2014- 2015 у.г.
МКОУ «сош с. Макарово»
Учителя: Козлова Т.И.
Попова Н.Г.
Этап занятия | Действия учителя | Действия учащихся | Результаты |
1.Организационный момент | сообщает тему и форму проведения внеклассного мероприятия, а так же ожидаемые результаты: -показать знание предметной терминологии; -умение решать задачи интеллектуального и творческого характера; -определять свою жизненную позицию по отношению к событиям, происходящим в мире. | слушают учителя, задают вопросы, уточняющего характера | мотивация учащихся на успешное прохождение конкурса (мотивация достижения) за каждый правильный ответ ставится один балл, супервопрос оценивается полнотой и оригинальностью ответа (максимум 3балла) на данном этапе формируются следующие УУД: 1.Личностные: смыслообразование мотив социального сотрудничества (работа в группах), личностное самоопределение (Я-концепция); |
2.Этап реализации интеллектуальных и творческих способностей | -представляет жюри, обозначает его задачи -учитель зачитывает вопрос и отмечает правильность ответа; | учащиеся активно участвуют в конкурсных заданиях | формируются следующие УУД: 1.Личностные - смыслообразование мотив социального сотрудничества (работа в группах), личностное самоопределение (Я-концепция); - универсальные этические принципы: равенство человеческих прав, уважение достоинства человека как личности; 2.Коммуникативные: -общение и взаимодействие (слышать и слушать друг друга; использовать речевые средства для аргументации своей позиции); 3.Познавательные: -умение видеть проблему; -умение давать определения; -умение делать выводы и умозаключения; -умение классифицировать; 4. Регулятивные: -способность к саморегуляции (самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость). |
Буквы алфавита | Вопросы по предметам |
биология, химия | русский язык, литература |
А | Скрещивание неродственных особей одного и того же вида. | Слова, противоположные по своему лексическому значению. |
Б | Живая оболочка Земли. | Построение речи, в которой опущены союзы, соединяющие слова. |
В | Вещество, без которого невозможна жизнь на Земле. | Слова, выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающее на источник сообщения или способ оформления мысли. |
Г | Третичная структура белка. | Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. |
Д | Двойной набор хромосом (2n). | Соединительная чёрточка между частями сложного слова или между двумя словами. |
Е-Ё (супервопрос) | ПДК хлора в питьевой воде 0,5 мг./л. В источнике А оказалась концентрация хлора – 0,9 мг./л., а в источнике Б 0,2 мг./л. Какую воду можно пить, а какую нельзя? Дайте полный ответ. |
Ж | Способ существования белковых тел. | Слова с оттенком уничижения. |
З | Оплодотворённая яйцеклетка. | Соответствие фонетического состава фразы (чаще всего стиха) изображаемой картины. |
И | Частица, несущая либо положительный, либо отрицательный заряд. | Нарушение обычного порядка слов для придания им особого смысла. |
Й (орфографическая задача) | Долго р_сло р_стение, выр_щенное р_стовщиком из Р_стова по имени Р_стислав, пока р_сток не перер_с возр_стной барьер, прор_с выше, пройдя сквозь все р_стительные преграды, став добычей работников пищевой отр_сли. |
К | Стадия развития, во время которой происходит превращение гусеницы в бабочку. | Фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов. |
Л | Класс органических соединений, включающий в себя жиры, воскоподобные вещества, некоторые витамины и жироподобные вещества (н-р: холестерин). | Образное выражение, содержащее преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-нибудь предмета, явления. |
М (супервопрос) | Морфология Задание: объяснить что означает данный термин в биологии и в русском языке, как предмете. |
Н | Соли азотной кислоты. | Слово или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия. |
О | Основное свойство живых организмов, с прекращением которого наступает смерть организма. | Разновидность метафоры, в которой неодушевлённые предметы, явления наделяются свойствами человека. |
П | Органоиды, свойственные только растительным организмам. | Членение предложения на части для выделения его смысловых акцентов. |
Р | Реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ. | Вопрос, который не требует ответа, а привлекает внимание к проблеме. |
С | Наука, занимающаяся созданием новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов | Слова, пишущиеся и звучащие по-разному, а по значению совпадают или очень близки. |
Т | Общее название кислот, в состав которых входит три атома водорода. | Повторение сказанного другими словами, не вносящими ничего нового. |
У | Класс органических соединений к которому относятся глюкоза, сахар, крахмал, целлюлоза. | Оборот речи, при котором автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться, что именно осталось невысказанным. |
Ф | Аллотропные видоизменения углерода, молекулы которых имеют форму футбольного мяча. | Устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением. |
Х | Носители генов, определяющих наследственные свойства клетки и организма в целом. | Главный герой комедии «Ревизор». |
Ц | Это раствор органических веществ, в котором осуществляются биохимические процессы и располагаются постоянные структуры клетки. | Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. |
Ч | О нём говорят: венец природы, обладает сознанием, способен поворачивать реки вспять. | Основные лексико-грамматические разряды, по которым распределяются слова языка на основании признаков. |
Ш (Шарли-Эбдо) Вопрос- рассуждение: твоя позиция? | - Я - Шарли - Я – не Шарли |
Щ (супервопрос) | Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. |
Ъ – Ь (супервопрос) приводим примеры реальных событий: -убийство таджикской девочки; -убийство чернокожего подростка в г.Фергюссон (США) | Задание: исключи лишнее слово Расизм Социальный дарвинизм Нацизм |
Ы (театральная минутка) | Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие пёрушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, - Ведь ты б у нас была царь-птица! С вещуньиных похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, - И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал — с ним была плутовка такова. |
Э | Реакции, протекающие с выделением теплоты. | Образные определения, дающие дополнительную художественную характеристику кому- либо или чему-либо. |
Ю (релаксация) | -слушаем и смотрим видеоклип «Мой фильм»; - жюри подводит итоги; озвучивает результат каждой команды. | |
Я (этап рефлексии) | Технология «Мишень»: три круга -10, 5, 0 баллов. Поле мишени делится на четыре сектора: -деятельность учителя; -деятельность учащихся; - форма проведения; - содержание. Учащиеся маркерами «стреляют» в мишень -10баллов – высокая оценка -5 баллов – средняя оценка -0 баллов – низкая оценка | 1.Регулятивные УУД: -формирование опыта рефлексии; -способность к самоконтролю, понимание самоэффективности и эффективности внеклассного мероприятия. |
- Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова, Словарь – справочник лингвистических терминов. М.: «Просвещение»1976г.
- И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М.Чернова. Биология 9кл.,
М.: «Вентана – Граф» 2011г.
- Интернет – ресурсы.