kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированное занятие "Родословная ложки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное  занятие  дополнительного  образования  для  2  класса предметов  "Технология" и  "ИЗО".  Включает  интересную  историю  создания  современной  ложки, знакомит  с  различными  видами  ложек,   учит  изготовливать  интересное  блюдо, и  сувениры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие "Родословная ложки" »

Занятие интегрированное:

«Родословная ложки»







Разроботали: учитель технологии Никитевич Е.А

Учитель ИЗО Коченок Е.М







Тайшет 2015г













Цель: Показать приемы мотивации на занятиях дополнительного образования в начальной школе. Создать творческий проект «Родословная ложки».

Планируемые результаты: Составить родословное древо, выполнить сувенирные ложки «Вкусные» и «Народные».

Метапредметные


  • учить основным приемам кистевой росписи объемной модели, совершенствование свободного владения кончиком кисти,

  • закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома,

  • формировать умения выделять и передавать цветовую гамму,

  • развивать чувство цвета и композиции.

  • совершенствовать технические умения.

  • развитие мелкой моторики

  • формировать знания по приготовлению изделий из теста.

  • учить приёмам художественного оформления блюд из теста.

  • совершенствование навыков работы на кухне, с пищевыми продуктами


Личностные:
  • воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

  • уважение труд мастеров.

  • Прививать любовь к народному искусству.

  • Воспитывать аккуратность, бережливость

  • Прививать любовь к народной кухне .



Предметные:

  • Закрепить понятие орнамент, узор.

  • знать историю промысла, особенности хохломской росписи.

  • Расширить представление о семье ложки и её функциональном значении.

  • Составить композицию хохломского узора – изображению закругленной ветки с ягодами, соответствующей форме изделия.

  • Учить рисовать элемент узора – ягоды клубники, листьев, травки, завитков

  • Знакомство с кухонными приборами, приспособлениями.

  • Совершенствовать приемы техники безопасности и санитарно- гигиенических требований.

  • Закрепить приемы украшения изделий из теста.

Программное содержание.

«В мире прекрасного» Раздел: «Мир природы». Занятие: «Декорирование предметов».

Формы организации познавательной деятельности (ФОПД)

Игра-путешествие, загадки-конструктор, постановка проблемы, ролевая игра, творческий проект, хоровод, обмен опытом, чаепитие.

Методы обучении: Репродуктивный, коммуникативный методы обучения, икт, практическая работа, упражнение, самостоятельная работа, творческий проект.


Реальные результаты: Выполнение творческого проекта.

Материалы. Мультимедийка. Презентация, наглядно-иллюстративный материал, технологическая карта. Слова для игры. Несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского узора – ягодами клубники. У детей ложки- заготовки под роспись(папье маше), : ковш утица из папье маше, кисти, гуашь, древо, образцы ложек и их разновидности. Баночка для воды. Влажные салфетки.

Продукты: испеченные печенья из слоеного теста, сахарная пудра, взбитые белки, ягоды брусники, клюквы. Посуда, приспособления: корнетики, ложки столовые, чайные, тарелки, салфетки.

План занятия:

1 Орг. Момент. Звучит народная музыка .

2 3акликалки

3 Игра подбери рифму в стихотворении

4 ребус.

5 презентация.

6. Целеполагание. Игра на закрепление материала «Составить родословную ложки».

7.

8.

9.

10





Ход занятия.

1. Звучит народная музыка .

2. 3акликалки

ж

Собирайтесь веселей, 
Дорогие зрители! 

На занятье ждем детей, 
Ждем и их родителей!

 Е
Сообщим, пока не поздно, 
Есть условие одно: 
Сегодня нужно не лениться.
Шуметь у нас запрещено! 

ж

Зато можно всем учиться,

Друг другу можно помогать (выручать)

А так же нужно похвалиться

Если ты справишься на пять

е
Не теряйте ни минутки, 
Слушайте внимательно

Что учитель говорит

Сделать обязательно!

ж

Навострите быстро ушки

И ответьте на вопрос

Чем таким, они играли?

Что за стук, и что за звон?

(-Какими инструментами играли мальчики ?)

е Загадка

Утром, вечером и днём

Соберёмся за столом.

Ждут нас каша, суп, окрошка,

А помогут есть их (все хором) - ложка. Молодцы! Продолжаем в том же духе


3 Игра подбери рифму в стихотворении: Где махну я вверх рукою, там кричим мы дружно слово.

Е Ложка — труженик простой,

Кран подъёмный….. городской,

Набирай скорей на ложку

Кашу, суп или … картошку. (окрошку)

Поднимай скорее грузы,

Отправляй их прямо в …. рот. (пузо)


ж

Кто из вас знает, как появилась ложка?

Е А вы знаете какая у нее большая семья?

Ж А чтоб узнать тему сегодняшнего занятия разгадайте ребус. «Родословная ложки ».

По первым буквам картинки.


Е ?-А что означает слово родословная?

Ж .....................


4 Презентация «История ложки»

Ребята, для чего человеку нужна ложка? Оказывается, ложка- очень важный предмет. И без него невозможно обойтись. Ложка предназначена жидкой и полужидкой пищи

Учитель: Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка? Древний человек слепил из глины и обжег в костре.

В Греции, когда не было ложек, использовали ракушки.

В древнем Египте ложки вырезали из слоновой кости. 

В Японии люди пользовались и пользуются до сих пор ложками-палочками, которые люди называют хаси. 

Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано. Простые русские люди с незапамятных времён ели щи да кашу деревянными ложками. Ложку носили с собой, за поясом, чужому не давали. Прошло время, и мастера-ложечники стали украшать ложки резьбой по дереву. И у простых русских людей появились вот такие резные ложки .

А короли и цари, князья использовали серебряные и золотые ложки. Дорогая для людей. Народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользовать­ся ею могли и крестьяне. Так появилась посуда с хохломской росписью — посуда, которая лег­ко выдерживает горячее, не бо­ится,  ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности со­перничает с золотой, а по цене доступна. Это расписные ложки из села Хохлома.  Искусство Хохломы – это гордость русской культуры. В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома, которое находится в центре России – на Волге, искусные мастера делали деревянную посуду из липы, берёзы, осины, расписывали её дивными узорами и отправляли в другие города по крупнейшим ярмаркам.


А сейчас наиболее часто, из какого материала используют ложки? Верно, современная ложка сделана из металла и называется ( металлической ложкой) .

5 Целеполагание

Е Игра на закрепление материала «Составить родословную ложки».

Е Поиграем и проверить что нового вы узнали про ложку?

На доске нарисовано древо. Корни – это старинные ложки, а остальные выросли в другие разновидности. Слушаем вопрос кто первый поднимет руку и правильно ответит получает право выбрать на столе нужную (названную) ложку и прикрепить ложку к древу.

Ж - Из чего была изготовлена самая первая ложка людей? ( глина)

- Какой ложкой кушали в Греции? Каким предметом греки заменяли ложки?(Ракушка)

- Какими ложками пользовались в Египте? (кость)

- Японская ложка это-? (палочки)

- Какой ложкой ели Русские люди? (дерево)

- Какой ложкой кушали цари? (золото серебро)

-Самая обычная ложка для нас из? (метал)

-В какую ложку засыпают листья чая и в ней их заваривают? (ситечко)

- При помощи, какой ложки помешивают варенье при варке в большой кастрюле? (дл. дерево)

- Какая ложка самая мягкая? (силиконовая)

-А эта ложка состоит из двух ложек? (щипцы)

-Название этой ложки произошло от слова «Шум»? (шумовка)

-С помощью этой ложки можно приготовить вкусные, сладкие, холодные шарики? ( увижу)

- Сидит на ложке, свесив ножки. Эта загадка про лапшу или длинные макароны , а какая ложка для макарон и спагетти? (черная)

-Эта ложка разделяет яйцо на две части - на белок, и желток? (смайлик)

-Самая маленькая ложка из всех родственников, но у нее самая длинная ручка? (кетчуп)

- Этой ложкой поливают различные блюда соусом. (груша)

Ж

На Руси людей, которые занимались изготовлением различных изделий называли, ремесленниками. Ремесло кормит. Мастер- лучший в своем ремесле. «Мастер своего дела»

Е. И мы вас сегодня будем учить приемам мастерства, а кто освоит его, того мы торжественно посветим в подМастерья!!! И он получит грамоту мастера!!! А для этого мы приступаем к выполнению практической работы.

Класс состоит из 2 групп-поварята и художники.

Практическая работа. «Украшение изделий из слоеного теста»



Инструменты, материалы: продукты - испеченные печенья из слоеного теста, сахарная пудра, взбитые белки, ягоды брусники, клюквы, корнетики, ложки столовые, чайные, тарелки, салфетки.

1 Разбивка по парам, определение рабочих мест, раздача образцов.

2. Правила ТБ санитарно-гигиенические требования

3. Требования к качеству готового блюда

4. Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя: украшение печенья слоеного кремом и ягодами.

5. Подведение итогов. Самопроверка, соответствие требований качеству, дегустация.

6. Уборка рабочих мест.

7 Собираемся на ярмарку убираем рабочие места и идем на ярмарку.

Становимся друг против друга с ложками в руках и кричалками хвалим свой товар.

Вижу знатно потрудились,

в мастеров вы превратились.


Практическая работа. «Роспись Хохлома»

  1. Демонстрация, история, анализ, цвет.

  2. Пробники, упражнение –элементы росписи.

  3. Самостоятельная работа. Самоанализ. Уборка.

  4. На ярмарку. Защита. Хоровод.

1-й этап

И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним роспись ложек и утицы-ковша. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Учитель предлагает рассмотреть хохломские изделия.

Очень давно, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. Крестьяне из деревень, каждую неделю приезжали на базар, ярмарку в село Хохлома. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось по сей день, расписную посуду хохломской зовут. Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли “золотые” руки мастеров. Вырезали, шлифовали, натирали глиной, маслом льняным, порошком алюминиевым, олифой, сушили. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Посмотрите, чем заканчивается линия? В травном орнаменте – завитком, а в растительном – цветком или ягодкой. По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, и по цене доступна всем.


Вопросы:

-Скажите пожалуйста чем отличается узор от орнамента?

-Какие цвета используют мастера?

-Какие узоры вы видите на посуде?

-Листики, ягодки, завитки, точечки.

- А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

- Назовите, какие элементы росписи живут в росписи Хохломы

2-й этап

Выполняем учебное упражнение. Кисточка-солдатик.

- Как вы думаете с чего начать орнамент на утице? Цвета Хохломской росписи, красный, чёрный, зелёный, жёлтый цвета.

Ягодка - бывают … (смородинка, клубничка, малинка, крыжовник.)

Затем пишем ягоды красной краской в форме ,,клубники”.

Следующий этап – пишем листочки зелёной краской.

Показывает в росписи элементы травки. Обращаю внимание на то, как располагается травка. Уточняю каждый элемент травки – реснички, травники, усики, завитки. Учебное упражнение выполняется на пробнике-черновике.

Вопросы: - Назовите, какие элементы росписи мы попробовали писать красками на черновике? (ресничка, листик, завиток, ягодка-клубничка)

Я предлагаю посмотреть у кого лучше всех получилась роспись (ученик должен выбрать любую понравившуюся ложку, показать всем и объяснить, почему он ее выбрал) - тем мы доверим роспись утицы(2-3 подмастерья). Утица-ковш родственница ложки-поварёшки, черпака-только большая. -Это сувенир, праздничная посуда, набор – значит роспись должна быть одинаковая и на утице и на ложках очень красиво и аккуратно. Вспоминаем как начинали? Алгоритм: ягодка, листик, бортик ложки, ручка-хвостик, травка. Смотрим этапы выполнения по технологической карте.

3-й этап

Самостоятельная работа учащихся. «Выполнение росписи на изделиях».


Ребята, вот мы с вами и познакомились с историей возникновения хохломской росписи. Сейчас мы приступим к самостоятельному заданию: будем расписывать хохломскую ложку. Поверхность не ровная как в упражнении. Краску берём чуть – чуть на кончике кисти.

  1. Ягодка –красный. Ножка. Шейка. Ободок.

  2. Зелёный –листик, на ягодке зелёную ,,чашечку”.

  3. Жёлтые+ белый капельки. На ягодке.

  4. На листочках сделаем ,,жилки”, напишем ,,травку”, «завиток».

Индивидуальная помощь учащимся. Тихое звучание русских народных песен в исполнении ансамбля «Ивана - Купала».На протяжении всей работы на уроке на доске висит демонстрационное пособие с основными элементами хохломской росписи. Основные схемы – подсказки распределения крупных элементов в ТК.


Обобщение и систематизация знаний.

-Сейчас мы посмотрим, у кого что получилось

-Чему научились сегодня на уроке?

 - Что нового узнали о растительном орнаменте?

 - Какие элементы растительного орнамента характерны для хохломской росписи?

 - Какая из работ, по вашему мнению, может быть выставлена на школьной выставке поделок?

- Молодцы! Работа хороша если в ней польза и душа .

Уборка рабочих мест.


4-й этап Подведение итогов урока

Давайте покажем наши работы, гостям и «поворятам». Становимся друг против друга с ложками в руках и «кричалками» хвалим свой товар.


ж

Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Утицы, ложки, самовары.

На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Ложки золочёные, узоры кручёные,
Нет изделий краше
Хохломы нашей.


Е Подходи честной народная

Ярмарка к себе зовет

ярмарка не даст скучать

Будем петь и танцевать!


Выносит ученик карусель


Ложки, ложки

Расписные ложки,

Ложки золочёные

Узоры крученые

Хоть щи хлебай

А хоть музыку играй.


Наши деды на Руси — у любого ты спроси -

Эту ложку уважали, из берёзы вырезали.

Расписная ложка — лаковая ножка,

Красной ягоды глазок, золотистый завиток.

И для каши и для щей нету ложечки нужней,

И красива и легка — для любого едока.


Продаются ложки!

На земле нет полезней,

излечивают от болезни.

Куснёшь разок, не сломай зубок . (деревянными)


Видно сыт у нас народ.

Ложки наши не берёт.



Поглядите господа

В ложках красная икра.

Вкусная манящая

Корочка хрустящая

Будут быстро бегать ножки

Если съешь ты наши ложку.


Карусель. По ленте взяли, деревянные ложки, поделки и изделия.


Ж. Мы наелись от души, ну и ложки хороши!

А теперь пойдём плясать, да на ложечках играть!

(2 круга.)


Подведение итогов урока.


Е

Вижу знатно потрудились,

В мастеров вы превратились.

Вручить грамоту от мастера. Читать.


Данной грамотой

подтверждается

что,______________________

принят в подмастерья.


26.01.2015г

Мастер. Никитевич Е.А.


Рефлексия. Вам понравилось?

Посмотрите на Родословное древо. Мы обогатились с вами новыми знаниями, передадим древу свое настроение листьями. На столе разложены листья: кому было интересно, весело прикрепите - красные листья. Кому было не интересно, скучно крепим -коричневые листья.

Посмотрите как расцвело наше «Родословное древо».И так же как это древо,

Ж Мы желаем вам, стать настоящими мастерами, в любом деле, любом ремесле. А самая лучшая награда мастера-делиться своим мастерством. Просим отведать наших вкусных ложкек.



Всем спасибо!





















Литература
  1. Жегалова С. Роспись Хохломы. – Детская литературы, 1991 год.

  2. Матвеева Т.А. Резьба и роспись по дереву. 1983 год.

  3. Орлова Л.В. Знакомство с хохломской росписью. Методические рекомендации. 1994 год.

  4. Соломенникова О.А. Радость творчества. 2005 год














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Интегрированное занятие "Родословная ложки"

Автор: Никитевич Елена александровна

Дата: 02.06.2015

Номер свидетельства: 217128


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства