Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальный турнир «Сократов круг» »
Сценарий
интеллектуального турнира
«Сократов круг»
Дата проведения: 10.02.2015 г.
Время проведения: 9 ч. 45. мин.
Провели: учитель казахского языка и литературы Г.Е.Кожахметова,
учитель истории Г.Н.Корниенко
Цель турнира: вовлечение всех участников в активную коллективную работу, стимулирование умственной деятельности учащихся (посредством малых форм - интеллектуальных игр).
Задачи:
систематизировать знания учащихся по основным предметам по подготовке к ЕНТ (история Казахстана, казахский язык)
формировать навыки коллективной деятельности;
способствовать развитию речи, логического мышления;
воспитывать патриотические чувства, интерес и уважение к предмету.
«Круг дружбы и сотрудничества», ознакомление с правилами-назиданиями турнира.
Презентация команд.
Командные конкурсы.
Обратная связь.
Подведение итогов.
Правила-назидания турнира:
Умей слушать, другого не перебивая.
Помни, если команда затрудняется с ответом или дает не полный ответ, по решению жюри, право ответа переходит к другой команде.
Знай, что твоя активность несет успех всей команде.
Стремись свой ответ формулировать полно, четко, с доказательствами.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Ход турнира:
Вед. 1. Армысыздар! құрметті қонақтар, қатысушылар. Бүгінгі сіздер мен біздер қатысатын интеллектуалдық турнирға қош келдіңіздер!
Вед 2. Здравствуйте! Перед тем как войти в наш кабинет, мы всех наших ребят угостили конфетами, а сейчас ребята, распределитесь по цвету и сорту конфет на команды.
Происходит распределение учащихся на команды
Дорогие ребята! Сегодня здесь сидят не просто ученики 11 классов, а четыре команды игроков. Ребята, встаньте, пожалуйста, положите, руки друг другу на плечи, чтобы образовался тесный круг, посмотрите друг другу в глаза, чтобы немного активизировать внимание на друг друге, поверните голову в право, в лево, чтобы заметить друг друга, а теперь поаплодируйте друг другу и настроимся за хорошую работу.
Вед.2: «Сократов круг» - это своеобразный кросс, только не спортивный, а интеллектуальный. Вам сегодня необходимо будет отвечать на вопросы, решать интеллектуальные задачи, а это означает, что вам понадобятся все силы и знания, для того, чтобы завоевать титул самой умной и эрудированной команды.
Вед.1:Оқушылар түрлі серіктестермен белсенді жұмыс жасауға тырысамыз. Сұрақ қоя білу және саналы жауап бере білу қабілеттерімізді көрсетем із.
8. Вед. 2 Позвольте вас ознакомить с правилами-назиданиями нашего турнира, которые представлены на нашей интерактивной доске.
9. Вед.1:Сайыстың ережелерімен таныстыру.
10. Вед. 2. Интеллектуальный турнир состоит из 3 туров, за которые команды получают определенное количество баллов, 4 рефлексивный тур, где участники повторят, то, что услышали на сегодняшнем турнире.
11.Вед 1 . Әр турда берілген тапсырмалар 1 балмен бағаланады.
12.Вед. 2. Стоимость каждого правильного ответа 1 балл.
13.Вед. 2. Итак, начинаем. Приветствие команд. В добрый путь!
14.Команды озвучивают название, приветствие
15. тур: Блиц-опрос:
На нашем табло изображен своеобразный круг, на котором расположены сектора, вам необходимо выбрать сектор, наиболее вам понравившийся, внутри сектора таятся вопросы, либо по истории Казахстан, либо по казахскому языку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если же команда не правильно отвечает на вопрос, либо затрудняется в ответе, по решению жюри, вопрос переходит к другой команде, по кругу.
16.Участники выбирают сектора и отвечают на вопросы (8 вопросов по предмету – казахский язык, 8 вопросов по предмету - история Казахстана).
Вопросы по истории Казахстана:
1. Проект «О формировании Евразийского Союза государств» по инициативе Н.Назарбаева был опубликован в печати в июне:
А)1993 г.
В) 1994 г.
С) 1995 г.
D) 1996 г.
2. Впервые посольские контакты Казахского ханства с Московским государством начались при
Хане
А) Касыме.
В) Джанибеке и Керее
С) Аблае.
D) Тауке.
3. Кимакский каганат пал
А) В начале X в.
В) В начале XI в.
С) В конце X в.
D) В начале XII в.
4. Территория Ханства Абулхаира простиралась
A) От Волги до Яика.
В) От Яика на западе до Балхаша на востоке.
С) От Волги на западе до Алаколя на востоке.
D) От Волги на запад до Джунгарских гор на востоке.
5. Андроновцы обрабатывали землю при помощи
А) Бороны суховатки.
B) Кетменя.
С) Каменных мотыг.
D) Лопаты.
6. На белом войлоке, как когда-то хана, по "Уставу" 1822 года поднимали:
А) Старшего султана.
В) Аульного старшину.
С) Бия.
D) Генерал-губернатора.
7. Человеку андроновского племени был характерен антропологический тип
А) Европеоидный.
В) Монголоидный.
С) Негроидный.
D) Индо-европеоидный.
8.Писатель Достоевский после 4-х лет каторжных работ находился на поселении в городе
А) Семипалатинске.
В) Павлодаре.
С) Кустанае.
D) Кокшетау.
Е) Акмолинске.
Вопросы по казахскому языку:
1. Қазақ халқының ұлттық ойынын белгілеңіз. А) Шахмат. В) Дойбы. С) Баскетбол. D) Тоғызқұмалақ. Е) Лото.
2.Қазақ халқының ежелгі баспанасын табыңыз. А) Шалаш. В) Кірпіш үй. С) Киіз үй. D) Саман үй. Е) Коттедж.
3.Әбунасыр Әл — Фарабидің туған қаласын көрсетіңіз. А) Дамаск. B) Самарқанд. С) Тараз. D) Отырар. Е) Сайрам.
4.Қазақстан Республикасының Ата заңы қашан қабылданды? A) 1995 ж. В) 1998 ж. С) 2001 ж. D) 2003 ж. Е) 1994ж. 5. Қазақ халқын жоңғарлардан қорғаған батырды табыңыз. А) Тоқтар. В) Мәншүк. С) Бауыржан. D) Райымбек. Е) Талғат.
6. Қазақстанмен шектескен мемлекеттерді көрсетіңіз. А) Әзірбайжан, Ресей, Литва, Иран, Ауғанстан B) Ресей, Түркіменстан, Өзбекстан, Қырғызстан, Қытай. С) Түркіменстан, Әзірбайжан, Иран, Ауғанстан. D) Өзбекстан, Қырғызстан, Иран, Ауғанстан. Е) Қытай, Ресей, Ирак, Ауғанстан.
7.«Қазақфильм»киностудиясынан шыққан тұңғыш фильмді анықтаңыз.
А) «Дала қызы»
В) « Туған жер»
С) «Амангелді»
Д) «Алдар көсе»
Е) «Алтын мүйіз»
8. Орхон- Енисей жазуын зерттеген зерттеген ғалымды анықтаңыз.
А) Ш.Уәлиханов
В)А.Байтұрсынов
С) Н.Т.Сауранбаев
Д) В.В.Радлов
Е) В.В.Бартольд
17. 2 тур: "Неотосланная депеша".
Вед. 2. Ребята, сейчас каждая команда получит бумажные ленточки с текстом. Но в тексте отсутствуют понятия, даты, имена исторических личностей, местность. Вам необходимо их дополнить. (За каждый правильный ответ по 1 баллу, за мобильность, жюри может добавить балл команде).
Будучи недовольной жёсткой политикой …………, часть племён во главе с султанами ……….. и ……… вынуждена была откочевать в …………, расположившись в междуречье рек ……. и ……., где создала самостоятельное государственное образование — …….., за которой закрепилось название …………. Казахское ханство было образовано в………….. после распада…………. При ………….. ханство достигло наивысшего расцвета. В ………, в результате сопротивления внешней агрессии ханство разделилось на ……….. — Старший, …………. и Младший.
Правильный ответ:
Будучи недовольной жёсткой политикой Абулхаира, часть племён во главе с султанами Жанибеком и Кереем вынуждена была откочевать в Могулистан , расположившись в междуречье рек Шу и Талас, где создала самостоятельное государственное образование — Орду, за которой закрепилось название Казахское ханство. Казахское ханство было образовано в 1465 году после распада Золотой орды. ПриКасым-хане ханство достигло наивысшего расцвета. В XV—XVI веках, в результате сопротивления внешней агрессии ханство разделилось на жузы — Старший , Средний и Младший.
Лента №2 (История Казахстана). Тема: Присоединение Младшего жуза к России.
Еще в ……….. хан Младшего жуза ………., старшины ………, Едикбай, Хаджибай, Кулымбай и др. отправили в Россию посла ………., просить покровительства для казахов Младшего жуза. В …... ……….Абулхаир отправил посольство через Уфу в ………….. с письмом к императрице ………………… и устной просьбой о подданстве и покровительстве. ………………… Анна Иоановна подписала жалованную ……….. хану Абулхаиру о принятии в Российское подданство Младшего жуза. Для принятия соответственной ………. в Казахстан было направлено посольство …………….. Правильный ответ: Еще в 1726 году хан Младшего жуза Абулхаир, старшины Сугур, Едикбай, Хаджибай, Кулымбай и др. отправили в Россию посла Кайбагара, просить покровительства для казахов Младшего жуза. В сентябре 1730 года Абулхаир отправил посольство через Уфу в Петербург с письмом к императрице Анне Иоановне и устной просьбой о подданстве и покровительстве. 19 февраля 1731 года Анна Иоановна подписала жалованную грамоту хану Абулхаиру о принятии в Российское подданство Младшего жуза. Для принятия соответственной присяги в Казахстан было направлено посольство Тевкелева. Лента №3 (История Казахстана). «Завоевание монголами земель Казахстана» Основатель первой Монгольской империи ………… (в детские годы – ……….) родился в ……..году в местности Кендитау на берегу реки ………. в Монголии в семье Есугей-багатура. В ……. году в междуречьи Онона и ………… состоялся курултай кочевой знати монгольских племен, где Темучин был провозглашен великим …………... В военном отношении вся Монголия и ее население разделялось на ……. военно-административных ……….: Правое крыло (……….), Левое крыло (Жонгар) и Центральное крыло (………..). Основным законом государства являлась «……….». Правильный ответ: Основатель первой Монгольской империи Чингизхан (в детские годы – Темучин) родился в 1155 году в местности Кендитау на берегу реки Онон в Монголии в семье Есугей-багатура. В 1206 году в междуречьи Онона и Керулена состоялся курултай кочевой знати монгольских племен, где Темучин был провозглашен великим всемонгольским ханом. В военном отношении вся Монголия и ее население разделялось на тривоенно-административных улуса: Правое крыло (Барунгар), Левое крыло (Жонгар) и Центральное крыло (Кул). Основным законом государства являлась «Яса». Лента №4 (История Казахстана). «Устав о сибирских киргизах». Этот Устав был подписан ………….. 22 июля ……..., в числе 9 других уставов и положений. Главная цель «Устава» ………………. Главная задача заключалась в том, чтобы уничтожить последние остатки независимости Казахстана и включить казахские степи в состав ……………….. Согласно «Уставу» Среднийжуз вошел в состав …………….., которая, в свою очередь, наряду с Тобольской и Томской губерниями вошла в состав ……………... Управление этой территорией сосредоточивалось в Главном управлении Западной Сибирью во главе с ………………….. Эта должность была учреждена 26 января ……………. Они должны были делиться на трехзвенную по степени соподчиненности административную систему — …………………………………... Правильный ответ: Этот Устав был подписан Александром I 22 июля 1822 г., в числе 9 других уставов и положений. Главная цель «Устава» ликвидация ханской власти. Главная задача заключалась в том, чтобы уничтожить последние остатки независимости Казахстана и включить казахские степи в состав Российской империи. Согласно «Уставу» Среднийжуз вошел в состав Омской области, которая, в свою очередь, наряду с Тобольской и Томской губерниями вошла в состав ЗападнойСибири. Управление этой территорией сосредоточивалось в Главном управлении Западной Сибирью во главе с генерал-губернатором. Эта должность была учреждена 26 января 1822 г. Они должны были делиться на трехзвенную по степени соподчиненности административную систему — округ — волость — аул.
Қазақ тілінен тапсырмалар:
Жолақ №1
X ғасырда ....................құрылды. Осы кезде қазақ жерінде ...........,..........,.........,......... сияқты қалалардың негізі қаланды. Қала халқы ........,.......... айналысты.
Дұрыс жауабы:
X ғасырда Қарахан мемлекеті құрылды. Осы кезде қазақ жерінде Отырар, Созақ, Сауран, Жент сияқты қалалардың негізі қаланды. Қала халқы саудамен, қолөнермен айналысты
Жолақ №2
.......... аяғында Қазақ хандығы құрылды. ......... мен ........... хандықтың негізін қалады. Қазақ халқының ........ осы кезден басталады. ........... жоңғарлар қазақ халқына ауыр соққы берді. Бұл жылдар .............. деген атпен тарихта қалды.
Дұрыс жауабы:
XV ғасырдың аяғында Қазақ хандығы құрылды. Керей хан мен Жәнібек хан хандықтың негізін қалады. Қазақ халқының тарихы осы кезден басталады.1723 жылы жоңғарлар қазақ халқына ауыр соққы берді. Бұл жылдар «Ақтабан шұбырынды» деген атпен тарихта қалды.
Жолақ №3
......... 16 желтоқсанда Қазақстан тәуелсіздік алды.Қазақстанның тәуелсіздігін әлем мемлекеттердің арасында бірінші болып ....... ................ таныды.
........ .. ...... соңына дейін Қазақстанның тәуелсіздігін әлемнің ..... таныды.
..... жылы .... наурызда Қазақстан ... ...... ...... ..... болып қабылданды.
Дұрыс жауабы:
1991 жылы 16 желтоқсанда Қазақстан тәуелсіздік алды.
Қазақстанның тәуелсіздігін әлем мемлекеттердің арасында бірінші болып Түркия Республикасы таныды.1991 жылдың соңына дейін Қазақстанның тәуелсіздігін әлемнің 18 елі таныды.1992 жылы 2 наурызда Қазақстан Біріккен Ұлттар Ұйымынамүше болып қабылданды.
Жолақ №4
Оңтүстік Қазақстандағы көне қалалардың бірі- ..... . Бір жылдары бұл қала ....... деп аталады. Бұл қалада көптеген ............... дүниеге келген. Солардың бірі - ..... ....... . ..... - ежелгі дәуірдегі үлкен мәдениет орталықтарының бірі. ........ сонда дүниеге келген. Біршама деректерде Тараз қаласының аты бірнеше рет кездеседі. Бұл қала бір жылдары ........, ....... , ...... деп аталды.
Дұрыс жауабы:
Оңтүстік Қазақстандағы көне қалалардың бірі-Исфиджаб. Бір жылдары бұл қала Сайрам деп аталады. Бұл қалада көптеген ғұламалар дүниеге келген. Солардың бірі-Ахмет Йасауи. Отырар- ежелгі дәуірдегі үлкен мәдениет орталықтарының бірі. Әл-Фараби сонда дүниеге келген. Біршама деректерде Тараз қаласының аты бірнеше рет кездеседі. Бұл қала бір жылдары Талас, Әулиеата, Жамбыл деп аталды.
18.Команды работают над дополнением текста.
3 тур:"Экскурсия в картинную галерею".
Уважаемые участники, сейчас мы с вами окунемся в прекрасный мир культуры, науки, политики. Вспомним персоналии – деятелей культуры, искусства, науки, оставивших неизгладимый след в истории нашего государства. Вам необходимо назвать имя деятеля и его вклад в историю, язык, литературу нашего государства.
Командам предоставляется просмотр изображений исторических личностей.
Махамбет Утемисов
Ыбрай Алтынсарин
Абай Кунанбаев
Жамбыл Жабаев
Сакен Сейфуллин
Алия Молдагулова
Тохтар Аубакиров
Нурсултан Назарбаев
4 тур: Ты мне, я тебе (рефлексивный тур)
Ребята, сейчас вам необходимо записать каждому по одному вопросу, который запомнился вам наиболее, из услышанного, на нашем интеллектуальном турнире, закрыть его и передать другому члену команды. Таким образом, у вас получиться своеобразная «гармошка». Вопросы должны соответствовать темам, которые были затронуты на нашем сегодняшнем интеллектуальном турнире.
Команды работают над составлением вопросов.
Сейчас, команды, вам необходимо образовать два круга. Один «внутренний» и один «внешний». Представитель «внешнего» круга задает вопрос напротив стоящему, в свою очередь представитель «внутреннего» круга, если отвечает на поставленный вопрос правильно, задает сопернику встречный вопрос.
Команда берілген сұрақтарға жауап береді.
Наш турнир подходит к концу, а пока наше жюри подводит итоги, мы предлагаем вам подвести итог интеллектуальной игры «Сократов круг», каждый из вас должен ответить «Для чего вам нужны знания?». В середине «Сократова круга» запишите 3 варианта наиболее приоритетные в вашей жизни и 2 пословицы связанные с «Знаниями».
Участники заполняют «Сократов круг».
Конкурстың қорытындысымен таныстырылады.
Спасибо, большое, за работу, вы сегодня показали свои знания, сплоченность в группе, дружбу, согласованность в действиях. Но прежде уйти из нашего кабинета распределите стиккеры по степени удовлетворенности нашей встречи на «Сердце» изображенном на доске. «Красная» сторона «Сердца» - в полной мере удовлетворен, «розовая сторона» - удовлетворен, но остались вопросы. И наклейте на ту сторону, которая соответствует вашей степени удовлетворенности. Результаты будут озвучены на линейки результативности. Желаем вам хороших результатов на ЕНТ.