Интегрированное занятие по русскому языку, литературе и математики по теме «Использование устаревших слов в работе с единицами измерения».
Интегрированное занятие по русскому языку, литературе и математики по теме «Использование устаревших слов в работе с единицами измерения».
Целью занятия выступило расширение знаний учащихся о старинных русских мерах длины; развитие интереса к произведениям устного народного творчества; определение значений пословиц, в которых употребляются старинные русские меры длины.
Филимонова О.А. в полном объеме владеет содержанием своего предмета, хорошо знает материал учебного предмета, с которым предстоит интеграция.
Положительными моментами интегрированного занятия является то, что оно позволило активизировать познавательную деятельность учащихся, усилить тенденцию к синтезу знаний. Интегративные познавательные задачи помогли в короткий срок выявить интересы учащихся, что является важным моментом при обучении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие по русскому языку, литературе и математики по теме «Использование устаревших слов в работе с единицами измерения».»
Интегрированное занятие русского языка,
литературы, математики в 6 Б классе по теме
«Использование устаревших слов в работе с единицами измерения»
Цель: совершенствовать знания учащихся о старинных русских мерахдлины; проследить, как используются эти названия в современном русском языке и литературе, математике.
Задачи:
Образовательные:
расширение знаний учащихся по теме «Старинные русские меры»;
развитие интереса к произведениям устного народного творчества;
- определение значений пословиц, в которых употребляются старинные русские меры длины;
применение полученных знаний на практике.
Воспитательные:
воспитание личностных качеств (умение работать в коллективе, взаимопомощи, умение слушать других, дисциплинированности);
воспитание интереса к предметам через элементы русского народного фольклора;
воспитание интереса к истории своей страны;
воспитание всесторонне развитой личности.
Коррекционно-развивающие:
развитие и коррекция мышления (использование теоретических сведений на практике (в жизни), постановка проблемных вопросов, составление кластера);
развитие и коррекция памяти (повторение теоретического материала по теме).
развитие и коррекция речи (речевые высказывания, правильное называние старинных русских мер длины).
Тип занятия: интегрированное занятие общеметодической направленности.
Межпредметные связи: русский язык, литература, математика.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа-проектор,компьютерная презентация, раздаточный материал.
План занятия:
№
Этапы занятия
Время (мин.)
I
Организационный этап
2
I I
Актуализация знаний. Подведение к теме урока.
17
Обобщение и систематизация знаний.
Сообщения о старинных русских мер длины:
-пядь
- вершок
-аршин
-локоть
-сажень
-верста.
I II
Физминутка
2
III
Заключительный этап.
3
Подведение итогов.
Рефлексия.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Обращение учителя к ученикам с приветствием.
Здравствуйте! Говорят: «В любом открытии есть 99% труда и потения и только 1% таланта и способностей». И мы вам предлагаем сегодня хорошо потрудиться.
II. Актуализация знаний. Подведение к теме урока.
Просмотр фрагмента из мультфильма «38 попугаев»
УМ: Какую величину Удава измеряли Мартышка, Попугай и Слонѐнок? (Длину, рост удава). Каков рост удава?
(Рост удава - 38 попугаев, или 5 мартышек, или 2 слонѐнка).
УМ: Каждый мерил собой. Вот и в глубокой древности наши предки измеряли расстояние своими частями тела. Это и удобно, и руки - ноги всегда при себе, их нельзя «забыть дома».
-Какова тема нашего занятия? (О старинных русских мерах длины).
Какие же цели вы поставите для себя?
-Сегодня мы с вами продолжим говорить о старинных русских мерах длины.
УР: -А также о красоте и культуре русской речи.
Не имели наши предки
Ни линейки, ни рулетки.
Но могли предмет любой
Измерять самим собой.
Ткани мерили локтями,
Землю мерили лаптями,
И имели пальцев пять –
Щели в доме измерять.
В общем, жили не тужили,
Не хлебали лаптем щей…
И всему на свете были
Люди – мерою вещей!
УМ: - Какие вы знаете современные меры длины? (мм, см, дм, м, км)
-А раньше использовали другие меры: пядь, вершок, аршин, локоть, сажень, верста.
УР: - О ПЯДИ напомнит нам Игнатьева Татьяна.
Таня: Пядь – единица измерения длины. Она бывает малая и великая.
Пядь малая – это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки. Это примерно 18 см.
Пядь великая – это расстояние от концов вытянутых мизинца и большого пальца. Еѐ длина 22 – 23 см.
УМ:
-Давайте измерим малую пядь.
-Чему она у вас равна? (Ответы детей)
- Почему она имеет разные размеры? (руки у всех разные).
Кристина:
-Сейчас мы не пользуемся пядью. Это слово устарело, но живет в русской речи. «Семь пядей во лбу» - так говорят об очень умном человеке.
УР: В русском языке встречается много пословиц и крылатых выражений,вкоторых упоминается пядь. Самое известное: «Не отдать ни пяди земли». Как вы это понимаете? (ответы). Именно с такими мыслями боролись с врагом советские люди в годы Великой Отечественной войны.
УМ: -А теперь поговорим о мерах-вершок и аршин.О них нам расскажет Полина.
Полина :ВЕРШОК:в современном исчислении- 4см4мм.Это длина верхней части пальца. Самое известное выражение: «От горшка два вершка». Так говорят о маленьком по возрасту человеке.
АРШИН – одна из главных русских мер длины - длина всей руки. В аршине 71см.
Десятки лет никто не меряет аршинами. Но слово это не забыто.
УР: Оно встречается в крылатых выражениях,пословицах и поговорках.«Пишешь аршинными буквами»? (Пишешь очень крупно.) О ком говорят: «На аршин голова, да ума на пядь»? (Так говорят о взрослом,но глупом человеке.)
УМ:-В торговле аршин постепенно вытеснил меру «локоть». О ней нам расскажет Кудимова Дарья.
Дарья: ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя.Величина этой мерыдлины составляла от 38 до 47 см. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.
- Как вы думаете, одинаково ли купцы заплатили за эту веревку? (Ответыучащихся.)
Настя: Так как локти у людей имеют разную длину,в каждом торговом городеиздавался свой указ, каким локтем нужно пользоваться.
УР: Эта мера длины чаще всего встречается в пословицах,характеризующих
определенные качества человека. Как вы думаете, о ком говорили: « Нос с локоть, а ум с ноготь»? (Так говорили о глупом человеке).
«Сам с ноготок, а борода с локоток»? (О человеке невзрачной внешности,нопользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту.)
«Близок локоть да не укусишь», «Близок локоток, да ум короток» - о каком-нибудь простом, но невыполнимом деле.
УМ: О русских богатырях говорили: «У него косая сажень в плечах». Как это понимать? Сколько это см или метров? Об этом расскажет Захаров Даниил.
Захаров Даниил:
Сажень – встречается с 11 века. Различали два вида сажени: маховая и косая. Маховая сажень – расстояние между пальцами (маховая сажень – 1м 76 см). Косая сажень (слайд) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки (примерно два метра 48 сантиметров! Вот это плечи! Воистину богатырские).
УР: О версте нам расскажет Хайруллин Дамир.
Хайруллин Дамир: Наши предки умели измерять и большие расстояния.Для этого
они использовали версту. 1 верста = 1км 67 м. Есть еще одно значение версты: верстовой столб на дороге. Он был полосатым, высота его более 4 метров.
Живет в речи выражение: «Коломенская верста» - шутливое прозвище для высокого человека.
УР: Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Вам нужно составить правильно крылатые выражения.
Давайте проверим верно ли вы сделали.
УМ: Сейчас я предлагаю вам решить задачи
№1. Узнайте рост.
От горшка два вершка. В данном выражении «горшок» подразумевается – коршок=9см, а вершок=4,5см. Поэтому мы можем сложить эти величины и узнать рост «маленького человека» -
коршок+вершок+вершок=9+4,5+4,5=18см.
№2. Какого роста был Герасим из повести Н.А.Некрасова «Муму»?
В рассказе говорится, что он был «мужчина двенадцати вершков роста».
В старину рост человека определялся свыше обязательных для нормального человека 2 аршин = 1,42см. 1 вершок = 4,5см,а 12 вершков=54 см. И к обязательным 1,42 см + 54 см=1,96 см.
Рост Герасима = 1,96 см.
Физминутка:
УМ: -Ребята,а сейчас я посмотрю,хорошо ли вы запомнили меры длины. Давайте поиграем в игру. Когда я скажу «сажень», вы разведете руки в стороны, если «локоть», схватите локотки руками, «пядь» - потрясете кистями рук, «верста» – тянемся кверху, «аршин» – одну руку в сторону, «вершок» - присядете. Но я буду говорить и современные меры длины – вы должны хлопнуть в ладоши). Верста-сажень-аршин-метр-вершок-сантиметр-пядь-локоть.
УР: -Ребята,какими мерами длины мы учились сегодня пользоваться назанятии?
Верно. Все вместе это старинные русские меры длины.
УМ: Почему сейчас мы не используем старорусские меры? (ответы детей)Была принята Международная система единиц. С1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.
УР: Давно ушли из повседневного употребления и аршин, и вершок, локоть и пядь, сажень и верста. Но остались они в крылатых выражениях, в народной мудрости: пословицах и поговорках…
по-прежнему уважаемы люди «семи пядей во лбу» (умные), «косая сажень в плечах» (сильные), заметна «верста коломенская» (высокие).
Мы - частица нашей великой Родины. Мы помним язык наших дедов и прадедов, бережем его, украшаем и правильно пользуемся.
У: Ребята,спасибо за работу.Мы с вами продолжим изучать и другиестаринные русские меры.
Самоанализ занятия.
Тип занятия: интегрированное занятие общеметодической направленности.
Цель: совершенствовать знания учащихся о старинных русских мерах длины;проследить, как используются эти названия в современном русском языке и литературе.
Задачи:
Образовательные:
расширение знаний учащихся по теме «Старинные русские меры»;
развитие интереса к произведениям устного народного творчества;
определение значений пословиц, в которых употребляются старинные русские меры длины;
применение полученных знаний на практике.
Воспитательные:
воспитание личностных качеств (умение работать в коллективе, взаимопомощи, умение слушать других, дисциплинированности);
воспитание интереса к предметам через элементы русского народного фольклора;
воспитание интереса к истории своей страны;
воспитание всесторонне развитой личности.
Коррекционно-развивающие:
развитие и коррекция мышления (использование теоретических сведений на практике (в жизни), постановка проблемных вопросов, составление кластера);
развитие и коррекция памяти (повторение теоретического материала по теме).
развитие и коррекция речи (речевые высказывания, правильное называние старинных русских мер длины);
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при работе с раздаточным материалом.
Поставленные цель и задачи занятия были достигнуты.
Использовалась фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности.
По своей структуре занятие делилось на три основные части:
- актуализация знаний (сообщения о старинных русских мерах длины).
На занятие применялись различные методы обучения:
наглядные (презентация,карточки,рисунки)
видеометоды (просмотр видеофрагмента«38попугаев»)
словесные (сообщения,беседа)
Использовалось современное оборудование – компьютер, мультимедийный проектор. Высокая активность класса на протяжении всего занятия поддерживалась созданием проблемных ситуаций, связь с различными областями науки (математика, русский язык, литература), что способствовало активизации познавательной деятельности учащихся на занятие, формированию интереса к изучению материала темы и вообще к данным предметам.
Атмосфера на занятие была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся. Работа проходила в сотрудничестве. Темп занятия оптимален, спланирован с учѐтом особенностей детей.
Смена видов деятельности с опорой на различные (слуховой, зрительный, речедвигательный) анализаторы и проведение физкультминутки дали возможность выполнить задачи здоровьесберегающего характера.
конце занятия было подведение итогов (составление кластера, который позволил выделить главное, структурировать учебный материал).
Считаем, что занятие результативно, так как учащиеся активно, с интересом выполняли задания. Задачи занятия реализованы в полном объеме. Главное на занятие были показаны межпредметные связи между различными областями наук: математика, русский язык, литература.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(267) "Интегрированное занятие русского языка, литературы, математики в 6 классе по теме «Использование устаревших слов в работе с единицами измерения»"
["seo_title"] => string(80) "integrirovannoe_zaniatie_russkogo_iazyka_literatury_matematiki_v_6_klasse_po_tem"
["file_id"] => string(6) "579349"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1619455578"
}
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(267) "Интегрированное занятие русского языка, литературы, математики в 6 классе по теме «Использование устаревших слов в работе с единицами измерения»"
["seo_title"] => string(80) "integrirovannoe_zaniatie_russkogo_iazyka_literatury_matematiki_v_6_klasse_po_t_1"
["file_id"] => string(6) "617323"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1668416902"
}
}