как поморы называли корабль Ломоносовых?   (Чайка)

2. В каком городе Германии учился Ломоносов?  (Марбург)

3. Год рождения Ломоносова.    (1711)

4. Профессор, у которого Ломоносов учился в Германии горному делу.   (Генкель)

5. Прибор для измерения высоких температур, изобретённый Ломоносовым.

(пирометр)

6. Мозаичное полотно, посвященное Петру Первому? (Полтавская битва)

7. Что Ломоносов считал источником успеха в сфере научных исследований? 

(союз теории и практики)

8. Крупнейшее достижение Ломоносова в астрономии. 

( Открытие атмосферы на Венере)

9. «Они требуют глаз и рук в своих поисках. Сами на двор не придут».

О чём это высказывание учёного?

( о металлах и минералах)

10. Однажды, в споре, рассердившись на возражения учёного граф Шувалов закричал - « Я отставляю тебя от Академии!»  Ломоносов гордо возразил.

Каков был его ответ?

(«Нет. Разве Академию от меня отставят») 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интеллектуальная игра «Русский гений», посвященная Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Автор: Катаева Дина Геннадьевна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365598


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства