kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Интерпретация древних традиций в современной керамике»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре по декоративно-прикладному искусству.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Интерпретация древних традиций в современной керамике»»

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи имени. И.Х. Садыкова»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан











ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ СЕМИНАРЕ

«Декоративно-прикладное творчество в современных условиях: модель обучения, традиции и новации»


«Интерпретация древних традиций в современной керамике»













Составитель:

Борисова Эльмира Фаридовна,

методист,

педагог дополнительного образования




Нижнекамск, 2019 год

Интерпретация древних традиций в современной керамике.

Возвращение к истокам национальных традиций, творческое осмысление и практическое их применение в новейшей трактовке – залог развития современного искусства.

Традиция – (от лат. Tradere – передавать; traditio – передача) – обычаи, мировоззрение и убеждения, опыт, неписаный общественный закон, нормы и манеры поведения, принятые предпочтения, сложившиеся в народной среде исторически, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени. Передача указанных ценностей имеет свои особенности, которые существуют не столько в сфере материального, сколько в сфере духовно-культурного и морального. Соответственно, традиционализм – философское учение о сохранении самобытных этнокультурных, национальных, исторических и религиозных традиций.

Бытует мнение, что сохранение традиций в их первоначальном виде невозможно, поскольку сам прогресс препятствует этому. Баланс новаторства и традиций является залогом содержания творческого равновесия. Скажем, сегодняшняя вышивка не может быть выполнена на домотканом льняном или конопляном полотне, поскольку полотно такое изготавливают фабрики. Замешивать глину на строительство дома тоже не рентабельно, поскольку есть новые, более практичные материалы для строительства, и это – следствие прогресса. Итак, традиционализм – философское учение, которое предполагает не только сохранение традиций, но и трансформацию их в соответствии с развитием прогресса.

История народных промыслов дает нам примеры перестройки и изменений даже в основополагающих частях местной художественной системы. Правда, эти изменения зависят не только от творческой воли мастера, но и от объективных условий общего прогресса. Тем не менее при всей устойчивости материала, определяющего суть самого искусства промысла, в нем происходили и происходят процессы замены отдельных составных частей, обусловленные временем, материально-техническими новшествами. Смена красок в росписи, замена олифы лаками, оловянного порошка в хохломской росписи алюминиевым, вытеснение шелковых нитей хлопчатобумажными, появление в 1870 — 1880-х годах анилинового гаруса в текстильных видах искусства — все это вносило заметные коррективы в сложившиеся традиции, кардинально меняло не только колорит произведений, но также их фактуру, влияло на общий стиль и характер. Далеко не всегда эти новшества сразу обогащали традиции, нередко они наносили ущерб художественным достоинствам произведений. Но многолетний опыт „выправлял“ эти потери, либо отвергая новшество, либо преобразуя его в русло традиций. Так, например, народные мастера сумели освоить яркость и звучность окрашенной анилином шерсти и найти в ней своеобразную красоту. С анилиновыми же красителями родилась веселая пестрота и нарядность многих глиняных игрушек.

В наши дни уже ни у кого не вызывает сомнения эстетическая ценность произведений народного искусства. Но возрастание эстетической роли самих предметов — явление не новое. Общеизвестна, например, исторически оправданная смена функций произведений глиняной пластики — от домашней утвари, ритуального символа до игрушки и произведений малой скульптуры. Еще в XIX веке в ряде центров стали делать фигурки, которые предназначались для украшения подоконников и горок с посудой в подражание дорогой фарфоровой пластике. И это их новое назначение привело к расширению сюжетно-тематического характера произведений и усилению в них изобразительного начала. Таково происхождение ряда сюжетов в дымковской, филимоновской, тульской игрушке. Иногда и изменения материалов нередко влекут за собой изменения традиционного колорита. Усиление декоративности росписи глиняной игрушки, обусловленное изменением ее содержания, в Филимонове выразилось в последние десятилетия в систему чередования малиновых, желтых и сине-зеленых полос на фоне естественного цвета обожженной глины. В дымковской игрушке в это же время в связи с переходом мастериц к росписи поливинилацетатной темперой традиционный колорит не только существенно изменился, но стал иметь существенные отличия. Вместо яркого нарядного буйства цвета, который появился в работах дымковских мастериц только в 1920-е годы, теперь в ней преобладает оранжево-желтая тональность.

Отечественные мастера керамики постоянно открывают богатейшие возможности эстетической выразительности этого материала, основанные на синтезе формы, цвета и пространства, осваивают новые темы и аспекты реальности, расширяют символическое значение декоративной формы.

Особые свойства обожженной глины позволяют создавать значительные крупномасштабные работы, вступающие в контекст с архитектурой и дизайном, участвовать в оформлении ландшафтной среды. Современная керамика является полем экспериментального творчества, в ней отражаются разные направления современного искусства, такие как поп-арт, гиперреализм, концептуализм, видео-арт, создание инсталляций и арт-объектов. Соблюдение и использование традиций в новых социально-экономических и культурных условиях, неоспоримо, но их трансформация в условиях развития нации, сохранение своеобразия и идентичности в эпоху глобализации и интернационализации культур неизбежный процесс.

Если традиционные сувениры в гжели - это маленькие фарфоровые статуэтки, посуда то сейчас можно встретить целые комнаты под гжель или хохлому, некоторые элементы декора на современной бытовой технике как холодильник и др.

Расписывают не только мебель или фигурки, но и одежду, многие люди носят одежду, сделанную под разные росписи, делают даже коллекции одежды под гжель. Голливудские звезды тоже любят Гжель и Хохлому, Джулия Робертс пришла на премьеру фильма в платье с орнаментом гжели, леди гага на одном выступлении была одета в костюм сделанный под гжель

Традиции – это элемент культуры народа. Культура тесно связана с художественным творчеством, новаторством, если традиции в искусстве перестают обновляться и творчески развиваться, они становятся музейным экспонатом. Таким образом воплощаясь в новых формах, меняясь в цветовом решении традиции продолжают духовную жизнь народа, подчеркивая его архаичное происхождение и указывая на эволюционный, путь развития.




Список литературы

1 О судьбах народного искусства см.: Декоративное искусство СССР, 1959, №11; 1960, №3-6, 8, 10-12; 1961, №7. О народности и современности см.: Декоративное искусство СССР, 1975, №8; 1978, №8.

2 В.И. Чичеров. Вопросы теории и истории народного творчества. М., 1959; В.Е. Гусев. Эстетика фольклора. Л., 1967; П.Г. Богатырев. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

3 В.С. Воронов. О крестьянском искусстве. М., 1972; В.М. Василенко. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М., 1974; Т.М. Разина. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства. М., 1970.

4 М.А. Ильин. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI-XX веков. М., 1976, с. 13-159.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Интерпретация древних традиций в современной керамике»

Автор: Борисова Эльмира Фаридовна

Дата: 05.04.2019

Номер свидетельства: 506148


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства