Интегрированное занятие дополнительного образования для 2 класса предметов "Технология" и "ИЗО". Включает интересную историю создания современной ложки, знакомит с различными видами ложек, учит изготовливать интересное блюдо, и сувениры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методы обучении: Репродуктивный, коммуникативный методы обучения, икт, практическая работа, упражнение, самостоятельная работа, творческий проект.
Реальные результаты: Выполнение творческого проекта.
Материалы. Мультимедийка. Презентация, наглядно-иллюстративный материал, технологическая карта. Слова для игры. Несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского узора – ягодами клубники. У детей ложки- заготовки под роспись(папье маше), : ковш утица из папье маше, кисти, гуашь, древо, образцы ложек и их разновидности. Баночка для воды. Влажные салфетки.
6. Целеполагание. Игра на закрепление материала «Составить родословную ложки».
7.
8.
9.
10
Ход занятия.
1. Звучит народная музыка .
2. 3акликалки
ж
Собирайтесь веселей, Дорогие зрители!
На занятье ждем детей, Ждем и их родителей!
Е Сообщим, пока не поздно, Есть условие одно: Сегодня нужно не лениться. Шуметь у нас запрещено!
ж
Зато можно всем учиться,
Друг другу можно помогать (выручать)
А так же нужно похвалиться
Если ты справишься на пять
е Не теряйте ни минутки, Слушайте внимательно
Что учитель говорит
Сделать обязательно!
ж
Навострите быстро ушки
И ответьте на вопрос
Чем таким, они играли?
Что за стук, и что за звон?
(-Какими инструментами играли мальчики ?)
е Загадка
Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка,
А помогут есть их (все хором) - ложка. Молодцы! Продолжаем в том же духе
3 Игра подбери рифму в стихотворении: Где махну я вверх рукою, там кричим мы дружно слово.
Е Ложка — труженик простой,
Кран подъёмный….. городской,
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или … картошку. (окрошку)
Поднимай скорее грузы,
Отправляй их прямо в …. рот. (пузо)
ж
Кто из вас знает, как появилась ложка?
Е А вы знаете какая у нее большая семья?
Ж А чтоб узнать тему сегодняшнего занятия разгадайте ребус. «Родословная ложки ».
По первым буквам картинки.
Е ?-А что означает слово родословная?
Ж .....................
4 Презентация «История ложки»
Ребята, для чего человеку нужна ложка? Оказывается, ложка- очень важный предмет. И без него невозможно обойтись. Ложка предназначена жидкой и полужидкой пищи
Учитель: Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка? Древний человек слепил из глины и обжег в костре.
В Греции, когда не было ложек, использовали ракушки.
В древнем Египте ложки вырезали из слоновой кости.
В Японии люди пользовались и пользуются до сих пор ложками-палочками, которые люди называют хаси.
Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано. Простые русские люди с незапамятных времён ели щи да кашу деревянными ложками. Ложку носили с собой, за поясом, чужому не давали. Прошло время, и мастера-ложечники стали украшать ложки резьбой по дереву. И у простых русских людей появились вот такие резные ложки .
А короли и цари, князья использовали серебряные и золотые ложки. Дорогая для людей. Народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться ею могли и крестьяне. Так появилась посуда с хохломской росписью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна. Это расписные ложки из села Хохлома. Искусство Хохломы – это гордость русской культуры. В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома, которое находится в центре России – на Волге, искусные мастера делали деревянную посуду из липы, берёзы, осины, расписывали её дивными узорами и отправляли в другие города по крупнейшим ярмаркам.
А сейчас наиболее часто, из какого материала используют ложки? Верно, современная ложка сделана из металла и называется ( металлической ложкой) .
5 Целеполагание
Е Игра на закрепление материала «Составить родословную ложки».
Е Поиграем и проверить что нового вы узнали про ложку?
На доске нарисовано древо. Корни – это старинные ложки, а остальные выросли в другие разновидности. Слушаем вопрос кто первый поднимет руку и правильно ответит получает право выбрать на столе нужную (названную) ложку и прикрепить ложку к древу.
Ж - Из чего была изготовлена самая первая ложка людей? ( глина)
- Какой ложкой кушали в Греции? Каким предметом греки заменяли ложки?(Ракушка)
- Какими ложками пользовались в Египте? (кость)
- Японская ложка это-? (палочки)
- Какой ложкой ели Русские люди? (дерево)
- Какой ложкой кушали цари? (золото серебро)
-Самая обычная ложка для нас из? (метал)
-В какую ложку засыпают листья чая и в ней их заваривают? (ситечко)
- При помощи, какой ложки помешивают варенье при варке в большой кастрюле? (дл. дерево)
- Какая ложка самая мягкая? (силиконовая)
-А эта ложка состоит из двух ложек? (щипцы)
-Название этой ложки произошло от слова «Шум»? (шумовка)
-С помощью этой ложки можно приготовить вкусные, сладкие, холодные шарики? ( увижу)
- Сидит на ложке, свесив ножки. Эта загадка про лапшу или длинные макароны , а какая ложка для макарон и спагетти? (черная)
-Эта ложка разделяет яйцо на две части - на белок, и желток? (смайлик)
-Самая маленькая ложка из всех родственников, но у нее самая длинная ручка? (кетчуп)
- Этой ложкой поливают различные блюда соусом. (груша)
Ж
На Руси людей, которые занимались изготовлением различных изделий называли, ремесленниками. Ремесло кормит. Мастер- лучший в своем ремесле. «Мастер своего дела»
Е. И мы вас сегодня будем учить приемам мастерства, а кто освоит его, того мы торжественно посветим в подМастерья!!! И он получит грамоту мастера!!! А для этого мы приступаем к выполнению практической работы.
Класс состоит из 2 групп-поварята и художники.
Практическая работа. «Украшение изделий из слоеного теста»
7 Собираемся на ярмарку убираем рабочие места и идем на ярмарку.
Становимся друг против друга с ложками в руках и кричалками хвалим свой товар.
Вижу знатно потрудились,
в мастеров вы превратились.
Практическая работа. «Роспись Хохлома»
Демонстрация, история, анализ, цвет.
Пробники, упражнение –элементы росписи.
Самостоятельная работа. Самоанализ. Уборка.
На ярмарку. Защита. Хоровод.
1-й этап
И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним роспись ложек и утицы-ковша. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Учитель предлагает рассмотреть хохломские изделия.
Очень давно, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. Крестьяне из деревень, каждую неделю приезжали на базар, ярмарку в село Хохлома. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось по сей день, расписную посуду хохломской зовут. Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли “золотые” руки мастеров. Вырезали, шлифовали, натирали глиной, маслом льняным, порошком алюминиевым, олифой, сушили. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Посмотрите, чем заканчивается линия? В травном орнаменте – завитком, а в растительном – цветком или ягодкой. По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, и по цене доступна всем.
Вопросы:
-Скажите пожалуйста чем отличается узор от орнамента?
-Какие цвета используют мастера?
-Какие узоры вы видите на посуде?
-Листики, ягодки, завитки, точечки.
- А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?
- Назовите, какие элементы росписи живут в росписи Хохломы
2-й этап
Выполняем учебное упражнение. Кисточка-солдатик.
- Как вы думаете с чего начать орнамент на утице? Цвета Хохломской росписи, красный, чёрный, зелёный, жёлтый цвета.
Затем пишем ягоды красной краской в форме ,,клубники”.
Следующий этап – пишем листочки зелёной краской.
Показывает в росписи элементы травки. Обращаю внимание на то, как располагается травка. Уточняю каждый элемент травки – реснички, травники, усики, завитки. Учебное упражнение выполняется на пробнике-черновике.
Вопросы: - Назовите, какие элементы росписи мы попробовали писать красками на черновике? (ресничка, листик, завиток, ягодка-клубничка)
Я предлагаю посмотреть у кого лучше всех получилась роспись (ученик должен выбрать любую понравившуюся ложку, показать всем и объяснить, почему он ее выбрал)- тем мы доверим роспись утицы(2-3 подмастерья). Утица-ковш родственница ложки-поварёшки, черпака-только большая. -Это сувенир, праздничная посуда, набор – значит роспись должна быть одинаковая и на утице и на ложках очень красиво и аккуратно. Вспоминаем как начинали? Алгоритм: ягодка, листик, бортик ложки, ручка-хвостик, травка. Смотрим этапы выполнения по технологической карте.
3-й этап
Самостоятельная работа учащихся. «Выполнение росписи на изделиях».
Ребята, вот мы с вами и познакомились с историей возникновения хохломской росписи. Сейчас мы приступим к самостоятельному заданию: будем расписывать хохломскую ложку. Поверхность не ровная как в упражнении. Краску берём чуть – чуть на кончике кисти.
Ягодка –красный. Ножка. Шейка. Ободок.
Зелёный –листик, на ягодке зелёную ,,чашечку”.
Жёлтые+ белый капельки. На ягодке.
На листочках сделаем ,,жилки”, напишем ,,травку”, «завиток».
Индивидуальная помощь учащимся. Тихое звучание русских народных песен в исполнении ансамбля «Ивана - Купала».На протяжении всей работы на уроке на доске висит демонстрационное пособие с основными элементами хохломской росписи. Основные схемы – подсказки распределения крупных элементов в ТК.
Обобщение и систематизация знаний.
-Сейчас мы посмотрим, у кого что получилось
-Чему научились сегодня на уроке?
- Что нового узнали о растительном орнаменте?
- Какие элементы растительного орнамента характерны для хохломской росписи?
- Какая из работ, по вашему мнению, может быть выставлена на школьной выставке поделок?
- Молодцы!Работа хороша если в ней польза и душа .
Уборка рабочих мест.
4-й этап Подведение итогов урока
Давайте покажем наши работы, гостям и «поворятам». Становимся друг против друга с ложками в руках и «кричалками» хвалим свой товар.
ж
Солнце яркое встаёт, Спешит на ярмарку народ. А на ярмарке товары: Утицы, ложки, самовары.
На мой товар полюбуйтесь, Только не торгуйтесь! Ложки золочёные, узоры кручёные, Нет изделий краше Хохломы нашей.
Е Подходи честной народная
Ярмарка к себе зовет
ярмарка не даст скучать
Будем петь и танцевать!
Выносит ученик карусель
Ложки, ложки
Расписные ложки,
Ложки золочёные
Узоры крученые
Хоть щи хлебай
А хоть музыку играй.
Наши деды на Руси — у любого ты спроси -
Эту ложку уважали, из берёзы вырезали.
Расписная ложка — лаковая ножка,
Красной ягоды глазок, золотистый завиток.
И для каши и для щей нету ложечки нужней,
И красива и легка — для любого едока.
Продаются ложки!
На земле нет полезней,
излечивают от болезни.
Куснёшь разок, не сломай зубок . (деревянными)
Видно сыт у нас народ.
Ложки наши не берёт.
Поглядите господа
В ложках красная икра.
Вкусная манящая
Корочка хрустящая
Будут быстро бегать ножки
Если съешь ты наши ложку.
Карусель. По ленте взяли, деревянные ложки, поделки и изделия.
Ж. Мы наелись от души, ну и ложки хороши!
А теперь пойдём плясать, да на ложечках играть!
(2 круга.)
Подведение итогов урока.
Е
Вижу знатно потрудились,
В мастеров вы превратились.
Вручить грамоту от мастера. Читать.
Данной грамотой
подтверждается
что,______________________
принят в подмастерья.
26.01.2015г
Мастер. Никитевич Е.А.
Рефлексия. Вам понравилось?
Посмотрите на Родословное древо. Мы обогатились с вами новыми знаниями, передадим древу свое настроение листьями. На столе разложены листья: кому было интересно, весело прикрепите - красные листья. Кому было не интересно, скучно крепим -коричневые листья.
Посмотрите как расцвело наше «Родословное древо».И так же как это древо,
Ж Мы желаем вам, стать настоящими мастерами, в любом деле, любом ремесле. А самая лучшая награда мастера-делиться своим мастерством. Просим отведать наших вкусных ложкек.
Всем спасибо!
Литература
Жегалова С. Роспись Хохломы. – Детская литературы, 1991 год.
Матвеева Т.А. Резьба и роспись по дереву. 1983 год.
Орлова Л.В. Знакомство с хохломской росписью. Методические рекомендации. 1994 год.