kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальная игра «Поле чудес» по теме: «Михайло Васильевич Ломоносов – гений земли русской»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интеллектуальной игры "Поле чудес" по теме "Михайло Васильевич Ломоносов - гений земли русской", посвящённая 300 - летнему юбилею М.В. Ломоносова. Внеклассное мероприятие (сценарий и презентация) для обучающихся 3-4 классов. Цель: показать многообразие личности М.В.Ломоносова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«игра Поле чудес»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТАЛАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5











Разработка внеклассного мероприятия на районный заочный конкурс уроков и внеклассных мероприятий, посвящённых 300 – летнему юбилею М.В. Ломоносова











Интеллектуальная игра «Поле чудес» по теме: «Михайло Васильевич Ломоносов – гений земли русской», 3 класс








Подготовила и разработала учитель

начальных классов МОБУ Талаканской СОШ № 5

Наталья Фёдоровна Зубарева




пгт. Талакан

Интеллектуальная игра «Поле чудес» посвящённая 300 – летнему юбилею М.В. Ломоносова.

«Михайло Васильевич Ломоносов – гений земли русской»

Цель: показать многообразие личности М.В. Ломоносова.

Задачи: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством выдающегося учёного, заложившего основы отечественных наук;

развивать познавательную активность обучающихся;

воспитывать чувство патриотизма на примере личности М.В. Ломоносова.



Оборудование: мультимидийный проектор, ноутбук, экран, мультимидийная презентация, листы бумаги, ручка, вращающийся барабан.

Ход занятия:

Чтец 1.

- Ну, пошёл же, ради бога!

Небо, ельник и песок –

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!-

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так, учиться ты идёшь…

Знаю, батька на сынишку

Издержал последний грош.


Чтец 2.

Знаю старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаёк.

Или может, ты дворовый

Из отпущенных?... Ну, что ж!

Случай тоже ведь не новый –

Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.


Ведущая.

Ребята, кто из вас догадался о ком идёт речь в этом стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник»? Кем был этот архангельский мужик? Действительно речь идёт о Михайло Васильевиче Ломоносове. 19 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня его рождения. Судьба Ломоносова показательна. Труден был его жизненный путь, как и других выдающихся людей России, его современников. Только благодаря сильной воле, необычной тяге к знаниям, большому таланту удалось пробиться ему к вершинам науки того времени, прославить свой народ, свою страну. Но и сегодня, спустя три столетия мы вспоминаем его имя с глубоким уважением и благодарностью.

Дорогие друзья! Как вы уже, наверное, догадались, наша игра посвящена человеку, который всю свою жизнь, все свои знания, здоровье отдал ради процветания своей родины. (Слайд 1) Таких людей по праву можно назвать патриотами. Таким настоящим патриотом и был Михайло Ломоносов – гений земли русской. (Слайд 2) Но прежде чем начать игру, надо определить её участников. Я буду задавать вопросы о жизни и творчестве Ломоносова, а тот из вас, кто первым даст правильный ответ, и станет участником игры.

1 отборочный тур «Детство. Юность» (Слайд 3)

  1. В каком возрасте начал Михайло Ломоносов помогать отцу в рыбном промысле? (12 лет.)

  2. Какие книги называл Михайло Ломоносов «вратами своей учёности»? (Славянская грамматика Смотрицкого, арифметика Магницкого, псалтырь, переложенный в стихи Симеоном Полоцким.) (Слайд 4)

  3. Как называлось отцовское промысловое судно? («Чайка») (Слайд 5)

Ведущая.

Михайло Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской на Курострове близ Холмогор Архангельской губернии в семье зажиточного крестьянина. (Слайд 6) Отец Ломоносова – Василий Дорофеевич – занимался хлебопашеством, морским рыбным и зверобойным промыслом. Он имел несколько судов и ходил на них в Белое море и Северный Ледовитый океан. До основания Петербурга Холмогоры и Архангельск служили главными морскими воротами Московского государства. (Слайд 7) В Беломорье трижды побывал Пётр Первый, и по его указу именно в Архангельске в 18 веке, было, положено начало кораблестроения.

Как назывался народ, живший по берегам морей? (Поморы.) (Слайд 8)

2 отборочный тур «Путь в науку»(Слайд 9)

  1. В каком возрасте Ломоносов отправился учиться в Москву?(19 лет.)

  2. Сколько лет проучился Ломоносов в Славяно-греческо-латинской академии?(5 лет.)

  3. Почему Ломоносова зачислили в самый низший класс академии? (Он совсем не знал латыни.)

Ведущая.

На бойкой торговой Никольской улице рядом с Красной площадью стоял Законоспасский монастырь. Там и размещалась школа с длинным названием Славяно-греко-латинская академия. (Слайд 10) Впрочем, в народе её называли короче и проще – Спасскими школами. Несладко встретила юношу Москва, непростой была его учёба в академии. Ему было около 20 лет. Представьте, высокий, статный юноша вошел в класс. С интересом смотрели на него ученики - мальчики 8-10 лет. (Слайд 11) А когда узнали, кто он, стали смеяться над великовозрастным учеником, дразнили его: «Смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться!» ломоносов был талантлив и так прилежно учился, что за один год прошёл три класса академии. За короткий срок Ломоносов добился огромных успехов и стал первым по всем предметам. В Славяно-греко-латинской академии он проучился 5 лет. Затем учеба в Петербурге, а позже его вместе с другими молодыми одаренными людьми послали учиться за границу. Вернулся в Россию Ломоносов высокообразованным человеком.

В какую страну ехал учиться Ломоносов и его друзья? ( Германия.) (Слайд 12)



3 отборочный тур «Ломоносов учёный»(Слайд 13)

  1. Что основательно изучал Ломоносов в Германии? (Горное дело и металлургию.) (Слайд14)

  2. Назовите предмет, который изобрёл Ломоносов для наблюдения в сумерках и в светлые ночи. (Ночезрительная труба.) (Слайд 15)

  3. Ломоносов утверждал, что тела состоят из мельчайших подвижных частиц. Из каких частиц состоят тела? (Атомы и молекулы.)

Ведущая.

Трудно перечислить все открытия, сделанные М.В. Ломоносовым. Сколько книг пришлось ему прочесть, сколько опытов провести, чтобы прийти к своим знаменитым открытиям и изобретениям. «Один опыт я ставлю выше, чему тысячу мнений, рождённых только воображением», - указывал Ломоносов. Эти открытия были сделаны учёным в различных областях знаний – химии, физике, астрономии, географии, металлургии, геологии, истории, словесности, горном и мореходном деле. Ломоносов возродил в России древнее искусство мозаики. В его мастерской было создано сорок мозаик, из которых до наших дне сохранилось двадцать четыре. В химической лаборатории он провел более четырех тысяч опытов и разработал технологию изготовления цветных прозрачных стекол. Мозаика может простоять тысячи лет… (Слайд 16) Ломоносов учреждает мозаичную мастерскую. Лучшая из мозаичных его работ – «Полтавская баталия» доказывает, что великий ученый был и художником с большим вкусом.

Как назывались прозрачные стекла, которые использовал Ломоносов для изготовления мозаики? (Смальта.) (Слайд 17)

Поэтическая пауза.

Отрывок из стихотворения Н. Рыленкова «Ломоносов»

( в исполнении детей)


Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

Не он ли в школе Законоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И сметкою монахов удивлял?

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашел слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придется в Академии терпеть?

В нее вошел, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайла Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

Финал. (Слайд 18)

Ведущая.


Став всесторонне образованным учёным, Ломоносов не забыл первопрестольную. Москву он считал великим городом, «первого рангу во всей Европе». Оказавшись на вершине знаний, Ломоносов стремился к тому, чтоб науки были доступнее российским юношам. Поэтому и хлопочет он о создании высшего учебного заведения в Москве. (Слайд 19) М. В. Ломоносов продумывает устав будущего высшего учебного заведения. В «Прибавлении к моему мнению об университетском регламенте» ученый писал: «Студентов разделить на три класса. Первого класса студенты ходят на все лекции для того, чтобы иметь понятие о всех науках и чтоб всяк мог видать, к какой кто науке больше способен и охоту имеет. Второго класса студенты ходить должны на лекции того класса, в котором их наука. Третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и упражняются в одной науке». 12 января 1755 года императрица Елизавета Петровна утвердила проект о создании высшего учебного заведения. Первое Московское высшее учебное заведение находилось на Красной площади. Чтобы облегчить доступ в это учебное заведение, были открыты две школы — для дворянских детей и детей горожан.


Как называется первое высшее учебное заведение созданию, которого так способствовал Ломоносов? (Университет.) (Слайд 20)


Суперигра (Слайд 21)


Память о великом земляке увековечена и в городе Архангельске. Достопримечательностью Архангельска является памятник Михайло Васильевичу Ломоносову. Памятник находится перед фасадом здания Архангельского Государственного Технологического Университета. Высота памятника около 8 метров. Памятник был открыт в 1832 году, отлит из бронзы и был создан на пожертвования Московской и Санкт-Петербургской академий, архангельских купцов, мещан и крестьян. Тысячу рублей и средства собранные по всероссийской подписке прислала внучка М.В. Ломоносова. Всего собрали 53 980 рублей и 85 с половиной копеек. Ломоносов предстаёт в образе античного поэта – в тоге и с лирой в руках. (Слайд 22) Автор создал памятник в содружестве с литейщиком В.Л. Якимовым.

Кто автор этого памятника? (И.П. Мартос) (Слайд 23)



Подведение итогов. Награждение финалистов и победителя.(Слайд 24)











Список литературы


1. Андреева М. С., Короткова М.П. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: «Школьная библиотека», 2006

2. Осипова А. И. Примеры славных дел: Образ великого ученого, поэта, просветителя. Сценарий мероприятия, посвященного М. В. Ломоносову. Читаем, учимся, играем. – 2001 - № 4.

3. Ломоносов М.В. Избранное. – М.: Дет лит., 1981

4. Давыдова М.А. Университетский указ подписан: Театрализованный студенческий «капустник». Читаем, учимся, играем. – 2001.- №7.

Просмотр содержимого презентации
«Поле чудес»»

Интеллектуальная игра посвященная 300-летию рождения Михайло Васильевича Ломоносова   учитель первой категории Зубарева Наталья Фёдоровна МОБУ Талаканской СОШ № 5

Интеллектуальная игра посвященная 300-летию рождения Михайло Васильевича Ломоносова

учитель первой категории Зубарева Наталья Фёдоровна

МОБУ Талаканской СОШ № 5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зубарева Наталья Фёдоровна

Дата: 01.03.2015

Номер свидетельства: 180421


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства