kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированное занятие по русскому языку, литературе и математики по теме «Использование устаревших слов в работе с единицами измерения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью занятия  выступило расширение знаний учащихся о старинных русских мерах длины;   развитие интереса к произведениям устного народного творчества;  определение значений       пословиц, в которых употребляются старинные русские меры длины.

Филимонова О.А. в полном объеме владеет содержанием своего предмета,  хорошо знает материал учебного предмета, с которым предстоит интеграция.

Положительными моментами интегрированного занятия является то, что оно позволило активизировать познавательную деятельность учащихся, усилить тенденцию к синтезу знаний. Интегративные познавательные задачи помогли в короткий срок выявить интересы учащихся, что является важным моментом при обучении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие по русскому языку, литературе и математики по теме «Использование устаревших слов в работе с единицами измерения».»

Интегрированное занятие русского языка,

литературы, математики в 6 Б классе по теме

«Использование устаревших слов в работе с единицами измерения»

Цель: совершенствовать знания учащихся о старинных русских мерах длины; проследить, как используются эти названия в современном русском языке и литературе, математике.

Задачи:

Образовательные:

  • расширение знаний учащихся по теме «Старинные русские меры»;

  • развитие интереса к произведениям устного народного творчества;

- определение значений пословиц, в которых употребляются старинные русские меры длины;

  • применение полученных знаний на практике.

Воспитательные:

  • воспитание личностных качеств (умение работать в коллективе, взаимопомощи, умение слушать других, дисциплинированности);

  • воспитание интереса к предметам через элементы русского народного фольклора;

  • воспитание интереса к истории своей страны;

  • воспитание всесторонне развитой личности.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие и коррекция мышления (использование теоретических сведений на практике (в жизни), постановка проблемных вопросов, составление кластера);

  • развитие и коррекция памяти (повторение теоретического материала по теме).

  • развитие и коррекция речи (речевые высказывания, правильное называние старинных русских мер длины).

Тип занятия: интегрированное занятие общеметодической направленности.

Межпредметные связи: русский язык, литература, математика.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал.

План занятия:

Этапы занятия

Время (мин.)

I

Организационный этап

2

I I

Актуализация знаний. Подведение к теме урока.

17


Обобщение и систематизация знаний.


Сообщения о старинных русских мер длины:



-пядь



- вершок



-аршин



-локоть



-сажень


-верста.


I II

Физминутка

2

III

Заключительный этап.

3


Подведение итогов.



Рефлексия.






Ход занятия


I. Организационный этап.

Обращение учителя к ученикам с приветствием.

Здравствуйте! Говорят: «В любом открытии есть 99% труда и потения и только 1% таланта и способностей». И мы вам предлагаем сегодня хорошо потрудиться.

II. Актуализация знаний. Подведение к теме урока.

Просмотр фрагмента из мультфильма «38 попугаев»

УМ: Какую величину Удава измеряли Мартышка, Попугай и Слонѐнок? (Длину, рост удава). Каков рост удава?

(Рост удава - 38 попугаев, или 5 мартышек, или 2 слонѐнка).

УМ: Каждый мерил собой. Вот и в глубокой древности наши предки измеряли расстояние своими частями тела. Это и удобно, и руки - ноги всегда при себе, их нельзя «забыть дома».

-Какова тема нашего занятия? (О старинных русских мерах длины).

Какие же цели вы поставите для себя?

-Сегодня мы с вами продолжим говорить о старинных русских мерах длины.

УР: -А также о красоте и культуре русской речи.

Не имели наши предки

Ни линейки, ни рулетки.

Но могли предмет любой

Измерять самим собой.


Ткани мерили локтями,

Землю мерили лаптями,

И имели пальцев пять –

Щели в доме измерять.


В общем, жили не тужили,

Не хлебали лаптем щей…

И всему на свете были

Люди – мерою вещей!

УМ: - Какие вы знаете современные меры длины? (мм, см, дм, м, км)

-А раньше использовали другие меры: пядь, вершок, аршин, локоть, сажень, верста.

УР: - О ПЯДИ напомнит нам Игнатьева Татьяна.

Таня: Пядь – единица измерения длины. Она бывает малая и великая.

Пядь малая – это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки. Это примерно 18 см.

Пядь великая – это расстояние от концов вытянутых мизинца и большого пальца. Еѐ длина 22 – 23 см.

УМ:

-Давайте измерим малую пядь.

-Чему она у вас равна? (Ответы детей)

- Почему она имеет разные размеры? (руки у всех разные).

Кристина:

-Сейчас мы не пользуемся пядью. Это слово устарело, но живет в русской речи. «Семь пядей во лбу» - так говорят об очень умном человеке.

УР: В русском языке встречается много пословиц и крылатых выражений, в которых упоминается пядь. Самое известное: «Не отдать ни пяди земли». Как вы это понимаете? (ответы). Именно с такими мыслями боролись с врагом советские люди в годы Великой Отечественной войны.

УМ: - А теперь поговорим о мерах - вершок и аршин. О них нам расскажет Полина.

Полина : ВЕРШОК: в современном исчислении - 4см 4 мм. Это длина верхней части пальца. Самое известное выражение: «От горшка два вершка». Так говорят о маленьком по возрасту человеке.

АРШИН – одна из главных русских мер длины - длина всей руки. В аршине 71см.

Десятки лет никто не меряет аршинами. Но слово это не забыто.

УР: Оно встречается в крылатых выражениях, пословицах и поговорках. «Пишешь аршинными буквами»? (Пишешь очень крупно.) О ком говорят: «На аршин голова, да ума на пядь»? (Так говорят о взрослом, но глупом человеке.)

УМ:-В торговле аршин постепенно вытеснил меру «локоть». О ней нам расскажет Кудимова Дарья.

Дарья: ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя. Величина этой меры длины составляла от 38 до 47 см. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.

- Как вы думаете, одинаково ли купцы заплатили за эту веревку? (Ответы учащихся.)

Настя: Так как локти у людей имеют разную длину, в каждом торговом городе издавался свой указ, каким локтем нужно пользоваться.

УР: Эта мера длины чаще всего встречается в пословицах, характеризующих

определенные качества человека. Как вы думаете, о ком говорили: « Нос с локоть, а ум с ноготь»? ( Так говорили о глупом человеке).

«Сам с ноготок, а борода с локоток»? (О человеке невзрачной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту.)

«Близок локоть да не укусишь», «Близок локоток, да ум короток» - о каком-нибудь простом, но невыполнимом деле.

УМ: О русских богатырях говорили: «У него косая сажень в плечах». Как это понимать? Сколько это см или метров? Об этом расскажет Захаров Даниил.

Захаров Даниил:

Сажень – встречается с 11 века. Различали два вида сажени: маховая и косая. Маховая сажень – расстояние между пальцами (маховая сажень – 1м 76 см). Косая сажень (слайд) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки (примерно два метра 48 сантиметров! Вот это плечи! Воистину богатырские).

УР: О версте нам расскажет Хайруллин Дамир.

Хайруллин Дамир: Наши предки умели измерять и большие расстояния. Для этого

они использовали версту. 1 верста = 1км 67 м. Есть еще одно значение версты: верстовой столб на дороге. Он был полосатым, высота его более 4 метров.

Живет в речи выражение: «Коломенская верста» - шутливое прозвище для высокого человека.

УР: Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Вам нужно составить правильно крылатые выражения.

Давайте проверим верно ли вы сделали.

УМ: Сейчас я предлагаю вам решить задачи

№1. Узнайте рост.

От горшка два вершка. В данном выражении «горшок» подразумевается – коршок=9см, а вершок=4,5см. Поэтому мы можем сложить эти величины и узнать рост «маленького человека» -

коршок+вершок+вершок=9+4,5+4,5=18см.

№2. Какого роста был Герасим из повести Н.А.Некрасова «Муму»?

В рассказе говорится, что он был «мужчина двенадцати вершков роста».

В старину рост человека определялся свыше обязательных для нормального человека 2 аршин = 1,42см. 1 вершок = 4,5см,а 12 вершков=54 см. И к обязательным 1,42 см + 54 см=1,96 см.

Рост Герасима = 1,96 см.

Физминутка:

УМ: - Ребята, а сейчас я посмотрю, хорошо ли вы запомнили меры длины. Давайте поиграем в игру. Когда я скажу «сажень», вы разведете руки в стороны, если «локоть», схватите локотки руками, «пядь» - потрясете кистями рук, «верста» – тянемся кверху, «аршин» – одну руку в сторону, «вершок» - присядете. Но я буду говорить и современные меры длины – вы должны хлопнуть в ладоши). Верста-сажень-аршин-метр-вершок-сантиметр-пядь-локоть.

УР: - Ребята, какими мерами длины мы учились сегодня пользоваться на занятии?

Составление кластера (пядь, вершок, локоть, аршин, сажень, верста).

Верно. Все вместе это старинные русские меры длины.

УМ: Почему сейчас мы не используем старорусские меры? (ответы детей) Была принята Международная система единиц. С1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.

УР: Давно ушли из повседневного употребления и аршин, и вершок, локоть и пядь, сажень и верста. Но остались они в крылатых выражениях, в народной мудрости: пословицах и поговорках…

  • по-прежнему уважаемы люди «семи пядей во лбу» (умные), «косая сажень в плечах» (сильные), заметна «верста коломенская» (высокие).

Мы - частица нашей великой Родины. Мы помним язык наших дедов и прадедов, бережем его, украшаем и правильно пользуемся.

У: Ребята, спасибо за работу. Мы с вами продолжим изучать и другие старинные русские меры.



Самоанализ занятия.


Тип занятия: интегрированное занятие общеметодической направленности.

Цель: совершенствовать знания учащихся о старинных русских мерах длины; проследить, как используются эти названия в современном русском языке и литературе.

Задачи:

Образовательные:

  • расширение знаний учащихся по теме «Старинные русские меры»;

  • развитие интереса к произведениям устного народного творчества;

  • определение значений пословиц, в которых употребляются старинные русские меры длины;

  • применение полученных знаний на практике.

Воспитательные:

  • воспитание личностных качеств (умение работать в коллективе, взаимопомощи, умение слушать других, дисциплинированности);

  • воспитание интереса к предметам через элементы русского народного фольклора;

  • воспитание интереса к истории своей страны;

  • воспитание всесторонне развитой личности.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие и коррекция мышления (использование теоретических сведений на практике (в жизни), постановка проблемных вопросов, составление кластера);

  • развитие и коррекция памяти (повторение теоретического материала по теме).

  • развитие и коррекция речи (речевые высказывания, правильное называние старинных русских мер длины);

  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при работе с раздаточным материалом.

Поставленные цель и задачи занятия были достигнуты.

Использовалась фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности.

По своей структуре занятие делилось на три основные части:

- актуализация знаний (сообщения о старинных русских мерах длины).

На занятие применялись различные методы обучения:

наглядные (презентация, карточки, рисунки)

видеометоды (просмотр видеофрагмента «38 попугаев»)

словесные (сообщения, беседа)

Использовалось современное оборудование – компьютер, мультимедийный проектор. Высокая активность класса на протяжении всего занятия поддерживалась созданием проблемных ситуаций, связь с различными областями науки (математика, русский язык, литература), что способствовало активизации познавательной деятельности учащихся на занятие, формированию интереса к изучению материала темы и вообще к данным предметам.

Атмосфера на занятие была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся. Работа проходила в сотрудничестве. Темп занятия оптимален, спланирован с учѐтом особенностей детей.

Смена видов деятельности с опорой на различные (слуховой, зрительный, речедвигательный) анализаторы и проведение физкультминутки дали возможность выполнить задачи здоровьесберегающего характера.

  • конце занятия было подведение итогов (составление кластера, который позволил выделить главное, структурировать учебный материал).

Считаем, что занятие результативно, так как учащиеся активно, с интересом выполняли задания. Задачи занятия реализованы в полном объеме. Главное на занятие были показаны межпредметные связи между различными областями наук: математика, русский язык, литература.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Филимонова Олеся Алексеевна

Дата: 27.02.2017

Номер свидетельства: 396259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Интегрированное занятие русского языка, литературы, математики в 6 классе по теме «Использование устаревших слов в работе с единицами измерения»"
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannoe_zaniatie_russkogo_iazyka_literatury_matematiki_v_6_klasse_po_tem"
    ["file_id"] => string(6) "579349"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619455578"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Интегрированное занятие русского языка, литературы, математики в 6 классе по теме «Использование устаревших слов в работе с единицами измерения»"
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannoe_zaniatie_russkogo_iazyka_literatury_matematiki_v_6_klasse_po_t_1"
    ["file_id"] => string(6) "617323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1668416902"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства